Гуров Валерий Александрович
Становление цивилизации. Эпоха бронзы. Часть 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Всю историю человечества до бронзового века условно можно назвать предысторией становления цивилизации, так как она носила приспособительный характер к локальным условиям, складывающимся в ареале возникновения культур. Если до появления бронзы основными материалами, используемыми в быту, были чисто природные, такие как камень, глина и песок, то с появлением бронзовых изделий резко расширилось использование дерева. И прежде всего - в сфере строительства гужевого транспорта и судостроении. Почти с уверенностью можно полагать, что колесо со спицами обязано своим появлением именно бронзовым инструментам, так же как и массовое строительство судов стало возможным после появления технической возможности распила дерева на доски с применением бронзовых инструментов. Революционное появление транспорта существенно изменило динамику миграционных процессов, что в условиях возросшей плотности населения привело к росту вооружённых конфликтов и сильно повлияло на быт населения, заставив его концентрироваться ближе к укреплённым поселениям и городищам. Таким образом, миграционные возможности племён оказались в существенной зависимости от обладания бронзовыми изделиями и вообще от источников металла. В этой связи становится понятным, почему древние металлургические центры становятся своеобразными центрами инициации миграционных процессов. Есть ещё одна причина такой инициации - антропогенное воздействие на природу в местах производства металла, которое заключалось в интенсивной вырубке деревьев для производства древесного угля, необходимого для плавильных печей. Особенно это было критично для лесостепных районов, где исчезновение деревьев побуждало к забросу и рудных мест, а вместе с ними приводило к массовой миграции в поисках более благоприятных мест. Вот, исходя из этих изложенных оснований, и предпринята попытка систематизации известных археологических культур первой половины бронзового века.

  В эпохе бронзы или бронзовом веке выделяют три периода: ранний бронзовый век, средний бронзовый век и поздний век бронзы. Начало эпохи бронзы относят к IV тысячелетию до н.э.
  Переход от энеолита к эпохе бронзы в эволюционном плане - рубежный этап, с которого начинается цивилизационное развитие человечества, если исходить из определения цивилизации как этапа развития общества, характеризующегося устойчивой социальной организацией, экономическим устройством, политическими институтами и культурными достижениями. Этому периоду предшествовали ряд особенностей социумных процессов, повлиявших на последующий ход цивилизационного развития человечества.
  На первое место из таких особенностей следует поставить доведенное до совершенства мегалитическое строительство. Корни его начинаются едва ли не в палеолите и внезапно завершаются на раннем этапе эпохи бронзы. По логике вещей, казалось бы наоборот, появление более совершенных орудий труда должно было бы дать толчок к дальнейшему развитию мегалитического строительства. Но нет. Все, чем может отметиться подобное строительство в бронзовом веке, да и в железном тоже, - это возведением скульптурных колоссов и культовых зданий по типу Вавилонской башни. Вот эта логическая несовместимость ограниченных ручных возможностей с тщательностью обработки огромных по размеру и весу каменных глыб, нередко весьма твердых; отсутствие технических приспособлений и ограниченность человеческих возможностей по перемещению сотни, а то и тысячетонных глыб на большие расстояния; колоссальные затраты ручного труда, необходимого для перемещения каменных изделий на большие расстояния, при ограничениях на численность привлекаемой рабочей силы из-за низкой производительности хозяйств, способных поддержать жизнедеятельность этих рабочих; примитивность жизнеустройства социумов и необходимость больших временных затрат на доведение до совершенства грандиозных поверхностей каменных изделий; огромное количество тщательно обработанных каменных изделий, которые так и не были использованы в деле; большое количество непонятного назначения трудоемких вырезаов в каменных изделиях; применение весьма трудоемкой полигональной кладки в стенах, практическое назначение многих из которых не поддается логическому объяснению; создание целого ряда высоко художественных резных дворцов из каменных монолитов на территориях Индии и Индокитая; строительство огромной протяженности каменных дорог и подземных ходов - вызывает у многих чувство внутреннего протеста из-за попыток археологов приписать такие достижения племенам, силою обстоятельств оказавшимся владельцами мегалитов. Вызывает вопросы и то, что время создания мегалитов определяется по времени появления органических остатков жизнедеятельности таких племен, вместо того чтобы сделать попытку установления такого времени по более объективным носителям. Хотя бы таким, как органические остатки в подстилающей поверхности.
  Среди множества мегалитов особое место занимают дольмены, прежде всего из-за своей многочисленности и разбросанности по территориям Евроазиатского континента, Африки, и Южной Америки. Значительная их часть не отличается тщательностью обработки каменных плит, но зато впечатляет массивность самих каменных плит. О времени возведения дольменов нет достоверных данных. Есть лишь косвенные оценки по органике, иногда находимой в дольменах.
  Идентичность конструктивного оформления дольменов и историческая давность их возведения делают правдоподобной версию о защитной функции первоначально возводимых дольменов от некого ожидаемого космического воздействия по типу метеоритного дождя. И лишь затем эти конструкции, спасшие жизнь многим свидетелям планетарного катаклизма, приобрели у аборигенов магический смысл, превратившись в объекты культового поклонения и последующего копирования. Кто был инициатором и исполнителем такого проекта остается только догадываться, но, скорее всего, не автохтонное население. В дальнейшем возводимые дольмены почти повсеместно в разных частях света выделяются от других построек своей монументальностью, нередко занимая центральное местоположение среди жилых построек, подчеркивая тем самым ведущую роль служителей культа в социальной жизни сообществ и племен. Вот такая особенность дольменов и мигренов позволяет выдвинуть версию, что именно с них берет начало практика возведения специализированных культовых сооружений как для совершения обрядов, так и как мест обитания служителей культа.
  Еще одной отличительной особенностью эпохи бронзы является градообразование, как системный признак становления цивилизации. Есть разные точки зрения на побудительные причины урбанизации, в том числе и такая:
  "Город - это скопление жилищ, как бы в страхе жмущихся друг к другу, обычно обнесенных стеной. Город - двуликое трагическое детище двойственной истории человечества - стоит у ее истоков. "Городская революция" есть рубеж исторического и доисторического миров... Город - символ изоляции человека от природы и одновременно символ его творческой активности" [1].
   Однако представляется, что более обоснованной причиной становления городов является их определяющая роль в перераспределении прибавочного продукта. Города стихийно чаще всего возникали именно как места, где интенсивно осуществлялся обмен товарами и продуктами. Необходимым приложением к обмену являлись подъездные дороги, средства доставки товара, места обслуживания участников обмена, административные структуры, регулирующие неизбежные споры при обмене и осуществлявшие защиту интересов, склады, охрана и само собой разумеется - структуры обслуживания всего этого обменного механизма, включая ремесленников. И всем тем, кто участвовал и обслуживал этот социальный механизм где-то надо было жить. И чем больше разрастался вот такой торгово-обменный пункт, тем больше материальных ценностей концентрировалось в нем, и тем больше возникало соблазна оприходовать эти ценности в своих интересах у сторонних сил. Если, конечно, такие силы имелись в достижимом отдалении. И тогда с неизбежностью возникало строительство защитных сооружений, формировались и содержались люди, способные отстоять ценности и торговый люд от корыстных посягательств.
  Вот на таких принципах возникают еще в неолите первые поселения, претендующие на города.
   Сложности транспортировки значительных объемов товара на большие расстояния обусловили возникновение городов в основном на побережьях рек. И обусловлено это было тем, что с появлением бронзы обработка древесины перестала быть весьма трудоемким занятием. Заготовка древесины, ее обработка и применение при строительстве жилищ и плавсредств, становится массовым явлением. Лишь со временем, когда начинается использование вьючных животных, а кое где и гужевого транспорта, возникают города и в отдалении от водных путей.
  Особенностью первых крупных поселений городского типа являлась их компактность. Жилые постройки часто строились впритык друг к другу и нередко вкруговую. Такая компактность экономила строительные усилия, но с ростом размеров протогородов из-за скученности такая плотная застройка вела к антисанитарии, что со временем приводило к возникновению и распространению массовых смертельных заболеваний. Как правило, выжившее население покидало такие поселения, переселяясь на новые места. Если же заболевания носили характер эпидемий (типа чумы), то поселения просто сжигались вместе со всем скарбом.
  Другой особенностью городов было обязательное наличие культовой постройки.
  "И единственным исключением является наличие культовых сооружений - храмов. Они известны фактически во всех слоях древнейших городов и непосредственных их предшественников - протогородов. В большинстве случаев они занимают в них центральное положение и являются наиболее массивными и долговременными постройками... во всех случаях они отмечены наличием культовых центров - храмов, священных районов (теменосов), сохранявших свое местоположение на протяжении многих веков и даже тысячелетий, начиная с маленьких святилищ и вплоть до крупных развитых построек - архитектурных центров формирующихся городов" [2].
  В свою очередь, само появление культовых строений стимулировало начало социальной стратификации, когда из среды социума выделяется целый слой служителей культа, в обязанности которых входит не только проведение обрядов, но и содержание культовых зданий, ведение хозяйства. Позднее, с накоплением прибавочного продукта, социальное расслоение углубляется уже по материальному признаку.
