Аннотация: Искусство, это часть культуры где реализуется вечная тяга человека к описанию правды и красоты окружающего мира! у
Перепечатываю здесь книгу статей, написанных долгое время назад, с исправлениями и добавлениями.
Живопись и архитектура, как явление искусства, отражают стремление человека увидеть и запечатлеть прекрасное. Любование красотой является одной из главных отличительных черт человека разумного. И этим, человек разительно отличается от животных!
"Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца"
(Микеланджело)
"Золотой век" российской культуры в портретах - выставка в Лондоне.
...В конце апреля, были на выставке русского портрета в Национальной портретной галерее, в Лондоне. Билеты туда подарила нам дочь, на мой день рождения...
Впечатление от просмотра остаётся сильное!
Правильно говорят, что "большое видится на расстоянии". Так и с родной культурой, к которой так привык, что не замечаешь её особенностей...
Рассматривая работы, в двух небольших комнатах, я вспоминал не только русских живописцев, но и знаменитых на весь мир писателей, композиторов, актёров и музыкантов.
И невольно появились мысли, понимание того, что девятнадцатое столетие в России, включая "серебряный век", принесли миру русские сокровища культуры, на "золотом блюдечке" самобытности и глубины неопознанных европейцами смыслов.
Именно сплав поэзии, прозы, музыки и живописи составляют сердцевину этого культурного русского феномена.
На выставке, мы увидели портреты кисти Репина, Серова, Ге и многих других художников-реалистов, показывающих внутренний мир писателей, поэтов, драматургов, музыкантов и актеров. Они, всколыхнули в душе чувство гордости за русский гений, после долгих столетий молчания и пребывания "внутри себя" - вспомните реплики Петра Чаадаева, - вдруг проявивший себя с необычной всесторонней мощью и глубиной! Русский культурный Ренессанс девятнадцатого века, был похож на Илью Муромца, который просидел тридцать три года на печи, а потом вдруг стал былинным богатырём. Нечто подобное произошло и с русским искусством, вызревавшим в толще народной культуры, и вдруг проявившемся, начиная с появления русского гения - Пушкина!
И этот культурный прорыв, прошёл не без влияния европейской культуры, послужившей примером, но потом превзойдённой прилежными учениками из России!
...Обобщая впечатления от выставки подумалось, что именно реализм в различных искусствах, является ядром процесса развития форм и содержания любого творчества, будь то живопись, музыка или литература.
Именно из этого содержательного центра, идёт, расширяясь концентрическими кругами, процесс развитие возможностей новых форм и содержания, на периферию, в сторону уточнения и раскрытия разнообразия приемов и методов свойственных искусствам, как таковым...
На этой выставке живописи, прежде всего, обращает на себя внимание творчество Репина, которого по масштабу дарования и развитию своего таланта через труд, можно сравнить с Толстым.
Жаль, что англичане так мало знают этого гения, показавшего в своих картинах не только современную ему Россию, но оживившего своей кистью многовековую историю российского народа, так отличающегося от знакомых европейских национальных характеров.
И очень жаль, что чиновники от культуры, и служащие Россотрудничества, плохо используют эту мягкую, но влиятельную силу российской культуры, для знакомства мира с достижениями русского народного гения!
Вспомните его потрясающую по драматургии картину "Царь Иван Грозный и его сын Иван". Или многофигурное полотно "Крестный ход". Или полную сожаления и грусти картину "Не ждали". Были ещё лихие и вместе добродушные казаки в картине "Письмо турецкому султану"...
Как жаль, что отечественные культуртрегеры так непродуктивно используют "мягкую силу" русского искусства - уверен, что англичане были бы в восторге от выставок в Лондоне Репина, Сурикова, Крамского, Серова...
Ведь в их работах так много пронзительной правды о русском народе и вместе, показана сила мастерства в изображении любви и сопереживания своим соотечественникам!
Хотя и в России, уже в тёмные восьмидесятые годы двадцатого столетия, накануне "либеральной" контрреволюции, усилиями полуграмотных и идеологизированных критиков, имя и слава Репина-реалиста, а так же живописцев- передвижников, была забросана грязью непрофессионального, поверхностного анализа "либеральных" критиков, ориентированных на "западные" ценности, на бессмысленный подражательный модернизм...
...На этой лондонской выставке, портреты великих русских писателей помещены рядом и мы можем увидеть в них не только характеры, но и догадываться о свойствах их литературных произведений. Достоевский - Перова: сухонький, с тонкими, нервными руками и напряжённым взглядом болезненного человека, невольно ассоциируется с его пронзительным творчеством, наполненном поисками цели и смысла жизни в сумасшедшей суете характеров и чувств большого города.
