Аннотация: История одноклассниц, выведенная в художественную форму, роман выдуманный, любые совпадения - случайны или даже не случайны, ведь в жизни не только люди могут быть похожи, но и события, эпизоды, ситуации.
Вместо предисловия
История полностью вымышленная, но любые совпадения они бывают везде. В фильмах, к примеру, можно узнать фрагменты из своей жизни или других, в книгах порой будто о тебе пишут. Нередко сюжеты тоже понятны, потому что это могло быть и в вашей жизни. А писатели соединяют воедино эпизоды из жизни, и получаются "как у нас" или "где-то я уже это читал". Так что, читайте и отдыхайте! А кто-то и за совет примет.
"Не за свое счастье не борись!"
Когда смотрю фильмы про деревню, которые очень люблю, то я проживаю будто в ней. Мне всё знакомо, я многое умею, знаю, потому решила написать свое "кино". Персонажи вымышлены, сборные типажи.
I
Жизнь в деревне
Было это очень давно. Дело происходило в большом селе.
А село тоже не сразу строилась. Если уж Москва не сразу строилась, начиная с деревни, то деревни подавно, труд был тяжелейший: транспорта в те века не существовали, да и другой техники. Всё строилось вручную да, у кого были кони, помогали, а за плату или устраивали обеды, а в конец и "пир на весь мир" - дом построен, можно и в избе отпраздновать событие.
Раньше и в советское время
В довоенные годы там рожали детей почти каждый год, и число детей в каждой семье достигало очень большой цифры - от десяти до (даже) пятнадцати детишек. Бывало, умирали от болезни или голода, или не доглядели, или при родах, но всё равно меньше десяти детей не было ни в одной семье.
Оттого деревни росли, как грибы после дождя. Была маленькая деревушка, а через эдак лет сорок-пятьдесят глядишь, уже домов вдвое-втрое больше. Из деревень тогда мало кто сбегал в города. А через сто лет эта деревушка стала настоящим селом: в длину три километра, появились новые переулки да улочки. Если раньше была только одна улица, которая разрослась до трех километров, то через сто лет там уже вовсю кипела жизнь: теперь три параллельные главной улице дороги. А сколько переулков! А теперь и вообще, к лесу приблизились. Вот такая вот история получается у деревень.
Не удивительно, почему детей много рожали. Уже с двух-трех лет старшие помогали мамам присматривать за младшими братишками или сестренками. А маленькие дети непоседливы, капризны, к мамам хотят, но в деревнях на ручки не просились, если мама сама не возьмет.
Подрастая, эта обязанность переходила младшим (как же радовались те, кто подрос и стал на статус выше - "старший"), которые подросли и уже следят за новорожденными и так до рождения следующего помощника родителей. Да, кто подрос, уже считаются старшими: четырехлетки-пятилетки самостоятельно выгоняли гусей или уток на речку, целый день напролёт пасли там, иногда брали младших, так они и учат друг друга. Так, как жеребенок с рождения ходит рядом с кобылой. Сначала бегает, резвится, но всегда подбегает к маме и идет пройдется с ней рядом. Подрастет немного, и уже жеребец впрягается рядом с кобылой. Так и научаются терпению, узнают дорогу, улавливают характер хозяина, а, когда дорогу к дому знают, то сами бегут домой, можно расслабиться, вожжи не нужны.
А детишкам бегать хочется, играть. Детство в деревне короткое. Пока городской в садик ходит и его балуют все, деревенские уже трудятся вовсю. К школе уже многое умеют делать на удивление городским.
Но они с малых лет знают, что это их обязанность, чтобы к совершеннолетию ты был настоящим деревенским жителем - трудолюбивым, шустрым, словом, в деревне жить - счастливым быть! А в город всегда можно уехать, там после деревни жить - проще простого. А вот не каждый горожанин может похвалиться, что он умеет делать всё (блогеры показывают и понятно, что без опыта и поддержки там делать нечего). А в деревне книжки читать да мечтать - роскошь: "кончил дело - гуляй смело", и то, на деле "гулять смело" не получается по графику, по заказу - дел в деревне много.
Почему?
Вот скажет мама девушке, которой хочется в клуб сходить, а там сегодня снова долгожданное индийское кино, может, второй раз, привезли. По ТВ в те годы показывали только два канала - Первый и Второй. А клубный сотрудник раз в неделю или по графику, ездит в город за пленкой, потом художники пишут афишу с названием фильма и датой, и время, которые знали все - в 20.00 (но пишут, видимо, потому что так положено по каким-то законам, "по протоколу")
И только в субботу показывают фильмы или устраивают дискотеку. Воскресенье - по календарю выходной, а там - понедельник - рабочая неделя. Как правило, в деревнях выходных не бывает, выходные - это не идешь на официальные работы - Правление, клуб, библиотека, книжный магазин, ателье, словом, продуктовые магазины работают всегда. Потому, чтобы жизнь в деревне была немного веселей, активисты создали свой театр для сельчан, где участники и актеры - все колхозники, почтальонша, словом, самый что ни есть народный театр.
