Детство
--7 июня 1869 - начало 70
--
--конец 1870 - начало 71 (1 полный)
--
--конец 1871 - начало 72 (2 полных)
--
--конец 1872 - начало 73 (3 полных)
--Первым фактором формирования характера Великого Князя Александра Александровича IV являлись, вероятно, детства его Августейших Родителей. Мать хранила память о детстве как о лучшем времени своей жизни и желала ребёнку того же. Отец, напротив, считал своё детство временем не то чтобы малорадостным, но в приложении к собственным детям в определённых моментах требующим значительной коррекции. И стремления обоих родителей, таким образом, удваивались сложением, ибо в конечном итоге сводились к единому.
--Детство датской принцессы Марии Софии Фредерики Дагмар не слишком обременено было влиянием наставников. В понятиях российской Императорской Фамилии и бытовавшего в ней сурового отношения к воспитанию царственных отпрысков можно сказать, что датская королевская чета таковым воспитанием почти не занималась, и дочь их, будучи, опять же, в понятиях российского двора, предоставленной почти что сама себе, выросла в простой свободной атмосфере. Отсюда Цесаревна-мать считала, что сыну достаточно внушить лишь некоторое число важнейших добродетелей, а в остальном следует положиться на наилучшую воспитательницу - природу.
--Детство же Великого Князя Александра Александровича Старшего протекало довольно непросто. Началось с того, что у него, как ни у кого из царских детей, побывало две англичанки. Причём первую, добрую Китти, отдали, ладно бы, требовавшему большего внимания кандидату в наследники Никсе. Но нет - отдали её младшему, Владимиру, хотя обычно младшие удостаивались меньшего внимания. А заместо Китти приставили ему чёрствую миссис Ишервуд - неутончённому "Бульдожке" и такая сойдёт, что ли?
--Дальше - больше. Следующей бедой стали военные гувернёры с их ежесекундным наблюдением, понуканиями и ябедничаньем. Великому Князю Александру Александровичу и старшему его брату таковые были определены одновременно, то есть он получил гувернёра в более раннем возрасте, нежели остальные царевичи - ещё в 4 года. Конечно, если с сознательного возраста ты других порядков не знал, то рехнуться тебе не грозило. Но и нормальным в этих условиях вырасти, согласитесь, тоже проблематично. А если и возникнет в тебе хоть чуточку чего-то человеческого, то рано или поздно оно восстанет против такого положения вещей. Потому неудивительны частые демарши малолетних братьев, когда кто-либо из них плевал в Гогеля или дразнил Литвинова: "Ты дитя, поручик".
--Но, как говорится, всё плохое познаётся в сравнении. Вскоре тихого и ласкового наставника Грота сменил Гримм, читавший на немецком даже историю России и мысливший лишь о приобретении прочного влияния при наследнике, а воспитанников своих - младших Великих Князей, не видевший в упор. С тем полюбился даже Гогель. После того в редкий уже год не менялась большая часть преподавателей, а то и вместе с наставником. В наставниках при Великом Князе Александре Александровиче сменяли друг друга Грот, Титов, Гримм, снова Грот и, наконец, Чивилёв. Воспитатели: Зиновьев при Гогеле, затем Литвинов при Перовском. Преподавателей же всех и не упомнить. Не то, что ученики - и сами учителя терялись уже в том, с какого места следует продолжать очередному чтение предмета после предшественника. О какой свободе в мозгах могла идти речь - к каждому приноровись, каждый об одном и том же иное читает. Дошло до того, что в итоге русскую историю Великому Князю Александру Александровичу стали давать одновременно двое: видящий её логически связанной последовательностью событий Соловьёв и отвергающий какие бы то ни было исторические закономерности Бестужев-Рюмин. Естественно, что от такой учёбы и от такого воспитания хотелось взвыть. И притом ещё воспитатели непрестанно сетовали, что учёбе уделяется недопустимо мало времени. А сие происходило от иной беды - от обязанности участия в бесконечных смотрах, выходах, службах и прочих присутственных действах, ненавидимых отдельной, особой ненавистью. Одним словом, свобода Великому Князю Александру Александровичу Старшему в его малолетстве только снилась. И само собой, что сына своего от такого детства он настроен был уволить.
--Посему взгляд Августейших Родителей на Сашкино воспитание был силён своим единством: как можно меньше надзора и как можно больше свободы - сравнительно, конечно, с его Августейшим Родителем: традиции императорских домов так враз не изживаются.
--Проявился этот родительский настрой сразу же в том хотя бы, что штатной англичанки и большей части прочей дворни Младший не имел. Можно, конечно, приписать этот факт невниманию родителей к воспитанию, а то и вообще экономности или даже скаредности молодой Наследственной Четы, как утверждали некоторые - но на самом деле всё прекрасно обходилось и так. Престарелая Китти аккурат перед рождением их первенца отпущена была на покой, но поселена в помещениях Зимнего дворца, а также имела дом в Царском, и потому естественным образом не могла не участвовать в жизни семьи и далее - настолько, что никакая новая англичанка и не потребовалась. Впредь по этой должности были только у царственных дочек - У Ирины мисс Брент, у Ольги мисс Франклин. Да, именно по должности - так и писалось прадедом ещё: "Назначить англичанкой" - никакой не няней, не бонной и без всяких кавычек.
--
--Отношения Его Высочества к военной жизни начались рано. 2го июля 1872 г. Великий Князь в Петергофе присутствовал на разводе заступивших в караул юнкеров. Тогда он обнаружил, что атмосфера военного заведения, атмосфера построения и парада воздействуют на него подобно церковной - тягостно.
--
--конец 1873 - начало 74 (4 полных)
--Именно Китти - Катерина Ивановна Страттон (Catherine Strutton) - наблюдавшая некогда печальную драму высококняжеского образования, с негласного одобрения поставила себе первым делом обучение Александра-сына-и-внука чтению на двух языках, в чём без насилия, благодаря неспешному настойчивому методу, а также меланхолическому характеру и поседливости самого мальчика, преуспела где-то на четвёртом году его жизни. Сашка не помнил, когда именно научился читать, и при положении английского языка в их доме трудно сказать, на каком первом читать начал. А если иметь в виду ещё одну его забавную манеру "чтения", то проявил он сие умение гораздо раньше действительной способности разбирать буквы. Манера эта заключалась в том, что Сашка брал на колени "Robin Hood Garlands and Ballads" и начинал "читать" давно уже запомненные строфы, водя пальчиком по невпопад переворачиваемым страницам - к умилению следивших за сим действом взрослых. Этого Сашка не помнил - ему о том впоследствии рассказывали. Но сохранились у него смутные воспоминания: Китти сидит у окна и читает, стремясь поскорее отвязаться от настырливого питомца, требующего непременно дочитать балладу до конца. То есть добраться до слов "This is how Merry Robin lived". И единственный способ раньше срока сделать это под чутким слухом Августейшего Любимца - пропустить страницу-другую. Однако поползновения эти строго пресекаются: при попытке разорвать повествование следует заявление: "Неправильно!" - и настойчиво-требовательная декламация пропущенного куска наизусть.