И рядом Толстой Николая Ге - олицетворение положительного здоровья и интеллектуальной мощи русского человека. Толстой изображен в Хамовниках, за знаменитым письменным столом, обдумывающим очередную идею добра и справедливости, стараясь воплотить её в соответствующие формы. В этом портрете, предстаёт обобщённая личность русского человека, как некий символ проснувшегося творческого духа нации!
И тут же Тургенев - Репина: грузный, седой, усталый, недовольный и разочарованный тяготами жизни и разрушением мечтаний о личном покое и счастье. Этот портрет, тогда не понравился ни критикам ни самому писателю хотя мастерство художника, позволяет увидеть в этом образе силу и величие таланта, сокрушённого жизненными обстоятельствами!
...Ну а дальше, портреты русских композиторов, которые потрясли музыкальный мир Европы своими творениями и силой творческого гения всего русского народа!
Трагедию Мусоргского, написанного тем же Репиным, умирающего от алкоголизма в больничке, здесь, на выставке можно сравнить с изысканной чистотой и затаенной душевной горечью Чайковского, а аристократичный Римский-Корсаков - Серова показанный в процессе творческого создания очередного шедевра, противостоит показному эпикурейству и самодовольству миллионера Мамонтова, любителя и мецената русского искусства, изображённого Врубелем ярко и подчёркнуто современно для того времени ...
А рядом портрет Стасова на его даче, написанный Репиным. Критик изображён в красной рубахе подпоясанной кушаком, в штанах заправленных в сапоги и буйной шевелюрой на голове. Чем тебе не образ весёлого русского купца на отдыхе?!
И глядя на эти знакомые с детства лица, сознаешь, что нигде так, как в картинах русских художников, не проявилась столь ярко гениальность и своеобычность русского народа.
Русские композиторы - "националисты", привнесли в мировую музыку образность чувств и картинность драмы человеческих переживаний. Начиная с "Картинок с выставки" Мусоргского, продолжаясь в удивительной мелодичности "Шехерезады" Римского-Корсакова и драматизме "Шестой симфонии" Чайковского; нарастая в творчестве Стравинского, Прокофьева и Шостаковича - весь музыкальный мир Европы пережил своеобразный музыкальный Ренессанс, вдохновлённый творчеством этих личностей, составляющих плоть от плоти русского, национального характера и певучести его языка, отражающего драматизм исторической судьбы великого народа!
...Островский и Чехов, в этом раду портретов русских интеллигентов, представляют театральную стихию, а как продолжение линии рассказа о русском театре, идут портреты русских актёров и оперных певцов.
Однако, небольшой и как бы смазанный портрет грандиозно талантливого Шаляпина кисти Константина Коровина, меня откровенно разочаровал. Вспомнился другой портрет певца, где барственный, огромный Шаляпин в меховой шубе - являет собой пример жизненного успеха и самодовольства провинциала. Наверное таким и был этот многогранный талант из народной среды, оглушённый внезапным успехом и обожанием публики. Но этого портрета на выставке не было, а жаль...
И рядом, портрет великой актрисы Ермоловой - Серова. Портрет гордой, величественной и страдающей женщины в чёрном платье, с высоко поднятой головой и взглядом устремлённым вперед, в неведомое завтра.
И тут же портрет молодой женщины с грустными глазами, тоже русской актрисы сидящей в мягком кресле.
И рядом, молодой актёр внушительной наружности - Ленский, прославившийся ролями романтических героев.
И завершение этой серии - портрет высокой молодой актрисы Варвары Хилденбрандт - тоже Репина, в вуали затемняющей верхнюю часть лица и передающей трагические тени под глазами. Художник, на этой картине подчёркивает яркими красными красками кофты и контрастно-чёрной юбки, стройность фигуры девушки ...
Завершают экспозицию портреты драматической пары поэтов Серебряного века - Гумилёва и Ахматовой. Романтик Гумилёв изображён художницей Ольгой Кардовской на редкость невыразительно и кажется шаржировано. Его фигура, на портрете в полный рост, кажется неудачным наброском, тогда как Ахматова, написанная этой же художницей, поражает дерзкой красотой азиатского горбоносого лица и отточенностью линий грациозного тела.
Остаётся добавить, что Гумилёв, вскоре был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре, а Ахматова прожила длинную, наполненную творчеством, переживаниями и драмой поздно пришедшей славы...
А рядом, портрет ещё одного известного богача - заводчика и мецената Ивана Морозова кисти Серова, сидящего на фоне ярко-цветной картины Матисса, чьим поклонником и собирателем он был!
...В хорошо изданном каталоге выставки, показаны не только выставленные портреты, но есть описание их создания и коротко рассказана история русских живописцев...
