Дж. В. Джонс - легенда тёмного фэнтези и грим-дарка. В 1990-х годах она выпустила эпическую фэнтезийную трилогию "Книга слов", о которой Роберт Джордан написал: "Замечательно... Дж. В. Джонс - поразительный писатель". После этого она написала четыре романа из серии "Меч теней", которые отличаются более мрачным и мрачным тоном. Романы этой серии - " Пещера чёрного льда" (1999), "Крепость серого льда" (2002), "Меч из красного льда" (2007) и "Наблюдатель за мёртвыми" (2010). Пятый роман "Повелители конца" (Endlords) объёмом 260 000 слов уже завершён, и Дж. В. Джонс отправила его своим издателям Tor Books и Orbit. Мне показалось, что сейчас самое подходящее время поговорить с Джулией о "Повелителях конца", её творческом процессе, персонажах и пути, который привёл к этому моменту.
[GDM] Привет, Джулия. Спасибо, что согласился поговорить со мной сегодня. Во-первых, поздравляю с завершением "Повелителей конца ". Какие эмоции ты испытала, когда набрала "Конец"?
[JVJ] Меня переполняли эмоции. Облегчение от того, что "Повелители конца" наконец-то закончились после всех этих лет, удовлетворение от осознания того, что я написала лучшее произведение в своей карьере, и тревога от того, что теперь мне нужно было думать о судьбе " Повелителей конца " как книги. Смогу ли я донести до людей эту огромную рукопись в 260 000 слов? В основном я просто была измотана. Я написала нечто длинное и невероятно сложное, работая на пределе своих писательских возможностей месяцами подряд. Этот процесс меня просто вымотал. Думаю, я всё ещё восстанавливаюсь.
[GDM] Для людей, не знакомых с вашим творчеством, как бы вы описали серию "Меч Теней"?
[JVJ] Sword of Shadows - насыщенная, суровая, основанная на персонажах серия, действие которой разворачивается в суровом и беспощадном мире, похожем на тундру. Речь идёт о власти: у кого она есть, кто её потеряет, кто её возьмёт. В её сердце лежат Кланхолды, где вожди, воины и могущественные женщины живут в огромных крепостях, известных как круглые дома. Они поклоняются каменным монолитам, носят молотый из этих монолитов порошок на войну и используют его, чтобы рисовать защитные круги вокруг своих мертвецов. Хватка - это всё в Кланхолдах. Быть смелым - значит побеждать. Кланы Чёрный Град, Дхун и Блудд - великие гиганты Кланхолдов, и они воюют, отвлечённые, пока Несотворённые появляются далеко на севере. Серия растянута, временами мрачна, но с персонажами, способными на юмор, остроумие и массу чистой кровавости. Если вам нравятся книги Джо Аберкромби и Джорджа Р. Р. Мартина, Sword of Shadows, вероятно, для вас.
[GDM] В чём связь серии "Меч Теней" с вашей предыдущей фэнтезийной трилогией "Книга слов"? Насколько, по-вашему, опыт чтения "Меча Теней" улучшился благодаря знакомству с предыдущей серией?
[JVJ] Два сериала связаны тончайшей нитью. Они буквально разделены континентами по месту действия, тону и построению мира. "Меч теней" - это масштабный, брутальный, взрослый, масштабный эпос. "Книга слов" - его весёлый младший брат, вы знаете того, кто появляется на вашей свадьбе, выпивает лишнего, пускается в пляс и падает лицом в торт. Пара персонажей в сериалах общие, но вам не нужно ничего знать о "Книге слов", чтобы прочитать и понять SOS ("Меч теней" - "Sword of Shadows"). Оба сериала самостоятельны.
[GDM] "Дозор мертвых" вышел примерно пятнадцать лет назад. С какими трудностями вы столкнулись в процессе написания "Повелителей конца" ? Были ли ещё какие-то препятствия, которые привели к задержке выхода книги?
[JVJ] Я потеряла маму. Мне было очень тяжело, и я перестала писать. Потом мне пришлось зарабатывать на жизнь. В какой-то момент я работала на трёх работах: сидел с собаками, писала на фрилансе и помогала удалённо парню, управлявшему стартапом на сайте знакомств. Было трудно найти время для письма. Несколькими годами ранее я написала около 150 000 слов в первом черновике " Повелителей конца" и отложила его. Когда у меня наконец появилось время снова начать писать, пусть и ограниченно, я не могла найти способ взяться за книгу. Долгое лежание на полке превратило её в реликвию. В написании не было ничего плохого - я выкладывала отрывки из первой версии " Повелителей конца" в сеть, и читателям они нравятся, - но я продвинулась дальше как писатель и человек. Я чувствовала, что повзрослела и поднялась на новый уровень, и "Повелителям конца" нужно было подняться вместе со мной. Поэтому я начала с нуля. Но поначалу я могла писать лишь отрывками. И я не устаю повторять, что книгу объёмом в четверть миллиона слов невозможно закончить, работая час тут и час там. Когда я наконец смогла работать над " Повелителями конца" на постоянной основе, я закончила рукопись меньше чем за год.
