Аннотация: "Город Бессмертных" - 3-й очерк в цикле "Кишинёв Алхимический". Рассказ об удивительном Городе Бессмертных в Бессарабии и о таинственном Пути Освобождения...
. ГОРОД БЕССМЕРТНЫХ
"Над бурей поднятый маяк..." (1)
Целый букет тайн и откровений встретил Александра Сергеевича Пушкина в Бессарабии.
Огненные песни цыган и походы с их табором. Мистические ритуалы масонов из кишинёвской ложи "Овидий 25". Удивительный Лабиринт Тетраморфа на пустынной окраине Кишинёва; десятилетия спустя ставший Парком Пушкина и центром города...
Но и в этом волшебном букете Город Бессмертных сияет особенным Светом, подобно Маяку Любви из сонета Шекспира:
"Мешать соединенью двух сердец
Я не намерен. Может ли измена
Любви безмерной положить конец?
Любовь не знает убыли и тлена.
Любовь - над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь - звезда, которою моряк
Определяет место в океане.
Любовь - не кукла жалкая в руках
У времени, стирающего розы
На пламенных устах и на щеках,
И не страшны ей времени угрозы.
А если я не прав и лжет мой стих,
То нет любви - и нет стихов моих!"
(Шекспир. Сонет 116. Перевод С. Маршака)
Бендеры. Город Бессмертных (2)
Мудрые люди посвятили Александра Сергеевича в эту тайну. В Бессарабии есть очень странный город - Бендеры. Ни один из тысяч его жителей не умер за последний десяток лет!
В конце концов, это оказалось странным и в масштабе огромной Российской Империи! Сам государь император отправил в Бессарабию большую комиссию из Санкт-Петербурга.
Все приличные люди помирают когда-нибудь. Но жители Бендер перестали делать это. Кто позволил такое и на каком основании?!
Власти пустынной Бессарабии юлили и извивались перед грозной комиссией из столицы Империи. Но под давлением и угрозами кое-какая правда всплыла...
Путь Освобождения и Люди Икс (3)
Крепостные крестьяне Российской Империи фактически были рабами своих помещиков. И порой они убегали от хозяев-рабовладельцев.
Помещики немедленно оповещали полицию, и беглецов объявляли в розыск по всей Империи.
Но тут в игру вступают некие Неизвестные - Люди Икс. И их способности явно превышают способности обычного человека. Люди Икс создают для беглых рабов Дорогу Исхода, Путь Освобождения.
Дорога вела на окраину Империи - в дикую и пустынную Бессарабию.
"Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился..."
Там, во мраке пустыни, беглый раб получал имя мёртвого жителя Бендер. Но бывший раб и бывший мертвец оживал по воле Божьей. И становился Человеком Дороги, бродником, вольным казаком, гайдуком, берладником...
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей"...
Итак, комиссия российского императора установила связь между Бендерами, Городом Бессмертных, беглыми крепостными и Дорогой Исхода.
Но кто организовал эту загадочную Дорогу? Кем были неизвестные Люди Икс, Проводники Душ, ангелы-спасители, шестикрылые серафимы из покрытой мраком пустыни?!
Этого комиссия выяснить так и не смогла. Но наш дальнейший разговор пойдёт именно об этих проводниках!
Пушкин и Гоголь. Мёртвые души (4)
Рассказ о Городе Бессмертных произвёл на Пушкина огромное впечатление. Он приезжал в Бендеры несколько раз. Бродил по крепости, городу, и его окрестностям.
Он видел в истории Города Бессмертных нечто гораздо большее, чем просто дело о хитрой афёре, пусть и грандиозной...
Он видел историю Величайшего Пути, который одиночка пройти не может. Даже если этот одиночка - гений.
Так рождался замысел "Мёртвых душ", над которым с самого начала работали два гения - Пушкин и Гоголь.
Вот что можно узнать об этом в справочной литературе:
"... Сюжет поэмы был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года. Сведения об этом восходят к "Авторской исповеди", написанной в 1847 году и опубликованной посмертно в 1855 году, и подтверждаются надёжными, хотя и косвенными, свидетельствами...
