Карпов Андрей Владимирович
Три слепца

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

  Большинство людей зрячие. Соответственно, большинство поэтов - тоже. Бывали, конечно, и слепые поэты. Первым приходит на ум Гомер, но, судя по всему, образ "великого слепца" - достаточно поздняя культурная интерпретация. Но мы точно знаем, что Джон Мильтон писал свой "Потерянный рай", когда был полностью слеп. Из отечественных поэтов можно назвать Эдуарда Асадова, потерявшего зрение на войне, и поступившего в Литературный институт уже с черной маской на лице.
  
  Незрячий поэт тоже описывает мир, но вряд ли ему придёт в голову использовать фигуру слепца в качестве иллюстрации своим мыслям. Изнутри слепота ощущается как доминирующий фактор, что не позволяет обращаться с ней как с проходным материалом. Но зрячий смотрит на слепого со стороны и видит фигуру - одну из многих, но при этом своеобразно выделяющуюся на фоне других. Это удобно: можно подчеркнуть в ней какие-то особенные черты и с их помощью попытаться что-то сказать себе или читателю.
  
  Это "что-то" может быть весьма разным. Вот у Василия Фёдорова читаем:
  
  СЛЕПОЙ
  
  Людей не видя пред собой,
  Не замечая в сквере лавочки,
  По улице идет слепой,
  Потрагивая землю палочкой.
  
  Его толкнут,
  Пройдут вперед,
  И тотчас, торопясь вмешаться,
  Какой-то зрячий призовет
  Быть чуткими и не толкаться.
  
  Но слышу голос я его,
  Негромкий в человечьем гуде:
  - Толкайтесь... Это ничего...
  Я буду знать,
  Что рядом - люди.
  (1956)
  
  Герой этого стихотворения скромен (разговаривает негромко) и добродушен. Он радуется уличной толчее, потому что она помогает ему ощутить вокруг кипение жизни. Через тактильный контакт со случайными прохожими он чувствует себя причастным к общему движению: он часть множества, а не одиночка, пробирающийся сквозь темноту.
  
  Образ слепого человека поэт использует, чтобы подчеркнуть ценность людей друг для друга. Можно (и нужно) быть снисходительным к тому дискомфорту, который неизбежно сопутствует пересечению с другими: это малая цена, которую так легко заплатить за избавление от одиночества.
  
  Однако стоит вслушаться в то, что говорит слепой, и тогда мы коснёмся совсем другого мира, незнакомого никому из зрячих. Этот мир потенциально пуст. Предметы и люди возникают лишь при контакте с ними. Контакт необходим, чтобы ощутить наполненность пространства - не только физического, но и семантического (пространства смыслов). Чтобы появились смыслы, должно быть обнаружено какое-то содержание.
  
  За всем этим стоит иррациональный, но въедливый страх - действительно оказаться в пустоте, где ничего нет. Конечно, предметы (вещи физического мира) исчезнуть не могут, а вот люди - не столь надёжны. Они постоянно перемещаются, а значит любое место может неожиданно обезлюдеть. И если вдруг понадобится помощь, не будет никого рядом, чтобы тебе её оказать. Если зрячий человек знает, в каком направлении он движется - к людям или от них, то для слепого это - лотерея. Он предполагает, ориентируясь на слух или из общих соображений, но вероятность ошибки существует всегда и достаточно велика.
  
  Тёмный мир загадочен, и загадка эта тревожна. В темноте могут скрываться разные сущности, не только способные прийти на помощь, но и способные навредить. Потерявший зрение - это потенциальная жертва, на которую легко напасть. Мир, который мы не видим, нашему сознанию легко заселить врагами. И вот у Ярослава Смелякова слепой человек пребывает именно в таком мире.
  
  СЛЕПЕЦ
  
  Идет слепец по коридору,
  тая секрет какой-то свой,
  как шел тогда, в иную пору,
  армейским посланный дозором,
  по территории чужой.
  
  Зияют смутные глазницы
  лица военного того.
  Как лунной ночью у волчицы,
  туда, где лампочка теснится,
  лицо протянуто его.
  
  Он слышит ночь, как мать - ребенка,
  хоть миновал военный срок
  и хоть дежурная сестренка,
  охально зыркая в сторонку,
  его ведет под локоток.
  
  Идет слепец с лицом радара,
  беззвучно, так же как живет,
  как будто нового удара
  из темноты все время ждет.
  
  Герой стихотворения, судя по всему, потерял зрение в войну. Логика войны проста: есть враги, которых надлежит убивать, а если ты не успеешь - враг убьёт тебя. И, расставшись с глазами среди такой обстановки, смеляковский слепец так внутренне в ней и остался.
  
  Автор играет на контрасте между мирной обстановкой больницы и настороженностью своего персонажа, которая выглядит неуместной. Образ слепца ему нужен, чтобы подчеркнуть, что жизнь в ожидании столкновения (удара из темноты) - неполноценна. Пока ты пробираешься по ней, как по вражеской территории - с опаской и стараясь не шуметь, она проходит мимо.
  
  И так мы выходим на классическую и прямолинейную интерпретацию образа слепого: слепой человек не видит того, что открыто зрячему. Слепота ведёт к утрате. А потерять можно целый мир, как это показано в зарисовке Владислава Ходасевича.
  
  СЛЕПОЙ
  Палкой щупая дорогу,
  Бродит наугад слепой,
  Осторожно ставит ногу
  И бормочет сам с собой.
  А на бельмах у слепого
  Целый мир отображён:
  Дом, лужок, забор, корова,
  Клочья неба голубого -
  Всё, чего не видит он.
  
  Однако тот, кто не видит деталей, кому они не застилают восприятие, может разглядеть что-то существенное. Не для того ли предание сделало Гомера слепцом, чтобы дать ему возможность прозревать сквозь суету повседневности? Однако образ прозорливого слепца - из иного семантического ряда, и мы его оставим за пределами нашего анализа, как зернышко, из которого может вырасти совсем другая история.
  
  Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ https://t.me/stihydnya

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"