Многие думали, что я забросила писательство, но на самом деле за последние пятнадцать лет я написал 530 000 слов, что эквивалентно шести книгам. Среди прочего, я закончила отдельный роман " Sorry Jones" ,
[GDM] Райф - один из моих любимых персонажей фэнтези. На протяжении "Меча Теней" ему пришлось пережить столько неудач и непростых времен. Я читал его первую главу из "Повелителей конца" на вашем Patreon, и там есть поистине трагический момент. Мне, и, уверен, многим читателям интересно, стало ли Раифу легче?
[JVJ] В Watcher of the Dead Райф Севранс был сломлен суллами. Его пытали, накачивали наркотиками, месяцами держали в плену и заставляли сражаться ночь за ночью в боевых ямах. Endlords разбирается с последствиями этого. С самого начала я знал, что он больше не будет называть себя Raif. Теперь он просто Watcher. Он страдает от тяжелого посттравматического стрессового расстройства. Он потерял рефлекс говорить, не всегда может отличить реальное от нереального и обнажает меч при малейшем поводе для провокации. Watcher представляет опасность для окружающих. Я хотела показать это, а также показать, что нет простых и быстрых решений для пережитой им психической травмы. Watcher не исцелится в одночасье. Он никогда больше не будет Raif Sevrance. Он должен найти другой путь вперед и стать другим человеком. Endlords показывает нам этот процесс. Watcher делает ужасные вещи, от которых останавливается сердце, но также начинает устанавливать настоящие, человеческие связи. Эти связи помогут ему удержаться на ногах и не сойти с ума.
[GDM] Ваш мир фэнтези в "Мече Теней" - холодное, суровое и опасное место. Если бы вас волшебным образом туда перенесли, где бы вы хотели провести зиму и где бы вы точно не хотели провести эти несколько месяцев?
[JVJ] Кланхолды - сердце SOS. Кланы живут в огромных круглых домах, суровых и неприглядных снаружи, чтобы обеспечить непроницаемость, но наполненных теплом, светом и братством внутри. Жизнь течёт вокруг больших очагов, где воины и семьи собираются, чтобы поесть, попеть и согреться. Я бы провёла там зиму, путешествуя между великими северными кланами, ночуя в печах под надзором суровых печников. Конечно, я была бы вооружёна. Только глупец путешествует без оружия по кланхолдам.
[GDM] Мне кажется, вы создаёте замечательных второстепенных персонажей или более мелких персонажей. Траггис Моул постоянно всплывает в моей памяти, когда я пересматриваю его взаимодействие с Райфом. Есть ли у вас любимый персонаж, о котором вы пишете, не от лица одного из них?
[JVJ] Я люблю своего персонажа, абсолютного придурка, и мне также нравится показывать силу во всех ее проявлениях. Писать о таком количестве второстепенных персонажей в SOS - одно удовольствие. В Endlords на ум приходит Scurvy Pine, Король Воров. Он жесткий человек, средневековый эквивалент гангстера, и любому было бы очень жаль перечить ему. И все же, при всем этом, он умудряется быть одновременно мрачно забавным и способным, в очень специфических обстоятельствах, на доброту. Каждое его слово говорит вам, кто он такой. В какой-то момент в Endlords он говорит Эффи: "Я плачу свои долги и собираю их. Знай это, и ты знаешь обо мне все, маленькая овечка. Я происхожу из рода людей с долгой памятью. Никто, кто должен мне денег, никогда не должен спрашивать: "Должен ли я вернуть ему деньги?" Пока я не умру и не остыну в могиле, ответ всегда будет: "Да"".
Написание диалогов для Scurvy Pine было одним из величайших удовольствий при написании книги.
[GDM] Насколько важен был для вас Patreon (jvjones) в процессе написания "Повелителей конца" ? Каким контентом вы делитесь? Будете ли вы продолжать это делать в процессе написания "Меча по имени Утрата" ?
[JVJ] Поддержка и воодушевление, которые я получил от людей, которые следят за мной на patreon, являются причиной существования Endlords . Закончено. Они не только поддерживали меня финансово, когда я писал книгу, но и отношения, которые мы выстроили со временем, основаны на взаимном уважении и доверии. Последние одиннадцать месяцев написания Endlords я публиковал посты каждый день, честно сообщая людям, сколько я написал - или не написал -. Поскольку я хотел выразить признательность за их поддержку и взять на себя ответственность, я начал заставлять себя писать по 1000 слов в день. Практика написания 1000 слов в день вскоре превратилась в рутину, и эта рутина помогла закончить книгу.