В магазине галереи много книг русских писателей на английском, а в начале экспозиции, можно прочитать план мероприятий на 2016 год, в котором значатся и лекции, и конференции посвященные творчеству русских живописцев, поэтов, писателей и актёров.
В разговорами с англичанками - посетительницами выставки, мы узнали, что вскоре будет встреча-лекция с бывшим архиепископом англиканской церкви Великобритании Роёном Вильямсом, который будет рассказывать о творчестве Фёдора Достоевского. Этот замечательный эпископ написал книгу о нем и хорошо зная русский язык, давно занимается творчеством великого русского гения...
Остаётся пригласить и англичан, и русских живущих в Англии, на эту выставку и на все мероприятия проводимые в этом году...
На прощанье, хочется пожелать английскому слушателю и зрителю любви и понимания, направленных в сторону российского искусства, обогатившего и омолодившего своим творчеством, давнюю историю развития культуры в Европе!
Апрель 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков
Искусство идеологии, или "всё на продажу"
О русской выставке в Лондоне.
Эпиграф: "Сегодня, художник - это социальный статус, а не профессия"
Я был в "Сатчи-галлери" первый раз. Мы с женой приехали туда на автобусе, любуясь по дороге в окно на витрины больших модных магазинов, оформленных к Новому Году. Особенно понравился дизайн в большом магазине на Найтсбридж - витрины, сияющие блестящими красками и искусной подсветкой, выглядели как шкатулки с драгоценностями. Да наверное так и задумывались декораторами.
Выйдя из автобуса, попали под моросящий дождь, и торопясь, зашагали в сторону галереи. Перед входом толпились люди и проверяли пригласительные. Войдя внутрь, мы были оглушены шумным говором толпы стоявшей в зале, слева от входа. Казалось, весь артистический Лондон был здесь. Я немного растерялся, не ожидая такого многолюдья на выставке российских художников и начал спрашивать, где эта экспозиция размещена. На меня смотрели не понимая. Только чуть позже я понял, что вся большая галерея, - это и есть российская выставка!
Но обо всём по-порядку.
Протискиваясь к большим фото с татуированными мужчинами на них, я по пути взял с подноса бокал с шампанским - было официальное открытие выставки - и отхлёбывая небольшими глотками, во все глаза смотрел на "искусство" российской уголовной татуировки, которое демонстрировали на постановочных фото немного смущённые зэки-модели.
Татуировки интересные, с голыми девушками, ангелами и надписями вроде "не забуду мать родную". На одной фотографии было крупно показано лицо с закрытыми глазами, а на веках виднелась надпись, "не спи"!
Эти фото вполне соответствовали сегодняшней европейской моде - часто на пляже, на руках, спинах и груди мужчин, можно увидеть наколки - символы, целые тексты или отдельные слова. Но и у девушек, на их очаровательных телах "порхают" разного рода фривольные картинки в виде бабочек, орнаментов и даже кокетливых мышек, которые "нарисованы" на филейных частях тела и при ходьбе забавно прячутся в потайные промежутки.
Таков сегодня культовый тренд модерна - "назад, к прачеловеку"! Но вырождение и утрата профессионализма присуща не только моде на тату, но и в других искусствах, что особенно бросается в глаза в живописи - полная деградация профессии и попытка через идеологию, привлечь внимание и продать, главное продать такое "творчество".
Что касается тела, то в России, уголовники давно освоили этот язык символов и нынешние русские фотохудожники и матера тату, с энтузиазмом эксплуатируют эту тему...
Однако, большинство зрителей в галерее на фото не смотрели, а просто стояли с бокалами в руках и разговаривали. Через время я начал различать и русскую речь и потому, стал спрашивать мнение некоторых знакомых и незнакомых посетителей о выставке.
Для русскоязычной диаспоры эта выставка была большим событием культурной жизни. Но и для англичан, не избалованных таким откровенным показом ничтожества и бытовых обстоятельств жизни дна российского общества, экспозиция тоже было "зеркалом", в которое страшно, но хочется заглянуть, чтобы увидеть своё будущее.
В определённом смысле это всё выглядело как пощёчина буржуазному общественному вкусу, хотя совсем не это наверное задумывалось организаторами. Такое "самораздевание" и откровенное издевательство над образом страны, в которой вы родились и живёте, обусловлено сегодняшней идеологией "продажности" - ангажированности, то есть желания идти в сторону того, что требует мода.
А идеологическая мода сегодня, требует шельмование России во всех смыслах и прежде всего, в идеологическом. Этим наверное, обусловлено самое коренное направление в российской идеологической эстетике - "чернуха". Чернуха присутствует во всех жанрах российского искусства, начиная от кино, театра и заканчивая литературой и даже музыкой. Вспомните пьесы и фильмы Сигарева или военные кинополотна Михалкова, или даже постановку Бориса Годунова в Мариинском театре. Всюду испитые лица, серые зэковские бушлаты, грязь, матерщина, цинизм и скотский разврат.
