Данакари Л.Р., Алексеев А.Б., Ивентьев С.И.
Влияние религиозного догмата о грехопадении человека на современное человечество

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Термин "грехопадение" имеет центральное значение для авраамических религий, основными среди которых являются иудаизм, христианство и ислам. В статье авторы рассмотрели догмат о грехопадении человека на его жизнь. Мнение исследователей может не совпадать с позицией религии и мнением других людей по данному вопросу. Исходные данные статьи: Данакари Л.Р., Алексеев А.Б., Ивентьев С.И. Влияние религиозного догмата о грехопадении человека на современное человечество // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов IХ Международной научной конференции. Москва, 21 ноября 2025 г. / Под общ. ред. Г.В. Бариновой, С.Н. Климова, П.И. Вермишовой; М-во транспорта Рос. Федерации, Рос. ун-т транспорта (МИИТ), Рос. открытая акад. транспорта. - Москва: ООО "Сам Полиграфист", 2025. - С. 19-24. ISBN 978-5-00227-617-2


   Данакари Л.Р., Алексеев А.Б., Ивентьев С.И. Влияние религиозного догмата о грехопадении человека на современное человечество // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов IХ Международной научной конференции. Москва, 21 ноября 2025 г. / Под общ. ред. Г.В. Бариновой, С.Н. Климова, П.И. Вермишовой; М-во транспорта Рос. Федерации, Рос. ун-т транспорта (МИИТ), Рос. открытая акад. транспорта. - Москва: ООО "Сам Полиграфист", 2025. - С. 19-24.
   ISBN 978-5-00227-617-2
   Тираж 100 экз.

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ДОГМАТА О ГРЕХОПАДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА НА СОВРЕМЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Данакари Л.Р.

Алексеев А.Б.

Ивентьев С.И.