Мы создали такое сплоченное сообщество, что мне не хотелось бы его бросать. Появились настоящие дружеские отношения, которые очень важны для меня. Написание романа - это одиночный труд. Написание захватывающих дух книг объёмом в сотни тысяч слов - это особый вид одиночества, требующего выносливости. Связи, которые я установил с людьми на Patreon, помогают мне сохранять сосредоточенность и оптимизм. Если у меня плохой день, они сплотятся вокруг меня и напомнят мне, почему я этим занимаюсь, и, что не менее важно, напомнят мне быть к себе бережнее. Они помогают мне продолжать.
[GDM] Вас считают одним из первых новаторов жанра грим-дарк, и в журнале Grimdark Magazine мы любим персонажей, которые "морально серые". Как вы думаете, каких главных персонажей "Меча Теней" можно отнести к этой категории?
[JVJ] Каждый персонаж в сериале способен как на хорошие, так и на плохие поступки. Злодеи, герои, колдуны, десятилетние девочки: вы делаете всё, чтобы выжить. Я уже упоминал, что было бы глупо остаться безоружным в Кланхолдах, и это как раз то, что нужно. Меня больше всего волнуют те моменты, когда доброму в основе человеку приходится делать выбор между собой и жизнью. Доброта уходит в прошлое, и возникает вопрос: поможет ли мне перебраться на другую сторону ложь, манипуляция, тактическое подчинение, побег или насилие? У вас есть пять секунд. Сделайте свой выбор.
Именно для таких моментов я пишу. Я не считаю это поджанром, я вижу в этом абсолютную ценность писательства. Я хочу, чтобы мои читатели были в восторге, чтобы они не сходили с книги, чтобы не перелистывали страницы, не давали им заскучать и держали в напряжении. Поставить персонажей перед непростым выбором, чтобы защитить себя и своих близких, должно быть неотъемлемой частью любого эпического фэнтези. Без этого это были бы просто эльфы, пьющие мёд в лесу.
[GDM] Мейс Блэкхейл - исключительно проработанный антагонист. Уверен, читатели надеются, что он получит "по заслугам". На чём вы фокусируетесь при создании злодейского персонажа?
[JVJ] "Повелители конца" начинаются с точки зрения Мейса Блэкхейла, что позволяет нам увидеть его мыслительный процесс, решения и поступки с высоты птичьего полёта. Его стремление контролировать людей и результаты - центральное место в главе, как в мелочах (например, он намеренно заставляет воина стоять перед ним и ждать ответа), так и в крупных делах: он использует насилие и манипуляции, чтобы добиться желаемого.
Однако Мейс - не единственный злодей в Endlords . Десять сюжетных линий переплетены между собой, а значит, злодеев должно быть несколько. Поэтому мне предстоит создать набор "Разнообразие злодеев". Религиозные фанатики, жестокие военачальники, порочные колдуны, друзья-предатели, ваши эгоистичные засранцы и, конечно же, ваши Тёмные Лорды. В Endlords есть по одному экземпляру каждого из них. Бесплатно!
[GDM] Была ли у вас любимая точка зрения, которую вы писали в Endlords , и была ли она самой сложной или проблемной?
[JVJ] У нас не должно быть любимчиков, верно? Но они есть. Они всегда есть. Некоторых персонажей писать проще, чем других, они более увлекательны, дают больше свободы. Больше нас. Лорд Псов - один из моих любимых. У меня такое четкое представление о том, кто он, как будто я его странствующий писец, бегающий за ним и делающий заметки. Поскольку он самый закаленный воин и вождь в Кланхолдах, вы можете поставить его в любую ситуацию, и у него есть опыт и авторитет, чтобы справиться с ней. Захватывающе бросать его в заведомо проигрышные ситуации и смотреть, как он из них выпутается. В "Повелителях конца" он получает больше свободного пространства , чем в предыдущих книгах. Написание его глав, которые невероятно сложны с технической точки зрения и полны действий и сюрпризов, было временем, когда я чувствовала себя наиболее уверенно как писатель.
Как ни странно, раньше Райф был персонажем, с которым у меня были трудности. Проблема Райфа была в том, что он формировался на протяжении первых четырёх книг. Молодой, идеалистичный, вспыльчивый, преданный, упрямый. Но теперь он - Хранитель Мёртвых, и писать о нём стало гораздо легче. Я понимаю его желание отправиться на восток, построить бревенчатую хижину, охотиться на лосей и жить простой жизнью в одиночестве в великих лесах Сулла, понимаю его глубокую и непоколебимую любовь к брату и сестре, и понимаю, что, хотя он и не хочет владеть Утратой и сражаться с Несотворёнными, он знает, что никто из живых не сравнится с ним в силах владеть мечом и длинным луком. Им движет не чувство долга или предназначение. Месяцы пыток выжгли всё, кроме самого чистого и важного. Он любит тех, кого любит, и хочет защитить их. Вот и всё. Он уничтожит - и уничтожит - целую армию, чтобы защитить Эффи, Дрея и Эш.