И это всё вываливают на западного зрителя, в надежде что это "искусство" оценят, прежде всего, с идеологической стороны, а потом уже купят и будут выставлять у себя, показывая, до чего людей довели большевики и соцреализм.
Есть среди российской образованщины такой миф, что на Западе любят видеть Россию грязной, заплёванной и дурно пахнущей, как следствие крушения социалистической идеи. Это своеобразное, спонтанное лакейство, очень распространено в кругу либеральных российских образованцев и прозападного чиновничества, старающихся делать личные деньги на всём, что может продаваться.
Но на Западе, простым людям, на самом деле это не нужно. Нужна, эта грязь здешним идеологическим работникам пера и пропаганды, которые указывая пальцем на эти русские страшилки-инсталляции говорят: "Вот видите до чего довела Россию приверженность большевизму и теориям Маркса, Ленина, Сталина..."
Конечно, такой идеологией интересуются и в России, небольшое количество "либералов"-бюрократов. А "творцы такого искусства" просто и банально продают этому зарубежному и внутреннему меньшинству, как им кажется "ходовую" тему...
Уже во втором зале обширной галереи, рассматривая жуткие картинки социального, пьяно-развратного "дна" российского общества, Я начал замечать моменты "постановочного искусства", когда фотограф даёт бомжам небольшие деньги и просит их показывать "писи и попы", а те, в пьяном угаре, про себя называя его придурком и мудаком, исполняют эти примитивные фантазии вовсе не подозревая, что этот "работник идеологического фронта", очень прилично заработает на смаковании "российских реалий" заграницей...
Вспомнился столетний юбилей Дягилевской антрепризы. Я был в Париже в те дни и сходил на выставку, посвященную юбилею триумфа русского искусства. Тогда, сто лет назад, Запад был поражён самобытностью и красочностью русского народного искусства, на почве которого артисты балета, художники и музыканты создали замечательные шедевры, потрясавшие весть мир и заставившие уважать не только российский балет, но и всю культуру России в целом.
Сегодня, времена изменились и русской народной культуры не существует, а на её месте появилась суррогатная западная культура, в российском преломлении. И этот процесс зашёл уже так далеко, что этот суррогат, недруги нашей страны используют как идеологическое оружие, совращая и развращая подачками "с западного барского стола" и художников, и писателей, и музыкантов! Эти подачки, они "добросовестно" отрабатывают и выдают на гора "чернуху", никому не нужную кроме политиканов ни здесь на Западе, ни тем более в самой России...
В одном из следующих залов была любопытная инсталляция под названием "Принципы сдачи". Инсталляция, как нельзя кстати раскрывала смысл и суть этой экспозиции "советского искусства", насмешливо названной "Весёлость советского искусства в шестидесятые - восмидесятые" (перевод мой).
Но и это оказалось ложью - на этой выставке присутствовало только антисоветское "искусство", потому что эта "мрачная весёлость" была сделана в основном и датирована девяностыми годами, когда СССР уже не было на карте мира. А вся выставка, отражала развал и распад всех человеческих связей и принципов гуманного искусства, в послеперестроечной России...
Конечно, кое что зафиксированное фотокамерами этих "художников", присутствует в российской жизни, но это бытует на грязных задворках, а точнее было уделом нашей страны в лихие девяностые годы, как следствие разрушительности "перестройки", затеянной партийными номенклатурщиками во главе с Горбачёвым, совсем не ожидавшим, что на месте неуютного "застоя" и шедевров соцреализма, вдруг вырастет эта безутешная и страшная, своей животной сущностью, драма миллионов человеческих судеб.
Не ожидали эти "прорабы перестройки" и того, что в искусстве вырастет монстр "чернухи", подмявший под себя всё подлинно человеческое в российской культуре.
Конечно, есть примеры такого рода "реализма" и в Англии, и в самом Лондоне. Сотни и тысячи бездомных бродят днём по городу, а на ночь, забившись в обогреваемые щели или спрятавшись в картонные коробки, в полусне проклиная и себя и такую жизнь, ждут рассвета и наступления нового безрадостного дня.
Я видел в центре Лондона такого бродягу, который летом сидел на тротуаре босиком и на ногах у него были чудовищные, отвратительно пахнущие пузыри, похожие на гниющие отходы, найденные на помойке мясокомбината!
Видел я и умирающего бомжа лежащего на какой-то бетонной плите, и задыхающегося от душащего его внутреннего жара. Он был простужен и буквально сгорал от температуры в больном теле. А мимо спешили по работе или на обед десятки и сотни благообразных обывателей-чиновников, боявшихся даже взглянуть в его сторону...