  Исключением являются разве что города Хараппской цивилизации. Самым древним городом-поселением, предшественником этой цивилизации являлся Мерхгарх, основанный в VII тысячелетии до н.э. на равнине Качи в Белуджистане, к западу от реки Инд. Мехргарх был населён на протяжении длительного периода - с 7000 по 2500 год до нашей эры; площадь поселения достигала двух квадратных километров с численностью населения около 25000 человек. Обитатели Мехргарха сеяли ячмень, пшеницу-однозернянку и полбу, а также ююбу и финик. Примечательно, что на ранней стадии становления Мехргарха жители занимались преимущественно разведением коз, и есть большие основания полагать, что именно здесь началась доместикация ячменя. Особенными были и неолитические погребения со стенами из глиняного кирпича. Позднее характер погребений меняется. Покойников хоронят в положении эмбриона с посыпанием охрой. В захоронениях появляется значительное количество украшений. Примерно с этого же времени существенного размаха приобретает и разведение сельскохозяйственных культур. Появляются мотыги, каменные серпы с вставками из обсидиана и кремневых пластин, каменные жернова. На более поздние периоды приходится начало разведения хлопка и одомашнивание коровы породы Зебу. Появляется и керамическая посуда. В конце V - начале IV тысячелетия до н.э. посуда начинает изготавливаться на гончарном круге. После 4800 года до н.э. началось развитие таких ремёсел, как дробление кремня, дубление кож, производство украшений и металлообработка. Были созданы каменные и медные свёрла, печи для обжига, большие печи для плавки медной руды и тигли для выплавки более чистой меди. Также был освоен секрет формовочного литья. Здесь же найдены останки 9 людей с 11 просверленными отверстиями в зубах, датируемые 7500-9000 годами назад.
  Перечисленные археологические особенности позволяют сделать предположение о влиянии арийских миграционных племен первой волны с Алтайско-Саянских предгорий, с их набиравшей силу сельскохозяйственной культурой возделывания зерновых и характерным ритуалом погребения. А вот появление плавильных печей и оборудования почти в совершенном виде однозначно говорит о пришлой культуре производства металлических изделий и, скорее всего, с далеких территорий Минусинской котловины, где уже 7000 лет до н.э. существовала развитая металлургия цветных металлов.
  Культура Мерхгарха подготовила экономическую почву и дала толчок возникновению Хараппской цивилизации, существовавшей с 3300 по 1400 гг. до н.э.
   Ранние общины Хараппы превратились в крупные городские центры к 2600 году до н.э. и положили начало периоду зрелой Хараппской цивилизации. Период существования зрелой Хараппской цивилизации 2600-1900 до н.э. Общее число археологических объектов в виде поселений и городов - 1052. Городская планировка уделяла особое внимание гидротехническим сооружениям, включавшим в себя канализационные и дренажные системы. Внутри городов отдельные дома и группы домов получали воду из колодцев. В домах были комнаты для купания и вода из них поступала в крытые стоки, которые тянулись вдоль улиц. Система отвода сточных вод достигла такого уровня, что ей не было равных по инженерной проработке на Ближнем Востоке в тот же период. Однако дворцов и больших храмов не найдено. Большая часть крупных зданий относится к зернохранилищам. Люди жили сообразно своему роду деятельности, город делился строго на районы, где жили те или иные профессионалы. Общий уровень жизни населения в культуре был относительно равным. Исследователи отмечают её эгалитарность, направленность на примерно равные условия жизни для большинства людей. Все дома имели доступ к водопроводу и канализации, включая систему дренажа.
  Был достигнут значительный прогресс в точности измерения длины, массы и времени. Измерения шли по десятичной системе, включая единицы массы. В металлургии хараппцы достигли серьёзных успехов - они умели выплавлять медь, бронзу, свинец, олово и строили печи весьма высокого качества. Умели обрабатывать сердолик, золото, слоновую кость, морские раковины.
  Жители городов и поселков раннего периода Хараппской цивилизации вели активную караванную торговлю с населением соседних территорий, вплоть до Средней Азии и нагорий Ирана. Позднее, с появлением изделий из меди, возможно, и бронзовых изделий, получило развитие деревообработка, а вместе с ней - строительство судов и телег под воловью тягу. Массовое строительство судов, оснащенных полотняными парусами, потеснило караванную торговлю, расширив ареал торговых сношений вплоть до Аравийского полуострова. Установленный археологами факт наличия парусного флота позволяет утверждать, что в Хараппской цивилизации было известно сучение нитей, канатов и ткачество.
  С появлением судоходства началась деградация северных городов, чему способствовала также набиравшая силу аридизация этих областей. Последующий пик аридизации 2300 года до н.э. привел к пересыханию ранее судоходных рек и, как следствие, к постепенной деградации жизни почти во всех городах и поселениях цивилизации. Спустя несколько столетий все крупные города обезлюдели и локальная цивилизация, как таковая, угасла.
  Параллельно с Хараппской цивилизацией, а может быть и несколько раньше, в низовьях Тигра и Евфрата начала формироваться цивилизация шумеров, которая по своему воздействию на общий ход цивилизационного развития человечества оказала решающую роль. Есть целый ряд гипотез о прародине шумеров, но среди разных версий правдоподобной выглядит та, в которой полагается, что основу шумерского народа составляли аборигены, еще в ледниковый период мигрировавшие с предгорий Гималаев в плодородные долины будущего Персидского залива (напомним, что уровень мирового океана в ледниковый период был ниже современного почти на 150 м.). С поднятием уровня мирового океана эти переселенцы вынужденно осели в низовьях междуречья. Ушедшие под воду плодородные земли поставили перед размножившейся популяцией непростую задачу выживания, которую они решили, переняв опыт Убейдской цивилизации по культивированию сельскохозяйственных культур. Этому способствовало и наличие больших площадей плодородной почвы, образовавшейся из иловых наносов в ходе многократных наводнений. Но лишь наличия плодородных почв в условиях аридизации климата оказалось недостаточно для получения стабильных урожаев. Вот тут-то и пригодился опыт северных племен, освоивших поливное земледелие путем сооружения ирригационных каналов.
  Однако рытье каналов, особенно в начальный период становления шумерской цивилизации, с использованием преимущественно каменных орудий труда, представляло большую проблему, требующую ежедневной организации труда большого количества людей. Такую массу, занятую строительством ирригационных сооружений, надо было и кормить, и одевать, и как-то обеспечивать их работоспособность. Без столь же массовых групп ремесленников такую задачу невозможно было решить. Вот так, одна целевая задача - обеспечение продовольствием населения в сложных климатических условиях - породила со временем целую систему социальных отношений, подведя общество к социальной стратификации.
  О шумерской цивилизации и ее достижениях имеется обширная публикация, основанная не только на данных археологических изысканий, но и на изучении большого числа найденных керамических табличек с клинописными текстами. Помимо искусства строительства сложных и обширных ирригационных объектов, а также создания фонетической формы письменности, к числу достижений этой цивилизации относится изобретение шестидесятеричной системы счисления, которой пользуются и в наши дни, как при отсчете времени, так и при угловых измерениях в астрономических наблюдениях. Поэтому обоснованным будет утверждение, что основы математики и астрономии были заложены еще шумерами. Справедливости ради надо отметить, что шестидесятеричная система счисления была шумерами введена как синтез бывших в ходу нескольких других систем счисления, включая и десятичную. Немалую роль в этом сыграл и введенный в оборот календарь, состоящий из 12 месяцев по 30 дней. Календарь был лунно-солнечным. Для согласования счета в таком календаре раз в несколько лет вставлялся 13-й месяц. Год начинался весной в первое новолуние. Именно от шумеров впоследствии и начался отсчет еврейской пасхи. Да и описание библейского потопа имеет корни в шумерских мифах и сказаниях.
  Преуспели шумеры и в социальной организации общества. Появляются школы, совершенствуется торговля, возникает денежный (монетный) оборот, сбор налогов, появляются зачатки судебной системы. Вместе со всей этой атрибутикой появляется и растет слой администраторов и слой тех, кто попадает в безысходную долговую кабалу, в положение человека, лишенного каких-либо прав, - в положение раба.
  Поддержание равновесия в расслаивающемся обществе немыслимо без наличия тех, кто его осуществляет путем насилия. С ростом численности населения у таких охранников социального порядка возникает потребность решать насилием не только внутренние проблемы, но и улаживать внешние конфликты с насильственным отчуждением материальных ценностей и пополнением армии рабов.
   К достижениям шумеров относится также изобретение гончарного круга. А вот колесо, повозки и обработка металла, которые нередко приписывают изобретательности шумеров, были таки известны на территории Европы и Сибири задолго до зарождения цивилизации шумеров.
  Этот последний факт, да и сам феномен шумерского цивилизационного скачка, дают основания считать, что на становление шумерской цивилизации оказали сильное влияние пришлые племена, на то время обладавшие более совершенной культурой. В какой-то мере эту версию подтверждают цилиндрические печати с пиктографическим письмом, широко использовавшиеся в быту шумеров при совершении торговых операций. Исторически эти печати предшествовали записям на глиняных табличках. Но такие же печати широко использовались и в Хараппской цивилизации. Раннее появление таких печатей у шумеров позволяет предположить, что на обе цивилизации оказало влияние пришлые племена единой культуры, и, скорее всего, арийские племена.
  Еще одним доводом в пользу влияния пришлых племен являются особенности захоронений у шумеров. Как уже отмечалось, ритуал захоронений, как ничто иное, обладает устойчивостью, передаваясь из поколения в поколение носителями культуры народности.
  Большинство захоронений шумеров располагались в подпольях жилых строений, но есть и кладбища, расположенные на противоположном берегу реки относительно поселения. Согласно записям в табличках шумеров, похоронную церемонию с телом усопшего переправлял на другой берег специальный лодочник за определенную плату.
  "Гробов у шумеров не было. Умершего на носилках доставляли на кладбище. Кладбища носили романтические названия (например, в номе Лагаш оно называлось "берег Гильгамеша"). Если нужно было перевозить тело на другой берег реки, платили перевозчику от лица покойного. Перевозчик назывался "человек реки людей того берега" [3].