А молодые посещали агитбригады, которые ездили по фермам с выступлениями, а летом - на майданы (сабантуи или "карга буткасы").
Потому, молодые успевали и по дому всё быстро до вечера сделать, и в агитбригаде репетировать или в театре, даже отдыхать умудрялись.
Дискотека - это единственное, где тусуется только молодежь. Туда взрослым вход воспрещен. Нет, конечно, приходи любой, да вот только родители тоже были молодыми, понимают, что там и могут встречаться, знакомиться, чтобы потом создать новые семьи. Да зачем им смущать молодежь! Гуляй, пока молодой, ищи себе пару и уже до восемнадцати выходи замуж, чтобы потом старой девой не слыть. А старым девам быть страшно, в деревне уже никто не возьмет. Тогда оставайся старой до конца жизни, или сбегай в город, там мерки другие, можно до двадцати пяти еще быть незамужней.
Вот мамаша уже знает, почему дочка так спешит. Или предполагаемый жених матери не понравится (сын из другого "клана", не наш, или сама отбила когда-то у подруги жениха, или сама пострадала, или бабушки друг с другом не ладили, разные причины), потому препятствует. Но это в глаза нельзя говорить, может ослушаться и назло выйти замуж за "нелюбимого зятя". А дочка уже про вечер думает, в комнате уже готово: на столе косметика, зеркальце поставила, лак для ногтей, духи-пудра. Даа, как сама когда-то: всё готово для того, чтобы пришли подруги, начали наводить марафет, о любви говорить, "о мальчиках". Это мы проходили. Но вот мамы они и в деревне, и в городе, и в Африке - мамы:
Дочка умело и быстро всё сделает, оттого деревенские шустрые и ушлые, а мамаша тут как тут:
- За водой бы сходить, в баню набери да домой бидон, заканчивается!
А время идет. Уже и подружки пришли, помогают.
- Дочка, нужно бабушке отнести то, потом положи это, добавь...
Бежит дочка к бабушке в другой конец деревни, мимо клуба на главной улице. А там уже парни стоят: кто курит и смотрят на девушек, а там и твой стоит, подруга возле него крутится (как бы не так!), кто с девушками любезничает, кто мечтает о ней и глядит на нее печально.
Вечереет быстро. Идет быстрыми шагами домой. А ей машут подружки, которые успели навестить ее до того, как мама к бабушке отправила, мол, давай скорей. Откуда ей знать, что бабушка тоже была молодой, и что они с мамой договорились, что, если отправляет к старушке, то нужно "задержать". Бабуля еще больше старается охать-ахать, медленней передвигается, то выронит будто чашку (старую приготовила, у них запасов много, бабулечки не любят выбрасывать старые вещи, берегут, хранят на память), то принеси, это убери. А потом погладит по головке, иди, в огороде листья для заварки принеси, чаёк попьем вместе. Да, коврик в сенях совсем пыльный, пока к чаю готовлю, приберись там. Внучка и полы подметет за дверью заодно.
Придет домой, а время уже - всё! Ведь дискотека начинается ровно в 20.00, светло еще, а молодой народ медленно собирается только к 22.00 (разве при свете танцульки интересны, когда всё видно?), малая часть добросовестно оправдывает название "танцы", а другие парами бегут кто к речке, кто в лесок. Поэтому до восемнадцати лет "уж замуж невтерпёж" - это норма. Успеть надо, иначе забракуют засидевшую. Вот и стараются девушки, примеряют то одного парня, не подойдет по жизни, тогда другой. И так, пока не поймут, что "этот" парень мой, раз и навсегда! И не нужно считать таких гулящими (и в городе такая же ситуация), ведь замуж выйти хочется по любви, да чтоб взаимной, родить по согласию детишек да жить до смерти счастливо. Есть исключения среди девушек и парней, но их жалко, они ведь не виноваты, что у них слабая природная генетическая конституция. Такие тоже, говорят, нужны.
Подруги обычно дружат по четыре человека, пара на пару. Одна пара подруг живут по соседству, а другая либо хорошие подруги, родственницы или просто подходят и им вместе хорошо, есть о чем поболтать, о ком повздыхать. Чаще, ходили в садик вместе, а теперь одноклассницы. Как потом будет, их не интересует, им кажется, что такая дружба навеки веков, да у жизни каждой подружки свои планы. Всякое бывает с подругами и в молодости.
