Кабаков Владимир Дмитриевич
Вина или обида. Книга статей. Часть-1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История русского православия мало знакома даже для верующих и потому, я попытался описать небольшую её часть. Что из этого получилось, судить читателям!

   Этот сборник рассказывает об истории РПЦ за последние два столетия. Есть статья о расколе РПЦ и отношения Патриархии с РПЦЗ, отколовшейся от матери Церкви после Революции и о проблемах веры вообще.
  Эти статьи ранее печатались по отдельности и здесь собраны в сборнике.
  
   В качестве длинного предисловия, перепечатываю свою статью, написанную ещё до написания книги "Вина или обида".
  
  
   Иисус Христос - первый революционер.
  
  
   "...В сущности идеал всегда остаётся утопией. Если бы мы попытались представить себе современного нам Христа Утешителя и Судию наших времён, что сделали бы мы? То же самое, что сделал Иисус тому назад 1830 лет. Представив себе условия действительного мира совсем иными, чем они являются, мы создадим себе реформатора нравственного закона, сокрушающего цепи рабства без всякого оружия, улучшающего положение пролетариев, освобождающего притеснённые народы. Мы забудем, что это предполагает мир изменённым, что это требует важных переворотов в климате Виргинии и Конго, значительного преобразования в крови и расе миллионов людей, приведения всех наших социальных отношений к несбыточной простоте и совершенную перемену в обычном порядке европейской политики. Ничуть не труднее вообразить и то "всеобщее преобразование", к которому стремился Иисус. Это новая земля, это новое небо, этот новый, нисходящий с небес Иерусалим, этот глас: "се нова вся творю", - все это черты, общие всем реформаторам. Противоположность идеала с печальной действительностью всегда будет вызывать человечество к тем восстаниям против холодного рассудка, которые посредственными умами клеймятся как безумные, пока эти восстания не восторжествуют: и тогда те, кто возмущался, первыми готовы признать их великое значение"...
   Эрнест Ренан - "Жизнь Иисуса".
  
   В энциклопедии, слово Революция определяется как: "поворот", "изменение";
  1) социальный переворот, разрешающий противоречия..., коренным образом изменяющий общественный строй и приводящий к государственной власти новый, передовой общественный класс;
  2) 2) коренной переворот, коренные изменения в какой - либо области, например в технике, культуре...
  
   ... Если говорить от души, то революция для меня, это некая социальная буря, ураган, вызванный разностью "давления" между провозглашаемыми принципами любви и справедливости и реальным их наполнением или исполнением, а точнее, их неисполнением...
   Потому, так получилось, что Иисус Христос, Сын Божий, явился в мир, чтобы возвестить Новый Завет, и столкнувшись с силами привычного зла, пожертвовал собой, во искуплении человеческих привычек терпеть Старое, как мир, зло...
   Он, в самом начале своего служения, попытался преодолеть привычную косность человеческого непонимания, но столкнулся с неверием и подозрительностью, а после, был предан Иудой Искариотом и, приговорённый членами Синедриона во главе с Кайяфой к смерти, был отдан на суд Пилату, римскому правителю Иудеи, который и отправил Его на крест после некоторых колебаний...
   И Синедрион, и Кайяфа, и Пилат - выступали на стороне Старого, привычного мира, всегда живущего по законам "здравого смысла" то есть по законам мира животного...
   Иисус же, пытался убедить всех жить по законам Нового Завета, по законам Любви, по божьим законам и потому невольно стал Революционером, для тех, кто защищал Старое, кому в этом старом мире было совсем неплохо жить.
   Тому есть подтверждающие, прямые высказывания в Библии. Есть слова Иисуса, косвенно выражающие требования переустройства мира на справедливых основаниях подлинной веры. Например вот этот отрывок из Евангелия от Матфея:
   "Итак, не заботьтесь и не говорите, что нам есть? Или что нам пить? Или во что нам одеться? Потому, что всего этого ищут язычники... Ищите же прежде царствия Божия, и правды Его, и это всё приложится вам..."
  
   ...В этих требованиях сознательной справедливости Христос выступает как защитник сирых и убогих.
   Но есть и прямые призывы к революции. Там же у Матфея:
   "Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч... И кто не берёт креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня..."
  
   ... Но одна из загадок Евангелий, это порой прямо противоположные призывы Иисуса Христа. Например, как сочетать полнейшее отрицание любого сопротивления насилием в призыве:
   "... если ударят по левой щеке - подставь правую...", с констатацией неизбежного конфликта: "... ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её..."
   Всё это требует вдумчивого объяснения и толкования...
   И при всем, позиция Иисуса Христа очень твёрдая, никакого соглашательства или половинчатости. Он говорит: "Кто не со мной - тот против Меня; и кто не собирает, тот расточает..."
   Иисус готов и на страдания, ради воцарения Нового Завета и потому предупреждает своих последователей о будущих преследованиях и страданиях. Он говорил, по словам Матфея:
   "Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками..."
   И ещё одна замечательная деталь - Иисус Христос ни одним словом не оправдывает семью! А это, наверное, связано с тем, что жизнь Революционера трудна и полна боли и страданий, безбытна, как сейчас говорят. А семья - это всегда налаженный быт, распорядок, ритуал. А "утучневший" человек, уже не ищет ни справедливости ни веры. Это подмечено очень тонко ещё в Ветхом Завете...
   Но главной и отличительной особенностью Революции Иисуса Христа - это её мирный характер. Суть Его Революционного метода - в пересмотре своего отношения к миру, к Богу, к людям...
  