  Поэтому захоронения на кладбищах были привилегией состоятельных. Такой ритуал похорон породил миф о загробном мире душ, который отделен от реального мира рекой, и души переправляет лодочник за ту плату, которую оставляют в могиле сопровождающие. Эта плата также служит платежом души усопшего стражникам семи врат на их пути в преисподнюю.
  Совпадение сюжета шумерского мифа с более поздними мифами древних греков о загробном мире служит весомым аргументом в пользу утверждения о происхождении ядра древнегреческой цивилизации от шумеров в их завершающей фазе существования. То есть шумеры, разгромленные аккадской цивилизацией, не исчезли, а были вытеснены в верховья Междуречья, а затем нашли убежище на островах Эгейского моря.
  Эти два ритуала захоронений - массовый (в подпольях жилых зданий), и элитарный (на кладбищах) - говорят о наличии социальной дифференциации как по уровню благосостояния, так и по религиозно-культовым особенностям в среде шумеров. А так как кладбищенские захоронения возникают исторически позднее домовых, то напрашивается вывод о появлении среди шумеров тех самых пришлых племен.
   В большинстве исследованных могил на кладбищах тела укладывались на боку в положении эмбриона с кистями рук перед лицом. Среди предметов, помещенных в могилы, находят сосуды с охрой и керамическую посуду со следами пищи. Такая особенность погребения, а также обилие украшений, предметов быта и оружия, - весьма схожа с практикой погребения в майкопской и ямной культуре, процветавших в северных предгорьях Кавказа и нижней Волги примерно в то же время, что и шумерская. Да и несколько позднее она отмечается в захоронениях Синштанской культуры, особенно в части вынесения кладбищ на другой берег рек.
  "Захоронения осуществлялись в курганных могильниках, расположенных, зачастую, на противоположном к поселениям берегу рек. Хоронили в глубоких, до 3,5 метров могильных ямах-склепах скорчено на левом боку с ладонями у лица"[4].
   Более поздние захоронения периода сословного расслоения в шумерской цивилизации, так называемые "царские захоронения", часть из которых удалось обнаружить не разграбленными, обладали такими особенностями, как сооружение анфилад сводчатых подземных помещений для пребывания упокоившейся царствующей особы, с обилием украшений, убранства и бытовых предметов, включая многочисленные останки рабов, слуг, жен и наложниц, отправленных в иной мир для обслуживания царствующей особы. Все это весьма схоже с захоронениями знатных особ культуры боевых топоров, а также в ямных и катакомбных захоронениях соответствующих культур Европы.
  Язык шумеров является изолянтом, так как явных родственных связей ни с одним из известных языков нет.
  "В 2001 г. Я. Браун выдвинул аргументы в пользу родства шумерского языка с тибето-бирманскими (337 соответствий)... Шумерский и тибето-бирманские языки относят к гипотетической сино-кавказской макросемье, включающей в себя, помимо прочих, и язык бурушаски, также представленный в смежном горном районе Пакистана.
  Итак, по предварительным лингвистическим данным, в качестве прародины шумеров можно рассматривать горную систему Гималаев и Тибета" [5].
   Но есть некоторые фонетические соответствия между шумерским и хурритским языками, что позволяет выдвинуть версию, что в этническую среду шумеров вошли некие северокавказские племена, но в силу своей относительной малочисленности доминирующим оказался реликтовый шумерский язык, хотя и претерпевший определенную трансформацию.
  Вот еще, найденные археологами черепки керамики в Томской области с давностью в тысячи лет имеют орнаменты очень похожие на орнаменты керамики Месопотамии.
  "Мы видим, что ямная культура к северу от Кавказа (в частности, в Волжских степях, ныне Самарская область и Калмыкия) и начало образования цивилизаций южной Месопотамии (5000-4500 лет назад) практически синхронны во времени, даже с учетом времени миграции ямников через Кавказ в Анатолию и далее в южную Месопотамию. В те же времена, или несколько позже, в южную Месопотамию могли прибыть и носители гаплогруппы R1a-Z645-Z93, которым в царстве Митанни (территория современной Сирии и частично Ирака) уже в наши времена присвоили имя митаннийских ариев. Поскольку все датировки перечисленных древних цивилизаций являются весьма условными, как и датировки прибытия в те края бывших ямников (R1b-Z2103) и южных ариев (R1a-Z645-Z93), то установить детальную хронологию событий пока не представляется возможным. Но концептуально, что нам и требуется, предположить, какие гаплогруппы могли принять участие в создании этих цивилизаций, мы уже можем"[6].
   Таким образом, версия о пришлых племенах с тысячелетней историей становления их культуры выглядит более убедительной, чем установившаяся версия о снизошедшей гениальности на шумерский народ, который по сути заложил основы будущей цивилизации человечества, создав систему письменности, широко использовавшуюся в повседневной жизни, со своей школой обучения грамоте; создав календарь и систему отсчета времени, которые используются и в наши дни с некоторой модификацией; заложив основы математических расчетов, основанных на шестидесятеричной системе, в том числе и основы геометрии; освоив обжиг кирпича и массовое его изготовление, что положило начало строительству многоэтажных зданий - не только жилых, но и культовых, а также оборонительных стен; заложив основы строительства сложных ирригационных сооружений; изобретя гончарный круг, положив начало массовому производству керамической посуды; явившись родоначальником письменных законов, регулирующих жизнь сословного социума; впервые введя и денежную систему, заменив несовершенный натуральный обмен, порождавший множество споров и конфликтов. К достижениям шумерской цивилизации следует отнести переход от пиктографической к идеографической, и к 2500 г. до н.э. - к фонетическому письму. Последнее явилось действительно революционным шагом, приближавшим возможности письма к возможностям речи.
  Вот в свете рассмотренной выше версии ассимиляции северокавказских племен в шумерской среде, уместной выглядит и версия, что такой революционный переход к фонетическому письму был совершен под влиянием письменной культуры пришлых племен, перешедших от записей на своих недолговечных носителях информации (которых в южных районах Месопотамии просто не было) на более привычные и долговечные записи клинописью на глиняных носителях. Становится объяснимой и та историческая быстрота появления в широком обиходе чисто художественных произведений в форме песен, эпосов, мировоззренческих мифов и т.п., многие из которых впоследствии легли в основу ряда религий. Отметились шумеры и достижениями в таких отраслях как ткачество, строительство судов (впервые применив прямой парус), в технике обработки цветных металлов и изготовления из них подлинных произведений искусства. Вот последнее особо впечатляет, так как никакой сырьевой базы ни для строительства судов, ни для выплавки и обработки металлов в низовьях Месопотамии не было и нет. И это еще раз говорит о том, что люди, обладавшие соответствующими знаниями и навыками для таких отраслей, - люди пришлые, обладавшие не только нужными навыками, но и знаниями о сырье, местах его добычи, чтобы осуществлять обменные действия и его доставку.
  Шумеры за все время своего существования как такового территориального государства не создали, ограничившись лишь совокупностью городов-государств, которые в пору своего расцвета и под влиянием начавшейся аридизации климата и, как следствие, возникшей проблемы производства прибавочного сельскохозяйственного продукта, начали длительную полосу вооруженных конфликтов за права обладания ирригационными сооружениями, принадлежащие соседним городам. Заодно породив практику использования военнопленных и жителей покоренных поселений в качестве рабов, выполнявших тяжелые работы по строительству и поддержанию ирригационных сооружений.
  Если исходить из гипотезы о пришлых племенах, то практику реализации своих жизненных потребностей за счет соседей путем вооруженного насилия в среду шумеров привнесли пришлые северные племена, для которых такая жизненная позиция исторически была нормой в силу сложившейся у них конфликтной среды на исторической территории первоначального обитания этих племен. Влиянием этих племен можно объяснить и появление довольно совершенной технологии изготовления металлического оружия, включая изготовление других изделий из бронзы. И это при том, что ни источников сырья, ни предшествующих попыток выплавки металла и производства изделий из него на территории шумеров не было найдено. А тот факт, что подобное производство в рассматриваемый исторический промежуток времени имело место быть у племен майкопской археологической культуры, позволяет обосновать гипотезу, что пришлыми племенами, внедрившимися в среду аборигенов на территории шумеров где-то на рубеже четвертого и третьего тысячелетия до н.э., и были эти самые племена.
  Майкопская археологическая культура на пике своего расцвета являлась едва ли не единственным центром металлургического производства, и прежде всего бронзовых изделий. Существовали и другие места выплавки цветных металлов на стыке IV и III тысячелетий,(преимущественно на территории Ближнего Востока), но производство бронзы как таковой было редкостью и представляло собой единичные результаты в многочисленных попытках сплавлять медь с примесью других металлов.
  Майкопские мастера производили бронзовые изделия из полученных искусственно мышьяковых и мышьяково-никелевых сплавов металлов, добытых в предгорьях Кавказа; применяли в металлообработке литье по восковым моделям, ковку сплавов; делали инкрустацию бронзовых изделий серебром и золотом; выполняли покрытие изделий лужением и серебрением; покрывали оружие мышьяком для придания ему прочности. И это при всем, при том, что получить мышьяк (белый порошок окисла) из руды весьма непростая и вредная процедура. Да и сама руда, содержащая мышьяк в количестве, достаточном для его возгонки, встречается довольно редко. В частности, реальгар-аурипигментовые месторождения встречаются в областях молодых горных хребтов, таких как, например, Кавказ.
