Историк Из Захолустья
1930 год. Предыстория преступного сговора в Казахстане

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
  • Аннотация:
    Не освещённые в научной литературе вопросы истории Казахстана 1930-1934гг о событиях, вызвавших в 1931-1934гг голод в Казахстане


Что в 1930 году предшествовало преступному сговору

руководителей высшего ранга Казахской АССР с целью фальсификации итогов учёта скота.

Заметка в виде pdf-файла размещена на моей странице в жж podnimite_veki.

В pdf-файле не устранена опечатка в слове "сопутствующие" и в п.5 - в расстановке скобок и кавычек в абзаце про "передержку скота"

28 июля 2025г.

Настоящая заметка является продолжением опубликованной 26 июля 2025г.

моей заметки "1930 год. Преступный сговор руководителей высшего ранга в Казахстане".

   **сборник "Голод в России и Казахстане.1927-1934: Сборник документов в 2-х томах" (отв.ред.Юрасов; отв.сост.Кондрашин, Жылысбаева). М:Кучково поле Музеон, 2024г. сокращённо называется в настоящей заметке как сборник "Голод-2024" **
  

1.

   1930 год начался в Казахстане необычно, учитывая повышенную, я бы даже сказал "агрессивную", активность Казахского краевого комитета ВКП(б).
   С одной стороны, в период с 02 января до 16 февраля 1930 года руководство Казахской АССР на основании разработок Казахским крайкомом ВКП(б) подало заявление в Совнарком СССР с требованием (настойчивым ходатайством) пересмотра плана на оставшиеся три года пятилетки и внесения разработанных Казахским Крайкомом в план мероприятий по оседанию казахского кочевого населения (переводу на осёдлый образ жизни).
   С другой стороны, уже к январю 1930 года в Казахстане (как минимум в двух из двенадцати округов) было зафиксировано катастрофическое сокращение поголовья скота более, чем на 30%, угрожающее ведущей отрасли народного хозяйства Казахстана - животноводству.
   Рассмотрим подробнее оба этих явления.
  

2.

  
   С одной стороны, согласно протокола заседания от 06 ноября 1929г. Бюро Казахского крайкома ВКП(б) потребовало от центральных органов Казахской АССР, участвующих в разработке программы перехода казахского кочевого населения на осёдлый образ жизни (программы по оседанию):
   "чтобы каждым из привлекаемых к этой работе центральным органом в двухмесячный срок, т.е. к 1 января 1930 г. был представлен операционный план мероприятий по оседанию с уточненными сметными предположениями на 1929/30 гг. и установлены соответствующие контрольные цифры на пятилетку". (Опубликовано в т.1 "Ашаршалык" док. ! 253; хранится в АП РК Ф. 141. O.l Д. 23886. Л. 111-118).
   А ещё ранее, 12 марта 1929г., был заполнен секретный протокол Бюро Казахского крайкома ВКП(б) "Об оседании казахского населения", предлагавший Наркомату Земледелия КазАССР, Казахскому статистическому управлению и девяти (в п.3 этого протокола) окружным комитетам ВКП(б) Казахстана до августа 1929 года закончить обследования районов и предоставить все собранные материалы по вопросам оседания в Казахский крайком ВКП(б). Этот протокол от 12 марта 1929г. опубликован как документ ! 45 в т.2 "Трагедия казахского аула", изд.2018г. с указанием места хранения: АП РК ф.141 оп.1 д.2388а лл.215-216.
   Отметим для себя важнейшую деталь: эти заседания Бюро Казахского крайкома ВКП(б) состоялись до ноябрьского Всесоюзного Пленума ВКП(б), состоявшегося с 10 по 17 ноября 1929г. То есть не решения ноябрьского Всесоюзного Пленума ВКП(б) 1929 года стали основанием для разработки программы по оседанию казахского кочевого населения !!! Инициатива по детальной разработке программы оседания, по её ускоренным темпам и по количеству охватываемого казахского населения исходила полностью от Казахского краевого комитета ВКП(б).
  