А тут мама опять родит. Хорошо, что не нужно ходить с ними на речку, не нужно отводить в садик. Девушки бегают на речку купаться, плескаться, шутить и смеяться. Конечно, тоже не без дела. Сначала наберут воды в колодце или принесут коврики да дорожки постирать, только потом уже можно детство вспомнить. Мамы за это не наругают. Не дискотека же, а на берегу реки, всё как на ладони. Эх, молодость! А на берегу сидят ребятишки да бабушки. Им не до "тётенек", которые, как дети себя ведут. Среди них есть их старшие сестры или родственницы, соседки или молодые незамужние колхозницы, которые не стали дальше учиться в школе, после восьмилетки пошли по своим молочным фермам.
Когда эти молодые "тётеньки" приходят, детишки облегченно вздыхают, даже могут ножки помочить в речке. Ведь шумный женский народ кого угодно напугает, даже гуси да утки оттуда переплывут в более спокойное место. А уж вороны досадно каркают и наблюдают с высоких антенн или сидят на старых тополях, на которых листья с каждым годом всё меньше и меньше видишь, полуголое, с зелеными крапинками из листьев - исторические деревья. Их знавали предки, тогда старые сидели под широкой шевелюрой дерева и прятались от солнца, когда пасли птиц.
А бабушки сидят далеко друг от друга, каждый ближе к своему переулку, глядят на молодых, себя вспоминают. Эти бабушки - подружки или просто соседки, но они сидят поодаль, иногда друг на друга поглядывают, и только. Видимо, в старости свои условности и "традиции".
Бабушкам или дедушкам тоже может достаться от детей, если на солнышке задремлют, а вороны тут как тут. Они тоже кушать хотят. Поэтому и пословица правильно гласит: "Цыплят по осени считают!" Наиграешься, отвлечешься, и было сорок птиц, а к осени, дай бог, хоть двадцать осталось бы!
А девочки, которые пришли белье полоскать или дорожки-коврики помыть, глядят украдкой на старших, учатся помаленьку. Оттого и любовь ранняя в деревнях. Уже к десяти годам девочки мечтают о любимых, а мальчишки влюбляются в красивых соседок или одноклассниц, летом из своих комнат через окно сбегают во лесочек или на другой конец села, да и в сеновале, если никого нет. К восемнадцати годам свадьбу играли или уже имели пару детей.
С каждым столетием количество детей уменьшается в деревнях, но сама жизнь продолжается. Одно хорошо, теперь стало легче - утепляют помещения коровников, телятники, свинофермы, овцефермы, конефермы; транспорт один сменяется на более современные, улучшенные; почти в каждом дворе есть автомобили да мотоциклы. Жить стало намного легче. Теперь даже горожане стали переезжать в деревни, в то время как деревенские всё равно сбегают в города. Деревенские уверены, что в городах жизнь легкая, а городские считают, что они легко справятся в деревне. Дай-то бог, если так получится!
Но нужно помнить всегда, что "без труда не вытащишь и рыбку из пруда!" - эта справедливая пословица не имеет срока давности, как некоторые народные приметы в деревнях, которых нужно знать, а не думать, что это бред. А как же! Люди ориентируются по ним всегда. Птицы низко летят - к дождю (значит, перед выходом в лес на сборы ягод, нужно прихватить дождевик или закрыть брезентом песок во дворе, который приготовили, чтобы печь обновить); коты закрыли носы, когда спят - похолодает (нужно утеплить, закрыть урожаи), и с собаками также; сорока сидит на крыше ворот и стрекочет, и стрекочет - жди гостей (мною, горожанкой, проверено). Так что, народные природные приметы имеют место быть всегда! Проверьте сами.
По сей день
Потом детей стали рожать меньше, нынче в норме от двух до пяти. Если больше, то это уже материнский капитал - жилье дадут. Людям хочется жить по-людски, а зарабатывать не умеют или негде. В деревнях нынче работы просто нет, с тех пор, как обнищали колхозы, потом и совсем прекратили существовать. Остались мелкие работенки, кустарные да ремесленные, многие в город перебрались или каждый день ездят на работу, многие на Север едут (был БАМ, деньги большие были, половина деревни осталось там, продали родительские дома, внуки не знают, где жили их предки), меньше - в Москву или Питер. Но, если на Севере можно отлично устроиться, купить квартиры, то в Москве и Питере удастся купить только на окраине, но это уже почти другой город. Город - это центр, где кипит цивилизация: бизнес, театры, концертные и выставочные залы, клубы да бары, словом, все знакомые, кто живет в Питере, не могут похвалиться, что реально живут нормально. "Я из Питера, - сказала как-то соседка Аня. А после того, как я сама оказалась в СПб, вдруг решила поправить: - Из Пушкина я". А сестренка одноклассницы матери тоже "живет в Питере", оказалось, где-то в Сестрорецке, а кто - в Выборге, кто в "мусульманском" зарубежье. Но никто обратно "в дыру" возвращаться не хотят, всё кому-то доказывают, что "в люди вышли да в столицах живут". Приедут раз в лет пять-десять - сам подарок, погостят и опять, чтобы соскучились по ним. Из деревень бегут в города, некоторые горожане - в деревнях покой находят. Душа она там живет, где дом, а дом там, где душе приятно.