   Эмоциональным центром Нового Завета, оставленного Иисусом Христом людям, является Любовь и её следствия. Главная идея Христовой Революции - самопожертвование, которым единственно можно бороться с эгоизмом природы и человека, с проявлениями "животного" в человеке...
   Любовь, а не ненависть - вот объяснение этих кажущихся противоречий. Но согласитесь, что мы часто руководствуемся житейской логикой трактуя каждый на свой манер "противоречивые" выражения Иисуса Христа. Но логика подлинного христианства, как мне кажется, совсем иная...
   Христовы Заветы, базируются на противостоянии и противодействии законничеству, через благодатную творческую силу человека, вложенную в него Богом в момент создания Бытия земного, и пребывающего в Адаме до времён грехопадения...
  
   И Христос Новым Заветом раз и навсегда хочет победить последствия грехопадения, победить козни Сатаны, взявшего человека в плен обманом и лживыми обещаниями...
   Вспомните гневные обличения Иисусом фарисеев и книжников, как последователей этого длящегося обмана: "Ваш отец Сатана, владыка смерти..."
  Вспомните изгнание торговцев из храма.
  И даже неудачи и ошибки своих учеников он обличает, как результат недостаточной веры в то, что Он им говорил, чему их учил - вспомните гневную филиппику против Симона Петра, который пытался отговорить Его следовать дорогой жертвы и страданий:
  "Отойди от меня Сатана! Ибо ты думаешь о земном, а не о Божеском..."
   Новый Завет, достаточно труден для понимания людей, погрязших в исполнении формального закона, но ещё более труден в исполнении этих Заветов.
   Необходимо совершенно переменить своё отношение к Миру и к Богу, совершить личностную Революцию, чтобы начать жить, как христианину, но ведь и это - только начало христианского пути на земле.
   Задача послереволюционного "строительства" - победа над тлением и смертью, преодоление Божьего наказания, ставшего природным законом после грехопадения.
   И революционность Иисуса Христа, носит максималистский характер, настолько, что на ней невозможно основать новое государство, хозяйство, семью, культуру - в этом мире и по правилам этого мира...
  Он, Иисус утверждает, что сущность и проявления духовной жизни противостоят жизни и законам теперешней природы человека, погрязшего в материальном, питающего своё тело и начисто забывающем о душе, а часто и не верующем в существовании души.
   Наверное, осознав "невозможность" изменить революционным образом самих себя, люди - носители христианской идеи и христианского учения, после длительной борьбы, в попытке воплотить земное Христово поселение в коммуну, постепенно согласились сотрудничать с властями и так же постепенно церковь Христова стала союзником государства, а в иных случаях и сама стала государством.
  А власти, после признания невозможности победить веру христиан силою угнетения, сделали христианство государственной религией, и используя авторитет Христа в своих идеологических манипуляциях старались перенести в Церковь, отношения между господином и рабом, подменяя этим отношения между Богом и человеком, основанным прежде всего, не на страхе и подчинении, а на любви и свободе!
  
   Замечательны высказывания современного христианского богослова, митрополита Антония Сурожского, который говорил о первоначальной традиции христианских священников быть слугами прихожан, которая со временем подменилась превращением священнослужителей в начальство, "по духовному ведомству".
  Постепенно, в интересах власть имущих, идеологические прислужники государства, подменили революционную сущность Нового завета, акцентируя своё внимание на кротости Иисуса устранили Его революционность!
   На место революционных перемен, они подставили идею отречения, отрешения от реального мира существования людей, сделали христианство агентом соглашателей, доведя эти подмены до абсурда, до законности признания эксплуатации человека человеком, до признания законным рабства.
  
   Ингда, ретивые сторонники симфонии церкви и государства, произвол властей оправдывают фразой, сказанной Апостолом Павлом:
  "Всякая власть от Бога..."
  Но ведь Бог даёт праведникам власть праведную, а погрязшим во грехе - грешную. Вспомните Содом и Гоморру - ведь к страшной гибели их вели в том числе и власти этих городов. Так что приводить эти слова Иисуса в оправдании тиранам, совершенно неуместно!
   Но лицемерно приспособив Новый завет и Евангельские тексты к требованиям земных властей, теоретики государства и цезарепапизма, смогли с помощью интеллектуальных спекуляций оправдать и войны, и тиранию государства, и рабство, просуществовавшее в Америке и в Европе - "оплоте христианства", до второй половины девятнадцатого века.
   Причины такого отступления от Нового Завета, оставленного нам Христом, можно усмотреть в том, что как и любая Революция, Революция Христа, одержав победу в тяжелейшей и кровопролитнейшей борьбе, в течении трёх столетий отстаивая свой право на существование, впоследствии пережила и естественный исторический этап - Реставрацию старого миропорядка и то, что получилось в результате, мало похоже на то, о чём учил своих учеников Господь.
   Однако осталась Священная книга, осталось Предание, опыт многих поколений отцов церкви и святых старцев и именно это, делает возможным дальнейшее воплощение учения Иисуса Христа в жизнь, уже на новом уровне исторического развития.
   И потому, история христианской цивилизации в борьбе с мировым злом, подтверждает уже человеческими Революциями постоянное стремление Человечества вернуться к Заветам Христа,.
   Последняя Революция в России, зашла так далеко в отрицании достижений исторического Христианства, пусть и не полных, что провозгласила неверие, основой своей идеологии, а точнее заменила Церковь наукой, а формой правления государством утвердили Советы депутатов, избираемые народом...
   Но со временем выяснилось, что человек, предоставленный самому себе, вдохновляемый только возвышенной риторикой о величии Человека коллективного, не способен удержаться на высоте человека - как существа созданного по образу и подобию Божьему и постепенно, скатывается к животному полу инстинктивному существованию и становится подобным Сатане - божьему противнику.
  
