Колибаба Сергей Николаевич
Смела, Smila, 1650 - топоним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

  
  
  
  ґґАнгел Господень опять перешел и стал
  в тесном месте, где некуда своротить,
  ни направо, ни налево (ивр. С.М.Л.)
  Числа 22:26
  
  
  1) Общее
  Исторические источники (текст, слово, в нашем случае имя, топоним) - неисчерпаемы в отношении информации содержащейся в них, так утверждают философы и историки. Однако воплотить эту теоретическую мысль в практику не удаётся. Сотни миллионов имен и терминов до сих пор не дешифрованы, применяя их в научной деятельности и быту, мы по-прежнему, очень смутно представляем их содержание, и подчас вкладываем не свойственным этим понятиям смысл, часто сказочного содержания.
  Сформировалось парадоксальное историческое и лингвистическое явление, терминологию "национального" языка - невозможно объяснить "национальным" языком. То что "удаётся интерпретировать" - отчетливо выраженный эпос, записанный этнографами XIX века со слов сельских любителей "красного" слова (местных сказочников).
  После нескольких публикаций в псевдоисторических работах, интерпретации (эпосу) придаётся официальность и комментарии к топониму (гидрониму) приобретают исторический статус.
  В данной работе, используя разработанную автором методику комментариев к европейским именам и терминам, мы уходим из "национальной" сказки в материальный мир иудаизма и попытаемся восстановить первоначальный смысл этого топонима.
  
  2) Топография и история города Смела (SMILA, 1650)
  
  а) Топография Смела (укр. Смiла) - город в Черкасской области Украины, расположен на левом берегу реки Тясмин, до г. Смелы река истекает в юго-западном направлении, в районе города меняет своё течение на С.В. направление. Русло образует два поворота и примерно через 5-7 км круто поворачивает на Ю.В., противоположное первоначальному направлению и впадает в Днепр.
  В районе Смелы в Тясмин впадает несколько рек: на севере река Ирдынь (транслитерация евр. Йарден, Иордан), южнее - Серебрянка. На карте Боплана 1650 года местность показана очень подробно: на западе SMILA болотистая долина с четырьмя переходами (дамбами) и крупный лесной массив. На востоке - крупный лесной массив, на юге, в некотором отдалении обозначен Czarne Slak (Черный Шлях). Исходя из историко-политической ситуации того времени и топографии города, очевидно, что Смела, прикрывала Черкассы с юго-запада (слева, направление с юга на север), закрывала проход между двумя лесными массивами и болотом.
  
  б) История
  Поселение на реке Тясмин упоминается в 1542 г., в это время эта территория - часть Речи Посполитой, ранее носило название Яцково, затем Тясмина. Городок Смела, возник в 1633 г. при содействии магната Станислава Конецпольского, с 1648 года - сотенный городок относился к Чигиринскому полку, в 1650 г. впервые упоминается Смелянская еврейская община.
  
  3) Существующая этимология
  а) Википедия (распространитель сказок, пора менять название): "С названием города связана легенда, которую записал граф Л. А. Бобринський: "Какая-то - то девушка провела воинов через труднодоступное болото в тыл к врагу. Они победили тьму-тьмущую врагов в кровавой битве, но девушку не уберегли. Похоронили воины героиню над Тясмином и назвали ее Смелой и городок Тясмин в ее честь назвали Смелой"
  б) Другой этимологии обнаружить не удалось.
  
  4) Обобщение и выводы
  В основе мировоззрения средневекового человека находились универсальные библейские категории - комплекс представлений: о Боге, пространстве, времени, праве, семье, природных объектах и т.д. Вплоть до революций XIX века это мировоззрение прочно опиралось на терминологию и философию Бога - уточним, еврейского Бога (как бы его не обобщали).
  
  Средневековая топография и география не являлась каким-либо исключением, образ "странника", "паломника", "миссионера" проходит через всю историко-географическую и богословскую литературу средневекового и нового времени. Этот "странник" не просто бредёт по земным путям - его душа ищет спасения (Царства Божьего, Сиона - до окончания всего), и этой потребности подчинены все его переживания и рассуждения о странах, городах, народах и географических объектах, зафиксированные в письменных источниках.
  