   В январе 1930 года (дата не установлена в казахстанской публикации) в Казахский крайком ВКП(б) поступил доклад аульно-деревенского отдела Казкрайкома (Опубликовано в т.2 "Ашаршалык" , изд.2021г., док. ! 268 и в т.2 "Трагедия казахского аула", изд.2018г., док.! 47; хранится в АП РК. Ф.141. Оп.1. Д.2896. лл.1-5, 22), согласно которого:
  
   - установлено общее количество казахского населения, которое необходимо перевести на оседание: 567 тысяч хозяйств (т.е. семей);
   - запроектированы темпы оседания на территории Казахстана как в целом, так и по каждому округу в отдельности, начиная с 1929/1930 хозяйственного года; а учитывая, что первая треть хозяйственного года - с октября 1929г. по январь 1930г. уже прошла, то темпы оседания в 1929/1930 году запроектированы были на период с февраля по сентябрь 1930 года (и при этом они ещё не были утверждены Госпланом РСФСР !! т.е.реальные темпы должны быть заведомо выше в 1929/1930 году);
  
   - установлены направления деятельности колхозов, в которые будет объединено оседающее казахское население: от земледельческо-скотоводческого с молочным или с мясным уклоном до земледельчески-хлопкового (хлопоководство);
  
   - распределён по округам объём работ по землеустройству как в земельных площадях, так и в стоимости работ (в тысячах рублей);
  
   - предложены источники финансирования мероприятий по оседанию (я указываю округлённые суммы): госбюджет СССР - 11, 462 млн руб; краевой бюджет Казахской АССР - 29, 352 млн руб; сельхозкредит (надо полагать, запрошенный у Госбанка СССР) -110, 846 млн руб; средства казахского кочевого населения - 99, 123 млн руб; всего - 250,7835 млн руб.
  
   Для сравнения: согласно документу ! 1997, хранящемуся в АП РК ф.141 оп.1 д.2949 л.20 и опубликованному в томе 9 "Ашаршалык" изд.2023г. (имеющему наименование "Письмо К.Каминского Ф.Голощёкину о сельскохозяйственной пятилетке в КАССР" и датированному не позднее июня 1930г.), представитель Казахстана, докладывающий предложения Казахского Госплана перед Госпланом РСФСР, К.Каминский в своём письме Ф.Голощёкину в июне 1930г. будет называть стоимость программы оседания 300 миллионов рублей и указывать, что она сравнима с ценой постройки Магнитогорстроя и Кузнецстроя.
  
   Как я предполагаю, после получения всех численных показателей и списка мероприятий, запроектированных по программе оседания руководителями Казахстана, на основании которых уже можно запросить утверждение программы Совнаркомом СССР (т.е. правительством), Госпланом СССР и на основании этого утверждения запросить финансирование, либо первый секретарь Казкрайкома Ф.Голощёкин, либо председатель СНК КазАССР Ураз Исаев подали заявление в Совнарком СССР.
  
   В итоге, чуть ранее 16 февраля 1930г. руководство КазАССР направило в Совнарком СССР требование (или ходатайство/просьбу) внести изменения в принятый ранее государственный план СССР на 2-ю пятилетку и учесть новые требования руководства КазАССР.
   Оригинал этого требования (ходатайства), направленного в СНК СССР, я пока не нашёл, но упоминание об этом требовании опубликовано в док.! 4 стр.139 и док. !7 стр.147 тома 1 сборника "Голод в России и Казахстане.1927-1934: Сборник документов в 2-х томах" (отв.ред.Юрасов; отв.сост.Кондрашин, Жылысбаева). М:Кучково поле Музеон, 2024г.
   Цитирую док.!4: "В связи с заявлением Казахской республики о том, что в пятилетнем плане народного хозяйства недостаточно учтены нужды Казахстана и перспективы возможного его развития, СНК СССР 16-го сего февраля поручил Госплану СССР переработать план хозяйственного развития Казахстана на остающиеся три года пятилетки".(из заключения Госплана СССР от 25-26 февраля 1930г)
   Цитирую док.! 7: "Постановлением СНК СССР от 16 февраля 1930г.(пр[отокол] ! 7/333, р[аздел] 16) предложено Госплану СССР составить перспективный план хозяйственного развития Казахстана на оставшиеся 3 года пятилетки ввиду того, что в прежнем пятилетнем плане недостаточно учтены нужды Казахстана и возможные перспективы его развития".(из заключения Госплана РСФСР от 24 июля 1930г).
  

3.

  
   С другой стороны, и ОГПУ, и местные (окружные) органы власти в Казахстане фиксировали к январю 1930 года хищнический убой скота и избавление от скота путём рапродажи.
  
