Аннотация: Цель и смысл образования - воспитания, проявление в детях настоящего человека!
Здесь, я перепечатываю эту давнюю статью, с небольшими исправлениями и добавлениями, так как тема воспитания-образования выходит в России на первые роли!
...Об этих коротких заметках о воспитании - образовании, я вспомнил прочитав заголовок в новостях о том, что спикер Думы Володин, озаботился излишними нагрузками школьников, с намерением их снизить. Другой официальный деятель, предложил отказаться от домашних заданий для детей, тоже мотивируя это перегрузками, а я категорически не согласен с тем, что нынешняя российская школа "перегружает" детей знаниями, то есть занятиями.
На мой взгляд, современная русская школа недогружает школьников занятиями и потому, вырастая, многие становятся бездарями, хотя какой-то дар и у них бывает - просто учителя, не смогли его рассмотреть и развить!
И мне вспомнился период в российском образовании, который вырастил когорту гениев, когда дети учились в гимназиях, где преподавали кроме логики и философии ещё и три иностранных языка, включая латынь. И я склонен считать, что успехи России в науках и в культуре-искусстве в конце девятнадцатого, в начале двадцатого веков, прежде всего были обусловлены этими "перегрузками" гимназистов, хотя сами эти гении часто жаловались на гимназические "лишние" предметы!
Поэтому, все кто сегодня ратует за снижение нагрузок в школах, прежде всего по, мягко говоря, неведению, лишают российскую науку и культуру будущего.
Иначе говоря, и сегодня классическое образование, с добавлением предметов которых не было в тех, стапятидесятилетней давности гимназиях, позволит надеяться на новый научный и культурный Ренессанс!
"Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем..."
Конфуций
"Образование - это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе..."
Альберт Эйнштейн
Вступление
...Недавно я стал размышлять как и почему произошел взлёт до мировых высот русской культуры, которая на долгое время стала одной из самых значительных в мире.
Тогда появилось целое созвездие писателей и поэтов: Толстой, Достоевский, Чехов и много других поэтов и писателей мирового уровня; к этому можно добавить ещё созвездие композиторов и музыкантов: Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Стравинский - всех не перечислить; и ещё созвездие художников, включая русский авангард: Репин, Суриков, Серов; но ведь был ещё русский балет Дягилева, который произвёл фурор в Европе!
Тут можно бесконечно перечислять таланты проявившиеся в России, и добираясь до сути этого феномена я прихожу к выводу, что основой и базой такого культурного прорыва, было классическое образование, которое некоторое время практиковали в российских учебных заведениях, в частности в гимназиях!
Недаром тогда доктора, землемеры и даже военные становились писателями, композиторами, художниками - иначе говоря, их школьное образование и воспитание, делало их культурными людьми, что и сказывалось в их творчестве!
Думаю, что и в сегодняшних образовательных учреждениях, типа тех же самых гимназий, можно было бы включить в школьные планы изучение как минимум латыни, знание которой формирует афористичность и ясность в определении житейских сущностей.
Ещё в таких школах, необходимо, хотя бы поверхностно изучать философию и логику, что в свою очередь даст возможность по достоинству оценить культурное наследие всего человечества!
И не надо бояться перегрузок - детская психика настолько пластична, что способна переваривать и не такие нагрузки.
Возьмите Китай, - его сегодняшние успехи, во многом обусловлены теми "перегрузками" в школах, о которых так пекутся русские законодатели! Ведь там даже длинных каникул нет - дети учатся по сути круглый год!
И что самое важное для России: в случае отдания стратегической инициативы по образовательным программам в руки современных "западников" - Маниловых, мы в итоге и получаем учеников, которые готовы повторять, вслед за героем из классики: "Не хочу учиться - хочу жениться"!
Ведь уже сегодня видны проявления отсутствия образованности у школьников - они погружаются в интернет и в соцсети, где проводят время необходимое для образовательных занятий - но и молодые, уже взрослые бывшие школьники, сидят там всё свободное время, отчего незаметно, но эффективно тупеют!
А подростки, в большинстве, далеки от усвоения школьных программ и потому, существует прямая связь между безграмотностью и романтизацией уголовного мира или, это уже в случае взрослых педагогов- чиновником по ведомству "народного образования, которые заставляют школы бессмысленно копировать англосаксонскую систему образования - воспитания, которая, в условиях России, становится тотальной пропагандой власти силы, над нравственными и культурными ценностями!