Эта сторона жизни знакома и англичанам, хотя она не становится предметом искусства, тем более на продажу. Англичане пока себя уважают, может быть потому, что они не переживали тех драматических событий, которые обрушились на голову многострадальной России в двадцатом веке.
В течение двух мировых войн, в которых Россия была союзником Англии, наша страна потеряла более тридцати миллионов самых сильных и самых умных молодых людей. И этот демографический шок продолжает действовать на генофонд России, а может быть и привёл к болезненному самоуничижению и самоуничтожению, которым Россия отметилась во времена перестройки и от которого продолжает мучиться и сегодня.
И эта "красочная" экспозиция в Сатчи-галлери, ещё одно тому доказательство!
Мне кажется, на этой выставке были представлены художники, не обладающие минимальным уровнем профессионализма, но являющихся ловкими идеологическими конъюнктурщиками, как впрочем и организаторы и устроители этого зрелища.
Я спросил у своего знакомого русского, талантливого хореографа и балетмейстера, что он думает обо всём увиденном здесь. И он подтвердил моё мнение, что все это создано с расчётом на скандал и, как следствие, на выгодную продажу этих "произведений искусства" о которых забудут завтра же, если идеологическая конъюнктура поменяет своё направление.
Спросил я и свою жену-англичанку, что она думает обо всем этом и она сказала, что не хотела бы видеть у себя в квартире такого рода бездарные новации. А простой россиянин, мой знакомый, взрослый человек, который далёк от искусства и случайно попал на выставку, делая круглые глаза шептал: - Это ужас! Ужас! - и возмущённо разводил руками.
Зато англичанин, благообразный и хорошо одетый экономист, которого я пытался расспрашивать, говорил, что это последствия соцреализма искусства советского периода.
Он это так понял, но так, организаторы и участники этого "действа" пытались выставить-показать Россию...
Я читал рецензию на эту выставку в "Ивнинг Стандарт", кстати, принадлежащей русскому олигарху. Эта статья называлась "Сатирический взгляд на советскую власть". То есть, не только я воспринял эту выставку как пасквиль.
Однако рецензент не понял, что эта "чернуха" показывает и издевается уже не над СССР, а над современной Россией. Видимо этого не понимают ни организаторы, ни спонсоры выставки, в число которых почему-то вошёл "Росатом". И это ещё одна деталь абсурда культурной политики нынешней власти...
В рецензии также говорится о репрессивной советской власти, о подражании западным аналогам, о свирепой цензуре породившей эти героические идеологические "возражения". Как я и ожидал, автор рецензии очень скептически отнёсся к нынешнему российскому "авангарду", но отметил хорошо подобранную экспозицию собственно советских художников-модернистов, вполне справедливо протестовавших против засилья "соцарта".
И он по своему был прав, потому что когда мы начинаем врать себе и окружающим, либо приукрашивая либо очерняя действительность, то мы в итоге получаем "сумбур вместо музыки" и скатываемся в болото самовосхваления или самооплёвывания.
Эта выставка, на мой взгляд, является примером подобной "идеологической чернухи" и патологического самоуничижения российского образованческого общества...
Как и отмечал английский рецензент, были здесь и советские художники-диссиденты - Рабин, с его "селёдками", бутылками водки и газетами "Правда" и "Сельская жизнь". Был и Илья Кабаков с его инсталляциями. Были Комар и Меламед с их сарказмом и издевательством над советским буржуа и обывателем.
Но это было уже другое явление, в котором просматривался не только идеологический талант, но и профессионализм. Хотя, уже в их творчестве, чувствовалась политическая составляющая и желание понравится "Западу". Именно они начали работать на потребу западному зрителю, издеваясь над советской действительностью, а продолжателями этой линии стали нынешние "художники", изображающие, на фоне после-перестроечной разрухи голые задницы, пьяных женщины с полуспущенными трусами, и бессмысленные бледные инсталляции, которые может делать любой столяр или маляр, по несколько штук в день.
Если на "чернушных" фотографиях, видны ещё хоть какие-то мыслительные усилия и работа воображения, пусть и похабного, то от просмотра подобных инсталляций в голове остаётся какое-то бледное пустое место, "ничто", которое нельзя назвать ни искусством, ни даже просто работой художника - это анемичная мазня и дилетантские повторения уже давно пройденного и забытого эксперимента с доверчивым сознанием провинциального зрителя.
На фоне такого "искусства", работы декораторов, делающих оформление праздничных витрин в магазинах Лондона, воспринимаются как шедевры мастерства и изобретательного художественного профессионализма...
