Продолжу свои изыскания. Итак, я осознал, что мне необходимо понять человека, то есть, самого себя. Могу ли я стать членом команды, пытающейся перехватить управление корабликом “Человечество”, который крутится “без руля и без ветрил” в бурном и грозном океане? Не устану напоминать - если команда не возьмёт управление кораблём на себя и не определит безопасную точку назначения, корабль, безусловно, погибнет вместе с командой.
Рассмотрение будет достаточно поверхностным, но мне нужны лишь некоторые выводы, для определения общего направления. Таким образом, это не исследование, это, так сказать, общий обзор. В предыдущих заметках я определил для себя основные составляющие человеческого разума.
Во-первых то, что компьютерщики называют “железом”. Мозг, состоящий из 80 млрд нейронов, каждый из которых может находиться в трёх состояниях и иметь до 1.000 связей. Я не буду касаться той части, которая обеспечивает жизнеспособность организма, а коснусь только той, которая относится к сознанию. Вот какую внутреннюю организацию может иметь эта часть.
Несколько процессоров. Отдельная память для каждого процессора. Думаю, каждая такая память является одновременно и оперативной и долговременной. Именно такое “разбрасывание” памяти по отдельным процессорам и обеспечивает их относительное быстродействие.
Далее. Механизм синхронизации, который, в том числе, определяет, сколько процессоров может работать одновременно. Именно от этого зависит креативные способности индивидуума. Предварительно могу предположить, что у собаки одновременно может работать лишь один процессор, у обезьяны три, а у человека от семи до девяти.
Наконец, основной координатор - Главная Сигнальная Система, иначе Эмоционально-Адаптивный Механизм, попросту, наши эмоции.
Если по-простому, то эмоция это ощущение сигнала, чаще неприятное, которое стимулирует нас к какому-либо действию. Выглядит это следующим образом:
- Поступает сигнал, который, в основном, вызывает неприятные ощущения, вынуждающие нас действовать.
- Происходит выбор программы действия либо из ранее имевшихся программ, либо формируется программа новая..
- Выполняется выбранная программа.
- Если программа достигает цели, то неприятные ощущения исчезают и появляются ощущения приятные, от удовольствия до восторга.
Такая вот система кнута и пряника. Есть, однако, особенность. Набор готовых программ свой для каждой эмоции. Вряд ли вы часто увидите улыбку на лице человека, которому наступили на ногу.
Таким образом, в ответ на определенный раздражитель, мы видим определённую эмоцию, в основном, с ожидаемой реакцией. И именно по этой причине начинаются неприятности. Дело в том, что условия обитания человека буквально вчера изменились кардинально. Часть эмоций, а следовательно и часть программ, оказалась неприемлемой для новых условий. Обычная программа по распространению собственного генома, а именно это в природе и является главной целью, превратилась в смертный грех, типа “не возжелай жену ближнего”. Понятно почему. В тесноте городского поселения такое поведение приводит к очень существенным разногласиям, что ставит под угрозу само существование поселения.
За очень короткий срок естественный отбор не успевает поменять эмоциональный фон. Но дело не только в этом. Для того, чтобы естественный отбор вступил в дело, необходимо чтобы признак существенно влиял на рождаемость и выживаемость потомства. Если этого не происходит, никакого закрепления признака не будет. Но это закрепление, а что касательно “удаления”? И тут у меня появляются “смутные сомнения”. Как-то сложно представить себе признак, который отрицательно отражается на выживаемости потомства. Вполне вероятно, что подобное можно было бы указать в прежние времена, когда в каждой крестьянской семье было по 8-10 детей. Но крыловские времена ушли в прошлое. Один-два ребёнка - это, в общем-то, дело случая. Кроме того, при современном медицинском обслуживании выживаемость всех этих детей практически одинакова.
Создаётся впечатление, что закреплении и исчезновении признака наблюдается некоторая анизотропность. Признаки, полученные когда-то, как положительные, но ставшие вредными, убираются при помощи естественного отбора исключительно трудно. Скажу больше, убрать их полностью невозможно в принципе. Как только процент нахождения вредного признака опускается до порога чувствительности, действие естественного отбора прекращается. Следовательно, для искоренения “смертных грехов” необходимо искать другой путь.
Помочь нам может природная стратегия выживания млекопитающих. Детёныши рождаются с базовым эмоционально-адаптивным механизмом, но практически с чистыми “библиотеками” программ действия, что требует долгого воспитания при соответствующих затратах, зато позволяет лучше адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Попробую перечислить основные признаки, которые поддаются воспитанию.
- Получение и накопление программ действий, созданных ранее.
- Получение и накопление знаний, которые позволят впоследствии самостоятельно формировать новые программы.
- Изменения эмоционального спектра. Ослабление или усиление базовых эмоций и появление “полутонов”, то есть эмоций “смешанных”.
- И наконец, изменения самого “железа”. Развитие памяти, увеличение надёжности нейронных соединений путём тренировки.
Наверное, это не всё, но для поставленной цели достаточно. Хочу обратить ваше внимание на то, какое колоссальное влияние на формирование личности имеют воспитание и образование. Однако, к нам это открытие никакого отношения не имеет. Оно является достижением эволюции. А для нас приготовлен вопрос. Как эффективно мы сможем воспользоваться этим подарком природы? К сожалению, на сегодня я должен утверждать следующее.
Недостаток разума, вызванный отсутствием полноценного воспитания и образования, при избытке эмоций, вызванном теми же причинами, приводит к тому, что все мы оказываемся, собственно говоря, там где находимся. Tо есть в сумасшедшем доме. Нас не спасает даже то, что среди нас находятся личности образованные и умеющие “держать себя в руках”, то есть, контролирующие собственно эмоции. Общая тенденция преобладает.