Корень: -суд-. Значение: государственный или общественный орган, осуществляющий правосудие ..., судьи, процесс разбирательства судебных дел, система, мнения, оценка.
Этимология по Максу Фасмеру (праслав. - вставка)
(Происходит от праслав. *sodъ, от кот. в числе прочего произошли: - вставка неизвестного автора) др.-русск. судъ, ср.: ст.-слав. сУдъ (греч. krisis, krima), укр. суд, белор. суд (род. п. -а), болг. съдът, сербохорв. суд (род. п. суда), чак. суд (род. п. суда), словенск. sod "суд, приговор", чешск. soud, словацк. sud, польск. sad (род. п. sadu), в.-луж., н.-луж. sud.
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 2008, вып. 28; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_28.pdf
Судъ. 1. Рассуждение, суждение, мнение; "судъм праведным", Изб. Свят. 1076. || Здравое суждение, здравомыслие. "Коль есть красьно сединамъ судъ", Сирах 25:6, Изб. Свят. 1076 г. 2. Постановление, решение; "епископы судомь", XIII в. 3. Воля, желание, решение. 4. Толкование, истолкование. 5. Хула, осуждение. XVI-XVII вв. 6. Распря, спор. XII-XVI вв. 7. Судебное разбирательство; и т.д., многочисленные примеры применения термина...
б) Национальный корпус русского языка (НКРЯ)
Частота применения термина "суд" в русской литературе 1800-2006 гг. (график в Корпусе, в разных значениях) находится примерно на одном уровне, ниже среднего значения. С 2007 года неуклонный и быстрый рост до максимальных значений графика. Антагонизм (соперничество, противостояние, вражда) между людьми в обществе стали чаще разбирать в судах???
* История Иудейской войны Иосифа Флавия (ок.1260 г.): "рекомыи законъ правець. всяка вещь на бга (Бога) възложать. и на судъ и правде и кривде. Сущюю".
* Домострой (1500-1560): "а случится судъ, всякаму человеку, богату и убогу, другу и недругу, аще свое дело истинно и праведно, без волокиды и безо всякия хитрости соверши, по Еуаггельскому словеси: "Не на лица судите, сынове человечестии, но праведенъ судъ судите: имъ же судите судомъ, судится вамъ, и в ню же меру мерите, возмерится"".
* Житие Мартиниана Белозерского (1545-1555): "На святемъ Кириле изволися быти воли Божии, якоже и на всехъ человецехъ бывает общий судъ Божи".
3) Распространение библейских правовых норм
* В Библии взаимоотношения между Богом и еврейским народом описаны в юридических категориях (Исх. 19-24, и др.), что повлекло развитие правовых отношений в обществе.
Фарисеи, согласно Флавию (Иудейские древности, кн. XIII, 10, ј6), стремились к смягчению налагаемых Законом наказаний: "фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество законоположений, которые не входят в состав Моисеева законодательства. Ввиду этого-то секта саддукеев совершенно отвергает все эти наслоения, требуя обязательности лишь одного писаного закона и отнимая всякое значение у устного предания. Благодаря этому часто возникало множество споров и разногласий между обеими сектами, причем на стороне саддукеев стоял лишь зажиточный класс".
* На протяжении VIII-IX вв. в Византии действовал "Корпус светского права", он представлял собой плохо согласованные нормы в разных областях права, центральным документом был кодекс "Эклога" (греч. выборы, избранные законы) - официальный законодательный свод от 726/741 гг. Он включал в себя процессуальное, семейное, брачное право, а также статьи о положение рабов, дарение и прочее, к основному закону добавлялись приложения: Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев закон.
Моисеев закон - подлинное название: "Выборка из данных богом израильтянам через Моисея закона". Документ представлял собрание 70 положений из Септуагинты (Пятикнижия), сгруппированные в 50 глав (в т.ч. и Десять Заповедей), дословные извлечения из текста Библии, и включал сформулированные в Ветхом Завете морально-религиозные предписания и нормы социального поведения.
* В правление болгарского царя Симеона (893-927) на базе византийской "Эклоги" был создан болгарский юридический сборник "Еклога", которым пользовались на протяжении всего средневековья. Через Моисеев закон византийцы и болгары приобщались к еврейским религиозно-правовым нормам; отметим, что в Новом Завете правовые и законодательные нормы не разработаны. Некоторые положения Эклоги использовались в судопроизводстве Древней Руси X-XI веков; правовые нормы были закреплены в Правдах, "Правда Ярослава (русская)" датируется ок. 1016 г.
* Из представленного выше исторического материала ясно, что высшим авторитетом в судопроизводстве выступал Бог, все проступки и преступления человека рассматривались с позиции Заповедей Бога. Соответственно и термин СУД также должен иметь связь с библейской терминологией и образами.
Нельзя выводить термин по Максу Фасмеру: "Из *som- и индоевр. к. *dh;- (деть, дело), ср.: др.-инд. samdhis, samdha "договор, связь, объединение". Разные идеологические системы; нет прямых культурно-религиозных контактов, лексических и логико-исторических связей, в истории они не описаны.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейской терминологией и образами.
Суд - собрание людей для решения какого-либо противоречия (спора, проблемы) в идеологической и общественно-хозяйственной деятельности. Судопроизводство происходит при наличии истца, ответчика, адвокатов, а также свидетелей, т.е. коллективное действие (собрание, совещание, совет). Цель - установить истину (тайну произошедшего) и определить степень вины ответчика в произошедшем событии. Русский термин СУД указывает на общее понятие - совет, собрание, совещание.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Общий вид
Русск. СУДЪ, СОУДЪ, СУД = ивр. СОД סוֹד секрет, тайна, совет (консультации), совещание, собрание; согласно доктору О.Н. Штейнбергу - сидеть, заседать, суд.
Транслитерация, передача термина иврита русским алфавитом.
б) Источники
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H5475&k=Na...
Hомер Стронга: H5475. Оригинал: סוֹד. Произношение: сод. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H3245 - 1. близкое общение, тёплая беседа, совет, умысел, тайна; 2. круг друзей, собрание.
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штейнберг, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_325.htm
в) Библейский образ
* Иов 15:8,9: "Разве совет (ивр. СОД) Божий ты слышал и привлек к себе премудрость? Что знаешь ты, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас?".
* Притчи 3:31, 32: "Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение (ивр. СОД)".
* Притчи 15:22: "Без совета (ивр. СОД) предприятия (замысел, намерение) расстроятся, а при множестве советников они состоятся".
* Иеремия 23:18: "Ибо кто стоял в совете (ивр. СОД) Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?".
* Иеремия 23:22: "Если бы они стояли в Моем (Бога) совете (ивр. СОД), то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их".
* Амос 3:6, 7: "Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны (ивр. СОД) рабам Своим, пророкам".
Таким образом, связав древнерусский слово СУДЪ, СОУДЪ с терминологией иврита и библейскими образами мы получили его содержание = заседание, собрание, совет для решения какого-либо юридического вопроса.
* Второзаконие 19:15-19
Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой - нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело.
Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя...