Колибаба Сергей Николаевич
Сейм - гидроним, река, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

  
  
  И сказал Господь Авраму, после того
  как Лот отделился от него: возведи очи твои
  и с места, на котором ты теперь, посмотри к
  северу и к югу, и к востоку и к ЗАПАДУ (ивр. ЙАМ)
  Бытие 13:14
  
  1) Общее
  
  а) Рассматривая гидроним, мы всегда должны учитывать коммуникационную функцию реки, которая, как правило, обозначена в гидрониме корнем слова. Однако исследователи пока не научились правильно выявлять в именах водных объектов древнюю информацию, или, говоря проще, связывать гидроним с хозяйственной, религиозной и социальной деятельностью людей. В абсолютном большинстве комментариев проблема смысла имени решается методом "тыка", без привязки термина к идеологической системе (в нашем случае - иудеохристианство).
  
  Часто используют для этой цели фантастические (эпосные) представления и сказочные искусственные лингвистические системы, во многих случаях опираются на - гипотетические "индоевропейские" языки. Например, вот как интерпретируют гидроним Сейм: "Сейм (Сем), л. п. Десны - от индоевропейского корня *sem- "один", "образующий единицу", "одинаковый" (древнеиндийское same - "ровный", "одинаковый"). Это вполне соответствует равнинному характеру реки. Сравним: в Украине есть реки Одинець и Ровеньок". См. www.tinlib.ru/istorija/prarodina_rusov/p2.php, Древняя индоевропейская гидронимия восточной Украины). (???) И откуда взялись "индоевропейские" корни или древнеиндийские термины в регионе не связанном исторически и географически с Индией, разве здесь поклонялись Кришне и Вишну, и почему Сейм это - "один", у него притоков - 914, до сих пор спорят, какие из них собственно и образуют реку???
  
  б) Индия
  В истории известно несколько попыток русских добраться до Индии и установить дипломатические и торговые связи с этой страной, но все они закончились провалом, русских в Индию не пускали, консульство России в Бомбее было организовано лишь в 1900 году. Незначительные торговые связи Москвы с Индией осуществлялись через Астрахань, где была колония пенджабских купцов (?) с начала XVII века, и всё, никаких других контактов историей не зафиксировано. Так откуда индийские термины в Посемье? А пенджабские ли купцы?
  
  * Евреи в Индии зарегистрированы в письменных источниках с X века, а община Бней Исраель (Сыны Израиля) по преданию существовала с II века. В период колонизации Индии Португалией (1502-1663) евреям Кочина местный раджа выделил около своего дворца земли под застройку (район стал называться Еврейским городом) и обеспечил им выживание, религиозную и культурную автономию. В XVI-XVII вв. в общину Кочина влились выходцы из Нидерландов, немецких земель, стран Восточной Европы, а также из Сирии и Турции.
  В еврейской литературе часто иронически описывают прибытие "первооткрывателя" пути в Индию Васко да Гамы (1497-1499), лоцман у мореплавателя да Гамы был - еврей. Когда Васко да Гама сошел на индийский берег, его встретил еврей из Кракова, прибывший в Индию по рядовым торговым делам.
  Очевидно, что комментарии к гидрониму Сейм начисто лишены практического смысла (способность людей здраво разбираться в обыденных делах), река входила в систему жизнеобеспечения людей. Какую информацию для человека в данном случае несёт термин "один", или "темный, пестрый" (толкования), на что они указывают? На цвет воды, какое отношение имеет цвет воды к судоходству, торговле или сбору дани???
  
  2) Некоторые факты прошлого Посемья
  Область в бассейне реки Сейм получила в исторических трудах название Посемье, территорию эту занимал племенной союз северян, до конца IX века она входила в состав Хазарского каганата (гос. язык-иврит, иудаизм). Затем Киевской Руси (древний Киев - двор князя, еврейская и хазарская общины), Черниговского княжества - часть населения хазары и евреи, с XI в. община, центр еврейской учености, и Новгород-Северского княжеств. С конца XIV века до 1508 г. Посемье в составе Великого княжества Литовского, где в средние века проживало значительное еврейское население. В 1623 году король Владислав IV издал универсал о высылке евреев из Черниговского и Северского воеводства по жалобе местных купцов и ремесленников-христиан на конкурентов, однако указ не был осуществлен.
  
  До XIII в. Посемье было спорной территорией между Черниговским и Переяславским княжеством, образовавшееся здесь удельное Курское княжество (1094-1275) имело Сейм как осевую линию; какой-либо границы по Сейму не было, река не служила пограничной линией. После разгрома учиненного монголами эти территории долгое время были пустынными и лишь в начале XVI века начали осваиваться Московским государством, к середине XVII века граница (засечная черта) отодвинулась от Сейма на 100 км к югу, к Белгороду (1640). Так как здесь закрепилось с конца X века иудеохристианство, и было значительное еврейское население, то и рассматривать гидроним Сейм целесообразно в связи с идеологией и терминологией иудеохристианства, имеющего сакральным языком - иврит.
  
