| 
 | 
| 
 | ||
Народная музыка
В зимнем цикле народных 
  песен центральное место занимают колядки и щедривки.
  В них обычно выражаются пожелание успеха хозяину дома в новом земледельческом 
  го-ду , здоровья и благополучия всей семье.
  В некоторых колядках запечатлелись самые раз-нообразные жизненные темы и образы 
  , исторические события.
  Зимний цикл песен заканчивался проводами Масленицы. Масленичные песни , обычаи 
  и обряды сохранились преимущественно в России.
  Для украинского народа они менее ха-рактерны.
  Весенний цикл песен , связанный с пробуждением природы , началом полевых работ 
  , сопровождался в старину массовыми хороводами , именуемыми на Украине "танками" 
  , "гаївками" , играми , плясками.
  Во многих украинских веснянках сохранились элементы , восходящие к древнеславянским 
  обычаям кликания солнца , весны , птиц , провожания зи-мы.
  Веснянки исполнялись девушками ( в отличие от колядных игр , преимущественно 
  муж-ских ).
  На Украине весенний цикл включал также "петрiвки" , "русальнi" песни.
  С ними ( в ряде местностей с купальскими играми ) был связан поэтический обычай 
  : девушки за-вивали венки и , загадывая о судьбе , бросали их в реку.
  Летний цикл песен и плясок начинался "купальскими" праздниками в честь солнца 
  , сопровождавшимися прыганьем через костры , провожанием весны.
  Ее олицетворяло уб-ранное цветами молодое деревцо - "марена" ( "марина" ).
  Иногда роль марены исполняла девушка.
  Главное место в летнем цикле занимали жнивные песни ( "жниварськi" ).
  Зародившиеся в глубокой древности плачи и причитания развивались и позднее.
  Своеобразная национальная особенность многих украинских плачей - повышенная 
  IV сту-пень в миноре , образующая с III ступенью увеличенную секунду ( встречается 
  также в не-которых веснянках , думах - плачах ).
  В XV - XVI веках , в период борьбы украинского народа за свободу и независи-мость 
  против татар и турок, против панско-шляхетской Польши формируются новые жан- 
  ры народного музыкально-поэтического творчества - думы и исторические песни.
  Думы - это развернутые героико-драматические или лирико-эпические повествования 
  речитативного склада , исполняемые в сопровождении народного инструмента - кобзы-бан-дуры.
  Особым даром обладал кобзарь Остап Вересай , от которого записывал думы и пес-ни 
  Н.В. Лысенко.
  Образы кобзарей , призывающих к освободительной борьбе , воссозданы в I действии 
  оперы Н.В. Лысенко "Тарас Бульба" , в опере украинского советского ком-позитора 
  К.Ф. Данькевича "Богдан Хмельницкий".
  Исторические песни , подобно думам , отразили социальную и национально-освобо-дительную 
  борьбу украинского народа , запечатлели образы героев - защитников родины.
  На Украине и сейчас широко бытуют некоторые песни.
  Например , песня о победе Бог-дана Хмельницкого над польским войском "Гей , 
  не дивуйте добрiї люди" , песня о похо-дах украинских казаков "Засвистали козаченьки" 
  , козацкая "Ой на горi та женцi жнуть".
  К образам и напевам этих победных маршевых песен неоднократно обращались пи-сатели 
  - К. Рылеев , Т. Шевченко , И. Франко , П. Тычина , М. Рыльский и композиторы 
  - Н. Лысенко , Р. Глиэр , К. Данькевич.
  Украинские протяжные лирические песни повествуют о тяжкой доле, о подневольном 
  труде и социальном неравенстве , о горькой судьбе крепостного-бедняка , рекрута 
  , солдата , сироты , вдовы , бесправном положении женщины , о несчастливой любви 
  , раз-луке с милым.
  Протяжные песни исполняются хором или сольно.
  Шуточные , шуточно-танцевальные , сатирические , юмористические песни на протяже-нии 
  всей истории народа выражали его оптимизм , веру в свои силы , высмеивали лицеме-ие 
  , ханжество , жадность.
  Одним из наиболее распространенных песенных жанров в западных областях Украины 
  являются коломыйки , родственные русским частушкам.
  Они исполняются преимуще-ственно хором с инструментальным аккомпанементом , 
  часто сопровождаются танцем.
  Украинская свадьба , подобно русской делится как бы на два действия.