   Однако и эта роковая ошибка, следует в русле поисков и осуществления новых форм Христианской революции и пусть, попытка оказалась в итоге неудачной и Россия переживает Реставрацию, но последствием стала Революция в христианских и нехристианских странах, освобождение Африки от колониализма и рабства, невольная эволюция в сторону социализма многих стран, выступавших с самого начала как враги Октябрьской Революции...
   Вспомните хотя бы модель шведского социального государства - ведь Швеция сегодня, намного более "социалистична", чем СССР в последние годы своего существования...
  
   ... Пути Господни неисповедимы и может быть, что радикализм Русской Революции был обусловлен степенью отступления официальной Церкви от заветов Христа - ведь Бог любит горячих или холодных, и не любит "тёпленьких" - мещан и обывателей, прячущихся по своим "уютным" норкам.
   Вот и в России, тяга к утраченной справедливости и свободе, вылилась в страсти народные, в отрицание веры, в прямой атеизм как идеологию научного мировоззрения, а часто в бунт - страшный и кровавый!
   Но опыт жизни, в очередной раз показал, что без веры, без Бога человек не выживает в атеистическом государстве и Христовы идеалы свободы равенства и братства, постепенно растворяются в человеческом эгоизме, а на место свободное от Бога приходит Сатана - покровитель алчности, сладострастия и животного эгоизма.
   Жизнь без Христа постепенно возвратилась на круги своя, к "якобы" уже побеждённому Старому - этим и обусловлено появление в России "бандитского капитализма" девяностых.
   Неизвестно, понимали ли марксистские идеологи демократичность христианства, но во всяком случае они не предусмотрели, не учли Божественного инстинкта в человеке и потому, постепенно, невольно, пришла привычка подталкиваемая пропагандой - боготворить Вождей вместо Бога, что со временем вылилось в культ личности. Отчасти, крушение вождисткого типа социализма произошло потому, что люди разочаровались в Вождях, а Бога - Непогрешимого и Вечного у них уже не было!
   Поэтому, когда авторитет Вождей был разрушен, а веры в Бога - Креатора и в Иисуса Христа - кроткого революционера уже отсутствовала, образовался вакуум, в который очень легко внедрился Сатана личного эгоизма и безнравственности.
  Отсюда, вдруг проявившаяся продажность и коррупционность чиновников; отсюда и бандитизм, как реализация желания любыми, мошеннически - бандитскими средствами стать богатыми и авторитетными!
  
   ... Сегодня, Иисус Христос медленно и постепенно возвращается в реальную жизнь, но многими уже полузабыты его Заветы, а Его смертные муки на кресте, уже не вызывают в новообращённых слёзного сострадания и трепета подлинной веры.
  Для многих, вера пока акт формальный и потому, часто "помолившись" в Церкви, выйдя из неё люди считают, что акт веры закончен, и с самозабвением погружаются в житейскую рутину - звонят по мобильникам, договариваются о новых "проектах", о новых куплях - продажах, в надежде заработать много денег.
  Однако деньги, сами по себе были и остались Идолом и препятствием к переходу в новую жизнь. Иисус недаром предупреждал: "... что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в Рай..."
  
   Иисус Христос своею смертью, ещё раз показывает всем нам пример соответствия Слова и дела, веры и жизни, и требует от нас следования в сторону неба и Бога, а не в сторону земных богатств. Он прямо ответил богатому юноше, спрашивающему у него совета:
  "Раздай своё богатство бедным и следуй за мной"...
  Но юноша, был так привязан к своему "имению", что со вздохом отошёл в сторону.
   А мы, считающие себя христианами, иногда так привычно, с радостью, вновь и вновь погружаемся в земное болото мелких делишек и мелких страстишек, копим богатства делая их синонимом свободы и справедливости.
   Может быть поэтому, мы так клеймим Революционеров и не ругаем самого Христа только потому, что не понимаем революционного характера его Заповедей...
  
   ... Надеюсь, что читатели поймут побудительный мотив моих попыток рассказать о моей уверенности в том, что без Бога, без Христа, без приведения Нового Завета в реальную жизнь, с помощью Святого Духа, все попытки перестроить жизнь на основаниях справедливости и взаимной любви, обречены на неудачу.
  