Замысел для "Мёртвых душ" зародился у Пушкина во время его кишинёвской ссылки. Ему якобы рассказали, о чём свидетельствовал полковник Липранди, что в городе Бендеры, со времени присоединения к России, кроме военных никто не умирает. Дело в том, что в начале XIX века в Бессарабию бежало достаточно много крестьян из центральных губерний Российской империи. Полиция обязана была выявлять беглецов, но часто безуспешно - они принимали имена умерших. В результате в Бендерах в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одной смерти. Началось официальное расследование, выявившее, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов. Много лет спустя похожую историю Пушкин, творчески преобразовав, рассказал Гоголю...
Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее - в Италии. К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к "священному завещанию поэта" и литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующему открыть судьбы России и мира..."
(Википедия "Мёртвые души")
Две стороны Дороги Исхода (5)
Работа над "Мёртвыми душами" не случайно совпала у Гоголя с большим заграничным путешествием. И совсем не случайно конечным и главным пунктом этого путешествия стала Италия...
Город Бессмертных и Путь Освобождения тесно связаны. Но Путь Освобождения имеет два аспекта - физический и духовный.
Неимоверно сложно освободиться от власти помещика-рабовладельца, за которым стоит огромная империя! Но придти к духовному освобождению на порядки труднее...
И, всё же, один странник, не только прошёл этот путь духовного освобождения, но и подробно описал его в своей книге. Этого Странника звали Данте, а книга называлась "Божественная комедия"...
Странники и Проводники (6)
"... Известно, что творчество Данте очень интересовало и волновало А. С. Пушкина, который во многом ради изучения дантовского наследия, ради изучения "Божественной комедии" даже освоил итальянский язык; можно сказать, что величайший итальянский поэт был литературным наставником для величайшего русского. Явное влияние творчества Данте на Пушкина можно проследить в таких произведениях русского поэта, как стихотворение "В начале жизни школу помню я", впервые в российской литературе написанное терцинами; два подражания-пародии "Аду" 1832 года: "И дале мы пошли..." и "Тогда я демонов увидел чёрный рой"; "Скупой рыцарь", где Барон Филипп многими своими чертами удивительно напоминает дантовских ростовщиков и скупцов, и в особенности падуанца Реджинальдо дельи Скровеньи из XVII песни "Ада"..."
(Википедия. "Божественная комедия")
"... Н. В. Гоголь задумал создать произведение, подобное "Божественной комедии". В годы жизни в Италии Гоголь много читал Данте, и в Москве друзья постоянно заставали его за чтением "Божественной комедии". Идея и план "Мертвых душ", как их мыслил Гоголь, очень близки основной идее (нравственного совершенствования человека) и плану "Комедии". Как и Данте, Гоголь делит свою поэму на три части; внутренний смысл каждой из них должен был соответствовать дантовским "Аду", "Чистилищу" и "Раю". Ближайшие друзья Гоголя, сравнивая замысел "Мёртвых душ" с "Божественной комедией", сомневались в том, что Гоголю удалось бы, "подобно Данту, довершить свою Divina Comedia Чистилищем и Раем". Можно заметить, что они оказались правы: Гоголь, закончив первую часть "Мёртвых душ", на протяжении 10 лет, с 1842 по 1852 год, дважды пытался написать вторую часть, но также дважды все написанное отправлялось в огонь; в конце концов это привело к полному духовному истощению писателя..."
(Википедия. "Божественная комедия")
У Странника Данте на Пути Освобождения были два Проводника. Поэт Вергилий сопровождал его через Ад и Чистилище. А через сферы Рая Данте вела его умершая возлюбленная - Беатриче.
Века спустя и сам поэт Данте стал Проводником для двух Странников - Пушкина и Гоголя, хранителей тайны Города Бессмертных и создателей поэмы "Мёртвые души" - самой загадочной и великой книги русской литературы...
Люди Икс. Масоны и Фармазоны (7)
Итак, Дорога Исхода, приводящая беглых рабов в Бендеры, Город Бессмертных. И загадочные Люди Икс - организаторы этой дороги. Кто они - масоны, декабристы, цыгане, бродники, берладники?!
Чем глубже мы копаем эту историю, тем более фантастическая картина нам открывается!