--Уже в 1873 г. внук Государя таким образом научен "читать" и "считать".
--Ещё через год Китти смогла вполне удовлетвориться результатом своих трудов по обучению воспитанника счёту и двум простейшим арифметическим действиям, а также самостоятельно(!) им освоенным рисованием печатных буков и соединением их в хотя и корявые, но вполне себе осмысленные фразы - опять же, на обоих языках.
--"Забыла тебе сказать,- писала няня своей подруге 10го июля 1874, - что мой ученик с легкой руки моей уже пишет письма: Александр Александрович писал к Великому Князю и мне прислал поклон". Это первый учитель и первая наука Великого Князя Александра Александровича Младшего.
--Такая усидчивость Сашкина никак не могла быть результатом натужного подвига, а, конечно, только собственной чертой. Ведь большую часть года семья Наследника вместе с императорской жила в загородных дворцах среди природы, и той степенью свободы, каковая не то что предоставлялась, но даже блюлась в отношении Сашки, любой мальчишка - будь он хоть трижды императорских кровей - непременно воспользовался бы и пропадал бы в этих парках и на этих прудах денно и нощно. Нет, всё это у Сашки было - куда денешься, он всё же был обычным мальчишкой. Но пользоваться данной ему свободой прям напропалую - это было не его. Свободу свою, вопреки стараниям родителей, он пользовал крайне сдержанно. Настолько, что матери, а чаще - отцу казалось необходимым даже побуждать его к активным играм, к прогулкам и к разного рода иной естественной для ребёнка его лет деятельности. Такое взбалмошное время с родителями Сашка проводил охотно, очень любил и ожидал его, но, будучи вновь оставлен с собой наедине, возвращался в характерное своё тихое состояние.
--
--В дальнейшем и военного гувернёра Младший не имел до 8ми лет.
--
--Произрастание в парковой зоне могло иметь, кстати, прискорбные для страны последствия, поскольку изначальная ориентация интересов Четвёртого хотя сразу и возымела тягу к естественным наукам, но сперва именно - к биологии. Однако уже тогда можно было сказать, что биолога из него не выйдет. Довольно быстро выяснилось, что его влекли и морская биология, и лепидоптерология одновременно (по примеру двоюродного дяди его, великого князя Николая Михайловича), и выбора между этими диаметрально противоположными средами - под поверхностью или над нею - он сделать так и не смог.
--Но главный недостаток биологии для Сашки заключался в её созерцательности. Как объект огромной любви и глубочайшего уважения природа осталась его спутницей навсегда. В смысле же науки, только и предназначенной, что лишь систематизировать не тобой созданные сущности, биология его далеко не исчерпывала. Сашку тянуло созидать. Он искал выхода своей не по годам могучей фантазии. И первым, где она свой выход нашла, было рисование. Внешне это выглядело так: Сашке давали обычную ученическую тетрадь, и через час-другой он просил следующую. Тетрадь в день родители установили нормой. Вначале рисовал всё подряд. Что рисуют дети? - солнце, облака, биологию опять же. Однако всё это с точки зрения рисования - объекты статичные. Солнце всегда одно и то же, ласточка - всегда ласточка, одуванчик - всегда одуванчик. Другое дело - объект рукотворный. Дом, например. Который можно построить так или эдак. А ещё в нём есть внутреннее устройство. Это весьма возбуждает фантазию.
--Имелась даже позже у него такая игра на одного - а за частым отсутствием в раннем детстве партнёров, игр на одного у Сашки имелось предостаточно. В данной игре брался чистый лист, и на всю длину рисовалась линя - земная поверхность. На ней пририсовывалась малюсенькая травка, кустики, камешки, деревцо. По дороге шёл путник - путник не рисовался, а лишь подразумевался. Под ночь он уставал и ложился у кустика. Начинался дождик, и путник прикрывался какой-то корой. А чтоб не подмочило, огораживался каменьем и отсыпался землёй. Потом поверх огородки появлялась хворостяная плетёнка стен, то - сё. В общем, за день или два подрисовывания и перерисовывания на листе происходила эволюция от жалкого куреня к корчме, и далее - к целому замку или к городку. Иной раз листа не хватало - приходилось доклеивать в огромную простыню. Не обязательно здания. Вот его человечек строит "утлый чёлн". Потом, разжившись на рыбной ловле - крепкую лодку. И, глядишь, к концу дня дело разрастается до солидной верфи с сорокапушечным фрегатом. Этот процесс конструирования чего-то из ничего ужасно нравился. В эти моменты Сашка забывал обо всём. Рисование и чтение стали настоятельно потребными, гораздо притягательнее сладостей и прочих нормальных детских радостей. Ещё большее удовольствие, мление с мурашками по спине, приносило наблюдение за тем, как рисуют или созидают что-либо другие.
--Последствиями сего раннего увлечения стали проявление художественного дара и абсолютное пространственное воображение. Вылилось это, например, в факт, что геометрию впоследствии не зубрил - он её просто видел. Не запомнив ни одной теоремы, по ходу решения геометрических задач доказывал все нужные или, просто понимая логически, что в данном месте не может не существовать какой-то теоремы, он писал, допустим: "Из теоремы о пересечении двух параллельных прямых третьей следует..."
--В изобразительном же искусстве со временем он проявился так, что Гау назвал однажды его картины "страшными" из-за фотографического реализма. Однако эти "академические" его работы мало кто видел - их было всего несколько, делались они исключительно для себя и лишь по особым случаям. Саша отшучивался от просьб близких, будучи уверенным, что серьёзно написать можно только по вдохновению, а фальшь малейшая недопустима. Каждая его картина рождалась не вдохновением даже, а крайней необходимостью, когда без её душевного воздействия Сашке было просто невозможно обойтись.
--
--Фантазия породила раскованность, отсутствие боязни интерполяции логики за предел очертанного, общепринятого. Но именно логики - не безбрежного разлива, а обоснованности, рациональности.
--
--Сопротивление неприемлемому до жесточайшей идиосинкразии.