О новых образовательных стандартах, культуре и развитии интеллекта.
Вместо длинного эпиграфа:
".
..Зашла речь и о нарушениях закона и в целом о ситуации в детских домах и интернатах. Об этом много говорила ответственный секретарь СПЧ Яна Лантратова, отдельно остановившаяся на проблеме распространения уголовной идеологии в образовательных учреждениях:
"Тема, которая требует немедленного разрешения, - это криминальная субкультура АУЕ ("Арестантское уркаганское единство", или "Арестантский уклад един") (...) В тюрьме сидит человек, и у него есть свои "смотрящие" на воле, и связываются в том числе с детьми, с подростками в социальных учреждениях, устанавливают свои порядки. И детей, и подростков заставляют сдавать на так называемый общак для зоны. А если ребенок не может сдать деньги или не может украсть и совершить какое-нибудь преступление, он переходит в разряд "опущенных" - у него отдельная парта, отдельная посуда, его можно избивать, его можно насиловать".
При этом Лантратова сообщила, что уголовная идеология насаждается не только в интернатах и детских домах, но и в обычных школах:
"В последнее время ко мне стало приходить большое количество родителей, которые приносят свои обращения. Их дети из благополучных семей выходят утром в школы и попадают на "явочные" квартиры, где уже находится алкоголь и наркотики, и они обязаны "вписаться" - это называется "вписки"-в эти криминальные субкультуры и оплатить этот алкоголь и наркотики собственным телом".
Правозащитник обратила внимание и на то, что в интернете распространены группы, пропагандирующие идеологию воров в законе, с количеством подписчиков "от 85 тыс. до 800 тыс. человек", среди которых дети и подростки: "Это качественные видеоматериалы, это саундтреки, записанные песни и сувенирная продукция, которая производится этими группами, что дает нам понимание, что за этим стоят большие деньги и заинтересованные люди". Распространение уголовной идеологии среди подростков Лантратова назвала угрозой национальной безопасности..."
Из новостей с сайта "Взгляд"
...Я уже не один раз писал, что в России надо создавать молодёжные и детские организации на государственном уровне, иначе, в детско-юношеской среде самоорганизуются вот такие полу уголовные сообщества, неофициально курируемые взрослыми бандитами.
К сожалению, до чиновников министерства по делам молодёжи очень трудно достучаться, и потому, российское общество теряет поколение за поколением, которые нравственно совершенно не воспитаны, а точнее воспитаны по уголовному закону. Ведь детей привлекает "романтика" воровской и тюремной жизни, полной "захватывающих приключений"!
...Живя в Англии уже более десяти лет и воспитывая двоих детей, я сталкивался с образовательной системой, которую хотят скопировать российские псевдореформаторы. Судя по всему, они несколько раз побывали в школах на Западе и "вдохновлённые" их успехами, решили подобное создать и в России. Однако нельзя забывать, что школьное образование в Англии делится на государственное и частное, на платное и бесплатное, а это меняет ситуацию, если хотя бы немного вникнуть в суть дела.
Тут надо знать, что в хороших частных школах плата за обучение составляет от пяти до двадцати пяти тысяч фунтов в год, что в переводе на русские рубли, составляет от двухсот пятидесяти тысяч до миллиона двухсот пятидесяти тысяч рублей, а много ли вы найдёте в России семей, которые могут себе позволить даже одного ребёнка обучать в такой частной школе...
Кстати, мне рассказывали, как русская "делегация" учителей и чиновников образовательной системы входила на уроки в английской школе, чуть ли не ногой открывая дверь, не спрося разрешения учителя. (Это разрешение необходимо было получить и желательно заранее, ещё и потому, что учащиеся в Англии, в определённом смысле главная составляющая "процесса", а чиновники - второстепенная.) Этот инцидент показал уровень культуры учительско-чиновного корпуса в нынешней России, во всяком случае, тех людей, которые в Москве вполне может быть и готовили эту школьную реформу и новый образовательный стандарт.
Конечно, в России есть и другие учителя, вежливые, умные и тонкие, но они очень редко выезжают за границу, а те что бывают здесь в Англии, думаю, принадлежат к той породе "новых русских" для которых деньги - главная жизненная ценность.
Потому и свою "реформу" они создают по заказу определенного богатого слоя русских, совершенно не заботясь о подлинно демократических ценностях, которые и являются основой преуспевания "западного" мира.