   Размышляя над современной историей Церкви и человечества, я и назвал это эссе - Иисус Христос - кроткий Революционер, хотя сегодня слову революция, обыватели и мещане придают смысл отрицательный. Однако Революции, это всегда попытка вернуть к жизни то Новое, о котором возвестил нам Иисус Христос и не только говорил, но и своей мученической смертью доказал, как ценою самопожертвования можно победить неправду Старого, отжившего, и заменить его становящимся Новым.
   Иисус Христос для меня та Сверх - Личность, которая в борьбе с коснеющим Старым, в Новом Завете дал новые законы жизни и сам согласно этим законам отдал свою жизнь во искупление грехов человеческих
   Путь к Богу, следование Новому Завету и от нас требует человеческого подвига самоотречения и жертвенности. Нам сегодня даже не требуется жертвовать собой ради веры, но просто стараться следовать примеру кроткого Иисуса и хотя бы не эксплуатировать других людей, не копить богатств, а если они у нас появились, то не жалея, раздавать их нуждающимся.
  Но для нас даже это трудно...
   Это "узкий" путь, путь личности, а не широкая дорога по которой люди могут идти строем - этим заблуждением и объясняется во многом сегодняшняя жизнь, в которой, во главе со слепыми вождями, народ "валит толпами" к страшному концу, умножая грехами эгоизма и сладострастием плоти страдания и лишения человеческие, вопреки Иисусовой жертве!
   Потому и кажется лёгким этот путь греха, что люди следуют по нему толпами, видя только близкие спины и не видя перспективы христианской жизни. И потому же, только единицы находят в себе силы бороться с искушениями Сатаны, через внутренний духовный и телесный аскетизм, глубокую веру и покаяние.
  Но я уверен, что рано или поздно, учение Иисуса Христа, новый Завет, победит, потому что другого пути для человечества нет!
  Пусть пока, и пастырей верных Иисусу, и людей праведно верующих не много, но ведь недаром было сказано, что "...Праведниками спасётся мир!"
  
   ... Обдумывая прочитанное в Библии, читая святых старцев и отцов церкви, размышляя над богословскими работами, пытающимися показать праведный путь общения с Богом и в надежде получить отклик на мои размышления, я решил записать и поделиться с читателями своими скудными мыслями о Иисусе Христе, как о преобразователе человеческой жизни - основателе Нового Завета, противопоставляющего привычной лжи и эгоизму "ослабевшего" человека искушаемого дьявольскими соблазнами, любовь к Богу и к Людям вопреки "ветхому человеку", имеющему в нашей природе такие крепкие корни.
   Я твёрдо уверен, что в человеке, созданном по образу и подобию Бога, несмотря на грехопадение есть и добро, много добра и это доказывает приятие Нового Завета многими и многими миллионами верующих.
  А значит, человек добр по существу, если так много людей поверили в то, что Иисус Христос говорил своим ученикам:
  "Кто был первым, тот станет последним, а кто был последним, тот станет первым".
  И ещё Он говорил: "... если ударили по левой щеке - подставь правую..."
   Миллионы и миллионы христиан не только поверили, но и готовы были жизни отдать, за христианскую веру, которая так трагически противоречила "здравому смыслу".
  Вспомните катакомбные церкви, в которых жили и молились первохристиане, преследуемые законами государств, или крестовые походы ко Гробу Господню, или самосожжение в срубах неистовых русских раскольников!
  
   Сегодня христианская вера ослабела и подменена во многом "гуманистическими" идеалами, часто плохо скрывающими человеческий эгоизм и лицемерие, но ведь есть и подлинно верующие, есть ещё люди готовые собой пожертвовать за дело Христа, а значит не всё потеряно.
  Ведь праведные люди - это как Божий посев, как семена упавшие на благодатную почву и дающие в итоге плоды: "... в тридцать, в пятьдесят, а иногда и во сто крат..." большие...
  
   ...Хочу завершить эти короткие заметки, цитатой из Евангелия от апостола Матфея, который транслирует мысли и слова самого Иисуса Христа:
   "Всё предано мне Отцом моим и никто не знает Сына, кроме Отца...
   Приидите ко мне все трудящиеся и обременённые и я успокою вас..."
   ...Похожие слова, видоизменив слова Иисуса, взяли в качестве лозунга коммунистического Интернационала, яростные революционеры: "Пролетарии всех стран - соединяйтесь!"
   Мне кажется, что влияние Иисуса Христа, на создателей коммунистической теории неоспоримо.
  Но яростные революционеры, исходя из опыта двухтысячелетней жизни Христовых Заповедей, исходя из безуспешного и напряжённого ожидания второго пришествия Христа, поняли, что Старое никогда не уступает новому без борьбы, без насилия с обеих сторон и потому, они говорили:
  "Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем, мы свой мы новый мир построим, кто был никем тот станет всем..."
   В пылу борьбы, эти революционеры, следуя и повторяя, часто почти буквально, Его лозунги, "отменили" религию вообще (вспомните известную фразу: "Религия - это опиум для народа..." и потому, постепенно, в сознание человека, на место Сына Бога прокрался вездесущий Сатана!
   Остаётся твёрдо верить, что несмотря на трудный и длинный путь, приближения к Богу и Храму, мы должны верить и надеяться, что Иисус Христос - кроткий Революционер и Новый Завет, оставленный им человечеству, победит Сатанинские искушения и сделает Свою победу неоспоримой и необратимой
   Но для этого мы, люди, ради которых сын Божий пожертвовал собой умерев в смертной муке на кресте чтобы через три дня воскреснуть и воссесть на небесном престоле, должны верить в Христовы идеалы человеческой жизни и следовать его Новому Завету!
  И мне кажется, что в детстве, воспитанные в христианской среде, мы готовы к исполнению этих идеалов, однако повзрослев и перейдя определённую возрастную физическую черту, мы подвергаемся обратному влиянию обывательского, атеистического мира и постепенно становимся такими как все, то есть явными или скрытными эгоистами и атеистами...
  