--
--Потом тяга к конструированию и любовь к природе обрели единение, открыв ещё одну черту - способность к синтезу естества. Когда по выходным в гостях случались родственные и придворные сверстники, Сашка обычно уводил всех в парк, где его фантазия просто заражала "конструированием" подробностей бытия шервудской ватаги в лесном уюте. Роль Робина естественно, без каких-либо претензий с его стороны и без пререканий со стороны остальных, отдавалась ему. За богатую фантазию и за восхитительную жизненность этой фантазии. Играли только в его игры - потому что интересные. Это было первым признанием его авторитета - помимо царственного первородства.
--Кстати, именно от "лесных братьев" отложилось у Сашки, что активно действующие на лоне природы личности должны облачаться исключительно во всё зелёное. В дальнейшем это подтверждено информацией о шарпшутерах Бердана. От иллюстраций же из книги о Робине происходит и его изначальная тяга к средневековому предметно-архитектурному антуражу.
--
--Целеустремлённость и исходящие из неё качества заметны у Сашки с весьма раннего возраста не только в играх. Было лет пять, был май и какой-то праздник, когда он захотел уйти с детского бала с той рыженькой веснушчатой девочкой. Взрослых это привело в восторг. Какой-то из дядьёв, смеясь, спросил: уж не жениться ли он собрался - на что последовал столь утвердительный ответ, что пришлось прибегнуть к серьёзному объяснению о раннем ещё возрасте и необходимости подрасти. А когда родилась сестра, именно он назвал её Ириной - по имени другой, гораздо старшей девочки - первого женского существа из тех немногих, что смогли восхитить его своей красотой. Это качество определило в дальнейшем его стиль правления - способность предоставить собственное видение как исчерпывающее представление естественного состояния вещей, не требующее иного.
--
--"Войнушки" - стезя каждого нормального мальчишки. Робин Гуд - конечно главная. Ну и обычные "казаки-разбойники", снежные крепости и прочее.
--Войн для обыгрывания история дала предостаточно. Главная из наших войн - Отечественная 1812 года: книги, картины, рассказы, герои. Всем героям предпочитал своего соименника Александра Невского, предка своего Петра Алексеевича и Александра же Васильевича Суворова. Более близкая по времени Крымская, а также кавказская кампания, как и польская с венгерской как-то прошли мимо. Потому, что немасштабные, и специфичного свойства. О них мало фактического материала из-за отсутствия осмысления - подробности тонули в политическом шуме. Младшего же в обыгрываемых темах интересовали именно подробности. Его игры отличались смакованием подробностей, а оттого и малошумностью. Когда собиралась компания, игра направлялась им не в ор и гацание, а в прелести обитания в Шервудском лесу или в тонкости обороны Шевардинского редута. Старших такая тихая возня вполне устраивала. Однако если число играющих превышало некую критическую массу, делающуюся неуправляемой, Младший из игры самоустранялся, вполне обходясь и компанией себя самого.
--Влияние игр о вольницах состояло в действии ватагой. Никогда, даже изображая в игре регулярное войско, не строил рядами и шеренгами, не использовал подаренные барабаны, не брал "на плечо". Содержания игр менялись, но боевой строй в них оставался один - ватага. Усугубилось всё с интересом к Америке, когда узнал, что побеждали страшную английскую армию и без вымуштрованных колонн.
--Имелись деревянные ружья. Но главнейшее оружие детства - лук. Робин Гуд ведь. Бутафорские ружья оставляют лишь выкрикивать "кх!", а из луков стреляли. Простейший самодельный - из подходящей ветки, стянутой бечёвкой. Навсегда впечатлил рассказ кого-то из старших о том, как кому-то "попали в глаз". Потому стреляли только в нарисованные бумажные мишени. Изготовление количества стрел составляло проблему, и брались любые более-менее подходящие прутики. Мало какие из них получали бумажное оперение - где уж достать настоящего пера - ещё меньше имели наконечники. Уже тогда, лет в 5-6 Младший понимал, что в принципе стрела должна лететь тяжёлым концом вперёд, и делал канавку для тетивы только на более тонком срезе. Но вот что странно: не все придерживались этого соображения, и их стрелы летали одинаково ровно, независимо от того, каким концом вперёд запускали. Недалеко, конечно - сажен тридцать. Однажды лук смастерил Папа. Большой такой, аккуратный, с крепкой бечевой. И одну единственную стрелу к нему - идеально ровную и длинную. С правильным оперением и тупым наконечником. Эту образцовую стрелу пускали только вверх - чтоб не потерять. Вот из папыного лука стрела поднималась высоко - аж за предел видимого.
--
--А самой лучшей игрушкой стала глина. Однажды, приехав по весне в Царское, обнаружили с Жоржем возле дворца огромный не высохший ещё серый ком, оставшийся от ремонта водопровода.
--Из глины можно было сделать всё, что угодно, и любой нужной формы. Чего только не делали. Вплоть до паровозов, у которых открывались дверцы, крутились колёса и двигались дышла. Если их крутить и двигать, естественно. Ну, или если паровоз катить по ровной поверхности. Для изготовления паровоза пришлось познакомиться с устройством.
--Замешивать глину на жире додумался сам, хотя и не без примера Папа, знавшего толк в катании хлебных шариков. Про то, что это у него получилась "художественная глина", а также про отмучивание и воск впоследствии узнал от Хиса.
--
--Старшие (дядья Сергей и Павел Александровичи, Константин, Дмитрий и Вячеслав Константиновичи, Николай и Пётр Николаевичи, Николай, Михаил и Георгий Михайловичи, Георгий и Михаил Георгиевичи Мекленбургские) играли в кригшпиль. Четвёртый не играл. Не потому, что младших не подпускали. Во-первых, он многого не понимал. Например, как может быть армия, только что броском кубика наделённая недюжинной обученностью в стрельбе, следующим броском быть начисто её лишена? В посредничестве он находил довольно субъективного. Во-вторых, многое ему в кригшпиле просто не нравилось. Хотя бы то, что никак не учитывался цвет мундира. И действовали в нём наполеоновскими канонами - вычурными порядками и телодвижениями, но малым смыслом. Сашка желал мундира и оружия по своей фантазии. И действовать по своему разумению, чтоб посредники признавали свойства нерегулярного строя и лучшего оружия - скорострельность повторительных карабинов и механических орудий, дальность и точность уитвортовских "двенадцатифунтовок".
--В кригшпиль поиграть, конечно, хотелось, но по-своему. И он уводил младших с глаз подальше в парк, где втыкали в землю друг против друга две шеренги палочек. С ними можно было устраивать гораздо более живое сражение, по очереди сбивая "противников" камешками. Тут уж потери видны явно. А абстракция использовалась более продуктивно, позволяя представлять палочки в любых мундирах и с любым оружием - хоть с "винчестерами" и "кофейными мельницами". Это было интереснее кригшпиля, поскольку в логическую игру условностями вносило технический элемент действия, реализм закономерного отклонения.
