Иванищев Роман Сергеевич
Притча об уставшем свете

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В рассказе поднимается тема обучения искусству, раскрывается взаимосвязь между композицией и колоритом в живописи, а также демонстрируется, как внешние факторы могут влиять на восприятие цвета. Через диалог мастера и ученика автор затрагивает вопросы художественного мастерства и восприятия окружающего мира.

  Когда-то давно в предместье Московии на болотах стоял монастырь. В нем была мастерская художника, который реставрировал старинные иконы и в свободное время писал картины.
  
  Однажды в мастерскую привели школьника. Родственники мальчика говорили, что он рисует, и попросили с ним позаниматься. Подумав, мастер согласился взять его ненадолго в ученики.
  
  Ученик был тихий, и мастер решил, что его присутствие добавит немного разнообразия в рутину. К тому же это был повод освежить знания, полученные когда-то в академии графа Строганова.
  
  На следующий день пришел ученик. Он постучал в дверь и тихо вошел. Мастер сидел за работой.
  
  - Здрасти, - сказал мальчик. - Мама сказала мне прийти к вам.
  
  Мастер оторвался от своей работы.
  
  - Здравствуй, ученик, - сказал он, и взглянул на ученика через очки. - Надо бы тебя чем-то занять.
  
  Мастер встал из-за стола и неторопливо прошелся по мастерской. Остановившись он сказал:
  
  - Будешь рисовать натюрморт.
  
  Мастер достал из сумки яблоко, взял вазу с тряпкой и поставил натюрморт.
  
  - Возьми треногу с планшетом, вот кнопки. Прикрепи бумагу.
  
  Ученик приступил к делу.
  
  - Задание такое: нарисуй четыре натюрморта на листе. Композиция предметов должна быть разной.
  
  Ученик кивнул и начал работу. Через пару часов он объявил, что закончил.
  
  - Молодец. Теперь возьми краски и раскрась эти рисунки в разных колоритах.
  
  Полуденный свет освещал мастерскую. Ученик сидел за мольбертом и рисовал натюрморты. Время приближалось к обеду, и скоро должен был зазвонить колокол, созывающий всех на трапезу.
  
  Мастер подошел к ученику и спросил:
  
  - Как дела? Покажи, что у тебя получилось.
  
  Ученик развернул мольберт.
  
  - Хорошо, - сказал он. - Теперь слушай внимательно. Если ты найдешь наилучшую композицию и колорит, твоя работа будет успешной.
  
  - Какой из этих набросков, по твоему мнению, лучше по композиции? - спросил мастер.
  
  Ученик указал на один из рисунков.
  
  - Правильно, - согласился наставник. - А какой из них лучше по цвету?
  
  Ученик задумался, почесал нос и указал на другой рисунок, вопросительно взглянув на мастера.
  
  - Да, похоже на то, - кивнул наставник. - Объедини эти два рисунка. Возьми композицию из одного, а колорит - из другого. И как бы ты не нарисовал, хуже уже не сделаешь.
  
  - О! - обрадовался ученик.
  
  - Всё, на сегодня хватит, - сказал мастер. - Пойдём обедать.
  
  Мастер открыл дверь и замер. Его осенила идея, полная вдохновения. Он взял из натюрморта вазу и поставил ее на чистый лист. Свет из окна создал изящную тень на белой бумаге.
  
  - Посмотри, - обратился мастер к ученику, - какого цвета эта тень?
  
  Ученик подошел к столу. Он посмотрел на тень от вазы, потом на наставника и снова на тень. Голос его дрожал, будто он ждал подвоха.
  
  - Серо... Не знаю, а как... Серого.
  
  Наставник взял с полки старую книгу в красном переплете. На её корешке золотыми буквами было написано "Иоханнес Иттен. Искусство цвета". Он поднес её к тени от вазы.
  
  - Какого цвета она сейчас? - спросил он.
  
  Ученик снова взглянул на тень, потом посмотрел на красную книгу, на мгновение задумался и поднял глаза на учителя. Он понял, что имел в виду мастер, и увидел покрасневшую тень.
  
  - Красного, - неуверенно произнес мальчик.
  
  Наставник ещё несколько раз подносил предметы разных цветов к тени от вазы, и ученик без труда называл нужный оттенок.
  
  - Ты понял, как это работает? - спросил наставник, внимательно глядя на ученика.
  
  - А теперь скажи мне, какого цвета тень, если ничего не поднести к вазе?
  
  Ученик задумался, оглядел стены и потолок мастерской. Затем отошел назад и ответил:
  
  - Вот такого... - и развел руки в стороны.
  
  - Видишь, именно такого, - кивнул наставник.
  
  "Бом! Бом! Бом!" - звонил застольный колокол.
  
  В мастерской на столе осталась стоять ваза. Дневной свет проникал через окно, мягко обрисовывал её нежный силуэт на белоснежном листе бумаги. Затем он обнимал стены, льнул к потолку, падал на пол, заигрывал с мебелью в мастерской, пачкался цветом, слабел, уставал и уже едва заметным ложился отдыхать в тень от вазы.
  
  Дверь мастерской медленно закрылась, щелкнула замком, и снаружи её заперли на ключ.
     Роман Иванищев, 2025

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"