Единственные дети в деревнях не встречались. Редкое явление, сенсация.
Так вот появляются дети - помощники родительские, учат младших, которых навязывают старшим. Играть с подружками хочется, с мальчишками вместе у речки, а тут с тобой младшие увязались. Ноют, мешают играть, а дома еще и родителям рассказывают, с кем, кто и как себя вел, как и с кем сестра или брат дружат. Дети, играя, забывают, что среди них есть такие, чьи родители враждуют, да и целыми поколениями, передавая ненависть, зависть и ревность своих детям и внукам. Тогда родители не выпускают играть, следят, сами ходят по пятам. Не всё так просто и весело, как в фильмах покажут. Люди они везде одинаковые, только в деревнях всё как на ладони, все друг о друге всё знают, слышат и видят.
II
Подруги детства
Так, в одной большой деревне в огромной семье колхозников росла средняя дочка - Света. Живая, шустрая, влюбчивая донельзя, красавица и певунья. Училась слабо, зато активистка была и трудяга, как все в деревне - иначе нельзя. Родители поругают, если ты сбежал без разрешения с подружками, а потом и с мальчишками, но большинство живут по неписанному правилу - до восемнадцати замуж если не выйдешь, то потом это сложней будет, как и в городе. Девчонки старались сразу сделать много дел, и тяжелый труд для них не проблема, потому, если увидите девочку-подростка, которая поднимает бидон с молоком на ферме или воду из колодца на телегу, не удивляйтесь, это как спорт, никто не умирал, все здоровые, крепкие и выносливые. Менталитет просто такой!
Потому дети росли крепкими и маленькими от тяжестей: дрова кололи и пилили, таскали мешки из мельницы или зерна пшеницы из магазина, всё носили на себе, из-за мешка не будешь машину гнать, а мотоциклы уже уходят в прошлое, на велосипеде никак.
Бидоны с водой из речки проще принести, один раз сходил и на сегодня хватит воды. В то время как с коромыслом этот бидон чтобы заполнить, нужно к колодцу сходить три раза. К тяжестям с малолетства привыкшие, не потому ли большинство деревенских низкого роста? Как расти, когда пашешь для семьи и дома, во сне, говорят, ночью человек растет, но утром опять до школы - воды натаскай, двор подмети, сараи от навоза почисти, потом завтрак и бегом в школу. Потом домой, а там вечерние дела. Шутит бабушка Валя: "У меня ноги от тяжестей вишь какие круглые! Меня называют потому "Валя-кавалерист"!А в деревне время дорого! Темнеет быстро - свет экономится, фонари работают через пару-три столба. Ложатся рано, до десяти-одиннадцати, встают рано, у кого есть коровы, а летом до шести утра в конец деревни нужно еще погнать, опять младшие бегут до школы, если весной или в начале осени, а вечером забирают на том же месте из стада. Как в садике - привел-забрал.
Но, чтобы успевать пожить и для себя, дети поневоле намного шустрее городских взрослых, жизнь заставляет и приврать, и схитрить. А хитрость - нормальное качество деревенского жителя, иначе не проживешь - "не обманешь - не продашь, не схитришь - не добудешь (не добьешься) и не выйдешь замуж/не женишься".
Подростком Света начала заметно оформляться, выйдя с коромыслом за водой, по пути остановится, намажет помаду, подведет глаза и идет на главную улицу. Ведра так и сверкают в день по несколько день. Догадывается мама, не спроста. Дойдет на обратном пути до поворота, где уже виден дом, быстро помаду сотрет, про глаза тоже помнит.
Девушка уже на выданье, учиться всё равно не будет, да и не нужно им, в колхозе хорошо живется: всегда своё и в колхозе можно взять, что не так лежит - дома сметана, масло, надо на выходные в город ехать, продать. А что хотите? Если в деревне в те годы зарплата была всего пять тысяч у колхозника, а в городе от восьми до пятнадцати?! Оттого и бегут из деревень, в город ездят погулять, многим удается выйти за городских. Было бы счастье, тогда и расчет прощается.
Это нормально, как и в городах. А городские ездят в деревни, влюбляются тоже, и снова свадьба. Кто-то в деревне остается и живет как свои, ведь детство в деревне прошло, они всё знают, помогали своим бабушкам.
А зачем старательно учиться тем, кто не хочет учиться, но знают, что останутся в деревне?! Зачем учиться и голову ломать да стареть преждевременно, когда можно продолжать жизнь и быть сытым, довольным и обеспеченным?