--Оттого Сашка и равнодушен к фабричным солдатикам. Как и вообще к готовым игрушкам. Даже самым занятным из них, привозимым из-за границы, Сашка предпочитал самодельные из глины, или, по крайней мере, нарисованные. Он рано сложил собственные представления о том, как должна выглядеть та или иная вещь, в которую играл, будь то винтовка или солдатик - от виденных в разных изданиях образцов с превосходными свойствами. Покупные же игрушки его желаниям не соответствовали и неизменно разочаровывали. Вечно это общепринятый среднестатистический хлам.
--А происходили все эти представления из интересных картинок в The Engineer, Engineering и проч. - потом и читал эти издания. Там изображалось множество интересных вещей, опережающих общепринятый уровень, заявив об обладании которыми в игре можно было вытребовать себе какие-либо преимущества: скорострельность, дальность, точность.
--"Фортификацию" Теляковского в Царском штурмовал не единственное лето, вначале кроме картинок ничего из неё не понимая, но с каждым летом понимая всё больше. До тех пор, пока сам не начал придумывать ещё лучшие укрепления и, наконец, пока не понял, что укрепления - страшная обуза.
--
--Были доступны:
--The Engineer gb 1856
--Engineering gb 1866
--The Artizan gb 1843-1871
--Mechanics' Magazine, Museum, Register, Journal and Gazette gb 1823-1893
--Mechanics' Magazine and Register of Inventions and Improvements us 1833-1837
--Scientific American us 1845
--The American Almanac
--
--Journal of the Royal United Service Institution gb 1857
--The United service magazine gb
--Minutes of proceedings of the Royal Artillery Institution
--Annual report of the Secretary of War
--Annual report of the Chief of Ordnance
--Annual report of the Chief of Engineers
--The Naval and military magazine gb
--Illustrated Naval and Military Magazine gb
--The United States service magazine us
--Journal of the Military Service Institution of the United States
--Journal des armes spéciales et de l'état-major fr
--Revue militarie de l'étranger fr
--Militärwissenschaftliche Mitteilungen AH
--Organ der Militär-wissenschaftlichen Vereine de
--Archiv für die Artillerie- und Ingenieur-Offiziere des deutschen Reichsheeres de
--
--Артиллерийский журнал
--Оружейный сборник
--Военный сборник
--Морской сборник
--Военный журнал
--
--Александр I
--Учреждение для управления Большой Действующей Армии. Санкт-Петербург. 1812 г.
--Правила рассыпного строя, или Наставление о рассыпном действии пехоты, 1818
--Воинский устав о кавалерийской строевой службе, 1819
--Николай I
--Устав воинский о должности генералов-фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов 1826 г.
--Устав рекрутский, 1831
--Александр II
--Воинский устав для спешенных драгунских полков, 1866
--Воинский устав о строевой пехотной службе (в трёх частях), 1868
--Воинский устав о наказаниях, 1868
--Воинский устав о службе в учебных лагерях и в походах в мирное время пехоты, артиллерии и кавалерии, 1871
--Наставление к понтонной службе, 1875
--Устав о внутренней службе в пехотных войсках, 1877
--Устав Казачьей строевой службы (1880)
--Александр III
--Полевой устав (1881)
--Устав для спешенных частей кавалерии и казаков, 1881
--Устав о внутренней службе. Составлено для полковых учебных команд и ротных школ пехоты, 1881
--Устав пешего строя для полевых батарей, 1884
--Устав о воинской повинности, 1886
--Дисциплинарный устав, 1888
--Устав полевой воздухоплавательной службы (Проект), 1888
--Устав внутренней службы кавалерии, 1889
--Устав о гарнизонной службе, 1890
--
--Из разглядывания ещё этих картинок и возникла у него как раз тяга к американским повторительной стрелковке и механическим орудиям, а также к британской "теневой" артиллерии (Уитворт, Блэкли).
--Ценил идеи графа Петра Ивановича Шувалова и наполеоновского генерала Огюста Мармона, французского адъютанта Ильдефонса Фаве и др. Особо черпал вдохновение из опыта последних: австро-прусской и франко-прусской войн, а особенно - американской Гражданской. Крымскую и Русско-турецкую оценивал критически и к войнам нового типа не относил.
--Стал фантазировать собственные "образцы", объединяя в одном преференции нескольких. Записывал и зарисовывал свои идеи, подражая статьям в журналах. "Биром кусошек хлина" - уже умел рисовать печатные буквы, но ещё не научен правильному их сложению. Хранил записи в старой зелёно-облезлой фанерной походной конторке, замыкаемой на ключ. Ключ весьма искусно прятал.
--К этому периоду относятся первые "изобретения" Младшего. Например, "ядро-резучка". Собственно, не ядро, а диск с острым краем, запускаемый горизонтально. Ещё находились оправдатели стрельбы по пехоте сплошным ядром, и Младший придумал способ поражать хоть сколько-нибудь значимое число противников, прорезая тела и используя форму диска для увеличения дальности - по примеру камешков, запускаемых "блинчиком". Или ружьё с раздвижным по диаметру стволом, способное стрелять снарядами разных калибров - от наименьшей пистолетной пули до однофунтовой разрывной гранаты. Секрет устройства, естественно, опускался. Без ложной скромности назвал его "Александровкой".
--- О, это в нашей фамилии незаурядный случай. Не успеете моргнуть, - сказал в.к. Константин Николаевич, рассматривая с умилёнными родителями "проекты" Четвёртого.
--
--Ещё одно любимое занятие в глубине парка - нож. Когда от возни на корточках с "солдатиками" немели уже ноги, и начинала ныть спина, он распрямлялся и бродил по парку, кидая нож. Именно такого рода неспешные прогулки способствовали рождению самых сумасшедших идей. Сколько перочинных ножей разбито о деревья - бог весть. Резных перламутровых рукояток, совершенно для того не предназначенных. Сверстники, играя в "ножички", бросали их как попало, наудачу. Сашка же сам додумался, что независимо от дальности броска нож в полёте должен сделать лишь один оборот. А залог тому - положение захвата относительно центра тяжести. У него даже выработалось обыкновение брать нож со стола или принимать от кого-либо за середину - чтоб сразу почувствовать баланс. И тут же ловил себя на стремлении метнуть. Ножи всё попадались неприспособленные: маленькие собранные в комок складные или лёгкие как перо бумагорезы - правильных ножей под рукой не было, и Сашка научился метать любые. Единственный настоящий нож найден среди старого столярного инструмента и представлял собой узкое толстое лезвие на железной трубчатой рукояти - тяжёлый, словно сделанный из напильника-карасика. Однако он как пришёл, так и ушёл: мелькнул как-то мимо дерева и нырнул с концами в один из гатчинских прудов.