   Согласно утверждений авторов-составителей сборника "Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939. Документы и материалы. В 4-х т." (Т. 3. Кн. 1. стр. 71-77):
   "Информационным отделом ОГПУ была составлена на 1 января 1930 г. справка по продаже и убою скота в Казахстане (РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 61. Л. 91-84). В ней указывалось, что наибольшее количество зафиксированных фактов массовой продажи байством и кулачеством скота имелось в Уральском округе, за ним идут Семипалатинский, Сыр-Дарьинский, Петропавловский и Кустанайский". То есть в пяти из двенадцати округов (и ККАО), образующих Казахскую АССР наблюдалось резкое сокращение поголовья скота.
   Интересно, что ответственные редакторы сборника А.Берелович и В.Данилов по какой-то причине не стали публиковать эту справку о Казахстане; она, как я предполагаю, нарушала логику их антисталинской концепции, что убой скота начался после выхода постановления Политбюро ЦК ВКП(б) о сплошной коллективизации.
   По Петропавловскому и по Кустанайскому округам имеется подтверждение о значительном сокращении поголовья к 01 января 1930 года и из не зависимых от ОГПУ источников (подробно - см. п.3.7.4 с его подпунктами А и Б моей заметки от 16 июля 2025г. "Скотозаготовки в Казахстане в 1931 году и фальсификатор Н.Пьянчола (Niccolo Pianciola)":
   https://podnimite-veki.livejournal.com/70144.html .
  
   Итого, к 01 января 1930 года, как минимум в двух округах Казахской АССР (Петропавловский и Кустанайский), было отмечено сокращение поголовья скота по сравнению с апрелем 1929г. более, чем на 30%. Обусловлено это сокращение поголовья было разными причинами.
   К 01 марта 1930г. сокращение поголовья скота за год примерно на 33 % констатировали руководители Актюбинского округа КазАССР: осталось 2481,8 тыс голов скота из числившихся на весну 1929г. 3719,3 тыс голов скота (раздел "Животноводство" отчёта Окружного комитета ВКП(б) на 2-й Актюбинской партконференции; ГААО ф.9 оп.1 коробка 23 ед.хр.428 лл.38-39).
   К 20 апреля 1930 г. комиссией Ураза Исаева (председателя Совнаркома КазАССР) установлено, что "с момента утверждения контрольных цифр народного хозяйства Казахстана на 1929-1930гг. и со времени принятого крайкомом постановления по докладу комиссии т.Лациса произошло сокращение поголовья скота в Казахстане на 30-35%". (док.! 316, стр.705-706 тома 1 сборника Голод-2024).
   К 30 мая 1930 года (к дню открытия 7-ой Всеказахской партийной конференции ВКП(б)) сокращение поголовья скота в Казахстане примерно на 30% признавалось руководителями КазАССР (отчёт Казахского крайкома партии на вечернем заседании 31 мая 1930г., зачитанный Ф.Голощёкиным; стр.73 стенографического отчёта "7-ая Всеказакская конференция ВКП(б)", изд.Алма-Ата, 1930г.). При этом на стр.72 указанного стенографического отчёта Ф.Голощёкин заявил о 40,3 млн голов скота в Казахстане, числившихся на осень 1929г.
   Возможно, в экземпляре стенографического отчёта, которым пользовался я, допущена опечатка, т.к. во многих документах КазАССР фигурирует число 40,508 млн голов скота, числившихся в 1929 году.
   Подробности о причинах сокращения поголовья скота можно прочитать в моей заметке "Скотозаготовки в Казахстане в 1931 году и фальсификатор Н.Пьянчола (Niccolo Pianciola)", опубликованной 16 июля 2025г.: https://podnimite-veki.livejournal.com/70144.html .
  

4.

Когда требовалось провести учёт скота в 1930 году в Казахстане.

   а) Откроем материалы архивного дела, хранящегося в ГАРФ ф. Р-5446 оп.11 д.541.
  