   Вот такая сложная технология металлургии предполагает наличие мастеров, обладающих большим опытом обработки металлов и рудознанием. Поэтому весьма маловероятно, что из среды местного населения, живущего на небогатых урожаях мотыжного земледелия и разведении мелкого скота, само по себе могло зародиться такое мастерство. Явно мастера были пришлыми. И появились они с волной вынужденной миграции в предгорья Северо-Западного Кавказа с территории культуры шаровидных амфор, под давлением воинственных соседей культуры боевых топоров, в свою очередь потеснив аборигенов формирующейся майкопской культуры. Такая особенность фиксируется последними археологическими находками, которые позволяют выделить из Майкопской культуры особую ее часть - Новосвободненскую культуру. Бронзовые изделия мастеров этой культуры на начальном этапе ее становления носили явные признаки аналогичных западных изделий и резко отличались от майкопских изделий того периода. Именно в слоях Новосвободненской культуры был найден самый древний бронзовый меч:
  "Символически убитый, согнутый бронзовый клинок длинной в 63 сантиметра был обнаружен в древнем могильнике Новосвободненской культуры археологом А. Д. Резепкиным. Датирована находка 4-м тысячелетием до нашей эры. Стоит отметить, что языческий обычай "убивать" оружие перед захоронением с владельцем был присущ впоследствии и на Руси и частично сохранился у казаков вплоть до 20-го века"[7].
   Да и подкурганные захоронения в Новосвободненской культуре имеют явные признаки схожести с захоронениями материнской культуры.
  "Погребённый помещался в могилу скорчено, на боку. Чаще - на правом. Обычно его посыпали красной охрой...Основным видом майкопских погребальных сооружений является курган, высотой от меньше 1-го м. До 6-12 м. Обычно, курганы имеют округлую форму, но известны также с плоской вершиной, овальной формы, с винтовым подъёмом-пандусом. Курганы могут быть каменными или земляными, в том числе, и из одного только чернозёма. Курганы могут содержать кромлех или даже несколько"[8].
  Именно такие погребения типичны для ариев культуры шаровидных амфор. К тому же, у одного из костяков времен Новосвободненской культуры была определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a1- M459 (гаплогруппа ариев-земледельцев первой миграционной волны с территории юго-восточной Сибири).
  А то, что Майкопская цивилизация времен IV тысячелетия и начала III тысячелетия до н.э. (на основе радиоуглеродного анализа, различные памятники майкопской культуры датируются на основе калиброванных дат 14С временем 3950-3650 - 3610-2980 до н.э) обладала высокой культурой не только по части изготовления металлических предметов для повседневных нужд, но была продвинутой в части социальной организации общества, говорят артефакты из майкопского кургана.
  "Скелет лежал головой на ЮЮ-В, в скорченном положении, видимо, на правом боку, с поднятыми к лицу руками и был густо засыпан красной краской (суриком). Тело покойника было усеяно - и сверху, и под ним - золотыми пластинчатыми штампованными украшениями: 37 крупных изображений львов, 31 изображение более мелких львов, 19 мелких быков, 10 двойных пятилепестковых розеток и 38 колец. Этими украшениями была обшита одежда погребённого. Здесь же находилось большое количество золотого бисера и бусин разной величины и формы: золотых, сердоликовых, бирюзовых.
  Под черепом покойного лежали 2 золотые ленты, 5 золотых ободков неизвестного назначения, 2 золотые серьги. Справа от костяка лежали вместе восемь частично фрагментированных гладких коленчатых серебряных стержней-трубок длиной 103 см Трубки изготовлены путём свёртывания листов золота и серебра"[9].
  Пучок трубок с прорезями под ленты и оперения, скорее всего, являлся символом власти похороненного вождя. Такой символ власти просуществовал века в ряде культур древнего мира, став прообразом фасций этрусков и римлян, ваджры индусов и т.д.
  Есть все основания полагать, что в своем миграционном движении племена культуры шаровидных амфор лишь частью осели в предгорьях Кавказа, большая же их часть продолжила путь на юг, окончательно осев в южном Междуречье, территории шумерского города-государства Урука, обладавшего на то время излишками продовольствия, способными прокормить пришлое население.
  Начавшаяся в IV тысячелетии аридизация климата привела к относительно быстрому опустыниванию Синайского полуострова, вытеснив с его территории многочисленные синайские племена. Под ударами стихии племена (семитские племена), занимавшиеся в благоприятных климатических условиях земледелием и разведением мелкого скота, полностью перешли к скотоводству, распространившись в поисках приемлемых пастбищ по всей территории Леванта, а со временем перешли и на территорию Месопотамии. В такой миграции семитские племена нередко вступали в конфликт с шумерами-земледельцами, посягая на площади, занятые зерновыми культурами, под выпас скота. Вооруженные стычки служили для шумеров источником пополнения армады рабов, которых затем использовали на трудоемких ирригационных работах. Такая практика у шумеров привела к значительному росту численности этой армады, особенно в северных районах территории шумеров.
  Результат не замедлил сказаться. Армада рабов, занятых на ирригационных работах, под управлением талантливого вожака, выходца из низов социума, Саргона Аккадского, по сути, подняла восстание и свергла правителя города-государства Киш. Расправившись не только с царем, но и со всей шумерской верхушкой в городе, Саргон превратил Киш в столицу вчерашних рабов - семитов. Но на этом его притязания на власть не ограничились. Став во главе столицы семитов, он решил освободить от власти шумеров всю территорию севернее Киша, попутно пополнив свою армию многочисленными рабами-семитами. Затея блестяще удалась, но надо было кормить разросшуюся армию вчерашних рабов. И ничего не оставалось делать, как пойти на основной источник поставки продовольствия - юг Месопотамии - административный центр всей шумерской территории. Многочисленная армия Саргона, благодаря своему численному превосходству относительно быстро расправилась с наспех собранным войском царя шумеров Лугальзагеси, уничтожив не только его, но и срыв стены административного центра - города Урук. Этим событием заканчивается первый период шумерской цивилизации и начинается период совершенно новой формации - централизованного государства под единоличным управлением царя, с новой административной столицей - Аккадом. Период, вошедший в историю, как период деспотического правления.
  Постоянную и относительно многочисленную армию надо было кормить. А проблемы с ирригацией, из-за нарушенного порядка ее обслуживания, сказались на производстве прибавочного продукта. Универсальный способ решения такой проблемы - война с соседями: тут и разовая военная добыча, и постоянный источник дани. Саргон так и поступил. За 45 лет правления Саргона империя расширилась от моря (Персидского залива) до моря (Средиземного). Еще одним преимуществом такой империи стало расширение ареала торговли, включая торговлю с племенами на территории Индии и Аравийского полуострова.
  Заслугой Саргона являются не только военные успехи, но и впервые созданная им система административного управления огромной территорией с достаточно враждебно настроенным населением, которая послужила образцом для сопредельных народов в их амбициозных начинаниях. Является ли следующее нововведение его заслугой или нет, но уникальная тенденция, зародившаяся во времена Саргона, гаремы царствующих особ - в части исторической устойчивости примечательна. Правда, поначалу это мотивировалось необходимостью умиротворения божеств, управляющих стихией, через проводника воли богов - верховного правителя Саргона. Со временем такая мотивация стала нормой и во всех прихотях не только аккадских правителей, но и подавляющего числа правителей всех последующих времен и в большинстве народов.
  В становлении империи Саргона важно отметить еще одну интересную особенность: сценарии прихода к власти из низов, с последующим созданием исторических государственных образований, будут с удивительной закономерностью повторяться в истории. Как, впрочем, и довольно скромные в историческом контексте сроки существования таких образований. Достойные продолжатели великих начинаний подобных исторических личностей как-то быстро исчезают, в лучшем случае через несколько поколений.
  Еще одно государственное образование, сходное с аккадской цивилизацией, возникло ранее аккадской, но несколько позднее начала становления шумерской, - цивилизация Древнего Египта. Из всех многочисленных версий становления этой цивилизации более обоснованной выглядит та, в которой ведущую роль в ее формировании отводят также пришлым племенам, но уже с территории опустынивающейся Сахары.
   Именно там, в климатически благоприятный период своего существования, были и многочисленные полноводные реки, и озера, в изобилии водилась промысловая живность, да и для культивирования зерновых были благоприятные условия. Все это на сегодняшний день почти достоверно установленный факт. Нет ничего удивительного, что в таких условиях местное население сильно прибавило в численности. К тому же последние археологические находки говорят о том, что те племена Сахары довольно неплохо преуспели и в плане цивилизационного развития. Вот, например, сравнительно недавно найденный на юго-востоке Сахары археологический комплекс Набта-Плая.
  "Уникальное открытие стало возможным лишь благодаря тому, что древние жители к тому времени уже начали хоронить своих предков на общественных кладбищах. В первом из трех некрополей ученые обнаружены 68 захоронений. Богато убранные могилы были до краев заполнены всевозможными украшениями: керамической посудой, морскими ракушками и резными камнями. Рядом с хозяевами находились останки домашних животных, оружие и косметические приборы. На этих кладбищах использовался особый стиль захоронения.  Людей укладывали на правый бок лицом на юг, согнув колени и положив руки на лицо. Их хоронили в овальных ямах, и очертания внутри ям указывают на то, что когда-то они были выстланы каким-то плетёным материалом, похожим на корзину. В захоронениях было найдено 896 артефактов и погребальных даров. Среди них кремневые и агатовые орудия, каменные предметы, многочисленные и разнообразные украшения (бусины, браслеты, подвески, амулеты), листы слюды, костяные орудия и иглы, ракушки, керамика (в том числе замысловатые чашевидные кубки), охра и контейнеры для охры"[10].
  Идентичность таких захоронений и евроазиатских захоронений носителей гаплогруппы R1a времен неолита делает обоснованной версию, что арии-земледельцы первой волны миграции с территории Леванта и Анатолии устремились не только на Балканы, но и частью мигрировали через Синайский полуостров на территорию Сахары, основав там неолитическую цивилизацию. Подтверждением такой версии служат многочисленные геоглифы на территории Сахары, весьма схожие по технике исполнения и сюжетам с таковыми на территории Леванта. Сходны и ряд мегалитических сооружений на территории Сахары с мегалитами на территории Европы.