--
--В момент очередного идиосинкразического приступа перед посещением церкви. Приглашён из Москвы невропатолог Кожевников. Его наблюдения:
--- повышенное внимание к подробностям, педантизм и перфекционизм;
--- склонность к однообразию, сопротивление переменам;
--- в достаточной мере - ограниченность интересов;
--- умеренная мотивированная компульсия: соблюдение неких собственных правил и неуверенность в своих действиях;
--- отклонение в коммуникативности: большая привязанность, но заторможенное первичное коммуникативное восприятие, несклонность к спонтанному контакту с посторонними;
--- болезненное восприятие вынужденных слабомотивированных социальных ролей;
--- отсутствие агрессии, несклонность к форсированию конфликтных ситуаций, склонность к их погашению;
--- высокая требовательность к качеству ожидаемых, но терпимость к уровню реально существующих дружеских отношений; предпочтение качества друзей перед количеством;
--- привязанность к родителям, но значительная автомотивация;
--- несклонность к имитации поведения других людей;
--- пониженная обучаемость и внимание в предметах, не составляющих интерес, и повышенная - в узкой сфере интересов; высокие способности в узкой сфере;
--- несклонность к просьбам и высказыванию личных переживаний;
--- умеренное использование жестов, бедность мимики и внешнего проявления эмоций при в целом повышенной эмоциональности;
--- отношение к еде нормальное: в общем всеядность с определёнными предпочтениями - за исключением полного неприятия единичных блюд.
--Причины отклонений: изолированное воспитание в первые годы жизни, свободное формирование восприятия, повышенная эмоциональная чувствительность.
--Меры: следует начать с религиозных отправлений вне храма, в пределах положительно воспринимаемых помещений или вне помещений, а также при более раскованной манере обряда. Посещения храма в этот период проводить исключительно с неритуальными целями, например, как архитектурные объекты с соответствующей тематикой пояснений. В последующем постепенно вводить незначительные ритуальные отправления при посещении храма. Как способствующая мера - изменение облика храма, например, более светлые и менее тяжёлые убранством, простые по обстановке помещения.
--Вердикт родителям:
--- Нормальный ребёнок. Строго говоря, идеальных с точки зрения нервной организации людей не существует. Даже люди с самой усреднённой психикой имеют свои отклонения, не выходящие за предел нормы. Особенно явственно они проявляются именно в детстве. Вспомните себя. По мере взросления все детские угловатости сглаживаются. Так что ничего за рамками понятия "особенности характера" я не нахожу.
--Но сам только факт посещения врача на какое-то время породил шепотки "савант", "кровосмесительные династические браки" и т.п.
--
--конец 1874 - начало 75 (5 полных)
--Весной 1875го семья в.к. Михаила Николаевича выехала из Тифлиса на вакации раньше обычного, чтоб провести шесть недель с Августейшей Семьёй.
--Их Величества проживали всегда в Большом Ливадийском дворце, Наследник со своими - в Малом.
--Сам Государь Император встретил Михайловичей на пристани в Ялте.
--- Ну-ка покажите мне своего самого дикого кавказца! - схватил на руки Сержа.
--Здесь 6тилетний Сашка впервые увидел Сандро. Тому 9 лет, Сергей чуть младше Сашки - ему полшестого. Они и правда какие-то зажатые. Стали играть - попустило. Сашка приучал Сандро к своим играм, а Сандро Сашку - к морю.
--Дядька Михаил к своим строг - не то, что к Сашке. В Четвёртом, как и все дедовы братья, как и сам дед, он души не чаял. Вообще, у Романовых, казалось, существовала традиция любить всех детей, за исключением собственных. Дед, к примеру, внуков - да, любил, а к Папа и дядьям относился не так чтоб восторженно. Но Сандро рассказывал просто-таки ужасные вещи: например, что играть малые Михайловичи имеют возможность только час по обеду и по полчаса утром и вечером, а зимой на улице - всего только один час. Что только тут, в Ливадии, в присутствии Императора, им разрешена такая же свобода, как и царским внукам - и то только дабы не выделяться. И что самое счастливое время жизни Сандро - это полтора месяца прошлым летом, болея скарлатиной и будучи при отъезде и родителей, и наставников - как раз, когда остальные Михайловичи приезжали в Петербург.
--
--В 1874 г. внук Государя стоял "на линии' 1й военной гимназии в Зимнем Дворце.
--
--27 августа Его Высочество Михаил Николаевич с семейством снова выехали из Боржома в Ливадию.
--18го ноября в.к. Михаил Николаевич и Михайловичи возвратились из Крыма в Тифлис.
--
--конец 1875 - начало 76 (6 полных)
--В самое перед началом учёбы лето появилось главное его изобретение из глины: совершенно простая, примитивная даже вещь - "шпигалки". Всё началось с естественного желания соорудить из художественной глины замок. И он был сооружён. На столе. Небольшой: потому, что месить много глины - занятие то ещё. Около фута в длину, в ширину и в высоту. Но со всеми положенными настоящему замку атрибутами: с галереями, башнями, со рвом, с перекидным мостом и с доступным - путём снятия крыши - внутренним устройством. Даже с потайным ходом в толще стены - то, чем самодельный замок выгодно отличается от покупной крепости из монолитных деревяшек. Но самое прелестное - сложение этого замка из отдельных кирпичиков. Ну разве такое под силу покупному?!
--Далее вылеплены крошечные его обитатели. Они же защитники. Пузатые существа с ручками-ножками. Ну, потому, что более изящными человечки в ноготь из глины не получались. Потом, естественно, потребовались штурмующие замок "враги". Однако у доблестных защитников враги должны исчисляться сотнями. Лепить сотни человечков с ручками и ножками сочли печальной перспективой. И тогда Сашку осенила идея. Говорят же иногда, что враги, мол, "шли на нас стеной". Вот он и изобразил ряды врагов в виде следующих друг за другом стенок. "Шеренги" эти переставлялись всё ближе, наступая. При этом от них отрывались куски и живописно разбрасывались по полю боя - таким образом шеренги врагов "несли потери".