Кому нужно сбежать из деревни - учиться в город, кому нужно выбраться в люди - в город, кому нужна слава и почет - в город. Такие дети - гордость родителей. Тогда образованных называли: "учёными", "грамотными". Вот Ильнара учительницей стала, ученая! А Ильнур ветеринарный закончил - грамотный!
А Света идет себе скромненько за водой с ведрами, строгая мать следит из окна, она-то ее хорошо знает. Каждый божий день - ругаются, без этого никак. Мать одно, дочь другое; мать - надо, дочь - не хочу, успею. Глаз да глаз за подростками в деревне!
Опять бежит за водой, лишний раз. Ведь она заметила, как приехал на мопеде с тележкой РамИль, а у него шесть бидонов. Значит, она еще раза три может сходить за водой. В деревнях ведра пустыми не бывают. В последний раз принесут воду для кухни, для готовки. Потом из бидонов, что стоит у двери, добавляют в эти ведра. Или просто из бидона ковшиком в самовар или кастрюлю. Пара-три бидона - в бане. Один - дополнительный, в сенях.
Потеряет бдительность строгая мама, дел невпроворот и во дворе, как Света уже выскочила за ворота и бежит к переулку, откуда она дойдет на главную улицу.
Завидев любимого РамИля, она кокетливо повиливает бедрами да вскинет головой так, что распущенные за домом чистые волосы блестят на солнце - любо-дорого смотреть. И смотрят! У нее хорошие волосы и она это знает.
А РамИль, хоть и старше на два года, но, как мальчишка, смущается, теряется, то споткнётся, то отводит глаза в стороны, но не минуя ее красивого лица. Вроде как стесняется, но всё равно посмотрит на ее волосы, на ее танцующий привлекательный стан. Как раз таких смущенных парней легко заманивают в свои сладкие сети умелых девушек. Это всегда так. Мужчины сами этого хотят, потому женщины стараются. А теперь вот и наращивают всё, что можно, но не нужно. Любящий человек полюбит не за страшные толстые губы, за которых боишься, а вдруг лопнут при поцелуе, а за то, что она - его избранница. Всего-то? Да!
Но Света знала, что у нее есть соперница. Точнее будет сказать, что не у нее есть соперница, а она своим поведением сама создала себе проблему, потому, вызывающе себя ведет, чтобы отбить от подруги. У нее была привычка завидовать АльфирЕ. Ей казалось, что у нее всегда всё лучше и потому нужно иметь такое же - зеркало, помаду, заколку, туфли, сарафан...Обычная девчачья зависть. Потому и вышло, что подружка стала лишней, третьей, хотя РамИль - парень АльфирЫ.
А Рамиль влюблен в свою девушку, страдает, когда долго не видит, но знает, что Света - всего лишь подружка, и с ней он просто деликатен, тактичен, галантен - таковы его родители - местная интеллигенция. Для таких, как Света, не понять, но они уверены, что такие рамили не могут из-за порядочности бросить подруг, и стараются им "помочь". В свою пользу, конечно.
Нужно постараться, ведь в этом году они все заканчивают школу. Ради него она пошла в девятый и десятый класс. Дояркой успеется быть, а в школе учиться - родители не достанут, видимость, да от дома отдохнуть.
АльфирА догадывалась, но была уверена в РамИле, отчего он был ей благодарен и все перемены был с любимой. В последнем классе сидел с ней за одной партой. Света же специально села перед ними. Постоянно поворачивалась, улыбалась, получала замечания, словом, как умела, старалась привлечь внимание парня АльфирЫ. РамИль не был ей интересен, но жажда победы любой ценой, отбить от подруги, но при этом так, чтобы это не было заметно - вот такие светы есть везде, в каждом коллективе, даже в семьях.
После окончания школы Рамиль сразу пошел работать скотником. Все думали, что он выучится на филолога, дали ему в гороно направление в столичный институт, но он очень любил животных. Хотел выучиться на ветеринара, но туда всегда спешит попасть все в республике, не прошел по конкурсу. Его бабушка была ветеринаром, а РамИль с детства много видел, знал и умел, помогал во всём. Поэтому к нему обращались по выходным, когда ветврач уезжал в город, где и жил. Ветлебечница работала только в будние дни.
В многодетной семье он был старшим, он да младший братишка, а отец стареет, хромота стала заметней, ноги болели при смене погоды, особенно, в пасмурные дни, в дождь или снег зимой. А помогать кто будет, если бы он уехал учиться? Так себя успокаивал, убедил себя в том, что это судьба его так решила. Так в деревнях многие и остались "неучёными", чтобы помогать родителям и даже не мечтали о городе. Вообще, патриотов больше, чем предателей, которые сбежали от труда и родителей искать легкую жизнь в города.