   И всё - таки, вспоминая своё отрочество, с уверенностью могу сказать, что при христианском воспитании, человек способен, как и Иисус Христос стать кротким Революционером и противостоять миру животному, миру инстинктов своей верой в Спасителя и следованием его Заветам!
   И потому, мне хочется завершить эти заметки чисто по-русски и как мне кажется очень умиротворяюще:
  - Последуем твёрдо и неуклонно по этому пути, раз и навсегда указанному Спасителем - Иисусом Христом!
  С Богом!
  
  
   17. 04. 2007 года. Лондон.
  
  
  
  
  
  
  
  
  Крепостное право и Русская церковь
  
  
  
  
  "Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков" (1Кор.7:20-23). Апостол Павел
  
  И тут же Апостол говорит, уже прямо:
  
  "Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал.5:1).
  
  История русского рабства, в чём то перекликается с американским. Но рабами в России были такие же русские люди, как и их владельцы - помещики!
  Русская православная церковь, вопреки заветам Христа, долгое время оставалась самым крупным землевладельцем и самым богатым "рабовладельцем".
  Мы, сегодня, можем пытаться не замечать такое нехристианское состояние русской церкви, оправдывая экономически и идеологически этот грех, но исторические факты никак нельзя подменить другими и потому, это ещё один пункт, в котором русской церкви надо повиниться и раскаяться.
  Подлинно православные не могут равнодушно смотреть на это нравственное преступление церкви и всегда готовы покаяться.
  В девятнаадцатом веке, русские славянофилы , первыми в России, выступили против "крепостного права" - этого русского рабства:
  "Христианин может быть рабом,- писал Алексей Хомяков,- но не может быть рабовладельцем".
  Нынешние церковные историки, стараются обелить императорскую русскую церковь за её молчание поддержавшее рабовладение - крепостничество. Вот один из образцов таких оправданий, когда благодаря казуистическим аргументам, в крестьянском рабстве обвиняют чуть ли не самих же крестьян:
  "...Но тут я должен сделать важную оговорку. Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами. Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Яимею в виду зависимость от крестьянской общины. Большинство российских крестьян (кроме Сибири и Севера европейской части) жили в общинах. Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов. Ипоскольку именно община выступала коллективным налогоплательщиком, то существовала достаточно серьезная зависимость крестьян от самой общины. Именно сход, крестьянский мир, решал, как делить землю, отпустить ли крестьянина в паломничество или в монастырь (например, преподобному Василиску Сибирскому община препятствовала посвятить свою жизнь монашеству, поскольку опасалась лишиться налогоплательщика). Зависимость крестьянина от общины после 1861 года не только сохранилась, но и усилилась. Опасность этого "общинного крепостного права" недооценивалась в эпоху освобождения крестьян. Иболее всех эту опасность недооценивали как раз славянофилы. Они ведь считали крестьянскую общину идеалом социального устройства. Тут вообще парадокс: будучи ярыми противниками помещичьего и государственного крепостного права, они стремились сохранить общинное крепостное право- не понимая, что это мина замедленного действия..." Интервью с современным церковным историком Бегловым
  
  Когда я писал свою статью о русском официозном православии, "Вина или обида", то конечно в первую очередь говорил о том, что вместо покаяния современная Русская церковь, во всех грехах, в том числе в революции и гонениях на церковь, обвиняет русский народ и всячески старается "обидеться" на тех, кто только указал ей, на её нарушение заветов Иисуса Христа, на замалчивание своих грехов и попытки оправдать даже преступления, направленные против собственного народа, против собственных верующих.
  Отчасти с моей точкой зрения согласен и Беглов, говоря о необходимости обсуждения не только обиды, но и вины церкви:
  " - Виновницей крепостного права порой считают Православную Церковь. Дескать, именно благодаря Православию, воспитывающему в людях покорность и смирение, крепостное право продержалось в России гораздо дольше, чем в Европе. Или же говорят о том, что крепостное право- это свидетельство слабости Церкви, свидетельство того, что вера была чисто формальной и ограничивалась лишь ритуальной стороной. Что Вы об этом скажете?
  
  - Мне кажется, такой взгляд во многом надуман. Прежде всего потому, что не дело Церкви- бороться за или против какого-то политического или экономического строя. Всё это для нее внешнее, а главное свое дело, духовное окормление верующих, она может осуществлять при любом строе.
  
  Вопрос лучше поставить по-другому- как могли православные люди, помещики, творить такие безобразия со своими крепостными крестьянами? Вэтом действительно чувствуется изъян христианского воспитания, но этот изъян присущ всему тогдашнему образованному обществу, весьма далекому от Церкви. Напомню, что зверство и беспредел затрагивали не только крестьян, но и низовое духовенство, и монашествующих. Таким образом, проблема крепостников- это нравственная проблема всего российского общества той эпохи.
  
  Мне кажется, тема эта еще недостаточно осмыслена современным церковным сознанием- возможно, потому, что как-то затерялась на фоне более актуальных и трагичных проблем XX века, которые сейчас активно дискутируются.
  
  
  Думаю, пройдет какое-то время- и такому же осмыслению будет подвергнут и императорский период нашей истории. Пока что не дошли руки- вернее, головы..."
  
  Ещё в пятнадцатом веке, когда на Руси, случилась борьба в церковной среде между "нестяжателями" во главе с Нилом Сорским и "иосифлянами", сторонниками Иосифа Полоцкого, нестяжатель монах Вассиан Патрикеев так говорил о тогдашних монахах:
  
  "Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами".
  