--Эта игра показалась очень интересной. Однако в следующий раз решили, что десяток защитников, отражающих нападение сотен врагов - несколько неестественно, и что защитников требуется побольше. Лепить ручки-ножки множеству защитников также затруднились. Загвоздка состояла только в том, что каждый защитник должен занимать на стенах замка своё особое место, а значит, их нельзя изобразить в виде сплошных "шеренг". Тогда он изобразил защитников в виде отдельных глиняных столбиков, как не раз прежде изображал солдат палочками. Естественно, что и соперник по игре, действовавший за врагов, тоже пожелал изобразить своих подобным образом. А потери стали выяснять, кидая поочерёдно во вражеские столбики стрелу, изготовленную из карандаша и цыганской иголки. Жоржик почти сразу стал называть эти столбики "шпигалками". Преимущество шпигалок перед фабричными солдатиками состояло в том, что когда развернулось крупнейшее в их детстве сражение, то в нём с одной стороны участвовало две с половиной, а с другой - три тысячи. Попробуйте соорудить такое из покупных солдатиков. А компактность шпигалок позволила растянуть сражение на несколько дней на единственном столе без необходимости собирать фигурки на ночь. Правда, стол потом пришлось отмывать скипидаром. Собственными руками. Но решительно шпигалки были интереснее кригшпиля.
--Именно со шпигалками Сашка понял, что война - это не только собственно бои. И даже не столько бои. Такого не поймёшь с готовыми солдатиками. Попробуйте намесить глины и наделать пару тысяч шпигалок. Здесь ведь важно ещё превзойти соперников в массовости изготовления! Чем вам не снабжение? А попробуйте слепить тысячу крошечных лошадей - это Сашка смог наштамповать столько с помощью скрепки, согнутой по контуру лошади. Каковую технологию сохранил в секрете, чем и одержал победу - ведь "солдат" у него было меньше, но за одного конного двух пеших брали, а ход конного вдвое дальше. А за одну пушку четырёх пеших брали. Зато нарезать шпигалки из длинных "колбасок" додумался Жоржик. Чем не производство?
--Кстати, свои шпигалки Младший отличал подмешиванием в глину зелёного колера.
--С этого момента игры у них чётко разделились на "макро" - уличные, тактические, в которых роли выполняли собственной персоной, и "микро" - комнатные, оперативные, в которых на этом этапе оперировали шпигалками.
--
--Осенью появилась Оллонгрен.
--
--27 августа - 18 ноября Михайловичи в Ливадии.
--
--30 августа 1875 в день тезоименитства пожалован первым офицерским чином прапорщика гвардии.
--
--Прочёл во "Всемирной иллюстрации" за 12 февраля: кроме 620 тыс. винтовок Мартин-Генри и 600 млн. патронов для них, из Америки в Турцию доставляется - что расценено им как гораздо худшее - 62 тыс. кавалерийских 13тизарядных Винчестеров с 120ю млн. патронов. А у нас - ни одного! Это беспокоит Младшего, хотя ему ещё нет 7и.
--
--В кругу общения помимо родного брата Георгия Александровича (-2)
--и двоюродных дядей великих князей Михайловичей, детей Михаила Николаевича: Александр (Сандро, +2), Сергей (-0,5)
--а также герцога Пeтра Александровича Ольденбургского (+0,5)
--входят сверстники - дети близких к его отцу людей двора:
--- графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова - Иван (Вани, +1. 14 июня 1891 брак с Варварой Давыдовной Орловой, два сына и дочь. Погиб на охоте в 1897, но у нас к охоте отношение иное, вообще иные события, поэтому жив), Роман (74-93), Александра (Сандра, одногодка), Софья (Софка, -1), Мария (Майя, -2) и Ирина (-3);
--- графа Сергея Дмитриевича Шереметева - Дмитрий (одногодок), Павел (-2), Борис (-3), Анна (-4);
--- графа Петра Андреевича Шувалова - Андрей (+3,5);
--- князя Александра Васильевича Долгорукова - Василий (Валя, +1, родился в семье князя Александра Васильевича и княгини Марии Сергеевны 13 августа. Когда мальчику было 8 лет, скончался отец. Мария Сергеевна вскоре вышла замуж за графа Павла Константиновича Бенкендорфа), Александр (+3), Ольга (+4);
--- князя Александра Сергеевича Долгорукова - Сергей (-3), Мария (одногодка), Софья (-1), Ольга (-4);
--- князя Николая Николаевича Оболенского - Владимир (+4), Александр (-1), Елизавета (Лили, +5), Мария (Мари, +1). Особую страсть к семье Оболенских питает Дагмар;
--- камергера Анатолия Дмитриевича Нарышкина - Кирилл (Кира, +1). В 1889 окончил Императорское училище правоведения. В 1890 выдержал офицерский экзамен при 2м военном Константиновском училище, 10 августа 1890 произведён в подпоручики лейб-гвардии Преображенского полка;
--- князя Владимира Анатольевича Барятинского - Александр (-1), Анатолий (-2), Надежда (-3);
--- графа Николая Александровича Адлерберга - Евгения (Женя, -4).
--
--Компания получила у взрослых наименование "картофель" - от печеной на углях картошки, которой часто заканчивались летние вечера в Гатчине. Девочки не участвовали, естественно, в деятельностях, именовавшихся "рота" и "го", но в подвижные игры, в "казаков-разбойников", допустим, и даже в хоккей - играли. "Картофель" воспитывался Младшим по себе.
--Мальчишечья часть "картофеля" в свою очередь служила ядром действующей в играх некоего "Александровского полка роты" из родственников и детей придворных. У этого воинства существовал "служебный артикул" и иные приличествующие атрибуты.
--5 марта. "Месячный рапорт о состоянии лейб-гвардии Александровского полка 1й роты 2го взвода. С.-Петербург. Аничков сад. Крепость. В наличии в строю находится 1 унтер, 2 ефрейтора, 6 рядовых. Подписал командир второго взвода прапорщик Александр Романов Младший".
--
--Ольденбургские на лето всегда уезжали в Воронежскую губернию, в поместье Рамонь.
--"Ты не можешь себе вообразить, как скучно бывает по праздникам в Петербурге. На это могут сказать, что есть вечера, балы и т.д., но поверь мне, что я с удовольствием променяю эти прелести на одну неделю в роте".
--
--конец 1876 - начало 77 (7 полных)
--15 марта воспитателем назначен Данилович.
--
S.E.
--конец 1877 - начало 78 (8 полных)
--Когда Володю Оллонгрена забрали в Псковский Кадетский Корпус, зашёл меж малыми разговор, с кем Младший будет учиться далее. Мало кто учиться любил, но в деловом ребячьем разговоре это не имело значения. Важно было помечтать, спланировать, организовать. Высказано, что хорошо бы было учиться вместе - вся "рота" хотела. Высказана надежда на ходатайство перед Августейшими Родителями, возникли планы: как они и что будут делать при успехе этого ходатайства - слово за слово, и назад пути уже не было.