В "Пророке" Пушкин описывает обряд посвящения в "пустыне мрачной". Пройдя ритуальную смерть, Посвящённый из "трупа в пустыне" превращается в "пророка", в ПУСТЫННОГО МУДРЕЦА.
Возможно, это описание масонского ритуала в кишинёвской ложе "Овидий 25".
Масоном, кстати, считают соседи-помещики пушкинского героя Евгения Онегина:
"...Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Всё да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с". Таков был общий глас..."
Описано сочно и с юмором, и воспринимается как шутка. Которую неоднократно цитировали.
А вот предыдущую строфу многие читатели быстро пробегали и забывали. А ведь именно в ней описана настоящая причина того, что Онегина заподозрили в связи с масонами!
"...Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак..."
Да, герой романа в стихах предстаёт здесь как "пустынный мудрец", который освобождает рабов от ярма барщины!
Но Дорога Исхода вела двух странников - Пушкина и Гоголя - дальше - от романа в стихах "Евгений Онегин" к поэме в прозе - "Мёртвые души"...
Дорога Исхода. Карта (8)
Итак, два молодых писателя-романтика - Пушкин и Гоголь - решили создать нечто подобное великой "Божественной Комедии" Данте. А Данте описал дорогу, идущую через Ад и Чистилище в Рай.
"Мёртвые души" также должны были вести через эти три пространства, и, соответственно, состоять из трёх томов.
Как мы уже говорили, на Дороге Исхода есть особые существа - Проводники, Супергерои. Те, кто помогает Людям Дороги пройти путь из Рабства к Свободе.
Но у Супергероев есть и враги - Суперзлодеи. Суперзлодеи, как минимум, не менее могущественны, чем Супергерои.
Ведь Царство Свободы находится в пустынной Бессарабии, в диких краях на окраине цивилизации. А цивилизация - это и есть Империи Рабовладельцев - Ад.
Суперзлодеи. Бесы (9)
Цель Проводников - помочь обрести Силу и найти Путь.
Цель суперзлодеев, бесов - превращать людей в Рабов Слабости, Одномеров...
Намерение двух гениев-романтиков рассказать о Пути в Город Бессмертных встревожило владык Империи Рабства. Легионы бесов были подняты по тревоги.
Беспощадная охота на двух гениев началась...
"Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне..."
(А. С. Пушкин "Бесы")
Охота на Пушкина (10)
Растущий рой проблем атаковал Пушкина в последние годы его жизни.
Внезапно ставший очень популярным поэт для властей Империи, включая самого императора, был опасным вольнодумцем и смутьяном.
За близость к декабристам и масонам и крамольные стихи поэт был отправлен в ссылку. А затем - уволен со службы.
Цензура неоднократно препятствовала публикации его стихов. Кроме того, "не по долгу службы, а по зову сердца" влиятельная группа представителей "высшего света" организовала травлю поэта...
Но вопреки всему этому популярность Пушкина росла. И это могло стать источником хорошего заработка для оставшегося без чиновничьего оклада поэта.
Однако, по странному стечению обстоятельств издательские проекты Пушкина вместо ожидавшихся прибылей принесли новые убытки и новые долги.
Пушкину пришлось заложить за долги родовое имение, которое досталось ему от недавно умершей матери. Его душевное состояние в последние недели перед роковой дуэлью было крайне тяжёлым...
Смена Кумиров (11)
Но для чего понадобилась новая Карта Дороги Исхода, если Данте создал прекрасную старую? И почему возможное появление этой новой карты так встревожило Владык Цивилизации Рабства?!
Ответы лежат в особенностях той бурной и переломной эпохи, в которой жили бунтари-романтики Пушкин и Гоголь...
И это - эпоха восхода новой - Индустриальной Цивилизации. Промышленная Революция была её двигателем, стремительная урбанизация стала её следствием.
Британская Империя - лидер Промышленной революции, она началась в Великобритании уже в конце 18-го века. А в 19 -м Промышленная ревоолюция перекинулась на Западную Европу и США.
Переход от Цивилизации Агарного Рабства к Индустриальной Цивилизации принёс и новую идеологию - идеологию "Просвещения". Место прежних кумиров и идолов заняли новые: Рационализм, Разум, Наука.