  Первое проис-ходило до венца и , главным образом , в доме невесты.
  В центре его лирический образ "молодої" - невесты , прощающейся с девичеством 
  , родной семьей и подругами.
  Особенно богат песнями обряд свивания венка невесте, ее прощания с девичьей 
  жизнью.
  Их поют "дружки" - подруги невесты. Второе "действие" разыгрывалось после венчания 
  в доме моло-дого.
  Оно включало поздравления новобрачных , пожелание им благополучия и т. п..
  Наиболее распространенными украинскими танцами являются метелица , гопак , каза-чок 
  , полька , чабарашка. В западно-украинских областях - гуцулка, тропотянка и 
  круговой фигурный мужской танец аркан , исполняемый с "топiрцями" ( топориками 
  ).
  Существует также множество сюжетных танцев , отражающих трудовые процессы и 
  быт народа ("го- нивiтер" , "швець" , "бондар" , "увиванець" и др. ).
  Основные украинские народные инструменты : бандура ( в прошлом называлась "кобза" 
  ) - струнный щипковый инструмент оваль-ной формы , с коротким и широким грифом 
  ; цимбалы - струнный ударный инструмент , по внешнему виду напоминающий плоский 
  трапециевидный ящик , на верхней крышке которого натянуты группами металлические 
  ст-руны.
  Звук извлекается при помощи деревянных колотушек , обтянутых кожей или войло-ком 
  ; лира ( реля или рыля ) внешне напоминает гитару с укороченным и утолщенным 
  грифом.
  Вставленное в полость инструмента небольшое колесо вращается при помощи ручки 
  и , словно бесконечным смычком , приводит в колебание примыкающие к нему вплотную 
  струны.
  Две струны ( по обе стороны колеса ) , настроенные в квинту , образу-ют органный 
  пункт , а верхняя ( над колесом ) выполняет мелодическую функцию.
  Длина ее при помощи ряда своеобразных клавишей-клапанов , которые лирник нажимает 
  паль-цами левой руки , изменяется , и , следовательно , изменяется и высота 
  звука.
  Лира мо-жет настраиваться на "весело" и на "жалоб" ; скрипка , с древних времен 
  распространенная в быту украинского народа ; сопилка , напоминающая продольную 
  флейту ; трембита - деревянный духовой инструмент типа трубы , распространенный 
  в запад-ных областях Украины , особенно в горных районах.
  Бывают различных размеров , иног-да достигают трех и более метров длины ; коза 
  или дуда - украинская волынка.
  Она представляет собой мешок из козьей шку-ры , в которую вставлены три - четыре 
  трубки.
  Готовясь играть на дуде , предварительно наполняют ее мешок воздухом.
  Затем , держа инструмент под мышкой левой руки , лок-тем постепенно выжимают 
  воздух , который , поступая в трубки , вызывает звук.
  Мелодия исполняется на одной из верхних трубок , имеющей пищик с бьющим язычком 
  и неско-лько пальцевых отверстий.
  Через вторую верхнюю трубку исполнитель по мере надобно-сти пополняет запас 
  воздуха в мешке.
  Нижние трубки выполняют функцию тонико -доми-нантного органного пункта.
  Бубен ( бубон) - ударный инструмент.
  "Троїстi музики" - в прошлом наиболее распространенный на Украине тип народного 
  инструментального ансамбля , состоящего из трех инструментов : скрипки , цимбал 
  , бубна.
  Возможен другой состав.
  "Троїстi музики" упоминаются неоднократно в произведениях Т.Г. Шевченко , в 
  народных песнях.
  Красота украинских народных мелодий привлекала внимание русских композиторов 
  - Глинки , Серова , Даргомыжского , Чайковского , Римского-Корсакова , Мусорского.
  Великие композиторы Западной Европы также обращались к мелодиям украинских народных 
  песен , включали их в свои произведения.
  Таковы квартеты Л. ван Бетховена , посвященные графу Разумовскому , фортепианные 
  фантазии Ф. Листа на темы песен "Ой , не ходи , Грицю" и "Вiють вiтри".
  Профессиональная музыка в XVII - XVIII веках 
Реформа церковного пения 
  заключалась в отказе от изжившего себя монодического пения и переходе к богатому 
  гармонически многоголосному пению a capella , названному "партесным" , ( т.е. 
  пением по отдельным партиям ).
  На смену старой крюковой системе нотной записи приходит более совершенное пяти-линейное 
  " киевское знамя " или квадратная киевская нотация.