--Младший умел и стремился решать подобные задачи. Произошёл "серьёзный разговор" с дедом. Младший сформировал его вокруг темы "на ком учиться править". Вывел, что ему в будущем, при правлении нужна будет команда людей верных и близких духом, "самолично взращенных". Удачно ввернул, что "ибо именно таких недостаёт сейчас деду". Старшие посмеялись обороту и вообще ловкости организатора. В результате получился целый класс, или, по словам Папа - "лицей": Младший, Петя Ольденбургский, Ваня Воронцов-Дашков, Валя Долгоруков, Кира Нарышкин, Дима Шереметьев.
--
--Они называли друг друга "Сэр" или "Сударь". Младшего "Государь", но чаще - "Сир".
--- Отчего "Сэр"? Что за англиканство?
--- Это не "Сэр" - это "эс-эр", сокращение от "сударь".
--- А почему тебя тогда величают "Сир"?
--- Ну, это уже да, вдогонку: раз "Сэр", то и "Сир". Хотя кой-кто оправдывает, что это от "Seine Erlaucht".
--(Его Высочество). Но то же самое S.E. означает также Seine Exzellenz (Его Превосходительство), и Петька, шутя, иной раз называл его Экселленц - не в смысле "превосходительство", однако, а в смысле "превосходство".
--
--В середине сентября Папа с Императором отбыли на Балканы. Оставлен на Даниловича.
--Началась учёба, дававшая разом массу материала, и тогда стали обыгрываться сведения из истории: древние греки со своими фалангами и средневековые рыцари с замками.
--4 декабря Дед выехал обратно в Россию.
--1 февраля Папа выехал в Россию, и уже через пять дней его встречали в столице.
--Февраль - вернулся Сухотин.
--
--Ещё кое-кто из родственников воевал. Многие придворные воевали. Мало кто из воевавших желал целенаправленно предаваться воспоминаниям о войне, но от лейтмотива куда денешься? Война была во всём - от светских бесед и газетных строк до повседневного мундира Папá. В неё и играли. Неизгладимое впечатление производил на всех ребят журнал "Всемирная иллюстрация" - номера, посвященные войне: детское воображение потрясено картинками, изображавшими страшных янычар и геройские подвиги наших войск под Плевной во главе с "белым генералом" Скобелевым. Младшего они не задевали - слишком мало конкретики. Голый патриотизм оставлял его равнодушным уже в сём возрасте.
--
--Одна из ещё детских черт Младшего - педантизм. Иногда. Иногда до странного. Произошёл из смеси усидчивости и рисования, из стремления изобразить максимально точно. Например, использовал всегда твёрдые карандаши и тонкие линии; его чертежи не изобиловали проставленными размерами, зато всё на них можно было измерить просто линейкой. Оттого возникали к Даниловичу вопросы, подобные следующему:
--- На сколько дюймов в точности достаточно отклонение из шеренги вбок в походной колонне, чтобы уже считать солдата расхлябанным?
--И это ещё относительно безвинные вопросы. Чаще вопросы эти словно бы нарочно задевали недостатки нашей армии:
--- А зачем у гусар красные мундиры? Чтобы враг легче выцеливал?
--Или:
--- А шеренгу по чём следует равнять? Если равнять по носкам, то станут выступать пуза - они ведь у всех разные. Вон, смотрите, какое у генерала Н пузо! Мне кажется, что следует равнять по пузам - ведь со стороны это больше заметно. Хотя, нет - тогда бошки будут вразнобой. Лучше равнять по бошкам.
--Этими детски-наивными вопросами Младший пытался разрешить тонкости своей игры, но Даниловичу они представлялись великокаверзными, насмешкой над армией вообще и над его собственными поучениями в частности, и вскоре доконали - он попросил отставки.
--
--21го марта 1878 г. Великий Князь Михаил Николаевич с Августейшею Супругою, старшим сыном и дочерью, отбыл из Тифлиса и 26го числа, в 11ом часу утра, уже подъезжал к Петербургу.
--10го мая отбыл из Петербурга на Кавказ.
--
--Весной в.к. Михаил Николаевич с Императором на балконе - после наблюдения военных игр Младшего.
--В в.к. Михаиле Николаевиче имелось умение не мешать естественному ходу событий. Если в каком-то вопросе он признавал себя недостаточно компетентным, то ни за что не вмешивался. При этом князь обладал заметным авторитетом, который всегда направлял на поддержку значимых профессионалов и с лёгкостью распознавал таланты. Михаил способствовал внедрению достижений науки и техники в те структуры, до которых имел доступ. Говорили, что он был скромным, немногословным и мудрым человеком. Своей внушительной фигурой и титулом олицетворял мощь Империи, не мешая талантливым помощникам заниматься непосредственным руководством. Умел соединить величие с удивительной простотой. Был очень добрый человек. Был единственным из великих князей, сохранившим ещё с некоторыми обращение на "ты", и это "ты" звучало в устах великого князя каким-то родным и дорогим. Он был благородным и уравновешенным по характеру и обладал учтивостью - чертой весьма редкой в наши дни.
--В Императорской семье обладал исключительным авторитетом, к нему прислушивались все. При этом сам он с подчёркнутым уважением относился к Императору. Его тактичное вмешательство подавляло в самом зародыше мелкие дрязги между Романовыми.
--- У тебя с семи лет кто был?
--- Жуковский и Мердер.
--- Ещё полковником. У меня в шесть - целый генерал. Сыну твоему покойный отец наш Гогеля вообще в четыре назначил. А ты внуку что ж? Генерала приставить пора.
--- Не хочу из Сашки тупого солдафона делать. То-то что из-за Гогеля со Старшим Сашкой в образовании промах вышел - с внуком такое повторить уж непростительно будет. Мыслю я воспитать внука, как моего любезного Никсу - всесторонним монархом.