  
   Термин "грехопадение" имеет центральное значение для авраамических религий, основными среди которых являются иудаизм, христианство и ислам. Последние две религии относятся также к мировым, что уже высвечивает важность рассматриваемого понятия для современной культуры, которая хоть в некоторых странах и может носить преимущественно светский характер, все равно так или иначе обращена к Богу. Недаром официальным девизом США - казалось бы, эпицентра секулярного мировоззрения - является фраза "In God we trust" ("На Бога мы полагаемся", "В Бога мы верим").
   Именно с момента появления религиозного догмата о грехопадении человека, а не самого Homo sapiens, человечество постоянно интерпретирует библейское сказание о грехопадении.
   Имеется большое количество религиозных, философских и эзотерических и иных толкований догмата о грехопадении человека, а также научный взгляд по данному вопросу.
   С научной точки зрения догмат грехопадения относится к библейской легенде и противоречит теории эволюции Ч. Дарвина. Следовательно, этот религиозный догмат на данном этапе развития научного знания не влияет на атеистическую научную картину мира, за исключением позиции верующих учёных.
   В официальном христианстве история грехопадения, как свидетельствует Н. Пачуашвили, может быть истрактована двояко. С одной стороны, не вызывает сомнения, что сам акт вкушения от древа познания запретного плода был большой ошибкой, поставившей первого человека в положение отступника от веры. Однако, с другой стороны, Адам и Ева, будучи сотворёнными Богом, изначально несли определённую миссию, и грех не изменил их изначальное высокое предназначение. Именно от Адама человечество узнало о характере сотворения мира. С его слов мы знаем о потере Рая, но, что более существенно, Адам ведал и как вернуться в Рай. Таким образом, даже совершив, казалось бы, непоправимое, Адам и Ева остаются в роли посредников между Богом и последующими людьми [5, с. 6].
   В христианской традиции до грехопадения Адам участвует вместе с Богом в сотворении мира, чья суть детерминируется актом наименования, ведь, как указано в Евангелии от Иоанна, "В начале было Слово" (1: 1) [3]. Слово в данном случае сопоставимо с понятием Логоса (др.-греч. ), в одном из своих значений интерпретируемым мировым разумом. Одновременно логос - это и закон, и первопричина. Такая трактовка логоса, упорядочивающего все вещи, особенно нашла отражение в учении Гераклита. В христианстве же логос фактически тождественен Иисусу Христу, являясь материальной манифестацией Бога-Слова.
   Грехопадение не изменило сущности божественного языка, к которому, несомненно, был причастен и Адам. Более того, по мнению влиятельных современных философов, в частности М. Фуко, священное начало речи не ушло бесследно. В частности, он до сих пор хранится в древних языках и особенно иврите. Как писал французский мыслитель в данной связи, "Иврит запечатлел в себе, как осколки смысла, признаки первичной номинации. И эти слова, которые произносил Адам, называя ими животных, сохранились - по меньшей мере отчасти, - и они все еще несут в своей семантическую плотности, подобной фрагментам молчаливого знания, неизменные свойства вещей: "Таким образом, аист, которого так хвалят за его милосердие к родителям, называется на иврите Chasida, т. е. добродушный, милосердный, наделенный состраданием... Считается, что слово "лошадь", Sus происходит от глагола Hasas - если только этот глагол сам не является производным, - переводящегося как "возвышаться", поскольку лошадь, как писал Иов в 39-й главе, - самое гордое и смелое четвероногое животное" [7, p. 51].
   Согласно Н. Пачуашвили, дать имя тождественно определению сущности предмета, что соотносится с теорией фюсей (oт гpeч. , physis - "пpиpoдa"), сторонниками которой были Гераклит, пифагорейцы, стоики. В этом смысле Адама следует рассматривать в качестве соучастника сотворения мира [5, с. 6].
   По мнению христианства, вкусив запретный плод, Адам и Ева были вынуждены покинуть рай, причем не только в физическом смысле, но и разумом. Вот почему грехопадение обозначило в том числе частичную амнезию - даже сам Адам не мог уже вспомнить всех подробностей жизни в раю, жизни, о которой мы по этой причине не много что знаем [5, с. 6].
   Несовершенство современного человека, т.е. человека, созданного после грехопадения, лежит на поверхности. Однако, в философии, литературе, общественной мысли будут наблюдаться две разнонаправленные тенденции, связанные с противостоянием религиозного и атеистического сознаний. Последнее бурно расцвет в XVIII веке (Ж. Мелье, Ж. Ламеттри П. Гольбах, Д. Дидро и др.), а в последующие эпохи достигнет своего апогея, когда фактически человек будет ставиться на место Бога, что тоже можно считать непосредственным проявлением грехопадения. Теория сверхчеловека, изначально разработанная Ф. Ницше, не несшая какой-либо человеконенавистнической идеи, будет серьезно искажена в XX столетии с катастрофическими, подробно документированными последствиями. Бедствия Второй мировой воны и холокост были обусловлены греховной природой человека.