[GDM] Сколько лет вы держали в голове некоторые сцены "Повелителей конца" ? Какие ощущения вы испытали, когда наконец воплотили их на бумаге?
[JVJ] В начале книги у меня в голове была только одна сцена - сцена, где Райф падает на колени и кричит в конце первой главы. Всё остальное происходило на ходу. Я никогда не даю своим персонажам указаний: я устанавливаю сцену, обычно локацию или путешествие, а затем позволяю им действовать. Иногда я выбираю место с конкретной целью. Я знал, что хочу написать версию Дж. В. Джонса о наводнении на реке Бруинен, где Фродо и Арвен спасаются от назгулов во "Властелине колец". У меня было два персонажа - Эш и Мал Нейсейер, которых преследовали двенадцать тёмных врагов, и река, которую нужно было пересечь. Полное сходство, правда? Когда наши герои приближались к реке, я не знал, что произойдёт дальше, но тут Эш услышала звук грохочущей воды. И мы с Эш одновременно поняли, что прибыли к водопаду, похожему на Ниагару, с высотой падения пятьсот футов. И история обретает совершенно новый характер и волю: захватывающую и незапланированную. Вдохновленная Толкином, но совершенно не похожая на него в действительности.
Преимущество такого подхода к письму состоит в том, что если я, писатель, удивлена происходящим, то вполне можно предположить, что и читатель будет удивлен.
Большинство из шестидесяти шести глав книги содержат одни и те же высокоуровневые, ошеломляющие сюрпризы. Это одна из вещей, в которых я действительно преуспела как писатель. И одна из причин, почему я в этом преуспела, заключается в том, что я всегда пишу, чтобы удивить, шокировать и порадовать себя .
[GDM] Насколько я знаю, вы недавно начали писать "Меч по имени Потеря" . Надеюсь, пока всё идёт хорошо. Поскольку это последняя книга в серии, вы уже знаете, куда ведут сюжетные линии многих персонажей? Или вам ещё многое предстоит открыть и проработать в процессе написания?
[JVJ] Я пишу без плана. Я нахожусь на том этапе своей писательской карьеры, когда доверяю своим инстинктам рассказчика и знаю, как изгибать сюжетную арку на ходу. Однако "Меч по имени Потеря" - заключительная книга в серии из шести книг: несколько сюжетных линий должны сойтись, чтобы сформировать удовлетворяющий и всеобъемлющий финал. Если первая книга в серии - Большой взрыв, то заключительная книга должна быть Большим сжатием. Независимо от того, насколько я уверен в своих силах, давление оказывается на то, чтобы справиться с Большим сжатием. "Меч по имени Потеря" будет иметь двенадцать отдельных сюжетных линий. Персонажи сейчас повсюду. Все должно начать двигаться к одной и той же точке во времени и пространстве, иначе мы обречены. Другими словами: я пишу план!
Я знаю себя и знаю, что проигнорирую этот план, но он поможет мне следить за финалом. Я прекрасно понимаю, что мне необходимо усилить авторский контроль над своим капризным, принимающим решения на ходу составом персонажей, если я хочу создать мощный и связный финал серии. Это будет борьба между законным следованием плану и его беззаконным игнорированием.
[GDM] Что будет дальше, когда вы написали "Повелителей конца" и завершили редактирование? Когда читатели, как ожидается, смогут купить книгу?
[JVJ] Сейчас я всё ещё жду ответа от издателей, поэтому у меня нет дат выхода или какой-либо информации. Я всегда держу своих читателей в курсе событий на Patreon и в социальных сетях, чтобы они узнали о судьбе Endlords сразу же, как и я.
[GDM] Хотите ли вы сказать нашей аудитории и вашим поклонникам что-то такое, о чем мы еще не говорили?
[JVJ] Во-первых, спасибо, Джеймс, за такие замечательные вопросы и за то, что не церемонишься со мной. Я впервые за более чем десять лет даю интервью, и я очень ценю твою доброту. Во-вторых, хочу поблагодарить своих читателей за то, что они со мной. Последние десять лет я была третьим и наименее известным автором в непрекращающемся споре "Закончат ли они когда-нибудь свою серию?". Однажды я увидел в интернете публикацию, где делали ставки на то, кто первым выпустит свою книгу (Джордж Р. Р. Мартин, Патрик Ротфусс или я сам). У меня были самые высокие шансы. Я очень благодарен читателям, которые остались верны девушке с самыми высокими шансами. "Повелители конца" - это для вас.
[GDM] Спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы. Желаю вам всего наилучшего в ближайшие месяцы с Endlords.