"Социальный лифт", поиски талантов среди всех слоёв населения, в любой стране мира составляют одну из главных целей образовательной системы, а средством достижения поставленных задач является попытка соблюдения равных возможностей "на старте" жизни. Естественно настолько, насколько это позволяет социальная система развитого капитализма.
Тем не менее, образование является одной из ведущих задач любого правительства в Англии и в этом, они напоминает лозунг: "Учиться, учиться и еще раз учиться", выдвинутый Лениным в послереволюционной России.
Англичане в этой области достигли очень многого, как впрочем, и Советский Союз, в своё время, а нынешние российские "деятели" образования, похоже способны только разрушать построенное с таким трудом, совершенно не понимая социальных, "социалистических" истоков того благополучия, которое сегодня имеют многие западные страны, и прежде всего Англия... (Но это уже тема другой статьи...)
... Образование для своих детей было и остаётся одной из приоритетных задач в каждой семье из английского среднего класса, а таковых, по разным подсчётам, в Англии до половины семей.
Многие родители даже меняют место жительства и переезжают в районы, где есть хорошие государственные, бесплатные школы, и не только частные, хотя таких совсем немного и в которые существует большой конкурс.
К чести основного массива государственных школ в Великобритании, не исключая Лондон и несколько больших городов, надо сказать, что уровень обучения и преподавания довольно высок.
Это достигается, в основном, за счёт множества вспомогательных подразделений в системе образования от инспекторов, периодически проверяющих школы на предмет качества работы, до курсов повышения квалификации учителей, а так же разного рода творческих и научных конференций и семинаров.
Вся система работает над улучшением образовательного стандарта и реформы тут происходят практически каждый год, а структура проверок, рейтинговых списков и научной работы разнообразна и многочисленна, и в ней, постоянно заботятся о повышении уровня обучения и качества образования, в том числе учителей!
Боюсь, что и с этим в России буде большая проблема - педагогические вузы, которым вдруг присвоили звания университетов или даже академий, свой научный и теоретический уровень от этого нисколько не повысили. Просто произошла элементарная подмена названий, которой так грешили либеральные образованцы, в начале мрачных девяностых прошлого века...
Вообще, начало девяностых в России, было временем подмены понятий, что и стало во многом причиной разрушения не только Союза, но и культурного кода советской цивилизации.
Все, так называемые "демократические реформы" скопированные с западных образцов, в России породили взяточников, бандитов и олигархов, и надолго затормозили процесс подлинной демократизации страны.
К сожалению, и реформы образования в России, могут остановиться на стадии разрушения уже существующей базы, как это было со здравоохранением или с наукой и уже слышатся, из среды молодых "образованцев", призывы разрушить советскую школу, якобы сохранившуюся в "новой" России.
Однако от той школы, которая породила светил мировой музыки, кино, науки и искусства, уже ничего не осталось, а на её месте вырос какой-то "социальный уродец", штампующий малограмотных, малокультурных, но алчных и амбициозных абитуриентов!
Как правило, эти либеральные "разрушители" - чиновники от образования, приходят из среды, чьё становление пришлось на лихие девяностые и потому, уже не помня и не зная советской школы, они, пользуясь расхожими штампами, часто совершенно не понимают о чём говорят.
Они хотят "действовать", зарабатывать славу и деньги и потому, их активизм чрезвычайно опасен. Естественно они не знают старинного буддистского афоризма, который гласит:
"Действие не устраняет незнания, так как не противоречит ему".
На мой взгляд в сегодняшней России, происходит развал не только образовательного, но, прежде всего культурного стандарта, когда многие люди, окончив не только школу, но и институт, говорят, что солнце - это спутник Земли, а многие "верят", что Бог создал Землю в шесть дней, а на седьмой прилёг отдыхать, а сделал Он это не далее, как около шести тысяч лет назад.
Конечно, я шучу, но культурный "обратный ход" (церковный термин из девятнадцатого столетия) сегодня заметен "невооружённым" глазом!
Основной аргумент сторонников нового стандарта - это уменьшение учёбной нагрузки на школьников и главное новшество - школьник сам будет решать, что ему лучше учить, а точнее удобнее "изучать".
В этом случае, нормальный школьник выберет то что полегче и попроще.