Молодое сердце Рамиля принадлежало любимой Альфире и никакие бедра, оголенные плечи, заметно спущенный рука, наклоны да спотыкания при нем, чтоб поддержал и не упала, ничего не действовало на парня. Как заметит вдали свою подругу, повернет его к себе, нагнется будто шепнуть, чтобы издали было видно, будто целует его. Словом, дразнилки ее превратились в одержимость, и она начала переходить границы дозволенного: начала "охоту" на него.
Но парень оказался не только желанным из приличной семьи, но и выдержанным и спокойным. Ну, никак не реагирует на нее, одну из самых шумных видных красоток деревни. Раньше она Альфиру ненавидела, потому что родители не переваривали "долбанных интеллигентов", но всегда старались держаться как можно ближе к ним: смотрите, де, мы - известные колхозники, а дружим с приличными, а про себя, еле сдерживая себя, называют, "трудяги" бумажные. Все знали семью Светы и Альфиры, и все, конечно же, понимали подхалимаж и хитрость первых, и добропорядочность вторых.
- Ты не представляешь себе, как трудно быть красивой (нарочно плакала Света при подруге). Вот к тебе никто не лезет, и у тебя только один Рамиль, а я вот первая красотка села, у меня штабелями ложатся, мужики смотрят на меня, даже старики. Не могу спокойно ходить, каждый старается задеть, шлёпнуть по мягкому месту или выше.
- Так ты скромней будь, ты же сама прыгаешь каждому встречному.
То была правда, вечно ей так все говорят, даже мама. Ладно, они. Но эта!
Альфиру вот полдеревни жаждет видеть снохой, когда она с ней идет по улице, ей улыбаются, дети к ней так и тянутся, а Света легко заманивала в свои сети и еще легче бросала. Ей нравилось быть неотразимой, но зависть и ревность не давали покоя ей даже перед сном. Долго не могла заснуть, всё время "рожала" новые сладостные мысли о мести.
- Не понимаю, почему ты с ней водишься, с этой чистюлей? - Говорили Свете ее подруги. - Посмотри, кто ты и кто она!
- Альфира, как ты можешь с ней дружить, она же колхозница, ни ума, ни стыда, одна красота, которая приедается? - Говорили они Альфире. На что умница отвечала: "Мы вместе с садика, раньше они жили по соседству, наши бабушки общались. Какая разница, какого роду-племени человек?! Не в титулах и грамотах силён человек, а какой он сам есть! В бане мы все одинаковые! - Шутила она. Хотя заметила, что подруга от нее чаще отделяется, разговаривает как-то грубо, высокомерно.
"У недалёких малограмотных, оттого и хитрых, людей высокомерие - это компенсация ума!" - Потом говорили психологи в институте.
Света не заметила, как из статуса "красивая школьница" стала превращаться в "гулящую". Ей надоели деревенские шуры-муры, которые ни цветы не дарят просто так, ни безделушек, ни ухаживать не умеют, сразу в сеновал или в лесу на траве. Ожидаешь продолжения, разрешаешь любить, а в итоге, опять поматросил и бросил.
Но Альфира всё равно не бросала подругу. Это жизнь Светы сделала ее такой, а внутри она всё та же Светка из садика, одноклассница Света. А та использовала дружбу, рассчитывая, что по ней и Альфиру будут судить. Ну, раз общается. Снова Света стала приходить к ней в конец деревни, на обратном пути всем скажет, кто ее "опять" пригласил к себе.
Экзамены сданы. Прощай школа. Да здравствует взрослая жизнь!
Жаркая летняя пора - колхозная страда
После экзаменов снова началась жаркая пора работы на колхозных полях, прополки, полив, а на фермах - летний лагерь на поляне возле лесов, за деревней. Ферма летом переходит на летний сезон, в это время зимние постройки чистят, убирают, подготавливают к осени.
Света помогала матери. Пятилетние планы в их колхозе выполняли сверх нормы. В местных газетах писали о победительницах соцсоревнований. Газеты сворачивали так, чтобы только фотография и статья были видны, и лежат так, между прочим, в зале на столе: кто войдет, обязательно возьмут в руки и прочитают.
И так всё лето, с утра до позднего вечера шли на работу, до июля каждый день, без выходных, работали. Девушка надевали белые платки, на футболки надевали платья или сарафаны, поэтому и загар назывался "деревенским". На ногах - галоши с высокими бортами или сапоги: дождь мог пойти в любое время, чтоб не попал песок или земля.
Так что, образ деревенских очень хорошо показаны в фильмах времён СССР - "Стряпуха", "Тихий Дон", и другие фильмы про деревенскую любовь.
Парни же надевали на рубашки пиджаки или курточки тряпичные, безрукавки, брюки плотные (шорты по сей день не считается практичной одеждой в деревне, городские только и щеголяют, но дома и во дворе уже можно увидеть, в современном мире живем), на ногах у мужчин - тоже галоши или сапоги. Резиновая обувь - самая популярная обувь как в колхозе, на полях, так и в походах в лес.