   Постановление СНК СССР от 13 февраля 1930г. "Об учёте численности скота на 1-е марта 1930 года" (Пр.СНК СССР 7/7.33 п.9-пр.; цифра, следующая после косой черты в номере приказа, - неразборчива, и точка после этой цифры, возможно, отсутствует) в пункте 1 требует:
   "Поручить Госплану Союза ССР произвести на 1-е марта 1930 года срочный учёт численности скота в совхозах, колхозах и единоличных крестьянских хозяйствах, используя в отношении обобществлённого скота способ сплошного обследования всех совхозов и колхозов, а в отношении скота, находящегося в единоличном пользовании выборочный (гнездовой) способ обследования <...>". (л.1, л.3)
   Согласно лл.7,8 указанного архивного дела, разрешалось "использовать материалы /в отношении скота/ объектов обложения по сельхозналогу на 1930/31 г. по тем районам, где таковой учёт будет проведён в марте-апреле м-цах", но одновременно требовалось "Собранные указанным способом материалы закончить разработкой не позже мая м-ца".
   Т.е. разрешалось использовать для срочного учёта скота март и апрель 1930 года, но срок предоставления материалов в ЦСУ РСФСР - "не позже мая 1930 года", т.е., вероятно, не позднее 31 мая 1930г.
  
   б) Теперь ознакомимся с ответом из Казахского Госплана.
   В архивном деле, хранящемся в ГАРФ ф. А-374 оп.16 д.146 лл.62-64, есть ответ, полученный Госпланом РСФСР от 05 мая 1930г. из Государственной плановой комиссии при СНК КазАССР (передаю только суть): по трём округам сведения высылаем, по двум сведения запросили, но ещё не получили. Подписи: зав.секцией с.х.статистики А.Левин, руководитель работ Н.Цветницкая
   А всего в Казахской АССР на май 1930г. числилось 12 округов и ККАО (Кара-Калпакская АО), которая исключена из состава КазАССР постановлением ВЦИК РСФСР от 20 июля 1930г.
   Т.е. на 05 мая 1930г. Казгосплан смог собрать сведения только по 3-м округам из 12-ти. Требование, предъявленное Совнаркомом СССР (правительством СССР), Казгосплан не то что бы проигнорировал, но выполнять не стал; для вида Казгосплан выслал сведения по трём округам и всё.
   Это ли не парадокс ? Госплан автономной республики, входящей в состав РСФСР, не исполняет требования правительства СССР и Госплана РСФСР ?
  
   И для подтверждения вывода о неисполнении Госпланом КазАССР требований правительства СССР и Госплана РСФСР добавлю: в архивном деле, хранящемся в ГАРФ ф. А-374 оп.16 д.141 лл.84-85, в котором собраны сведения о весеннем учёте скота 1930 года по округам Казахской АССР, имеются полные сведения по двум округам (Уральский, Петропавловский) и неполные сведения по 10 районам Семипалатинского округа и по 6 районам Акмолинского округа.
  
   в) Что ещё мы знаем о подведении итогов учёта скота в 1930 году в Казахстане?
   На 17 июля 1930г (дата - согласно рукописным пометкам на экземпляре издания "Контрольные цифры народного хозяйства и социально-культурного строительства Казакской АССР на 1930-31 год") Госплан КазАССР не располагал сведениями о подсчитанном согласно правилам учёта поголовье скота в КазАССР.
   В разделе "Животноводство" этого издания указано: " По предварительным экспертным данным к весне 30 года мы имеем сокращение поголовья стада против весны 1929 года на 30-35 проц. В настоящее время мы не имеем ещё данных, на основе которых можно было бы установить окончательную картину состояния поголовья; эти данные мы получим по окончании проводимой Наркомфином и Госпланом учётной кампании". Далее, в разделе "Животноводство на 1930-31 год", докладчик констатирует: "Как мы уже указали в начале доклада, Казакстан вступает в новый хозяйственный год с значительно уменьшенным поголовьем стада. <сокращение> составляет 30-35 проц.без поправки на приплод. Если прибавить приплод, то по отдельным видам скота убыль выражается в следующих размерах: по лошадям - на 11,5 проц., по крупному скоту - на 23,1 проц., по овцам - на 17,7 проц., по козам - на 15,6 проц., по свиньям гна 45,4проц. и по верблюдам - на 14,4 проц. Существенно заметить, что убыль поголовья не одинакова по социальным секторам. Поголовье уменьшилось только по единоличному сектору. Однако точные данные о размерах убыли могут быть получены лишь после разработок результатов сплошного налогового учёта. Приведённые цифры - ориентировочные".
   Тем не менее в разделе "Животноводство на 1930-31 год" докладчик приводит далее цифры о проектируемом (запланированном) поголовье по видам скота и указывает, на сколько эта величина поголовья каждого вида скота увеличилась по сравнению с 1930 годом. Исходя из этих цифр легко рассчитывается поголовье скота, которое принял для 1930 года за основу Госплан КазАССР:
   общее поголовье всех видов скота - 33 млн 266тыс 760 голов скота; из них лошади - 3693,46тыс, КРС - 5723,98 тыс, овцы - 18066,89 тыс, козы - 4459,48 тыс, свиньи - 156,03тыс, верблюды - 1109,28 тыс, ослы и маралы - 57,64 тыс.