... Уходя из "Сатчи-галлери", я думал, что при всём негативе увиденного, можно сделать и позитивные выводы. Важно осознать, что в современном мире идёт война культур и подобное псевдоискусство, может появиться в любой национальной культуре. Потеря самобытности и независимости культуры происходящей в России, характерна для стран переставших бороться с хаосом в душах и обществе, согласившихся на поражение национальной культуры...
И ещё я сделал оптимистический вывод, что если эту выставку увидят российские власть имущие, то они ужаснутся и поймут, что надо делать всё зависящее от людей во власти и в российском обществе, чтобы такое самораздевание и самоуничижение громадной страны, с трагической и часто самоотверженной историей, никогда впредь не повторилось!
Конец ноября 2012 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Выставка живописи в Александра - палас...
...Наш хороший знакомый, чех живущий в Англии более тридцати лет, пригласил нас на выставку в Лондоне, где он будет показывать и постарается что-нибудь продать из своих работ.
Участвуют в выставке не только художники из Англии, но и заграничные и потому, я надеялся встретить там русских или русскоговорящих, как теперь выражаются.
... Дело было осенью. Несколько дней до этого лили дожди и когда мы приехали к парку и поставили машину в одном из прилегающих переулков, то выйдя на парковый газон, мы, несколько раз попали в грязь и потому, петляя, избегая мокрых мест, поднимаясь вверх по склону холма, с трудом выбрались на асфальтированную дорожку.
На вершине был расположен большой, великолепный дворец.
Выйдя на террасу перед дворцом, я обернулся и ахнул - внизу, под нами, расстилался Лондон - вдалеке виднелись небоскрёбы нового Сити, а ближе, на противоположной стороне долины, стояли двух - трёх этажные домики, один примыкая к другому, ярусами поднимаясь по склонам невысоких холмов - очень издалека, были хорошо видны неширокие улицы, совсем игрушечные автомобили припаркованные у домиков, изогнутые, изломанные неаккуратной застройкой, улицы.
Я вспомнил и моя жена подтвердила, что мы были здесь лет пять назад на фейерверках, которые здесь, с холма, от стен дворца, смотрят каждый год, в один и тот же день, многие тысячи лондонцев.
Тогда была уже ночь, и в темноте, взрывавшиеся и распадавшиеся на "созвездия и галактики" фейерверковые заряды, казались мне театрализованным представлением, иллюстрирующим образование звёздной Вселенной.
Люди стояли тогда на склоне холма, плечом к плечу и вскрикивали от восторга, когда разноцветные огни с треском рассыпались в тёмном небе.
Вспоминая всё это, мы, спросив у кого - то из прохожих, где вход на выставку, обогнули большое здание справа и заметив вход, вошли внутрь.
Интерьеры дворца были просторны и стильно оформлены, а в большом мраморном вестибюле был небольшой зимний сад. Посередине стояла крупная зелёная пальма, с жёсткими, блестяще зелёными продолговатыми листьями, собранными в пучок, и ствол, похожий на слоновью ногу, щетинился мохнатой, пупырчатой корой...
Пройдя, чуть вперёд, дальше по коридору, мы вошли в громадный зал, поделённый перегородками на небольшие, квадратные пространства, внутри которых на трёх стенках висели картины, картинки и рисунки.
Неподалёку, со скучающим разочарованным видом, стояли или ходили создатели этой "продукции" - художников здесь собралось более сотни и все они отличались друг от друга художественными стилями, манерой живописи, характером техники.
По номеру, написанному на приглашении Ричарда, мы отыскали его "комнатку, и вскоре увидели его, бородатого, черноволосого, с большим горбатым носом на греческом лице и смеющимися, весёлыми глазами - он почему-то напомнил мне древнегреческого философа и когда я ему об этом сказал, то он долго и заразительно смеялся.
Мы виделись последний раз лет пять назад и потому оба наверное сильно переменились.
Тогда, "много лет назад", (в чужой стране, каждый прожитый год воспринимается как вечность) мы с женой, были у Ричарда, в гостях, в Йорке, куда он переселился из Лондона, лет двадцать назад.
Он принадлежал к тому поколению хиппи, которые в семидесятые годы по всей Европе искали место где они могли быть свободными и творческими личностями. Первое время в Лондоне, после переселения в Англию, Ричард работал в церкви Сент-Альбан сторожем, и пытался "красить" картинки и писать романы.
В конце концов он преуспел и в первом и во втором - конечно он не мог жить на деньги от продажи своих картин и печатания романов, которые начал издавать в Праге - тиражи были мизерные, как обычно у начинающих и поэтому, чтобы обеспечивать жизнь себе и своей семье он устроился работать почтальоном.
Потом, они всем семейством переехали из Лондона в Йорк, где намного легче купить дом да и жить было значительно дешевле. Там, он тоже привычно работал почтальоном, в основном по утрам, а остальное время посвящал творчеству...