В полном разгаре идет страда деревенская. Альфира и Рамиль в такие-то дни редко встречались, а летом только после работы в выходные - в кино сходят, а дискотеки они пропускали, просто гуляли по окраине деревни, сидели на берегу реки. Скромные комсомольцы.
Наутро, после выходных (для колхозников выходных не бывает), Рамиль снова отправлялся на поле, а Альфира готовилась к поступлению в институт.
Рамиль с друзьями работал и колхозном транспорте. Умел водить трактор, этому учили на уроках труда весь класс, девочкам, которые боялись технику, оценки не снижали, всё же, не девичье это дело водить машину.
Однажды кто-то из деревенских умер, тогда Рамиль выучился комбайном управлять. Поначалу было трудно, ведь уметь направить "рукав" с собранной пшеницей на кузов грузовика. Даже ночью работали, пока сухо и нет дождя. А, если дождь идет, это беда, работать становится тяжелей, транспорт плохо тянет, скользит, съезжает с полосы, словом, дождю не рады, если он не вовремя.
Света решила устроиться в амбар, потому что туда устроился работать Рамиль. Сначала он привозил зерно, но потом ему поручили руководить бригадой с родственником, чтобы в будущем занять его место.
Она даже не заметила, как влюбилась в него. "Красивая и смелая дорогу перешла" - пели эту песенку в детстве с Альфирой, вздыхали.
Альфира - учительская дочь, тоже хотела остаться в деревне, не представляла себя живущей в городе, она любила запах навоза, скошенной травы, запах тины на речке, обожала утреннее пение петухов по их "графику", ржание коней и запах вздыхающей коровы, от которой пахло молоком. Как это можно бросить такие большие добрые доверчивые глаза и ресницы крупного скота, как можно оставить собаку, которая всегда радуется ей, и кот, который по пятам, как собачонка, ходит с ней везде - дома, во дворе, даже в бане в предбаннике ждет.
Так деревню любят только настоящие патриоты и любители природы, которые не боятся труда. Такие люди ни за какие деньги не уедут жить в город, им не нужны никакие Мальдивы, никакие моря им не нужны!
Ей уговаривали родители, потому что нужно получить образование, чтобы, если и жить в деревне, то быть образованным в любом случае нужно. Больше знаешь, лучше жить!
Снова утро. Снова в колхоз, хотя бы на полдня, потом снова учить.
В деревне есть план работы, примерное количество результата от сбора урожая, и каждый берет такой участок работы на полях, который может осилить за день. А поля длинные, километр-два, полоть свёклу, к примеру, дело однообразное, но нужное и трудное. Но человек ко всему привыкает. С раннего утра все идут к одному времени, а домой - кто как успеет убрать.
Так, соберутся из семьи, скажем, мать и дочь или две, берут сразу по две полосы для прополки, и, выходит, в одну сторону прополол два километра, и обратно. За это получали денежки, небольшие, но это работа, и она оплачивается.
И так опять, без выходных, если могут. А работать - это и обязанность, и необходимость. На заработанные деньги покупают все для ремонта или обновления, для строительства (пристройки, крыльцо, веранда, небольшие флигели для тех, кто приедет в отпуск - родственники, как из семьи, так и дальние), покупки канцелярии, тетрадей, дневников, девочкам хочется новые платья, обувь, украшения. Те, кто постарше, как когда-то Света с Альмирой, ездили в город за покупками.
Их ОТПУСКАЛИ одних в город! И они гуляли на площади, ходили по улицам, заглядывали во дворы пятиэтажек, катались на городских качелях или вертушках. В Комитет Комсомола - ВЛКСМ заходили. Позже, Света стала членом партии, потому что так можно было. Зато ты уже не простой колхозник, а партийный! А Альфира теперь ниже нее статусом, а добродушная подруга радовалась за Свету, ведь партийные люди - люди серьезные по идее, и поэтому должны вести образцово-показательную жизнь.
А пока, снова в поле.
Так, семьями выходят спозаранку и до вечера стараются перевыполнить план "на сегодня и половину назавтра", потому и раньше заканчивалась эта тяжёлая пора, раньше по сроку. На собраниях - грамоты, рукопожатия председателя колхоза.
И, можно было одному из них уйти на пару часов пораньше, ведь добрые мамы понимали и отпускали в критические дни своих дочерей домой, но только тогда, когда действительно было плохо дочке. А дома они не лежали в кровати, не ныли, а помогали в хозяйстве бабушкам: баню помыть, ужин сварить, коров встретить и подоить, кур накормить да яйца забрать, дома прибраться...
Ленивые в деревнях не выживут. Сбегут, как немногие свои.
Света бежала на зерноток пораньше, чтобы начать работу, чтобы ее хвалил Рамиль. Домой она старалась идти с ним и его товарищами.