   В современном мире, вопреки некоторым оптимистическим прогнозам, количество региональных конфликтов, геноцидальных кампаний, искусственно вызванных проблем в целом не только не сокращается, но и, как свидетельствует С. Арифханова, обращающаяся к изучению пропаганды запрещенной на территории Российской федерации радикальной террористической организации ИГИЛ, даже возрастает [2, с. 33].
   Догмат о грехопадении человека в данной связи, по нашему мнению, приобретает особую актуальность, в значительной степени объясняя происходящее. Понятие грехопадения превращается, таким образом, из с сугубо религиозного термина в феномен, релевантный для социальной науки в самом широком смысле этого слова. Не будет ошибкой считать, что грехопадение человека продолжается, а возвращение его в рай ставится все более отдаленной и призрачной перспективой. Причем сама такая мысль уже воспринимается многими утопической - сказываются и атеизм, и превратное понимание религии в целом и конкретных религий в частности, и индивидуализм, и бесплодный протест, направленный в пустоту - когда не очевидно, что и каким образом следует менять [1, с. 256-257].
   Учение о первородном грехе развило целую науку о грехе - хамартиологию  (от греч. harmartia - грех, отход от предназначения).
   В христианском учении выделяют семь смертных грехов. В качестве определения выражения "смертный грех" предлагается следующее: грех, являющийся причиной всех последующих аморальных действий. Среди смертельных грехов выделяют похоть (лат. luxuria), чревоугодие (лат. gula), жадность (лат. avaritia), лень (лат. acedia), гнев (лат. ira), зависть (лат. invidia), гордыню (лат. superbia). Смертельным грехам противопоставлены добродетели. В их числе: целомудрие (лат. castitas), умеренность (лат. moderatio), щедрость (лат. liberalitas), трудолюбие (лат. industria), терпение (лат.), благодарность (лат. patientia), смирение (лат. humilitas). Несмотря на так называемое грехопадение Адама и Евы, человек, обладая свободой воли, сам в праве выбирать свой жизненный путь - путь греха или добродетели.
   В связи с тем, что наука считает сотворение Богом человека и учение о грехопадении Адама и Евы библейской легендой, то мы будем оппонировать религиозному догмату грехопадения человека альтернативными точками зрения.
   Так, в буддизме отсутствует доктрина грехопадения человека.
   В некоторой литературе указывается, что грех Адама и Евы связан с познанием природы через разрушение [6].
   По мнению соавтора, повествование о грехопадении человека никак не относится к Адаму и Еве, а, возможно, касается периода жизни Авеля и Каина, убившего своего брата, так как до первых Бог не доводил ни разу о существовании Божественного закона, который непозволительно нарушать [4, с.58].
      В Библии упоминается Древо познания Добра и Зла (Быт.2:9) [3], которое, так или иначе, выступает прообразом знаний. При этом за ним может быть скрыт и иной смысл, точнее первозданный смысл, который рано или поздно будет раскрыт. Кроме того, данное Древо является так же "яблоком раздора" для современников.
      Древа познания Добра и Зла не могло быть. Это чисто человеческое понятие ("символ грехопадения") и появилось намного позже, когда началось сокрытие истины одними людьми от других.
      По мнению авторов, Богу-Творцу не было необходимости сотворять указанное Древо, так как на Земле уже были так называемые деревья жизни, дарующие человеку не только основы бытия, включая истину, но и бессмертие [4, с.58].
   Очевидно, что с помощью теории грехопадения человека жрецы посеяли страх у людей перед Богом, тем самым отдалили человека от Бога, Который якобы выгнал Перволюдей из Рая, а также стали неприкрыто манипулировать верующими людьми.
   Религиозным догматом грехопадения и изгнания человека из Рая была прикрыта реальная картина вселенского масштаба по богоборчеству и уничтожению человечества, понуждения человека отказаться от Рая, который был сотворён Богом на Земле.
   Не без помощи человека и его учения о первородном грехе была сотворена смерть и развита идея об Аде, которые, в свою очередь, вошли в религиозный догмат о Страшном суде.
   В ходе исследования выявлено, что религиозный догмат о грехопадении человека является значимым для верующих людей, религиозных учреждений, и не имеет существенного значения для атеистов и светских государств (обществ).
  

Литература

   1. Алексеев А.Б. Дискурсология, лингвистика, лингвополитология: проблемы, теории, история и векторы развития : учебное пособие. Москва: РУСАЙНС, 2025. 496 с.
   2. Арифханова С. Романтический образ муджахида в пропаганде ИГИЛ как основной принцип героизации боевиков деструктивных групп. Контент-анализ деструктивной пропаганды // Web of Scholar. 2019. Т. 2, ! 9(39). С. 33-40.
   3.Библия: каноническая, русский синодальный перевод. М.: Российское Библейское общество, 2007. 1057 с.
   4.Ивентьев С.И. Истина. Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ", 2016. 384 с.
   5.Пачуашвили Н. История грехопадения и Предвечная миссия // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2010. ! 20-2. С. 6-14.
   6.Мегре В.Н. Сотворение. Ростов-на-Дону: Изд-во "Проф-Пресс", 1999. 224 с.
   7.Foucault M. Les mots et le choses. Paris: "ditions Gallemard, 1966. 401 p.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"