  "В пустыне Сахара (Нубийская пустыня, Египет) обнаружены мегалитические сооружения - круги из вертикально поставленных массивных каменных плит, связанные с астрономическими знаниями доисторических обществ"[11].
  Культура типа Набта-Плая формировалась, ассимилируя коренное население. Ранее отмечалось, что среди коренного населения Северной Африки немалая доля приходится на носителей гаплогруппы E. Но вот и среди евреев-ашкенази, которые составляют костяк коренных племен евреев, достаточно распространена именно эта гаплогруппа. Кроме того, при генетических исследованиях евреев с такой гаплогруппой нередко находят почти во всех странах Северной Африки. Вот такая, в какой-то мере странная распространенность, позволяет сделать предположение, что среди наиболее продвинутого коренного населения Сахары того времени немалую долю составляли именно представители будущей еврейской нации. Ничего удивительного в том, что именно они и являлись наиболее массовыми носителями культуры типа Набта-Плая.
  Ранее отмечалось, что вместе с племенами ариев первой миграционной волны (носителями гаплогруппы R1a) двинулись и другие племена, в частности гаплогруппы R1b, основной сферой жизнедеятельности которых было скотоводство; а также то, что где-то на степных просторах Передней Азии они в своей массе разделились. Носители гаплогруппы R1a (земледельцы) в своей массе мигрировали на Балканы, а эрбины (носители гаплогруппы R1b) и частично некоторые племена ариев продолжили свой миграционный путь в саванны Сахары. Именно там и те, и другие за тысячелетие создали цивилизации, о наличии которых на сегодня говорят только весьма скудные археологические находки. В частности:
  "При помощи снимков со спутника археологам удалось обнаружить (на юге Ливана) местоположение 158 древних поселений, 184 кладбищ и полей, занимавших площадь около 30 квадратных километров"[12].
  
  Восточные осколки сахарской цивилизации отступили под натиском опустынивания на берега Нила, ассимилировавшись с аборигенами этих мест. Как более цивилизованная часть, элита пришедших племен быстро подчинила себе жизненный уклад автохтонов. Не случайно, что именно на период начала существенной аридизации Сахары приходится начало династических периодов правления в Древнем Египте.
  Об уровне цивилизации мигрантов из Сахары можно судить хотя бы по археологическому памятнику юга Ливана - Джерми. Благодаря археологическим раскопкам известно, что жители Джерми умели изготавливать металлические предметы, обрабатывать сердолик и строить каменные здания.
  Но, чтобы изготавливать металлические изделия, необходимо иметь древесный уголь, а это, в свою очередь, предполагает наличие древесной растительности как минимум 5000 лет назад в тех местах, где нынче одни пески. Да и само умение изготавливать металлические изделия говорит о более высокой ступени цивилизационной культуры, чем неолитическая. Именно этим и объясняется то разительное отличие додинастического и династических периодов в истории Древнего Египта.
  Доводом в пользу рассматриваемой версии о пришлых ариях с территории Сахары является совпадение ритуала захоронения фараонов первой династии с людскими жертвоприношениями из состава слуг и ближайшего окружения. Почти такой же ритуал захоронения отмечается и у шумерских царей. И это при всем том, что культуры разнесены и по времени, и по расстоянию в тысячи километров. Подобные ритуалы захоронений вождей находят археологи и в курганных захоронениях на территории Европы. Привнесли пришельцы в среду аборигенов и религиозную культуру с верховным божеством Ра.
  Ритуал похорон с человеческими жертвоприношениями прерывается как-то сразу, с началом второй династии. И прерывается явно не в силу смены традиционных ритуалов. О втором династическом периоде  (2890- 2686 гг. до н.э.) вообще археологических данных мало. Такое чаще всего наблюдается в периоды политической и экономической неустойчивости в развитии социумов. А нестабильность, скорее всего, была обусловлена многократными волнами миграции из опустынивающихся районов Сахары. Амбициозность вождей мигрантских племен в их борьбе за власть и порождала тот хаос с быстрой сменой фараонов второй династии и ломку едва устоявшихся традиций, включая и раздел некогда единого Египта времен первой династии на Верхний и Нижний, каждый со своей столицей и своим ареопагом богов. Распри завершились лишь с приходом фараонов третьей династии, а именно с воцарением Джосера, точнее тандема фараона Джосера и его правой руки - главного советника, мудреца Имхотепа. Джосер объединил Верхний и Нижний Египет, захватил районы Синайского полуострова, богатые медью, организовав там рудники и выплавку металла.
  Имхотеп вошел в историю не только как визирь фараона, но и как великий зодчий, астролог и основатель системной медицины. Имхотеп считается изобретателем строительства пирамидальных сооружений из тесаного камня и сооружения мегалитических колонн.
  То, что три знаменитые пирамиды были сооружены за время правления фараонов IV династии, а также то, что верховное божество Ра, поклонение которому велось со времен Джосера, являются исключительной прерогативой древних египтян, - краеугольный камень истории Египта, не подлежащий сомнению. Однако в целом ряде исследований и пирамид, и Сфинкса выражается обоснованное сомнение, что и Великие Пирамиды, и Сфинкс это дело рук тех древних египтян, как в части исключительной трудоемкости таких работ, так и в части совершенства технических решений в строительстве пирамид. К тому же версия мастабной предыстории этих пирамид с треском рушится, так как ни в одной из трех пирамид (или под ними) захоронений найдено не было. А вот в качестве образцов для изобретательного гения Имхотепа пирамиды могли бы послужить. И найденные им решения изготовления блоков, транспортировки и их подъема с примитивными орудиями труда нисколько не умаляют гениальности его вклада в зодчество. Да и все многократные попытки амбициозных фараонов последующих династий возвести дома вечного пребывания, повторив возведение пирамид, в восприятии ничего кроме тщетности и убогости начинаний не вызывают.
  Относительно якобы исключительно египетского солнечного бога Ра, в нескольких предыдущих статьях по становлению мировой цивилизации обосновывается, что это далеко не так. Культ солнечного бога имел ко времени становления египетской цивилизации солидную предысторию, включая названия родов и племен, производных от этого имени. И если что и подтверждает принятый древними египтянами культ солнца, так только то, что во главе племен долины Нила стала пришлая элита, издревле поклонявшаяся богу Ра.
   Найденные археологами артефакты, якобы подтверждающие строительство пирамид при фараоне Хеопсе (Хуфу) и его потомках IV династии, можно интерпретировать и как амбициозную попытку реставрации как пирамид, так и Сфинкса, выдав эти работы для своего населения и потомков как свои начинания. Что, в общем-то, и удалось. Таким образом, вопрос целей и задач изначального строительства пирамид, равно как и времени их действительного возведения, остается открытым. К тому же подобных египетским пирамидам существует по всему миру довольно много. И так же, как и у египетских, нет никаких археологических достоверных данных ни о времени их возведения, ни о строителях. Официальная наука либо обходит их молчанием, либо генерирует версии об их происхождении усилиями полудиких племен, что весьма охотно используется современными политиками для придания исторического веса нации или народности, обосновавшейся исторически недавно на таких территориях.
  Кроме восточной экспансии племен на берега Нила с территории Сахары очевидна была и западная, но уже на территорию западной Европы.
  Вот версия Клёсова А.А. "Ветвь R-L151 (западная по идентификации попгенетиков) разошлась на два основных снипа R-P312 и R-U106, образовавшихся, уже, видимо, в Европе, 4500 и 4600 лет назад, соответственно. Ничего также загадочного в них нет. Подавляющее большинство современных носителей гаплогруппы R1b в Европе являются обладателями этих снипов. Все они вышли из ККК (культура колоковидных кубков), заметно отметившейся на Пиренеях около 4500 лет назад. Можно полемизировать по вопросу, как эрбины добирались до Пиреней. Возможны их пути миграции как по северу африканского побережья, так и по островам Средиземного моря. За первый путь стоят такие факты, как древнее присутствие на африканском континенте относительно белых берберов, явно не местного происхождения. Также историки отмечали элементы европейской культуры колоколовидных кубков на территории Марокко. Что может служить указателем миграции предков европейских эрбинов по южному берегу Средиземного моря до Атлантики, откуда они по узкому Гибралтарскому проливу могли перебраться на Европейский континент"[13].
  Если исходить из масштабности исчезновения автохтонных археологических культур почти по всей территории Западной Европы, включая острова Средиземного моря и Британские острова, то более приемлема версия, что экспансия эрбинов с ее культурой Колоковидных кубков шла и через Гибралтарский пролив и морем. И в том, и в другом случае для столь масштабного переселения не просто племени, а целой народности, включающей и носителей других гаплогрупп, кроме R1b, необходимо иметь не просто отдельные суда, а целый флот. Но чтобы построить такой флот, культура должна уметь производить металлические изделия, так как каменными топорами построить судно, способное бороздить морские просторы, даже в единственном экземпляре уже трудовой подвиг. Таким образом, сообщества культуры Колоковидных кубков знали и металлургию, умели строить суда и использовать их в морских плаваниях.
  Не случайно, что исторически очень быстро после появления индоевропейских племен на Британских островах появляются в археологических раскопках того периода медные изделия, а спустя несколько столетий кузнецы Британских островов начинают производить и оловянную бронзу. О высокой технологической культуре говорит и то, что буквально с появлением медных инструментов начинается строительство культовых мегалитических сооружений, типа Стоунхеджа.