Таким образом, особенно в России, можно будет забыть не только о математических школах, которые были красой и гордостью Советского Союза, но главное, о приличных учителях математики, физики и химии - именно они определяют, через время конечно, успехи или неуспехи математики, физики и химии, как науки.
Нынешние подростки - в основном инстинктивные "прагматики" - они уже затвердили на всю жизнь, что тот, кто тяжело работает - неудачник, а тот, кто не работает и имеет много денег - тот счастлив. Не имея жизненного опыта, они естественно будут выбирать лёгкий путь в жизни и если их не "подталкивать", тем или иным способом, то их мечтания завершатся трагическим разочарованием.
Ведь дети, в определённом смысле, маленькие животные, которые постоянно норовят спрыгнуть на уже пройденную ступень социализации и превратиться во взрослых животных, руководствующихся в своём поведении инстинктами.
Да и многие ли взрослые в России, после массированного промывания мозгов в сторону оглупления и выработки инстинктивных навыков, могут похвастаться внутренним подталкиванием себя к занятиями - "подвигам", увлечением чем-то интеллектуально сложным?
Проще ведь устроить себе "маленький отдых" и окунуться в инстинктивную жизнь, тем более, если культурные стандарты уже повсеместно, благодаря ТВ и Интернету, приближаются к уровню "ниже плинтуса".
Но мы не должны забывать, что человека из обезьяны сделал труд, как утверждали классики социализма, а Зигмунд Фрейд говорил, что человеческая культура стала продуктом репрессивного метода воспитания (понимаемого в широком смысле).
А что мы можем получить на выходе, если позволим, а точнее, если перевалим груз ответственности выбора общего будущего, на плечи наших детей?!
Многим воспитателям известно, что причиной многих детских нервных и психических срывов становятся неверная диета и плохой распорядок дня, но каково же должно быть значение культурной "диеты", - духовного питания?
В России, где пропаганда эгоизма, алчности и насилия, стала, чуть ли не государственной программой средств массовой информации и особенно телевидения, трудно ожидать, что дети смогут самостоятельно противостоять этому урагану безнравственных или прямо уголовных идеалов.
Тут и вступает в силу понимание ответственности взрослых за "образовательное воспитание", однако сегодня в моде теория "самостоятельности" детей, и много её сторонников окопались в лагере "реформаторов", упорно противостоящих здравому смыслу.
Такая позиция, на мой взгляд, показывает возрастающую безответственность не только государственной власти, но и активных родителей...
За примерами, иллюстрирующими отвратительные результаты такого взрослого "малодушия", в той же благословенной Англии, ходить не надо. Я какое-то время работал в качестве педагога в детском - "послешкольном" клубе, в одном из центральных рабочих районов Лондона.
Там я столкнулся с откровенной грубостью и даже издевательствами подростков над воспитателями и полным неуважением к взрослым вообще.
Если же воспитатели пытались восстановить порядок в клубе, то подростки могли и избить его, а женщин, часто уже бабушек, могли послать куда подальше и воспитатели это терпели!
Я же, по российской привычке во всё влезал и однажды, назвал "плохим, глупым мальчиком" подростка лет тринадцати, который, услышав мой акцент, стал пинать в меня футбольным мячом.Когда я, в повышенном тоне указал ему на неадекватность поведения, то он вышел из себя и стал от бессилия плеваться в меня, не говорю уже о ругательствах которые он мне продемонстрировал.
Но об этом, я писал уже в предыдущей статье...
Другой случай, больше комичный, чем опасный, произошёл уже с моим сыном. Он, по моему настоянию, стал изучать русский язык наряду с французским, как вторым - в английской школе есть такая формула.
И вот на родительском собрании, классный руководитель моего сына стала советовать мне оставить сыну изучать только французский, и мотивировала это тем, что по французскому скоро будет экзамен, а русский будет мешать ему в этом и отвлекать внимание.
Я, так же вежливо, но непреклонно, не согласился с её доводами, и настоял на совместном изучении и того и другого языков, а жене (она англичанка) уже на повышенных тонах, очень эмоционально объяснил, что на русском мой сын будет разговаривать со мной, а французский может ему в этом смысле совсем не пригодится - тогда, как и сейчас я плохо знаю английский, а по-французски совсем ничего не понимаю.
Дома, конечно, был небольшой скандал, двери хлопали, женщины плакали обиженные моей "тиранией", однако я настоял на своём!