  Иначе говоря, уже тогда русская Церковь, стала наравне с богатыми и знатными и мучила, и казнила своих же единоверцев, когда они сопротивлялись нехристианской жизни!
  И пользуясь поддержкой этих богатых и знатных, во главе с Иваном Грозным, иосифляне победили нестяжателей, сторонников подлинного христианства. Именно поэтому, со временем Русская церковь превратилась в один из "казённых департаментов" правительства и низвела веру до уровня догматических суеверий не оставив камня на камне от подлинного учения Иисуса Христа!
  С стремления удерживать крестьян в кабале у монастырей и начиналось русское крепостничество. Сейчас об этом уже забыли и всячески стараются не вспоминать церковные историки и тем паче церковные иерархи:
  
  Евгений Шацкий
  
  Таким образом, слуги христовы, прикрываясь благотворительностью, по сути способствовали превращению крестьян в своих рабов:
  
  "...Наиболее разорительной для крестьян являлась барщина: работа на земле владельца отнимала время, необходимое для обработки собственного участка. В церковных и монастырских землях особенно активно распространялась эта форма повинностей. В 1590 г. патриарх Иов ввёл барщину на всех патриарших землях. Его примеру сразу последовал Троице-Сергиев монастырь. В 1591 г. крупнейший землевладелец - Иосифо-Волоцкий монастырь - перевёл всех крестьян на барщину: "И которые деревни на оброке были, и те ныне пахали на монастырь". Собственная крестьянская запашка неуклонно сокращалась. Статистика по хозяйственным книгам монастырей свидетельствует, что если в 50-60-е гг. в монастырских вотчинах центральных уездов средний размер участка на крестьянский двор был равен 8 четвертям, то к 1600 г. он снизился до 5 четвертей (к. и. н. А. Г. Маньков). Крестьяне отвечали восстаниями..."
  
  Тут невольно вспоминается оправдание рабства плантаторами на Юге Америки. Они ведь тоже говорили о экономической составляющей такого рабского труда и даже утверждали, что рабство способствует установлению "демократии". Очевидно, что это была демократия для белых и богатых южан!
  Вот и сегодня, радея о демократии "по-американски", Соединённыке Штаты готовы принудить к повиновению несогласные страны, как лживой пропагандой, так "огнём и мечом"!
  Но возвратимся к выяснению корней русского рабства - крепостничества:
  
  "...Любопытна история волнений в Антониево-Сийском монастыре. Царь подарил монастырю 22 ранее независимых деревни. Крестьяне скоро почувствовали разницу между свободой и рабством. Для начала монастырские власти "учали с них имати насильством дань и оброк втрое": вместо 2 рублей 26 алтын и 4 денег по 6 рублей 26 алтын и 4 деньги. "Да сверх дани и оброку на монастырские труды имали на всякое лето с сошки по 3 человека", "да сверх того они, крестьяне, зделье делали" - пахали землю и косили сено на монастырь. Наконец, монахи "поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям", "а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали". Но далеко не все крестьяне готовы были бежать со своей земли. В 1607 г. монастырский игумен подал царю челобитную: "Монастырские крестьяне ему, игумену, учинились сильны, наших грамот не слушают, дани и оброку и третного хлеба им в монастырь не платят, как иные монастырские крестьяне платят, и монастырского изделия не делают, и ни в чем де его, игумена с братией не слушают, и в том ему, игумену чинят убытки великие". У Шуйского и без того хватало проблем с Болотниковым и Лжедмитрием II, поэтому в 1609 г. монастырь принялся решать свои проблемы сам, организуя карательные экспедиции. Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, "а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все". Старец Роман "со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали". Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем..."
  
  Вот за что сегодня должны каяться "святые батюшки, если они хотят вновь стать последователями Нового Завета и поборниками подлинного учения Иисуса из Назарета! Ведь прошлое, всегда давлеет над настоящим:
  
  "...В начале 17 века крепостное право получило официальное одобрение церкви. 9 марта 1607 г. последовало "Соборное уложение о запрещении перехода крестьян", принятое Шуйским вместе "с отцом своим Гермогеном патриархом, со всем освященным собором". "Сего ради приговорили есми и уложили по святым вселенским соборам и по правилам святых отец". "А буде которые отныне, из-за кого выйдя, перейдут к иному кому бы то ни было, и тот, к кому придет, примет против сего нашего соборного уложения, у того крестьянина взять и перевести со всем его крестьянина имуществом туда, откуда он перебежал, да с него же на царя государя за то, что принял противно уложению, взять 10 рублей: не принимай чужого" (Соборное Уложение 1607 года // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 года. - М., 2004. - С. 629-630). В 1649 г. "Соборное Уложение" окончательно утвердившее крещёную собственность, было подписано всеми членами Освященного Собора - собрания высших иерархов Церкви. Не удивительно: у белого духовенства тоже были крестьяне..."
  