  3) География
  Сейм - типичная лесостепная река, до притока реки Рать, течёт в северо-Западном направлении, далее течёт на Запад до устья Свапы, здесь Сейм принимает юго-Западное направление, по территории Украины Сейм течёт преимущественно в Западном направлении, а от Батурина до устья в северо-Западном направлении.
  Ширина русла реки - 10-30 метров, в среднем течении - 40-80 метров, в нижнем течении - 80-100 метров, глубина реки варьирует в пределах 2-3 метров, уменьшаясь до 0,5-1,0 метра на перекатах и увеличиваясь до 4-6 метров на плёсовых участках и в низовьях, иногда до 10-15 метров в ямах. Встречаются участки, которые летом можно пересечь вброд, русло Сейма устойчивое, извилистое, течение медленное, спокойное 0,3-0,4 м/с до 0,7 м/с.
  Из гидрологической характеристики выделим несколько важных фактов: а) река не широка, глубины небольшие, серьёзным препятствием на пути кочевников не являлась, лишь замедляла их продвижение; б) в период Киевской и Московской Руси река использовалась как главная транспортная артерия региона Посемья (вывоз дани, налогов, продуктов ремесла и земледелия, сплав леса), и сегодня вдоль Сейма идут транспортные пути.
  Судоходство и торговые отношения здесь носили местный характер, в связи с географическим периферийным положением региона и его историческим развитием в средневековье.
  Вывод Река истекает в Западном направлении, выводит в центры Киевской Руси - Чернигов и Киев. Основная функция - транспортная магистраль средневековья, она направляет движение местного ТОРГОВОГО потока. Следовательно, в имени (общепонятном сигнале) должна быть отражена основная функция Сейма (для чего используется?), ориентирующая жизнедеятельность средневекового человека в регионе Посемья.
  
  4) Существующая официальная этимология
  а) Википедия
  * В древнерусских литературных источниках (летописи IX - XI веков, Книга Большому Чертежу) река называется Семь. По преданию, название произошло благодаря образующим реку семи притокам, называемых "Семицами": Пузацкая Семица (Пузатый Сейм), Котлубанская Семица, Донецкая (Донская) Семица, Сухая Семица, Полная Семица (Полный Сейм) и т. д.
  * Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона также склоняется к этой версии названия реки. Однако в качестве основообразующих указывает другие притоки: Рать, Млодать, Озерна, Полная и др.
  * Название Семь (Сем) и теперь встречается в курских говорах.
  * Семь (Сем) - суженый Десны, дочери богатыря Днепра.
  * По мнению М. Фасмера, этимология гидронима неясна. Л. Мошинский считает возможным видеть в названии этой реки индоевропейский корень *- ke- со значением "пёстрый, разноцветный".
  Наиболее вероятной на сегодняшний день является гипотеза о том, что др.-рус. Семь восходит к иранскому "тёмная [река]", ср. авест. syāma- и др.-инд. śyāma- "тёмный". * Современная форма Сейм обязана своим происхождением описке или позднейшему ложному осмыслению (возможно, под польским влиянием). (???)
  
  б) Книга Большому Чертежу Книга... служила в XVII веке практическим руководством для "государевой службы посылок", описание территории велось в основном по дорогам (сакмам) и рекам того времени, все притоки рек указывались как ориентиры в отсчете расстояний. "В реку в Десну, ниже Путивля 70 верст, пала река Семь, течет ис под Рыльска и из под Путивля. А река Семь вытекла из Пузацкого лесу, из под Муравскои дороги, от верху реки Оскола и от верху Оскольца; а промеж их верховен, через Пузацкои лес, лежит дорога ис Крыму в Русь, Муравскои шлях, мимо Ливны. А в реку Семь с левые стороны, ниже Муравского шляху верст з 10, пала Семица река Донецкая, а вытекла от верх Донца Северского, течет через Муравскои шлях; а выше Семицы Донецкие пала в Семь. Семица Котлубанская. А Семь Котлубанская вытекла от верху Корени и Корочи, из под Изюмского шляху против Юшковых бояраков, течет через Муравскои шлях; от Пузацкого лесу до Котлубанские Семи верст з 20" и т.д. подробно о каждом притоке.
  Из сведений "Книги Большому Чертежу" ясно, что река Сейм и её притоки использовались для ориентирования в пространстве и во времени прохождения участков пути, истолкование гидронима как СЕМЬ (притоков), ПЕСТРАЯ, ТЕМНАЯ - лишено практического смысла. Термин СЕМИЦА - указатель (верстовой знак), принадлежность притока к реке Сейм, напомним, что их 914; притоки Сейма использовались для вывоза (пути шли вдоль притоков, зимой санный путь по притокам) произведенных товаров (хлеб, предметы ремесла, лес) из глубины налогооблагаемой зоны.
  В термине СЕМИЦА должно быть утилитарное (полезность, польза) указание на возможность быстрого вывоза произведенных в регионе товаров (хлебородный регион): СЕМ+ИЦА = СЕМ, СЕЙМ (река) + ивр. ЙАЦА, ИЦЕ יצא выходить, выезжать, переезжать, экспортировать, экспортный товар; т.е. данный приток выводит на реку Сейм, направление вывоза продуктов.
  