--- Так с Четвёртым промахнуться и не получится. Если уж совершенно не сглупить, конечно, - великий князь потупился. - Вот тебя целым Жуковским воспитывали, а признайся по душе: много ты в Балканскую командовал? Или нам с Николаем за Крым по "георгию" дали - ну да, пулям не кланялись, но если за это давать, так каждый наш рядовой в Севастополе по ведру "георгиев" заслужил. А что я там сделал? Да ничего! А нас ведь генералы учили! И что? Рад бы я был не просто проехаться августейшим гостем, а сделать в Севастополе что-то полезного, кроме госпиталей - как питомец генералов. Да что я мог? Что ты мог на Балканах? Мы с тобой воспитывались генералами в рамках. Нам давали только то, чему научены сами, что считалось "правильно" - ни йоты более. И всё это при ударении на гуманитарных науках - наше всестороннее воспитание. И вышли мы в результате и недогенералами, и недолибералами, всесторонне направленными, то есть не направленными ни на что. А посмотри на своего Четвёртого. Ты когда-нибудь ступал хотя бы одной лишь только мыслью за предел преподаваемого Мердером? Не говоря уж про Жуковского. А внук твой вполне ступает. И это притом не каприз - как складно у него всё получается. И он уверен в своей правоте - он доказывает своё, хотя его тому никто не учил, а как раз напротив, всё вокруг, как и нас в своё время, учит его "правильному". Но в равной с нами тогдашними ситуации он ведёт себя совсем не как мы, "правильная" наука повергает его совсем к иному. Понимаешь, что в нём главное? Не то, что он учится хорошо или плохо: мы-то с тобой "всесторонне" учились хорошо, да толку с того мало - а он в учёбе как раз не столь ровен. Главное в нём, что для него сегодняшний день - не предел. И Данилович твой для него пределом не будет. Вот ты правишь - не в укор, просто констатация, да и я руковожу - сегодняшним днём, куда вывезет, просто отбывая. А Четвёртый видит завтрашнее. У него есть интерес к тому завтрашнему - великая штука. Это не наша с тобой ровная, но безразличная успеваемость. Интерес горы свернёт. Что интерес его пока больше к военной науке - не беда. Он ведь и к естествознанию склонен. Только толковый наставник нужен - Четвёртому под стать. Который научит, что военное искусство - это не только бой, но и экономика, география, и прочие отрасли деятельности. Для этого, конечно, нужен не Данилович, незнающий и половины слов, какими твой Сашка изъясняется. Он Сашке на один зубок. Нет. Твоему внуку нужен не менее чем академик. И даже академик не любой, а такой только, который его понять и развить в его собственном направлении способен. Твой Сашка - гений суворовского пошиба, и кто как не мы обязаны послужить ему Абрам Петровичами.
--
--В апреле начались "коробки" - вершина абстракции солдатиков.
--(Количество спичечных фабрик к выходу в 1848 закона, разрешающего их производство лишь в Москве и в Санкт-Петербурге, достигало 30. В следующем году работала только одна фабрика. В 1859 монопольный закон отменили и фабрики снова стали плодиться.)
--Болея с подозрением на заразу, Саша оказался изолирован в отдельной комнате. И в его распоряжении оказалась только что начатая коллекция спичечных коробков. Не более двух десятков. Расставив их от суки по кресельной подушке, Саша любовался композицией. А надо сказать, что некоторые из этикеток изображали человеческие фигуры. Сначала просто сбивал их из пружинного пистолета. Потом воображение понесло: кресло - скалистая гора. Что это за человечики? Светлые коробки - конечно же положительные персонажи. В горах. Греческие повстанцы. Или гарибальдийцы. А может солдаты Тергукасова. Тёмные коробки, соответственно - враги. И тут же завязался бой. Вначале рукопашный. Брался коробок и им толкался коробок-противник. Несильно, чтобы противник не улетал, а естественным образом падал на месте. При этом можно толкнуть так, чтобы противник просто опрокинулся навзничь. Он тут же придумал, что "лицом" вверх означает "ранен". А можно ударить с подворотом в верхний угол так, чтобы "противный" коробок, валясь, ещё и повернулся "лицом" в сторону падения. "Лицом" вниз значило, что он "убит". "Убитый" выбывал из игры, "раненый" лишь пропускал оставшуюся часть одного сражения. Очень удобная получилась вариация, поскольку за "хороших" можно бить старательно, а за "плохих" - нехотя. Таким образом "наши" чаще "ранены". Потом началась стрельба: из пружинного пистолета карандашом по очереди то в тех, то в других. "Убитые" и "раненные" определялись по тому же правилу.
--Когда изоляция закончилась, новая игра продемонстрирована остальным. Она понравилась, поскольку содержала меньше формальностей и давала больше тонкостей, нежели "шпигалки". Все сразу же стали собирать себе армии коробков, что само по себе составило отдельный азарт. Обносились кухни и все другие доступные источники. Самым эффективным источником оказались дворовые работники, которых можно попросить купить спички. Правда, тут более трёхсот "солдат" ни у кого не набиралось. Неудобно, что все коробки у разных игроков одинаковы, но из этого положения вышли быстро: каждый придумал себе знамя и рисовал его стилизованно на верхнем торце каждого своего коробка. У Сашки это зелёная полоска вдоль передней стороны и коричневая - вдоль задней - цвета леса. У Вали - синяя и красная вдоль боковых сторон. У кого-то крест, у других - ещё что-то. И когда "солдаты" расставляются на полу, сверху прекрасно видно где чей.
--Потом сочтено, что стрелять из пистолета накладно. Долго заряжать, и карандаши постоянно теряются. Тогда стали по очереди бросать в строи противника камешками от недавно подаренной манкалы, благо их там было больше сотни, теряй - не хочу. Вскоре стали разыгрываться такие сражения, что поболеть за играющих собирались даже взрослые. И это было только начало. Потом каждый сделал себе "царя", "министров", завёл "государственную печать" - чаще всего просто тёрли карандашом "орёл" монетки. Стали писать "указы". "Личные грамоты", как и выструганные из спичек "генеральские сабли" и "денежки" достоинством в одну спичку каждая - всё это личное имущество весьма удобно помещалось внутри самого "индивида". Теперь "войны" начинались не с бухты-барахты, как в кригшпиле, а в результате "международных отношений". И т.д.
--Сперва Младший играл за абсолютную монархию - за некоего "доброго короля". Не из какой-то приверженности и не в силу титула своего, а потому просто, что считал это честным - он ведь действительно единолично принимает решения по своему выдуманному государству. Но позже стал имитировать совещательную деятельность, в качестве советников привлекая других, играющих в целом за свои собственные государства. Потому, прежде всего, что таким образом мог вернее воздействовать на своих соратников, вернее приводить их до своего состояния, внушать свой образ мышления. Сочувствие и сомыслие - вот к чему он стремился. Но добровольное, не натужное.
--
--конец 1878 - начало 79 (9 полных)
--Лето - в сентябре ожидается рождение Кати Юрьевской - дед всё больше занят; за образование принимается родитель.
--
---------------------------------------------------------------------------
--20, 22 и 23го чисел июля 1878 г. с 6ти часов пополудни Государь Император, Государь Наследник и Их Императорское Высочество Александр Александрович Младший, а также иные великие князья Августейшего Семейства препровождали время в Белой и Малиновой комнатах военною игрою, к которой приглашаемы профессора Николаевской Академии. Профессорам предложено поиграть с 9илетним Великим Князем. В ходе игры Их Императорское Высочество Великий Князь Александр Александрович Младший интересовался разными моментами военной деятельности. После игры профессоров просили составить мнение о способностях Великого Князя.
---------------------------------------------------------------------------
--Гудима-Левкович Павел Константинович. В 1876 назначен адъюнкт-профессором Николаевской академии по кафедре военного искусства.
|