5.

  

Мотивы Ф.Голощёкина для задержки предоставления

материалов учёта скота в ЦСУ РСФСР.

   Как я показал выше в п.2. настоящей заметки, чуть ранее 16 февраля 1930г. руководство КазАССР направило в Совнарком СССР требование (или ходатайство/просьбу) внести изменения в принятый ранее государственный план СССР на 2-ю пятилетку и учесть новые требования руководства КазАССР.
   После получения этого требования (ходатайства) СНК СССР издал постановление, обязывающее Госплан СССР и, как следствие, Госплан РСФСР пересмотреть план на оставшиеся три года пятилетки (1930-1932гг) с учётом требований руководства Казахской АССР.
  
   Госплан СССР и Госплан РСФСР начали эту работу, затребовав из Казахской АССР сведения о предлагаемых руководством Казахстана мероприятиях и сопутствующие расчёты, сделанные органами власти Казахстана.
   Согласно документа ! 7 стр.147 тома 1 сборника Голод-2024, "В апреле месяце <1930 года> Госплан Казахской АССР представил часть материалов по пятилетнему плану, которые затем постепенно пополнялись. Вскоре, однако, обнаружились значительные дефекты в представленном материале, и Казахстану пришлось заменить эти материалы более свежими<...>".
   Согласно документа ! 6 стр.143 тома 1 сборника Голод-2024 к 21 июля 1930г. "закончено рассмотрение органами РСФСР уточнённого пятилетнего плана развития народного хозяйства Казахской АССР на остающиеся три года пятилетия".
   Согласно документа ! 9 стр.158-160 тома 1 сборника Голод-2024, "Заслушав доклад Совета народных комиссаров Казахской АССР о пятилетнем плане<...>" СНК РСФСР 30 августа 1930г. установил "основные исходные точки для построения пятилетнего плана<...> Казахской АССР".
  
   Согласно документу ! 1997, хранящемуся в АП РК ф.141 оп.1 д.2949 л.20 и опубликованному в томе 9 "Ашаршалык" изд.2023г. (имеющему наименование "Письмо К.Каминского Ф.Голощёкину о сельскохозяйственной пятилетке в КАССР" и датированному не позднее июня 1930г.), 16 июня 1930года представители КазАССР начали докладывать Президиуму Госплана РСФСР предложения Казгосплана о внесении изменений в пятилетний план.
   Очень интересно, на что обращает внимание Каминский:
   1. "У всех" (в Наркомземе СССР, Наркомземе РСФСР, сельхозсекции Госплана СССР, в Президиуме Госплана РСФСР) "вызывает большую тревогу практическое осуществление проблемы оседания"; они все "с энтузиазмом относятся за переход на осёдлость", но считают непроработанными нашими специалистами из Казахского Госплана практические мероприятия по проведению этого перехода на осёдлость кочевых казахов. При этом Каминский напоминает цену программы оседания (300 миллионов рублей), сравнимую с ценой постройки Магнитогорстроя и Кузнецстроя, и называет программу оседания "одной из золотых страниц истории нашей партии". После этого Каминский предлагает Голощёкину заказать в одной из Академий СССР проработку проекта оседания, заплатив от 10 до 300 тысяч рублей (т.е. Каминский согласен, что программа оседания Казахским Госпланом не продумана).
   2. Каминский считает неприемлемой поправку Госплана РСФСР, снижающую проектируемое Казахским Госпланом увеличение поголовья скота в Казахстане за счёт приплода весной 1930 года и проектирумое Казахским Госпланом увеличение поголовья скота в Казахстане (Госплан РСФСР предлагает проектировать 43 млн голов скота к концу 1932г. вместо 48 млн голов скота, запланированных Казгоспланом).
   3. Каминский считает неприемлемой поправку Госплана РСФСР о сокращении переселенцев в Казахстан извне с 65 тысяч хозяйств до 44 тыс хозяйств. Т.е. Казахский Госплан требовал большего количества переселенцев, и Каминский лично считает, что даже 80 тыс хозяйств переселенцев недостаточно для развития Турксиба на оставшиеся 1930-1932 гг (три года пятилетки).
  