  5) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Иврит
  Мы выявили "полезность" реки Сейм, это транспортная магистраль для вывоза произведенных в Посемье продуктов, основные центры, куда осуществлялся вывоз - Киев и Чернигов по ходу течения реки - НА ЗАПАД. Древнерусский город - место сбора и обработки дани: Курск (с 1032 г.) был крайней восточной точкой, Рыльск (с 1152), Путивль (уп. с 1146), Чернигов (с 907), Киев (882), таким образом, ясно куда направлялась "дань или полюдье".
  Общий вид
  Согласно нашим выводам гидроним Сейм должен в своей корневой структуре содержать значение - ЗАПАД.
  русск. СЕ+ЙМ, или С+ЕМЬ = ивр. СА שא - неси, повелительное наклонение от глагола НАСА נשא носить, перемещать + ЙАМ ים море, ЗАПАД; т.е. река, истекающая на запад.
  
  б) Пояснение толкования
  * Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, ст. "Средиземное море" Средиземное море (ивр. ХА-ЙАМ ХА-ТИХОН) - называется в Библии Великим морем (Чис., 34, 6 и сл.; Иош., 1, 4; Иез., 47, 10), также ЗАПАДНЫМ - собственно "последним" - морем (Втор., 11, 24; Зах., 14, 8), в противоположность Восточному (т. е. Мертвому) морю; оно называется также Филистимским морем (Исх., 23, 31) и, наконец, просто морем (Иош., 19, 29; I Макк., 14, 34; 15, 11). Так как Средиземное море расположено к западу от Палестины, то на языке Библии слово ЙАМ ים ("море") означает также ЗАПАД. Большинство библейских суждений ο море вообще относится именно к этому морю".
  
  * ЕЭБЕ, ст. "География Библии" Восход и закат солнца служили у древних евреев единственным средством для распознавания стран света; определяя направление, они всегда обращались лицом в ту сторону, где восходило солнце. Поэтому ту страну света, которую мы называем востоком, они называли " передом", КЕДЕМ םדק (Быт., 2, 8; 12, 8 и др.), или "местом сияния", МИЗРАХ הדזמ, ′ανατολή, тогда как запад они обозначали словами "зад", АХОР דוהא (Исаия, 9, 11 и др.), или "море", ЙАМ םי (Быт., 12, 8 и др.), ввиду того, что Палестина на западе омывается морем (Средиземным).
  
  в) Библейский образ
  Термин ЙАМ (запад) применяется в книгах Библии более 50 раз.
  * Бытие 12:8: "Оттуда двинулся он (Авраам) к горе, на ВОСТОК от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на ЗАПАД (ивр. ЙАМ), а Гай на восток".
  * Иисус Навин 18:12 (раздел земли между коленами): "Предел их на северной стороне начинается у Иордана, и проходит предел сей подле Иерихона с севера, и восходит на гору к ЗАПАДУ (ивр. ЙАМ)".
  * Иисус Навин 18:14: "Это западная сторона (ивр. ЙАМ)"; термин употребляется также в стихах: 19:34.
  * Иезекииль 48:23: "Остальное же от колен, от восточного края до западного (ивр. ЙАМ) - один удел Вениамину"; далее термин применяется в стихах - 48:24, 25, 26, 27.
  
  Таким образом, река Сейм истекает в ЗАПАДНОМ направлении. В период Киевской Руси очевидно - транспортная магистраль, связанная с формированием местного торгового потока и сбором дани с населения, сухопутных путей не было, передвигались по рекам и вдоль рек. Соответственно этой своей функции она и была названа - НЕСУЩАЯ (воды) на ЗАПАД, термин (как и все остальные) взяли из словаря средневековья - Библии, принадлежит еврейскому языку.
  "И князю дайте долю по ту и другую сторону, как подле священного места, отделенного Господу, так и подле городского владения, к ЗАПАДУ (ивр. ЙАМ) с западной (ивр. ЙАМ) стороны и к востоку с восточной стороны, длиною наравне с одним из оных уделов от ЗАПАДНОГО (ивр. ЙАМ) предела до восточного" (Иезекииль 45:7).
  Кишинев, 2013 г.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"