Просвещение и его идолы обещали небывало изобильную и мирную жизнь...
"... А ведь живем мы в замечательное время, и не нуждается оно в выдумках и ложном украшательстве!
В Академии Гномдора, этом признанном центре волканской науки сейчас разрабатывается действительно грандиозный проект: "Паровая Революция".
Машины, движимые силой пара, вот ключ к грядущему счастью Человечества, гномов и эльфов!
Паровая революция принесет процветание и материальное благополучие всем. А значит - исчезнут причины для войн! Исчезнет и тяжелый физический труд.
Юноши и девушки! Жизнь станет лучше не от медитаций и прочих форм убогого самокопания. Паровой революции нужны ваши пытливые умы, умелые руки и вдохновенные сердца.
Участие в паровой революции - вот что способно сделать увлекательной вашу жизнь и наполнить ее глубоким смыслом!..."
(Алекс Грин "Тропа в Огнеморье". Речь доктора Фредди из Академии Гномдора)
Рай, обернувшийся Адом (12)
"... Быстрая урбанизация и рост числа наёмных рабочих чрезвычайно обострили социальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относительно небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обрабатывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось всё меньше. Мигрировавшим в города крестьянам приходилось с трудом приспосабливаться к непривычным условиям городского быта.
На протяжении XIX - начала XX века жилищные условия большинства наёмных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены...
Была также распространена "сдача коек постояльцам", практиковавшаяся семьями, снимавшими квартиры. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причём мужчина, работавший днём, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине XIX века писали, что в Ливерпуле "от 35 до 40 тысяч населения живёт ниже уровня почвы - в погребах, не имеющих вовсе стока...".
До изобретения газового освещения продолжительность рабочего дня на предприятиях зависела от естественного освещения, но с появлением газовых горелок фабрики получили возможность работать в ночное время. Во Франции многие бумагопрядильные фабрики в 1840-х годах установили рабочий день в пределах 13,5-15 часов, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за смену. На английских фабриках в 1820-1840-х годах рабочий день за вычетом трёх перерывов для приёма пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтрак и ужин) длился 12-13 часов. Распространённой становилась работа по воскресным дням.
В промышленности начал массово использоваться женский труд и впервые в истории множество женщин начало трудиться вне дома. При этом на текстильных фабриках мужчины работали надзирателями и квалифицированными механиками, а женщины обслуживали прядильные и ткацкие станки и получали меньшую зарплату, чем мужчины. Внедрение машин позволяло использовать элементарно обученных, малоквалифицированных работников и поэтому повсеместным явлением также стал дешёвый детский труд. В 1839 году 46 % фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста. Официально признавалось: "бывают случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с пяти, шести, семи и восьми лет в рудниках"..."
(Википедия "Промышленная революция")
"... Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди - большие, взрослые люди - не переставали обманывать и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, - красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что́ они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом..."
(Лев Толстой "Воскресение")
Новое Рабство и Новый Исход (13)
Итак, идолы "Просвещения" - Разум и Наука - не принесли обещанное освобождение из рабства! Более того, плоды "Прогресса" - паровые машины и газовые фонари помогли резко усилить эксплуатацию рабов, превратив их жизнь в кошмар наяву.
Верхи, паразиты Индустриальной Цивилизации оказались ещё большими чудовищами, чем паразиты Цивилизации Аграрного Рабства.
Могущество новых - техно-паразитов - технократов возросло неимоверно. Но и они не были всемогущи!
Почему-то техно-паразитов сильно обеспокоило намерение двух бунтарей-романтиков рассказать о новом Пути Исхода в Новую Пустыню. И о Городе Бессмертных в этой Пустыне, где бывшие рабы-мертвецы возрождаются для новой, свободной жизни.
Так почему могущественных паразитов и бесов напугала история, похожая на сказку?!
В чём её Тайна, и в чём её Сила?!
Это - прекрасные вопросы! Вопросы, которым стоит посвятить годы жизни...
А мы посвятим им следующие главы очерка "Город Бессмертных". Третьего очерка в цикле "Кишинёв Алхимический...