Вскоре мой сын сдал экзамен по французскому языку, а чуть позже и по -русскому! И по сию пору мы с ним общаемся на русском, правда ломаном, однако ему это общение очень нравится. А я, периодически проверяю на нём уровень своего английского разговорного - получается, что он говорит со мной на русском, а я с ним на английском - в итоге, всем стало хорошо!
Я вообще, сторонник такой педагогической теории, которая предусматривает ответственность родителей перед обществом и самого общества в лице государства, за образование и главное за воспитание не только своих, но всех детей.
А обязанностью детей считаю обучение и воспитанность, и конечно это процесс двухсторонний, однако с чётким разделением уровней ответственности, разным для взрослых и детей.
Наблюдая то, что происходит не только в Англии, но в основном в России, я вижу, что взрослые дядьки, делая деньги на ТВ, в газетах, на радио, в интернете, отравляют сознание подростков и детей злобной алчностью, эгоизмом и культом силы.
Потом, когда дети становятся постарше, эти законодатели социальной моды пугаются их зверских наклонностей и садят в тюрьму жертв своего воспитания и вдалбливания на всех информационных уровнях инстинктивных привычек и "идеалов".
Получается так, что отравители и провокаторы жируют, зарабатывая миллионы и миллиарды на пропаганде насилия и эгоизма, а жертвами такого "воспитания" становятся дети.
Очевидно, что это не только не по христиански, но и не по человечески!
То, что моя система "принуждения" к хорошему образованию, связанная с жёстким, подталкивающим воспитанием даёт свои плоды, я убедился на опыте своего сына...
У него, как у всякого подростка конечно был компьютер, (к счастью, благодаря жене в доме никогда не было телевизора) и он, сидя за ним, забывал обо всё на свете, и прежде всего об уроках, тем самым, демонстрируя тот инстинктивный выбор, на котором настаивают нынешние горе - реформаторы в России.
Изредка, приходилось воздействовать на него и физически, отчего жена была не в восторге, как впрочем, и я сам, однако сама жизнь заставляла это делать и часто, эти воздействия происходили после родительских собраний.
Но вот он стал постарше и я, на ломанном английском, стал ему объяснять, что моя обязанность, как родителя, заключена в принуждении его к образованию, а его обязанность как сына, заключена в научении тяжело и много работать над заданными уроками, но не только.
Я объяснял ему, что пока он не различает понятий добра и зла в человеческом, и больше, в христианском смысле, моя обязанность как родителя, руководить им и растолковывать эти понятия насколько я сам их понимаю и могу делать!
А он, хотя может и не понимает, сейчас о чём я настойчиво толкую, но в будущем, когда сам станет отцом, сможет вполне меня понять.
Конечно, иногда эти объяснения были грубы, однако со временем возымели действие.
Сын, занимался музыкой с пяти лет, потом ходил в музыкальную школу и играл на скрипке, а потом ещё, по воскресеньям, пел в церковном хоре, зарабатывая себе стипендию для оплаты учёбы в известной лондонской школе.
И вот я заставлял его каждый день, по часу, в свободное от уроков время играть заданный в музыкальной школе урок и естественно, он как мог увиливал от этих занятий, иногда плакал, говорил, что это ему ни к чему и что он не хочет стать профессионалом-скрипачом.
Я на это отвечал, что эти занятия приучат его быть последовательным, и постепенно заставят методически работать, что эти навыки пригодятся не только при учёбе в университете (а в университет он хотел, потому что его старшая сестра заканчивала Кембридж, и ему там нравилось бывать), но и во взрослой жизни.
Он сопротивлялся, как мог, однако я настаивал на своём.
Когда я увидел, что он, закрыв двери своей комнаты, просто пиликает, а сам смотрит на экран компьютера, я усложнил задание и "попросил" его каждое воскресенье вечером играть нам с мамой выученный за неделю отрывок, и если он не был готов, то я его наказывал...
Прошло уже много лет. В последнем классе музыкальной школы сын стал концертмейстером одного из школьных симфонических оркестров и ему, похоже очень нравилась эта роль и особенно, когда его за хорошую игру оркестра благодарил уважаемый дирижёр - он невольно стал уважать сам себя...
Сын неплохо закончил школу, поступил в университет и вполне доволен собой, а взрослея относится ко мне всё более уважительно и старается разговаривать со мной на русском, чему я конечно рад...
Февраль 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно- историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
ґ