Аннотация: Всю историю человечества до бронзового века условно можно назвать предысторией становления цивилизации, так как она носила приспособительный характер к локальным условиям, складывающимся в ареале возникновения культур. Если до появления бронзы основными материалами, используемыми в быту, были чисто природные, такие как камень, глина и песок, то с появлением бронзовых изделий резко расширилось использование дерева. И прежде всего - в сфере строительства гужевого транспорта и судостроении. Почти с уверенностью можно полагать, что колесо со спицами обязано своим появлением именно бронзовым инструментам, так же как и массовое строительство судов стало возможным после появления технической возможности распила дерева на доски с применением бронзовых инструментов. Революционное появление транспорта существенно изменило динамику миграционных процессов, что в условиях возросшей плотности населения привело к росту вооружённых конфликтов и сильно повлияло на быт населения, заставив его концентрироваться ближе к укреплённым поселениям и городищам. Таким образом, миграционные возможности племён оказались в существенной зависимости от обладания бронзовыми изделиями и вообще от источников металла. В этой связи становится понятным, почему древние металлургические центры становятся своеобразными центрами инициации миграционных процессов. Есть ещё одна причина такой инициации - антропогенное воздействие на природу в местах производства металла, которое заключалось в интенсивной вырубке деревьев для производства древесного угля, необходимого для плавильных печей. Особенно это было критично для лесостепных районов, где исчезновение деревьев побуждало к забросу и рудных мест, а вместе с ними приводило к массовой миграции в поисках более благоприятных мест. Вот, исходя из этих изложенных оснований, и предпринята попытка систематизации известных археологических культур первой половины бронзового века.
|