... Поздоровавшись мы некоторое время обменивались семейными новостями, а потом Ричард стал рассказывать о выставке.
Выставка организована в помощь художникам Англии, живущим как в Лондоне, так и в провинции. На этой выставке зрители могли не только осмотреть экспозицию, но и купить понравившиеся им картины и скульптуры...
"Однако - рассказывал Ричард посмеиваясь - зрителей было совсем немного, особенно в пятницу, в первый день выставки и потому, скучающие художники ходили сами по выставке и оценивали работы собратьев по ремеслу.
- Я тут познакомился - весело рассказывал Ричард, - с русскими художниками из Москвы, и с двумя - из Грузии. Один из них скульптор, а другой живописец. Он, совсем недалеко расположился - и Ричард показал на "комнатку" в конце прохода.
Я пошёл туда и познакомился.
Это был московский художник Гомозов, который впервые оказался в Англии и потому, был рад "земляку" и возможности поговорить по-русски с посетителем выставки.
Картины Гомозова мне понравились лёгкостью красок и рисунка и некоторой игрушечно - театральной манерой передавать романтические сюжеты.
Коломбины и Пьеро на его полотнах летали по небу и порхали в садах, а жизнь была благоустроенна и воздушна. Пока я рассматривал его работы, Гомозов достал красочный проспект и подарил мне.
Он тоже грустно пожаловался, что зрителей нет, а раз их нет, то и картины никто не покупает и даже не приценивается.
После, мы с женой подошли к стенду грузинских художников.
Один из них живёт в Германии и имеет пресс - агента, которая вместе с ним приехала в Лондон - на эту выставку, художник привез множество проспектов и рекламных листовок.
Краски на полотнах этого темпераментного и общительного грузина, вполне испанские, горячие и резкие по колориту, а по композиции напоминают Гойю или даже Пикассо?
В разговоре с нами, художник сердился на организаторов, а пресс - агент -крупная женщина в ярком платье сетовала, что никто даже к стенду не подходит, чтобы поговорить и пообщаться!
Второй мастер грузин - скульптор, довольно известный в Европе, хотя и сравнительно молодой, работающий в новаторской технике кости совместно с гипсом и мрамором.
Он учился в Тбилиси, а потом в Москве. Его работы стоят на площадях и в скверах в Брюсселе и других европейских городах.
Замечательная скульптура, игрок в конное поло, в одну четвёртую величины, стояла на стенде и я с удовольствием любовался динамизмом и совершенством форм лошади и всадника, объединенных в порыве движения к цели!
Я подумал, что эту работу мог бы оценить по достоинству и приобрести наследник английского престола, например принц Чарльз - страстный любитель и профессионал игры в конное поло, как впрочем и его сыновья принц Вильям и принц Харри...
Оба художника пожаловались мне, что помещение хорошее, но зрителей почти нет и видимо организаторы не совсем продумали систему рекламы выставки - продажи.
Я, как мог успокаивал их и говорил, что уже сам приезд на Британские острова - это начало знакомства с большим рынком искусства, потому что Англия и Лондон постепенно становятся финансовой столицей мира, и потому, возможности продажи произведений искусства здесь, с каждым годом увеличиваются.
И в свою очередь, пообещал написать статью об этой выставке с намерением опубликовать её и снимки картин в сетевом журнале, главным редактором которого являюсь.
И на прощанье предложил обменяться визитками...
Мы ещё немного поговорили о неприятных политических осложнениях в отношениях между Грузией и Россией, вспоминали времена Советского Союза, когда можно было не задумываясь ехать в любой конец страны, и всюду встретить радушный приём и хлебосольное гостеприимство. Особенно этим славились жители Кавказа.
Простившись с грузинами, мы с женой пригласили Ричарда попить чаю и посидели в импровизированном кафе некоторое время, слушая его рассказы о своих написанных и изданных в Чехии рассказах и романах.
Постепенно, он становится известным писателем, у себя в Чехии, хотя по - прежнему тиражи небольшие, и зарабатывать достойные деньги на книгах, не было никакой возможности.
Героями его романов были животные, воплощавшие в себе человеческие черты и характеры и это вполне отвечало весёлому и ироничному характеру нашего друга.
Простившись с Ричардом, проходя между рядами стендов, заметили портреты балерин и подойдя заговорили с английским художником, автором этих картин, объяснивший нам, что рисовал балерин и танцоров из Большого театра, во время их гастролей в Лондоне.
Мы взяли у него визитку, с намерением в будущем, посетить его мастерскую и купит недорогую картину с сюжетом из жизни балета - наша дочь занимается балетом и не пропускает ни одной значительной премьеры в Роял - Опера или в Колизеуме.