  Последующая экспансия эрбинов в Европе была рассмотрена в главе "Арии и веды". А чтобы рассмотреть заключительный этап этой экспансии, необходимо вновь вернуться к версии о времени становления производительного хозяйствования праариев на территории Сибири примерно 15-16 тыс. лет назад. Время, когда с окончанием ледникового периода начала существенно меняться вся природная среда Сибири, что вызвало массовую миграцию его животного мира и обусловило миграционные процессы среди племен, населявших предгорья Алтая и Саян. Наиболее продвинутые родо-племенные группы, носители гаплогрупп R1a и Q1, ушли вслед за крупными объектами охоты, преимущественно мамонтами, в приполярные области Сибири. Обилие как мясной, так и рыбной пищи способствовало росту численности популяции этих племен. С другой стороны суровые климатические условия выживания и обилие рек и водоемов требовали использования древесины в значительных объемах как для обогрева, так и для строительства плавсредств. Закономерно, что именно в этих условиях и пришло осознание, что жар дает не столько дерево, сколько древесный уголь, а также подобный ему настоящий уголь, открытые выходы пластов которого встречаются, например, на плато Путарана. А это, вместе с нередко обнаруживаемыми самородками цветных металлов в устьях многочисленных рек, и послужило прологом начала металлургии, как и то, что именно металл позволял резко облегчить как валку деревьев, так и их последующую обработку, столь необходимую при строительстве лодок и судов. Основанием, что именно здесь, в приполярных областях Сибири, зародилась металлургия является и то, что носители гаплогруппы Q, мигрировавшие вместе с носителями R1a, после катаклизма, случившегося 12 тыс. лет назад, отрезавшего все пути коммуникации с Евроазиатским континентом, имели знания как поиска, так и обработки цветных металлов.
  Природный катаклизм тяжело отразился и на судьбе цивилизации племен, носителей гаплогруппы R1a, отбросив их вновь в каменный век. Но часть племен тем не менее сохранила знания и умения поиска руд и металлообработки, распространив их за тысячелетия далеко за пределы территории первоначального обитания.
  История миграции другой родоплеменной группы праариев-земледельцев, носителей гаплогруппы R1a, была рассмотрена в предыдущих публикациях. Третья, младшая по становлению, родоплеменная группа носителей гаплогруппы R1a, позиционировавшая себя как "расы" или "расены", оставалась большей своей частью на территории своего изначального происхождения, позже остальных встав на путь производительного хозяйствования. И в этом плане жизненный уклад племен этой группы мало чем отличался от родственной им носителей гаплогруппы R1b, обитавших на территории, издревле определенной как территория племен солнцепоклонников, - территория РА с границами от берегов восходящего из-за моря Солнца, вплоть до реки РА (Волги) и гор у-РА-ла. Если и было отличие, так только в том, что племена R1b, основой жизнедеятельности которых была охота на копытных степных млекопитающих, типа лошади, олени, быки, то у племен расенов практиковались еще зачатки овощеводства и земледелия, что вело к более оседлому образу жизни. Однако даже это отличие в образе жизни породило отличие в языке общения. Если у расенов был язык праариев, близкий к санскриту, то у степняков (условно именуемых далее как эрбины) язык, по предположению ряда историков, был ближе к агглютинативному.
  С другой стороны, то ли общность проживания на единой территории, то ли определенная культурологическая общность от предков гаплогруппы R, но исторически сохранилось много общего в обрядово-ритуальных действиях захоронения усопших. Различия сохранялись в том, что арии покойников хоронили главным образом в позе эмбриона на боку, а эрбины - преимущественно на спине.
  Подвижнический образ жизни эрбинов, связанный с охотой на копытных, изначально привел к значительному расширению ареала их обитания, вплоть до равнин Италии и Испании. Однако основные миграционные процессы племен эрбинов начались позже.
  По данным Института экологии и географии Сибирского ФУ, температурный максимум 8150-7500 л.н. сменился ариадным периодом с сильными зимними морозами и засушливым летом с обилием лесных пожаров. Это явилось причиной массовой миграции большей части племен из приполярных областей Сибири на юг, включая и племена гаплогруппы R1a. Но в своем миграционном движении, вступив на территорию Китая, они столкнулись с сопротивлением довольно многочисленных популяций, населявших эти районы. Отголоском столкновения, вероятно, и было некое замирение, от даты которого племена ариев и расенов начали вести календарный отсчет, а именно 7534 л.н. Продолжающееся ухудшение климатических условий вынудило часть племен ариев и расенов двинуться на запад вместе с племенами эрбинов, вслед за миграционным движением копытных в поисках прокормочной базы.
  Именно с этого времени начинается история освоения рудных богатств Минусинского котлована.
  "Русский ученый, путешественник и энциклопедист Петр Паллас в своих трудах прямо перечисляет ряд рудников, открытых в окрестностях Енисея именно на остатках древних копей: Карышский или Иткульский на западной стороне Енисея; Заступовский; Ербинский на реке Ербе; Маннский, Уйский, Сыриские, Базинские, Аскызский, Ключенский, Коксинский, Потаповский, Федоровский, Соколовский и Таштыбский (впоследствии работали на нужды Луказского железно-медного завода). Отдельного упоминания заслуживают многочисленные копи, найденные в окрестностях горы Темир Минусинского района". [14]
   Это в какой-то мере служит доказательством того, что среди мигрирующих племен были те самые продвинутые в плане обработки металлов племена, которые пришли с арктических берегов Сибири.
  Первая археологическая культура, в которой отметились мигрирующие племена, была Маханджарская АК (9-7 т. л.н.) на северо-востоке Казахстана и в Курганской области. Скорее всего, именно их влиянием объясняется появление лощенной керамики и шлифованных каменных изделий среди местных племен. С этой культуры начинается и загонное одомашнивание лошадей.
  Следующая культура, в которой проявились мигранты, Самарская.(начало VI - конец V тысячелетий). Ареал Самарской культуры располагался в лесостепи к северу от родственной Прикаспийской культуры на нижней Волге.
  "С самых ранних этапов существования Самарской культуры миграция с юга населения нижневолжской группы, переход к новой модели экономики и новым ритуалам, могут быть связаны с распространением в Среднем Поволжье архаических индоевропейских языков". [15]
  Именно в Самарской культуре наряду с захоронениями на спине в вытянутом состоянии впервые встречаются захоронения на спине с согнутыми в коленях ногами. Такой ритуал захоронения впоследствии станет преобладающими у степняков с преимущественной гаплогруппой R1b. Среди немногочисленных версий такого изменения в ритуале более убедительной представляется версия сильного влияния ритуальных традиций племен гаплогруппы  R1a, у которых ритуал захоронений в позе эмбриона насчитывает тысячелетия. Но наряду с ингумацией у племен арийцев была широко распространена и кремация, что объясняет относительно редкие костяки этой гаплогруппы в древних могильниках. Такая особенность ритуала у ариев сложилась еще в глубокой древности и связана с религиозным культом и верой в то, что умирает лишь тело, а душа человека после смерти и разложения тела переходит в иной мир, где претерпевает реинкарнацию. А до тех пор, пока разложение не завершится, душа обретается в этом мире в своем ином состоянии. Чтобы ускорить отход души в иной мир и совершался обряд кремации.
   "Наши предки воспринимали смерть как естественный этап жизненного пути, ведущий к новому уровню бытия. Похороны были праздником, полным радости и благодарности за переход близкого человека в мир Предков. Слезы и грусть на похоронах отсутствовали, так как каждый стремился желать близким только добра и света.
  Традиционное славянское погребение включало процедуру кремации, называемую кродированием. На специально подготовленном деревянном помосте тело умершего сжигалось, очищая его от негативного опыта земной жизни. Во время горения родственники и друзья собирались вокруг огня, исполняя ритуальные танцы и молитвы, прося Богов и Предков принять душу в райские миры."[16]
  Интересно, что вот из этой веры родился и обряд захоронения успешных и богатых, которые еще при жизни желали продлить пребывание души на земле и поэтому завещали себя хоронить со всем тем добром, которым владели при жизни. Но чтобы их властные души не влияли на судьбы живых наследников, покойникам создавали все условия для их загробного существования, но при этом захоронение заваливали огромным слоем земли, насыпая грандиозные курганы.
  Захоронения знатных или влиятельных сопровождаются многочисленными украшениями из цветных металлов, а вот оружие остается все еще каменным.
  "У населения самарской культуры выделяется прослойка людей, которые интерпретируются как "вожди". Символом их власти стали каменные зооморфные скипетры-булавы, впервые появившиеся именно в Самарской культуре, в могильнике Екатериновский мыс"[17].
  В Самарской культуре отмечаются уже явные признаки доместикации лошади с селекцией, направленной на уменьшение агрессивности и увеличение выносливости к нагрузке на позвоночник. Если кони были уже одомашненными, то на них не могли не ездить верхом, потому что пасти конские стада пешком практически невозможно. Освоение верховой езды должно было произойти примерно одновременно с приручением коня.
  Южнее ареала распространения Самарской культуры несколько позже стала формироваться Хвалынская (6600 - 5900 л.н.), во многом схожая с Самарской, но в ней более четко проявляется социальная и расовая дифференциация. Об этом можно судить по содержимому могильников. Наибольшее количество медных, а иногда и золотых украшений содержится в могильниках эрбинов, меньше у носителей гаплогруппы R1a, и совсем мало у носителей гаплогруппы Q1a. Да и во всех более поздних культурах эрбинов захоронений носителей гаплогруппы Q1a уже не встречается. Большинство металлических украшений в захоронениях эрбинов - из балканской меди. Уже одно это говорит о том, что появившиеся транспортные возможности (воловьи упряжи в телегах, вьючные лошади), главным образом у эрбинов, позволили им совершать в столь отдаленные области, как Балканы, либо торговые, а скорее всего военные рейды, так как в параллельной Среднестоговской культуре на Днепре нередко находят костяки со стрелами, явно хвалынского происхождения. Военная добыча порождала вышеотмеченное социальное неравенство.