  Такая историческая "забывчивость" делает возможной со стороны русской церкви, оправдание разного рода предательст, уже в современную нам эпоху.
  Почитайте труды некоторых церковников оправдывающих предательство генерала Власова в Великую Отечественную, именно из соображений мести, за нанесённую советской властью "обиду", в лице гонений и наказаний тех, кто поддерживал вторжение гитлеровцев в нашу страну!
  А крестьяне, пытались, прежде чем затеять бунт из мести такой церкви, найти управу на злобных "божиих слуг" у царя - батюшки. Но конечно, все это было напрасно. Потому, наверное, так быстро русский народ, после Революции обрушил свою месть и гнев, его можно назвать "Божьим гневом", на церкви и монастыри, которые не помогали бедным и беззащитным, а пользуясь защитой светской власти, тиранили и без того униженный и оскорблённый народ России:
  
  "...Из челобитных немонастырских церковных крестьян 17 в. "Крестьяне Архангельского собора с. Завидова Клинского у. царю... священники [и дьяконы накладывают на нас, сирот твоих, многие лишние оброки и столовые запасы. И для своих всяких прихотей они, священники и дьяконы, к нам всяких прихотей, сиротам твоим, приезжают и людей своих непрестанно присылают. И таких своих накладных оброков и столовых запасов на нас, сиротах твоих, правят смертным платежом не против прежнего. А прежде, государь, сего мы, сироты твои, таких накладных оброков и столовых запасов никому не плачивали. И мы, сироты твои, от такого их накладного оброку и столового запасу и всяких нападков и от безвременного и смертного правежу разорились вконец без остатку. И таких их накладных оброков нам, сиротам твоим, платить невмочь" (Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 85). "Крестьяне Архангельского собора с. Ильинского Кашинского уезда... "А как, государь, мы ж, сироты твои, отданы в Архангельский собор, и бывший протопоп Федор с братией наложил на нас в прибавку деньгами восемьдесят один рубль тринадцать алтын две деньги, да для косьбы указали брать с нас и ныне берут в подмосковную вотчину десять человек работников. А как в прошлом в 204-м году протопресвитер Петр Васильевич с священниками разделили нас, сирот, меж себя по поделям, и они, священники, ключарь с братией наложили вновь же прибавочный оброк: бараны, сыры, яйца, грузди, рыжики, грибы, ягоды, брусника, клюква. И ради тех столовых запасов приезжают они, священники, к нам сами и присылают людей своих и из тех припасов бьют нас на правеже смертным боем, и для своих приездов велят готовить про себя обеды, и берут с нас подводы. И оттого мы, бедные, разорились вконец" (Там же. - С. 86). Решение: "Велено... села Ильинского старосте и выборным крестьянам по росписи за их противность и непослушание учинить наказание: бить вместо кнута батоги нещадно". "Такая же участь постигла земледельцев Завидовской вол., Клинского уезда."
  "..."В 40-50-х годах, особенно в конце 50-х годов по всей стране прокатывается могучая волна выступлений монастырских крестьян. Эта категория крестьянства, насчитывающая к середине века около I млн. душ мужского пола, принадлежала монастырям, церквам, церковным иерархам (архиереям и т.д.). Положение монастырских крестьян в этот период отличается особой тяжестью. С них требовали и исполнения барщинных работ, и поставки продуктов сельского хозяйства, промыслов, и денежных поборов.
  Так, в челобитной крестьян Савво-Сторожевского монастыря названо до 30 денежных и натуральных поборов. Крестьяне Волосова монастыря Владимирского уезда должны были платить до восьми разновидностей денежных поборов, обрабатывать свыше 80 десятин пашен и поставлять в монастырь продуктовый оброк (скот, птицу и т.п.). Подобное положение было в сотнях монастырских вотчин. Резко возросли во второй четверти XVIII в. различного рода работы крестьян по заготовке строительного материала для монастырских построек, по заготовке дров, ремонту церквей и хозяйственных помещений. Просвещенная монастырская братия наряду с традиционным хлебом в зерне и печеным хлебом, наряду с мясом, салом, медом, крупами, куриными и гусиными яйцами, солеными и сушеными грибами требовала с крестьян и таких оригинальных поборов, как ягоды шиповника или живые муравьи по полфунту с души мужского пола..."
  
  Современные историки, стараются обходить молчанием эти трагические подробности взаимоотношений народа и русской церкви. Но в конце концов этих церковных преступлений не утаить от честных историков. И потому, я уверен, что с распространением правды о церковной жизни и о крепостничестве в России, и сама церковная жизнь очистится, и вера станет ближе к учению Иисуса Христа, Господа нашего, пожертвовавшего своею жизнью за ради праведной жизни всего верующего народа, в том числе и в земле российской!
  
  Из статьи Шацкого, основывающего свои выводы на исторических документах, я с ужасом узнал, что верховное духовенство всячески противилось освобождению крестьян, придумывая при этом аргументы, очень похожие на те, какими оперировали американские сторонники рабства:
  