... Уже у самого выхода, увидели на стенде новую русскую фамилию и подойдя познакомились - это был известный московский художник с женой, которая сопровождала его на этой выставке. Они пожаловались нам на плохую рекламу выставки, на отсутствие покупателей и даже просто зрителей. Потом, случайно коснулись темы религиозности, и мастер показал своё небольшое полотно, выполненное в современной манере. "Тайная вечеря" - яркий, коричнево - алый колорит, динамика фигур окружающих Христа передавали напряжение и драматизм последней встречи Иисуса с апостолами.
Мы тоже обменялись адресами и простившись, пожелав друг другу удачи в творчестве вышли из дворца - снаружи уже давно наступила ночь и огоньки Лондона, лежащего далеко внизу под нашими ногами, ярко сверкали, оттеняя темноту ночи.
По небу во всех направлениях двигались мерцая огоньки самолётов, которых я насчитал в небе, не менее пяти одновременно.
Эти сигнальные огни были похожи на яркие звезды из неизвестных созвездий, но только и звезды, и сами созвездия двигались по небу, "разлетаясь" в разные стороны.
По полуосвещённому склону, осторожно, обходя топкие места на зелёном газоне, мы спустились к нашей машине и уже там, направляясь в сторону дома, с увлечением обсуждали увиденное и услышанное.
Выставка поразила нас своим красочным богатством и многообразием приёмов и жанров. Память об этом событии надолго сохранится и я подумал, что будет замечательно, если в своём журнале "Что есть Истина?", мы откроем рубрику живописи и первыми картинами, которые поместим на страницах журнала, будут картины художников, с которыми мы познакомились в этот день во Дворце Александры...
Осень, 2005 года. Лондон. Владимир Кабаков
Фотохудожник Продипта Дас.
...Вчера мы побывали на выставке фоторабот нашего хорошего знакомого, английского фотографа Продипты Даса.
Выставка проходит в индийском центре имени Ганди, в Лондоне и мы там уже бывали на представлении книги Продипты о Бангладеш.
Центр находится неподалеку от Оксфорд - Стрит и добираясь туда на автобусе, мы увидели вечерний Лондон во всей его красе и разнообразии. Проехали через Чайна - таун, потом через Пикаддили, и выйдя из автобуса на краю Грин-парка, углубились в богатый район города, прилегающий к большим паркам, протянувшихся вдоль недалекой Темзы.
Войдя в Центр Ганди, мы записались в книгу посетителей, взяли со столика по бокалу вина и вошли в зал, где уже было много приглашённых.
Су, моя жена, встретив знакомых остановилась и стала разговаривать, а я пошёл вдоль экспозиции, отмечая про себя, что многие фото работы, больше напоминают жанровые картины современных художников.
Выяснилось, что большинство фотографий - это увеличенные копии фото из книг Продипты для детей, которые он делает в соавторстве с писателями и поэтами, разных национальностей.
Он выпустил уже много книг для английских детей о странах мира и их названия, начинаются на одну из букв английского алфавита.
На сей раз это были Израиль и Индия, единственные сдвоенные названия на букву И.
В израильском цикле работ много фотопортретов на фоне стены Плача, и несколько живописных зарисовок природы, в том числе и окрестностей моря Галилейского.
Я с волнением всматривался в панораму прибрежных холмов и думал о том, что две тысячи лет назад, по этим холмам, вместе с учениками ходил молодой Иисус из Назарета, позже названный Христом - Мессией.
Была здесь и величественная панорама современного города, столицы Израиля, Тель-Авива. В добавление - несколько картин дикой природы: горный козёл с саблевидными крупными рогами и стая журавлей на озере...
Но пожалуй самая замечательная картина - это вход в церковь Святой Урсулы. У стены, рядом с каменной лестницей ведущей внутрь храма, на фоне стены выложенной крупными камнями, сидят две монашки в чёрном и одна из них держит мобильный телефон!
...Индия представлена больше портретами бедняков и судя по снимкам, уровень жизни в Индии намного ниже чем в современном Израиле. Запомнились портреты отца и сына, - уличных торговцев. Сын почтительно поправляет головной убор отца, а тот, сосредоточенно и немного отрешённо смотрит перед собой...
На другом фото - грустная картина разбитой машины у входа в автомастерскую. В дверях стоит мастер, обещающий восстановить эту кучу металлолома, превратив её в рабочую "лошадку"!
Поразила меня фото Канченджанги - одной из самых высоких горных вершин не только Гималаев, но и всего мира. На вершинах наполовину засыпанных снегом, торчат горные пики и снимок передает масштаб и величие горных массивов Индии.
...После просмотра выставки, улучив момент мы подошли к Продипте и тепло поздоровались с ним. А потом стали вспоминать, как путешествовали вдвоём, делая книгу о России из той же серии, что и представленные на выставке.