   Еще одной добычей в походах на Балканы являлось зерно, а возможно и культура его выращивания. Ко времени становления Хвалынской культуры засушливый период сменяется на всей Восточной части Европы, вплоть до северных ее районов, благоприятными климатическими условиями для ведения сельского хозяйства и выращивания зерновых. Давление социального и родоплеменного неравенства в Хвалынской культуре, вкупе с появившимися благоприятными условиями ведения сельского хозяйства, привело к родоплеменной дифференциации начального миграционного потока, при которой племена расенов ушли развивать производительное зерновое хозяйство в верховья Волги, к бассейнам рек Оки, Камы и Москвы. Арии тоже отделились, начав осваивать открытые ими меднорудные залежи Каргалина в Южном Приуралье и столь же богатые залежи цветных металлов на Северо-Западе Кавказа, положив там начало Майкопской цивилизации.
  Весьма правдоподобной выглядит и версия, что главной побудительной причиной отделения расенов являлось то, что северо-западнее от ареала обитания носителей Хвалынской культуры они нашли племена, в какой-то мере близкие по языку,.культуре, жизненным и религиозным ценностям. Это были племена восточного ареала распространения носителей Фатьяновской культуры. Фактически на просторах от Балтики до отрогов Урала спустя многие тысячелетия вновь соединились три изначальных родоплеменных гаплогруппы R1a с Алтайско-Саянских просторов Сибири: татра (веды), арии и расены, сформировав тем самым культурное объединение. Это культурно-торговое объединение того времени в исторической науке известно как фатьяновско-балановская археологическая культура. Интенсивный обмен историческим опытом каждого из родоплеменных образований сильно продвинул цивилизационный уровень в этой культуре. К сожалению, археологических находок, подтверждающих эту версию, мало, есть лишь ряд эпических произведений типа "Свято-русские Веды", основанные на существенно более поздних записях былин, сказаний, преданий, в которых есть отрывочные упоминания тех времен. Но зато есть косвенные, вполне научные факты, которые подтверждают инициирующие события, происходившие в фатьяновско-балановской культуре, оказавшие решающее влияние на последующую историю становления цивилизации.
  "Что касается древнеарийской общности, то она сопровождаемая гаплогруппой R1a˃Z645, видимо, складывалась уже в рамках археологической культуры шнуровой керамики 5,5-6 тысяч лет назад, перешедшей в фатьяновскую культуру. В ее лоне и зародились такие значимые ветви древнеарийской гаплогруппы, как R1a˃Z645˃Z280 и R1a˃Z645˃M458 будущих русских и славян, а также арийская R1a˃Z645˃Z93 будущих высших каст Индии"[18].
  
  Наступление лесов в этот период вынудило и степняков начать мигрировать со стадами на степные просторы юга. Есть версии, что 6 тыс. лет назад низины Прикаспия были еще послеледниковым морем, и поэтому в своей миграции на юг эрбины разделились на два потока: один подался на юго-восток, в степи Южного Приуралья и Казахстана, создав там Афанасьевскую культуру; другой - на юго-запад в степи Причерноморья. Но в этих степях эрбинам пришлось столкнуться с сопротивлением аборигенов, таких же степняков, только значительно раньше освоивших эти пространства и создавших там Среднестоговскую культуру. Судя по тому, что в ряде захоронений, в сформировавшейся впоследствии на этих просторах Ямной культуре, у костяков находят символы власти типа посохов-скипетров и некого инструмента на шее в форме трубочек из полых костей птиц, что характерно было в захоронениях Хвалынской культуры, верх в противостоянии со степняками Среднестоговской культуры взяли хвалынские племена эрбинов.
  Проявлением социальной дифференциации в обеих культурах является почти синхронное начало возведения грандиозных посмертных памятников типа могильных холмов над захоронениями неких знаковых для племени лиц с солидным имущественным положением. Возведение таких курганов при тех инструментальных возможностях было весьма трудозатратным, однако получило весьма широкое распространение на территории Западной Европы, в Скандинавии, Китае и даже в Центральной Америке.
  Имея единый генезис, и Ямная, и Афанасьевская культуры во многом идентичны как в культурно-бытовом отношении, так и в особенностях ведения хозяйства. Даже по части перехода от каменного и костяного боевого оружия и орудий труда к металлическим. Только в Ямной такой переход совершался преимущественно с опорой на металлургические возможности Майкопской культуры, а в Афанасьевской - на производственные возможности Окуневской культуры, а точнее - на выплавку цветного металла и производство изделий из него в районе Минусинской впадины.
  Умельцы Окуневской культуры одними из первых, если не первые, начали выплавлять оловянную бронзу, которая по многим потребительским свойствам превосходила мышьяковую, производимую в Майкопской культуре, включая и технологические возможности производства изделий из оловянной бронзы.
  Рост численности скотоводческих племен в еще большей степени обуславливал рост поголовья скота, используемого не только для пропитания, но и в качестве обменного товара на продукты земледелия, одежду, оружие и т. д. Многочисленные стада требовали больших площадей для выпаса, что вело к значительной социальной разобщенности даже внутри одного племени. Еще одной особенностью в скотоводческих племенах являлось быстрое нарастание избыточной численности рабочей силы, необходимой для выпаса и содержания скота. Как выход, почти повсеместно из такой избыточной массы мужского населения формировались вооруженные отряды. А поскольку их надо было кормить, то ничего другого не оставалось, как заниматься экспроприацией необходимого у соседних племен. Как правило, быстро находились умные и предприимчивые, которые собирали под свои интересы такие разрозненные отряды во внушительную силу, способную к дальним рейдам за добычей. Благо, что появление колесного транспорта и освоение верховой езды позволяло это делать без особого напряжения.
  Военные походы быстро приводили к значительному имущественному расслоению в племенах и родах. Это, с одной стороны, а с другой - военные походы требовали постоянного обновления и пополнения снаряжения. Чтобы справиться с такой нарастающей потребностью, помимо расширения торгово-обменных отношений, во многих племенах создавали поселения ремесленников из числа пленников, захватываемых в оседлых племенах земледельцев. Но для ремесленников, особенно для кузнецов и металлургов, требовалось сырье. Доставлять руду и металл из отдаленных районов по мере роста потребностей в оружии и снаряжении со временем становилось все более затратным, что и обусловило определенную концентрацию скотоводческих племен к районам производства металла. А так как потребности в металле нарастали со временем не только у скотоводческих племен, но и среди земледельцев, то вооруженные стычки между ними приобретают в какой-то мере регулярную основу, приводящую к вынужденной миграции одной из сторон.
  Изложенную версию эволюции скотоводческих племен подтверждает синхронное исчезновение Ямной и Афанасьевской культур и возникновение Полтавкинской (2,7 - 2,2 т.л. до н.э.) и Окуневской (2,6 - 2,2 т.л. до н.э.) археологических культур вблизи древних горно-металлургических центров, таких как Каргалинский и Минусинский соответственно. А вот соседство с расово отличными племенами в ареалах обитания носителей этих культур наложило отпечаток и на их антропологический тип, и на язык. Так, если в Полтавкинской культуре костяки имеют почти исключительно европеоидный тип, к тому же среди захоронений степняков встречаются захоронения носителей гаплогруппы R1a (ариев), что свидетельствует о тесных культурно-торговых связях с ариями, то костяки Окуневской культуры имеют антропологический тип смешанного европеоидно-монголоидного происхождения, с преобладанием монголоидного.
  И в Полтавкинской, и в Окуневской культурах отмечается появление колесниц. Но если в Полтавкинской оно имело уже традиционный вид, то в Окуневской - они больше схожи с повозками месопотамской культуры Ура, со сходящимися дышлами и составными колесами. Учитывая такое различие, можно с определенной долей уверенности утверждать, что в родоначальной Хвалынской культуре колесниц не было. А вот торговые связи с государствами Месопотамии, вероятно, были и сохранились. Торговали скорее всего металлом и изделиями из него. Это тем более верно, что именно в Окуневской культуре впервые стали изготовлять литые изделия из оловянной бронзы, что затем получило широкое распространение и на всем Ближнем Востоке. Вот и возникновение Бактрийско-Маргианского археологического комплекса в Средней Азии, находящегося на торговом пути, во многом обязано окуневцам, так как именно в этом комплексе возник один из первых в Средней Азии металлургических центров производства литых бронзовых изделий.
  Еще одна особенность проявляется с исчезновением Ямной культуры. А именно та, что на "освободившуюся от ямников" территорию этой культуры приходит население других гаплогрупп, уже не связанных так сильно родоплеменными отношениями. Скорее всего население с территории Центральной Европы, вытесняемое агрессивным напором народов культуры колоковидных кубков. Они приносят с собой и новую культуру, которую назовут Катакомбной культурой по характерному способу захоронения покойников в земляных галерейных нишах - катакомбах.
  Подтверждением такой миграции является характерное распределение отличий в захоронениях на территории распространения данной культуры.