  "...Наконец, отмена крепостного права. Несмотря на отсутствие видимой корысти, церковь оказалась в числе наиболее консервативной части общества, решительных противников реформы. Наиболее авторитетный представитель высшего духовенства, московский патриарх Филарет умолял повременить с реформой, ссылался на Сергия Радонежского, который якобы явившись во сне, предупреждал против реформы (А. Шамаро. Дело игуменьи Митрофании. - Л., 1990. - С. 48). Ссылался он и на право: "При решительном отчуждении от помещиков земли, прежде их согласия... помещики не найдут ли себя стесненными в праве собственности?" (Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 5. Ч. 1. - М., 1887. - С. 17).
  Вместе с Филаретом против отмены крепостного права выступал ряд деятелей высшего духовенства (А. Яковлев. Александр II. - М.: Тера, 2003. - С. 302). Синод признал "неудобным" помещать в церковной печати статьи, "бичующие злоупотребления помещиков" (Дело канцелярии Синода No 662 за 1860 г). Богословское обоснование подобной позиции можно найти в рецензии митрополита Платона на перевод книги по христианской этике: "В & 403 внушается, что рабы, если только позволят обстоятельства, должны стремиться к своей свободе. Сколь вредные могут произойти следствия от этого внушения - это для всякого очевидно. Между тем, по учению слова Божия, и рабы могут достигать вечного спасения. Апостол ясно говорит: "Каждый оставайся в том звании, в каком призван". Ту же точку зрения выразил В 1859 г. Епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов) доказывал, что "рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах" (протоирей Симеон Никольский. Освобождение крестьян и духовенство // Труды Ставропольской ученой архивной комиссии, учрежденной в 1906 г. Вып. 1. - Ставрополь, 1911. - С. 10).
  Император особого внимания церковному протесту не уделил и даже приказал митрополиту Филарету отредактировать Манифест об освобождении. "Тот, будучи принципиальным противником реформы, отказался от почётного поручения. Только нажим со стороны императора и настойчивые просьбы духовника митрополита заставили последнего взяться за перо. Манифест все равно получился неудачным, чувствовалось, что автор писал его через силу, впадая в ложный пафос и неискренность" (Л. Ляшенко. Александр II. - М.: Молодая гвардия, 2003. - С. 193).
  
  Шацкий говорит о том, что низшее духовенство, иногда стояло за освобождение крестьян, а иногда было против, так как жили они в положении между помещиками и крестьянами и не знало кому угождать - следовать Иисусу Христу, или в опасении за свою жизнь и жизнь семейства, соглашаться и даже укрывать преступления "рабовладельцев":
  
  "...С другой стороны, деревенский священник, по долгу службы, обязан был призывать прихожан к терпению и покорности. Бедность и приниженность положения доводили пастырей до прямого потворства жестокости помещиков. К примеру, помощниками знаменитой Салтычихи были два священника, тайно хоронившие ее жертвы (Русский Архив. - 1865. - С. 249). Другому помещику - П. Бахтиярову, насиловавшему и пытавшему своих крепостных девок - согласно крестьянской жалобе "всепомоществовал" приходский священник о. Никифор (Русская старина. Т. 39. - С. 432)..."
  
  Конечно, были в русском православии и противники крепостного права.
  Вот трогательная история одного из защитников крестьян, священника, который за это заступничество и пострадал. Но были и русские святые, такие как Брянчанинов, которые призывали всех и прежде всего священников стоять за подлинную, христианскую веру:
  
  "...Очевидно, не все священники молчали и оправдывали помещиков - рабовладельцев.
  При зверствах помещиков как, как это было в случае с помещиком Страховым. Пострадал и священник, пытавшийся помочь крестьянам.
  Поводом для возбуждения следственного дела явилась челобитная крепостных помещика Страхова, написанная с их слов приходским священником Ивановским. Практически все девушки,включая малолетних, подверглись насилию со стороны барина. Жертвы, доведенные до отчаяния, накладывали на себя руки. Челобитную крепостных местная власть расценила как попытку к бунту, а священника обвинили в подстрекательстве. Иерей Ивановский был избит полицейскими и смещен с прихода, посажен в острог. Его семью лишили церковного дома, средств к существованию и обрекли на нищету. Еще хуже были судьбы крестьян: пятеро ходоков арестованы и умерли в заточении. Впоместье направлена карательная команда для того, чтобы насильно обвенчать изнасилованных девиц и скрыть следы преступления..."
  
  Защитником этого священника выступил русский святой, митрополит Игнатий Брянчанинов, который говорил, призывая христиан исполнять свой христианский долг:
  
  "Укрывательство гнусных поступков безнравственности, извращение для того истины и неуважение, а тем более уничижение религии соединяясь, составляют тот именно страшный яд, который, помалу, со временем растворяет совершенно совесть народа и ввергает его в нечестие, порождающее все бедствия... Опозоривать религию в лице ее представителей, значит унижать в высшей степени всякую власть, религией устанавливаемую. Своеволие гражданское всегда начинает свои действия с нападения на религию и ее представителей; но политика государств благоустроенных строго охраняет силою мудрых законов народное уважение к вере, как единственное условие любви, покорности и терпения, на которых утверждается и покоится всякая законная власть".
  
  ... И делая выводы из всего сказанного, нужно понять, почему Революция произошла в России?! Вековечное угнетение и издевательства над человеческим достоинством русских крестьян и привели впоследствии, не только к восстанию против власть имущих в Российской империи, но и к Гражданской войне, в которой не "жиды и большевики", победили бар и прислуживающих им, но народ победил своих угнетателей. И гонения на церковь после революции, были местью народной за отступление церкви Христовой от заветов самого Иисуса Христа.
  Из этого, можно сделать вполне христианские выводы - никто не может грешить безнаказанно!
  В этом понимании корней русского рабства, послужившего основной причиной русской революции и заключён ответ на вопрос, который часто задают люди ищущие правды: вина или обида руководит сегодняшними предстоятелями русской церкви, когда они рассматривают недавнюю советскую историю и гонения на церковь, как несправедливость?!
  
  Эпилог:
  Сегодня, из церковной ограды освободившейся русской православной церкви, часто слышны проклятия и хула на советскую власть, а надо было бы, воспользовавшись возможностью объявленной свободы, вспомнить свою историю и просить прощения у русского, российского народа за все грехи церковные!
  И через покаяние прийти к очищению и восстановлению подлинно христианской веры на просторах новой России!
  
  
  9 июня 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
   Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"