  Жанр партесного концерта развивается в творчестве Колядчина , И. Календы и Николая 
  Дилецкого.
  В середине XVII века партесное пение проникает в Россию.
  В городском быту Украины в конце XVI - начале XVII века возникает новый вид 
  музыкально - поэтического творчества - бытовые песни - канты : религиозные , 
  торжественно-поздравительные , любовно - лирические , нравственно - назидательные 
  , шуточные , сатири-ческие.
  Авторами и исполнителями кантов были учителя пения , бродячие дьяки , ученики 
  братских школ , коллегиумов , и "Академии для наук свободных" в Киеве.
  Образы их вос-созданы Гоголем на страницах повести "Вий" в лице Хомы Брута и 
  его товарищей.
  Кант представляет собой трехголосную куплетную песню.
  Два верхних голоса движутся парал-лельными терциями , партия баса строится на 
  опорных гармонических звуках.
  Со II поло-вины XVII века канты широко распространяются и в России.
  Музыкальные особенности кантов претворены в целом ряде хоровых произведений 
  русских и украинских композиторов конца XVIII - начала XIX века.
  Борис Асафьев гово-рил , что замечательный хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" 
  "не что иное , как ка-нт...".
  Истоки украинского музыкального театра следует искать в скоморошных представ-лениях 
  эпохи Киевской Руси , в старинных народных играх и хороводах.
  Народными песнями и танцами было насыщено действие кукольного музыкального театра 
  - "Вертепа" любимого народного зрелища в XVII - XVIII веках , сохранившегося 
  в Западной Украине до наших дней.
  "Вертеп" -маленькая переносная сцена в виде двухярус-ного ящика или макета церкви.
  В верхнем ярусе "Вифлееме" , исполнялась инсценировка на сюжет легенды о рождении 
  Христа , в нижнем же разыгрывались народно - комические бытовые сценки , в которых 
  главным героем был запорожский казак.
  Первая часть спек-такля включала преимущественно хоровые колядки и канты.
  Все второе действие было построено на народных песнях и танцах - украинских 
  , русских , польских и др..
  Еще в XVII веке в Москву выписывались киевские церковные певцы , владевшие ис-скуством 
  партесного пения.
  В XVIII веке наборы певцов на Украине принимают системати-ческий характер.
  Для пополнения кадров придворных музыкантов была открыта специаль-ная певческая 
  школа в городе Глухове.
  У многих именитых господ в Москве и Петербу-рге украинские бандуристы были домашними 
  музыкантами.
  Русская и украинская музыкаль-ная жизнь развивалась в тесной взаимосвязи.
  Многие украинские талантливые музыканты учились , жили и творили в Петербурге 
  и Москве - общегосударственных культурных цент-рах.
  Так в области многочастного четырехголосного хорового духовного концерта ( вытес-нившего 
  к концу XVIII века партесные концерты ) выдающиеся образцы были созданы ук-раинцами 
  М. Березовским ( 1745 - 1777 ) , А. Веделем ( 1768 - 1806 ) , Д. Бортнянским 
  ( 1751 - 1825 ).
  Дмитрий Степанович Бортнянский был автором свыше ста хоровых духовных сочинений 
  , создавал также оперы , сонаты , квартеты , квинтеты , симфонии , песни и ро-мансы.
  С 1796 года и до конца жизни был директором Придворной певческой капеллы в Петербурге.
  Артемий Лукьянович Ведель вел активную творческую жизнь , в разные периоды ру-ководил 
  хоровыми капеллами в Москве , Харькове , Киеве.
  Однако , в ответ на письмо не-известного содержания , переданное Павлу I , был 
  заключен в инвалидный дом , причем было приказано , чтобы ему "не давали ни 
  пера , ни бумаги , ни чернил".
  Типичным явлением для XVIII века было развитие музыки в помещичьей усадьбе.
  Капельмейстерами и солистами в крепостных оркестрах и хорах бывали крупные му-зыканты 
  - иностранцы , "вольнонаемные" русские и украинцы и , наконец , крепостные.
  Тяж- кая участь крепостных талантов с огромной обличительной силой изоблажена 
  в русской и украинской литературе.
  Такова , например , повесть Т. Шевченко "Музыкант" , прообразом которой явился 
  знаменитый скрипач Артемка из оркестра помещика Галагана.
  
| 
 |