  "В совр. исследованиях выделяют наиболее раннюю "раннекатакомбную" культуру (преддонецкую К. к.), на основе которой формировались локальные К. к. развитого и позднего этапов катакомбной общности: донецкая К. к. (показательны погребения, скорченные на правом боку, шнуровой орнамент на посуде, кубковые формы керамики), западно- и восточноманычская К. к. (скорченные соответственно на правом и левом боку погребения; курильницы; реповидные тарные сосуды), среднедонская К. к. (есть погребения в катакомбах-подбоях; рельефная валиковая орнаментация посуды), волго-донская К. к. (катакомбы-подбои; керамика с ёлочно-гребенчатой орнаментацией), азово-днепровская К. к. (сохраняла в керамике и позах погребённых мн. традиции ямной культуры), батуринская К. к. (захоронения расчленённых костяков; чернолощёная керамика с рельефным орнаментом)". [19]
  Таким образом, характерные катакомбные традиции в захоронениях для коренного населения Европы проявляются по убывающей, начиная с западных территорий. Причем именно в западных (днепровско-донецких) захоронениях характерно большое число погребений арийского типа (на боку) и большое разнообразие в гаплогруппах этих костяков. Там же нередки находки костяков с деформацией головы, что характерно было именно для автохтонного населения Европы до его вытеснения эрбинами, а также распространенное в их среде посмертное снятие масок.
  Отличительной чертой культуры являлось то, что она почти целиком входила в так называемый Циркумпонтийский металлургический пояс. Фактически с XXV века до н.э. и по XXI в. до н.э. эта культура являлась едва ли не основным центром производства как медных, так и бронзовых изделий, по крайней мере, для всей юго-восточной Европы и Закавказья.
  Но вот эта особенность, по-видимому, и прикончила культуру, когда волны носителей культуры Колоковидных кубков - эрбинов, для которых металл стал одной из самых насущных потребностей, устремились вначале в Причерноморье, уничтожив Катакомбную культуру, а затем далее на восток, к еще одному центру производства металлических изделий - Каргалинскому, уничтожив или поработив там процветающую Полтавкинскую культуру и создав в ареале распространения Полтавкинской культуры - Абашевскую (по радиоуглеродным образцам 2140-1740 гг. до н.э.).
  "В окрестностях села Абашево также было найдено более двухсот древних поселений этой цивилизации. В этом же регионе обнаружены различные курганные могильники, относящиеся к этой таинственной культуре. Могильники знатных людей Абашевской культуры содержали серебряные и медные украшения, оружие".[20]
  "Определено, что основными хозяйствами Абашевской культуры были земледелие и скотоводство. Абашевцы держали крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней и коз, а также других домашних животных. Они, в том же числе, использовали каменные точила и металлические серпы в земледелии" [20].
  Вот только уничтожение культуры вовсе не то же самое, что геноцид носителей культуры. Никаких археологических данных относительно массового истребления нет. Поэтому культура, скорее всего, исчезла, так как носители этой культуры либо ассимилировались, либо из-за постоянного силового воздействия мигрировали в более безопасные районы. Относительно Катакомбной культуры есть основания полагать, что ее носители мигрировали в Закавказье, образовав там ряд культур, и далее в Анатолию, основав там поселения, на основе которых 3800 лет назад сформировалось Хеттское государство.
  Сама Абашевская культура просуществовала относительно недолго, всего 200-250 лет, но и за этот недолгий период проявила свой достаточно агрессивный характер, конфликтуя с соседними культурами. Свидетельством тому служит Пепкинский курган с относительно большим количеством захоронений воинов, как абашевцев, так и ариев-балановцев, погибших в бою.
  "Общество Абашевской культуры было крайне воинственным. Найдены массовые захоронения сотни воинов."[21]
  С другой стороны, воинственность абашевцев может быть обусловлена и постоянным давлением балановцев в конкурентной борьбе за обладание медными ресурсами южного Приуралья. Об этом говорит и образование на южных границах ареала распространения Абашевской культуры отличной от нее Потаповской культуры с датировкой 4215-3915 лет назад, населенной преимущественно ариями (ископаемый образец ДНК - R1a-Z645).
  Потаповская культура особенно выделяется наличием костяных нащёчников для управления лошадьми, есть и упряжь для управления лошадьми в повозках и колесницах. Но вот колеса в колесницах еще были цельнодеревянными. Спицы появились позднее. Что характерно, один из нащёчников Потаповской культуры был украшен микенским орнаментом, хотя микенская культура появилась лишь спустя несколько веков.
  Параллельно становлению Абашевской в местах, где процветала Катакомбная культура, племена эрбинов-завоевателей создают культуру многоваликовой керамики, которая в археологии известна как Бабинская культура. Меняется и характер захоронений. Ограниченность людских ресурсов приводит к сокращению курганных захоронений. Все больше подзахоронений в старые курганы или их досыпка. Да и устройство самих могил приобретает схожесть со срубными, которые станут типовыми в культуре, сменившей Бабинскую. Относительно Бабинской культуры интересен вот такой вывод С.С. Березанской, исследовавшей культуру с 1960-х годов, которая предположила то, что она принадлежала предкам микенцев:
  "Сходство проявляется и в устройстве могил, и в погребальном обряде, и в инвентаре. В принципе близки большие глубокие погребальные ямы, иногда с уступами вдоль краев. В КМК известна каменная обкладка стен погребальных ям, характерная для Микенских гробниц. Аналогична манера перекрытия могильных ям бревнами или каменными плитами. В обоих случаях очень распространен обряд тризны - захоронение животных, в частности лошадей. Сходно положение погребенных на спине с руками на тазе, или на боку, с кистями рук у лица. Среди аналогичного инвентаря, кроме [дисковидных] псалиев - кремнёвые стрелы с выемкой в основании, выпрямители древков стрел, бронзовые наконечники копий с длинной несомкнутой втулкой. Общей чертой является распространенная как в КМК, так и в Микенах техника плакировки (золота)" [22]
  В Бабинской культуре разрабатывались меднорудные месторождения Донбасса (Бахмутские). Известны погребения литейщиков с их инвентарем. Часто встречаются в погребениях бронзовые кинжалы.
  
   Влажный теплый климат южных областей способствовал образованию обильной кормовой базы для скотоводства, и многие племена целого ряда культур северо-западных областей Восточной Европы двинулись на юг. Такая миграция привела к исчезновению Фатьяновско-Балановских культур, но зато способствовало возникновению обширного ареала Срубной культуры (4100-3900 лет назад). Это степная культура, занимавшая территории от правого берега Днепра до Волги. Формирующаяся культура своим становлением была обязана многочисленным племенам, а точнее общностям Фатьяновско-Балановских культур, с численным превосходством ариев, у которых хозяйство было сильно ориентировано на скотоводство, что и стало толчком к появлению мутационной гаплогруппы R1a -Z93 и нисходящих снипов.
  Очевидно, что столь массированная интервенция не могла не вызвать сопротивления у автохтонного населения Бабинской культуры. Многочисленные боевые стычки закономерно стимулировали совершенствование орудий вооруженной борьбы, в результате чего появились облегченные боевые колесницы со спицами в колесах, а также боевые доспехи. Что характерно, у обеих противоборствующих сторон. Однако из-за численного превосходства ариев автохтонное население в своей массе вынуждено было также начать миграцию, но уже за Днепр в сторону Балкан, на юг в Закавказье, на восток в степи Казахстана.
  Что еще характерно для времени начала II тысячелетия, это то, что именно с этого времени практически все поселения в южных районах Восточной Европы строятся защищенными рвами, земляными валами и, возможно, с частоколами. Благоприятные климатические условия, установившиеся в южных районах Восточной Европы в первой половине II тысячелетия до н.э., способствовали резкому демографическому росту населения, особенно в Причерноморье, Волго-Донском бассейне, южном Приуралье и степных просторах Казахстана.
  
  
  ЛИТЕРАТУРА
  
  1. А.В. Мень "В поисках Пути, Истины и Жизни. Т. 2: Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих учителей".- М.: СП "Слово"; 1991, , с. 63
  2. Н.Я. Мерперт Очерки археологии библейских стран. Ранний бронзовый век. - М.:ББИ, 2000, 355с.
  3. Похоронный обряд древних шумеров. https://funeralportal.ru/library/1061/35517.html
  4. Синташтинская культура https://ru.wikipedia.org/wiki/Синташтинская_культура
  5. Г. Гумбатов История шумеров, новые версии. https://proza.ru/2022/11/30/606
  6. Основу цивилизаций Месопотамии, видимо, создали не арии, а эрбины-ямники.
  https://dzen.ru/a/ZkI2m13F5hhJlfhH
  7. https://vk.com/wall-82890055_111943
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Майкопская_культура
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Майкопский_курган
  10. Кто жил в Древнем Египте за 3 тысячи лет до фараонов и построил там старейшую на Земле обсерваторию. https://dzen.ru/a/Z8asOPN-XGjFIA2D
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Набта-Плая
  12.https://aif.ru/society/308734
  13. Неужели Анатолий Клесов и на этот раз прав, или попгенетики наконец одумались?
  https://dzen.ru/a/ZTka6DbPFi2nHwsU
  14. https://dzen.ru/a/ZH4DESh-ShcJtvim
  15. https://ru.wikipedia.org/wiki/Самарская_культура
  16. https://dzen.ru/a/aOpfZbCmOza_jMVK
  17. https://ru.wikipedia.org/wiki/Самарская_культура
  18. Вестник Академии ДНК-генеалогии, т. 17 No 7, с. 965
  19. А.Н. Гей Катакомбная культура. Большая российская энцеклопедия. https://old.bigenc.ru/archeology/text/2051593
  20. https://en.wikipedia.org/wiki/Abashevo_culture
  21. Древняя индоиранская цивилизация от Калужской области до Башкортостана. Загадочная Абашевская культура. https://dzen.ru/a/YyMrQjYw_Rolrf7h
  22. С. С. Березанская Культура многоваликовой керамики // Культуры эпохи бронзы на территории Украины - К.: Наук. думка, 1986 - С. 5-43.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"