  Начиная с пророков (Иеремия 31:20), еврейская традиция сопоставляла Сион с понятием ЦИЙУН, ивр. צִיּוּן - веха, ориентир для возвращения, путевой знак: "Поставь себе путевые знаки (ивр. ЦИЙУН), поставь себе столбы, обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои". Сион стал символом Иерусалима и всей Земли Обетованной, к которой еврейский народ стремился после разрушения Храма в 70 году. Сион также стал символом в иудеохристианстве, и если в то время невозможно было достигнуть Сиона Палестинского, то люди старались построить Царство Божье в том месте, где они жили. Для обозначения искусственных и природных объектов (ориентирование в духовном и материальном пространстве) они естественно пользовались доступной (всегда под рукой) терминологией Библии.
  
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть, топоним СМЕЛА в связи с библейской терминологией и образным миром Библии.
  
  5) Терминология иврита и образы иудаизма
  
  а) Терминология
  
  СМЕЛА - город находится на ЛЕВОМ берегу реки Тясмин.
  Общий вид
  СМЕЛА = ивр. корень С.М.Л. שׂמאל левый, левая рука, левая сторона; направление на север; СМАЛИ שְׂמָאלִי левый, идти налево; СМОЛ שְׂמֹאל левая сторона, левая рука, налево.
  
  Очевидно, библейский термин; использован, для обозначения зоны ответственности казачьего подразделения (сотни) - прикрывал (контролировал) территорию от татарских набегов слева от реки Тясмин, проход, ведущий на север. В средневековье люди ориентировались по восходу солнца, если стоять лицом к востоку (на восток), то север будет по левую сторону (руку).
  
  * Понятие ЛЕВЫЙ в европейской топонимике
  Город Самлсбери, Англия, левая сторона р. Рибл.
  Город Семили, Чехия, левая сторона р. Йизер.
  Остров Смела, Норвегия, левый в группе из трех островов.
  Смоланд, возвышенность, Швеция, в 30 км от Балт. моря влево тянется цепь холмов высотой около 370 м. = СМОЛ лево + НЕД נֵד - холм, насыпь, стена.
  Смоленск, Смолевичи, Смолян (Болгария) - города на левых берегах рек.
  
  б) Библейские образы
  
  * Бытие 13:9: "не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево (ивр. С.М.Л.), то я направо; а если ты направо, то я налево (С.М.Л.)".
  * Бытие 24:49: "И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево (ивр. С.М.Л.)".
  * Бытие 48:13: "И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой (ивр. С.М.Л.) Израиля, а Манассию в левую (ивр. С.М.Л.) против правой Израиля, и подвел к нему".
  * Числа 20:17: "позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей твоих; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево (ивр. СМОЛ), доколе не перейдем пределов твоих".
  * Притчи 3:16: "Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой (ивр. СМОЛ) у нее - богатство и слава".
  * Бытие 14:15: "и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую (ивр. СМОЛ, север) сторону Дамаска". Здесь двоякий перевод - термин СМОЛ означает - налево и СЕВЕР; подобное у И. Навина 19:27, Иезекииль 16:46.
  
  в) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H8042. Оригинал: שְׂמָאלִי. Произношение: с́эма′ли. Часть речи: Прилагательное. Этимология: от H8040 - левый.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H8041. Оригинал: שׂמאל. Произношение: с́ама′ль. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень [denom от H8040] - E(hi): 1. идти налево, сворачивать налево; 2. использовать левую руку.
  * Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 465; СЕМОЛ, САМАЛ левая рука, левая сторона, север.
  
  Таким образом, проведя историко-лингвистическое и теологическое исследование, мы выявили связь топонима начала XVII века с терминологией древнейшего историко-литературного источника - Библии. Топоним СМЕЛА, является транслитерацией (переложение термина с одного алфавита на другой) еврейского корня С.М.Л. налево, левый, левая рука, север. Очевидно, что люди, проживающие в этот период в регионе (католики, православные и иудеи) владели библейской терминологией и использовали её для наименования объектов природных и искусственных.
  Кишинев, 2013 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"