   Из цитируемых выше документов следует, что только к 21 июля 1930г. Госплан РСФСР согласился с предложенными руководством Казахской АССР мероприятиями и расчётами и закончил рассмотрение уточнённого плана на оставшиеся три года пятилетки.
   Т.е. как минимум до 21 июля 1930г. Ф.Голощёкину было выгодно, чтобы никто в Госплане РСФСР (или других органах власти РСФСР и СССР) не узнал о катастрофе в животноводстве Казахстана, выражающейся в колоссальном сокращении поголовья скота в 1930 году: на 43% по сравнению с поголовьем, учтённым без поправок на недоучёт в прошлом 1929 году (без учёта скота в ККАО).
   Если бы кто-нибудь из Госплана РСФСР узнал о катастрофе в животноводстве Казахстана, все торжественные заверения казахстанского руководства о своей способности реализовывать грандиозные программы (оседание кочевого населения и уверенный рост поголовья скота в Казахстане до 48 млн голов скота к концу 1932 года) были бы отброшены, а Казахстан скорее всего ждал бы инспекторские проверки из СССР и последущие дисциплинарные взыскания (как это случилось в 1931 году после выявления убыточности "передержки скота (зимнего откорма)", когда вопрос о наказании руководителей Казахстана рассматривался Политбюро ЦК ВКП(б): протокол Политбюро от 15 апреля 1931г. ! 34 п.21).
  
   Сверхоптимистичный, "лизоблюдский", скрывающий все недостатки в Казахстане доклад сделали 08 сентября 1930 года и казахи-руководители председатель КазЦИК Ерназаров, председатель СНК КазАССР Ураз Исаев и секретарь КазЦИК Асылбеков во ВЦИК РСФСР; в этом докладе нет ни слова о катастрофе в животноводстве Казахстана. Документ этот под ! 2001 опубликован в томе 9 "Ашаршалык" на стр. 234-242 со ссылкой, что документ якобы хранится в ГАРФ ф. Р374 оп.6 д.338 л.155-159.
  

6.

На что надеялся Ф.Голощёкин и руководители Казахстана, решившиеся на

преступный сговор с целью фальсификации итогов учёта скота в 1930 году в Казахстане.

   Чтобы понять это, придётся в следующий раз ознакомиться с предложениями Турара Рыскулова, который был заместителем председателя СНК РСФСР (зампредом правительства РСФСР). Без ознакомления с этими предложениями можно допускать только наивные предположения типа:
   - думали "авось" выкрутимся (словечко из признаний Ураза Исаева в августе 1932 года в письме И.Сталину);
   - думали с помощью полученного от Госплана СССР финансирования построить сверхсовременные совхозы и добиться удивительнейшего роста поголовья скота во время кризиса в животноводстве (корма для скота нет, крестьяне и казахи паникуют, а скот размножается, несмотря на надвигающийся голод - такое только в сказках бывает);
   - возможно, думали отобрать (обобществить) скот у кочевых казахов и тем самым хоть как-то сгладить свою вину в развале животноводства Казахстана и представить руководству СССР обстановку в Казахстане как своё достижение в виде победы над баями и преодоления отсталости простых казахов, которые сдали скот в совхозы и в колхозы, а сами перешли на цивилизованный образ жизни.
   Эти предположения останутся только предположениями.
  
   А вот предложения зампреда СНК РСФСР казаха Турара Рыскулова (в прошлом 2024 году юбилей которого торжественно отмечали по всему Казахстану) являются документально зафиксированными предложениями, отправленными сразу в несколько адресатов - главным руководителям СССР.
   Без понимания, к чему призывал Турар Рыскулов, не понять логику действий руководителей Казахстана в 1930 году.
  

До следующей встречи, дорогой читатель. 28 июля 2025г. 15:10мск



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"