Альфиру предупреждали, но она не верила. Слухи и сплетни - это не ее стезя. Света вот верит, и сама легко распространяет, бесполезно подружке говорить. Но то, что она стала за ней наблюдать, заставило ее усомниться в своей правоте: люди плохого не пожелают. Одно дело - сплетни, другое - когда видят и говорят правду.
Но как она может не доверять Рамилю. По себе судила, ведь он не способен к изменам.
А Света уже знала, что сопернице с ней не справиться, и прямо при ней продолжала уже в открытую флиртовать: то постоянно отпрашивается выйти в то время, когда появляется её любимый; то при Альфире попросит попить воды у доброго парня, глядя ему в глаза как верная псина (она научилась у матери, когда та так на отца смотрит, то отец сменяет гнев на милость). Как ни стыдили Свету старшие по возрасту колхозницы, горячему молодому сердцу не прикажешь! "А ту! Победа будет за нами!" - Подбадривала себя кокетка.
Так легко отбила, но, раз Альфира не боролась, значит, он ей не нужен. Так думают такие женщины. Им не свойственно понимать, что не собачкой нужно смотреть и ходить по пятам за парнем, женихом и мужем, а быть интересной и верной, одним супом жить надоедает, ведь замужняя женщина умеет готовить или жизнь научит. А вот жить так, чтобы было интересно, всегда по-новому открывать свою любимую половинку, желать ее и ждать, этому нужно всегда учиться. Быть женой - большой ежедневный труд!
Может, таким и нужно быть: за любовь бороться? Но это всего лишь предрассудки и расчёт! Бороться нужно за родину, за знание, за выполнение планов пятилетки, за родных и близких, за здоровье...
А любовь - это не война, любовь - это сила и проверка на прочность. Выдержит она сложности и проделки "Фикса" или кто-то покажет свою слабость, не выдержит испытаний. Так не нужно держаться за такого и бороться.
Кто сказал, что картину или фильм, животное или еду любит только один человек? Как-то учительница из деревни сказала: "Кому-то нравится Малевич, он прямо ненавидит и пишет о нелюбви к.... Шишкину, которого люблю я и не понимаю Малевича (но с пеной у рта бороться за это не буду - глупо же)".
Кому-то нравятся фильмы СССР, а кому-то они стары и непонятны. Откуда же будет понятно, если они не жили никогда в СССР, не прочувствовали эпоху на себе?!.
Также и фантастика или фэнтэзи, которые так популярны в наши дни, не всех и для каждого.
Кто-то обожает лошадей, а кто-то пауков и пиявок.
Кому-то нравится острая еда, а кто-то любит мидии и лапки лягушек.
Разве здесь нужно бороться за свою такую правоту? Да и кто прав в этом бесконечном споре? Просто глупо.
Так же и любовь. Например, кому-то из актёров нравится Бондаренко, а кто-то без ума от "Токио Хотела" или популярной женской поп-группы Северной Кореи "Моранбон", также "Blackpink" - южнокорейская гёрл-группа (на сегодня у них больше 91 млн подписчиков, впервые вижу такую цифру!).
Ну и, наконец, ближайшее окружение: один и тот же одноклассник сводит с ума сразу нескольких страдающих сердец даже не только в классе, но и в школе. Разбитые сердца, мокрые от слёз подушки... Эх, молодость!
Как же нам нравились особенные старшеклассники с их недостатками, эти самоуверенные хулиганистые красавцы!
Так же и с любовью. Любовь, если она может быть у человека - это большое счастье, потому что уметь любить дано не каждому. Многие путают это со страстью или флиртом с последующим "одержанием" легкой победы... такие и после замужества, по привычке и наследственности, продолжают аккуратно сводить с ума чужих мужей или коллег, соседей или родственников.
Может, сложнее даже тому, кто является объектом страсти: тот, кого сильно любят. Он тоже страдает от того, что ему нравятся (мужчины считаются полигамными) сразу несколько женщин или девушек (у татар есть песня "Жизнэкэй" (переводится как "Муж старшей сестры"). Эта песенка актуальны во все времена ("балдызым-ялгызым" - "одинокая сестренка жены", соответственно).
На днях рождения, на юбилеях или кто приедет в гости, поют застольные песни под гармонь. Всегда почетным гостем раньше был сам гармонист.
В этот день в поле выйдет не вся семья. Жены остаются дома, начинается готовка к празднику.
Накануне начинается генеральная уборка, мужская часть убираются во дворе. Топят баню, если кто с дороги, обязательно попарится.
А вечером пьют кумыс. Водку и другой алкоголь в татарских деревнях не пили, разве что, если "дорогой" гость приедет, который сам и привозит. А кумыс через сутки - еще тот алкоголь, зато "пользительный"!
И тут дети сидят на широкой тахте, играют или молча наблюдают за взрослыми. Застолье - это целая традиция, целый спектакль.