Классик русской литературы XIX в. Салтыков-Щедрин в своём сатирическом произведении "Господа ташкентцы" знакомит нас с "просветителями, свободными от наук". Мы узнаём, что Ташкент есть страна, лежащая всюду, где бьют по зубам и где имеет право гражданственности предание о Макаре, телят не гоняющем. Выводя саркастически образ телеги, как средства "цивилизующего" в России (период отмены крепостного права, 1861), Салтыков-Щедрин высмеивает представления правящего дворянского сословия о путях развития (расширение границ страны), всячески стремившихся затормозить развитие капиталистических отношений.
1) Телега в истории
На этапе формирования первых земледельческих цивилизаций "Золотого пояса", телега действительно сыграла революционную роль, расширив и ускорив торгово-экономический и культурный обмен между Египтом, Месопотамией и другими регионами. Там возникла экономическая необходимость в хранении и транспортировке излишков зерновых продуктов; осел может перевезти во вьюках до 80 кг, мул - 100, лошадь - 150 кг, верблюд - 200, бык - до 250 кг; обычная телега перевозит груз до 750 кг, а специальная до 2 тонн.
Достоверно не известно, когда появилась первая телега, ученые относят появление этого транспортного (и военного) средства к шумерскому времени, к III тыс. до н.э. Из Шумера повозки распространились в государства Месопотамии и Египет (производители зерновых); доисторическое колесо повозки, найденное на Украине, датируют 2200+80 гг. до н. эры. Развитие гужевого транспорта всегда было напрямую связано с формированием дорожной системы, в Европе, Северной Африке, Малой Азии, Сирии и Египте дорожная сеть обстроилась в имперский римский период, с учетом мощения городских улиц; общая протяженность дорог римлян достигала 300 тыс. км.
В российской истории дороги всегда были проблематичным явлением (гигантские расстояния, нехватка средств для благоустройства); с момента формирования Киевской Руси и до 70-х г. XIX в. все перевозки осуществлялись водным или гужевым транспортом. Телега первоначально использовалась на обустроенной территории, вокруг поселений и крупных городских центров (подвоз продовольствия), где велась сельскохозяйственная и торгово-ремесленная деятельность. Перевозки грузов и людей на дальние расстояния осуществлялась водным путем (зимой по льду на санях), либо вьючными животными и верхом. Дорог и дорожной инфраструктуры не было, в регионах существовали натоптанные маршруты, тропы вдоль гигантских рек, которые задавали направление движению.
Активное дорожное строительство началось при Петре I, к середине XIX в. сложилась грунтовая дорожная система, но обустройство большинства дорог (мосты, переправы) велось медленно и все проезжающие через Россию иностранцы отмечали неудовлетворительное состояние русских путей сообщения.
Из главного произведения русской политической истории "Повесть временных лет" в оригинальной записи мы узнаем, что в Киевской Руси был гужевой транспорт:
а) "аще поѣхати бяше обрину, не дадяше въпрячи коня, ни волу, но веляше въпрячи 3, или 4, ли 5 женъ в телѣгу и повести обрина, и тако мучаху дулѣбы" (Предисловие).
Обры - авары, Аварский каганат в 562-823 гг. занимал земли современных стран: Венгрии, Хорватии, Румынии, Молдавии, Сербии и Украины. Остатки разгромленных племен авар вошли в состав Венгрии, Болгарии, Германии и др. феодальных государств региона и были ассимилированы. Специализировалось на христианизации авар специально учрежденное Зальцбургское епископство, последние сведения об аварах от 822 г. из Баварской восточной марки (Б+АВАР= БАВАР???).
б) Под 964 г. "Когда Святослав вырос и возмужал, ... и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни ВОЗОВ, ни котлов...".
Некоторые исследователи считают ВОЗ - санями: "Князь Юрий Васильевич Дмитровский в начале 60-х гг. XV в. пишет Троице-Сергиеву монастырю: "...пойдут от Новгорода к Москве сквозь мою вотчину Дмитров с товаром зиме на триста возех, а лете на триста телегах" (Памятники социально-экономической истории Московского государства XIV-XVII вв., стр. 80.)".
Из документов ясно, что караваны гужевого транспорта в 300 возов-телег было дело обычным, подобный транспорт растягивался на расстояние до 4-5 км, естественно, что пути на время передвижения этих караванов как-то обустраивались.
Внешний вид русских телег и саней запечатлён в миниатюрах Никоновской летописи XVI в., телеги четырехколесные, колеса сплошные или со спицами, возницы сидят обычно верхом на упряжных лошадях. В телегах и в санях перевозят женщин, детей и грузы, мужчины передвигаются верхом, даже духовенство и женщины тоже часто ездят верхом.
2) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -телег-; окончание: -а. Значение - конная четырёхколёсная повозка. Этимология - нет.
В других европейских языках используются термины, не связанные графически и фонетически со словом телега.
б) Словарь Макса Фасмера
Телега, укр. телiга, др.-русск. телѣга (СПИ), цслав. телѣга, болг талига, сербохорв. та иге мн. "повозка, запрягаемая одной лошадью", словен. toliga, talíga "одноколесная тележка, тачка".
Стар. точка зрения о происхождении из тур. talika - то же (Мi. ТЕl. 2,169; см. также Младенов 628) сомнительна, поскольку последнее, согласно Крелицу (53), следует считать заимств. из слав. *telěga. По мнению Менгеса (Orient. Еlеm. 50 и сл.), слав. слова происходят из формы, близкой алт., тел. täɣäräk "круг, кольцо", леб. tägäläk, тат. tägärämäk "катить" (Радлов 3, 1031 и сл.), тур., крым.-тат. täkär "колесо телеги" (Радлов 3, 1017). Сомнительна попытка исконнослав. этимологии с допущением чередования гласных *tel- : *tol- и сближение со стелю, вопреки Ильинскому (ИОРЯС 24, I, 117 и сл.).
(Согласно Поппе ("Word", 9, 1953, стр. 97 и сл.), заимств. из монг., ср. telege(n) "повозка" в "Сокровенной истории" 1240 г., от монг. tеlе- "переносить, перевозить". - Т.)
в) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004.
Телега. Происхождение неясно. Наиболее предпочтительно объяснение слова как др.-рус. заимств. из монг. яз., где telege(n) "повозка" - производное от tele "перевозить". Ср. воз, фура, вагон.
3) Обобщение и вывод
Этимология термина "телега" не выяснена, как и в других своих исследованиях Макс Фасмер опускается только до церковнославянского языка, т.е. до периода IX-X вв., откуда взялось слово в церковнославянском языке не определено.
Вывод
Информацию о понятии "телега" мы получили из христианского источника (Повесть временных лет, XII в.). Все сведения в Повести... тесно переплетаются с образами Библии, соответственно и терминология должна быть связана с лексикой еврейского языка, а не с лексикой и идеологией монголов - содержание термина надо искать в идеологии иудаизма и в лексике языка иврит.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Меркава и Агалот, библейский образ
Колесница впервые упоминаются в Бытие 41:43, фараон назначает Иосифа управителем Египта и отдаёт в его распоряжение вторую из своих колесниц (высший знак власти); здесь используется прямой термин - МИРКЕВЕТ (мэркава) מֶרְכָּבָה колесница, карета.
* Иосиф получает разрешение фараона (Быт. 45:19) о переселении его семьи из Ханаана в Египет, для этой цели фараон выделяет "колесницы" (?), термин который употреблен в оригинальном тексте в этом случае - АГАЛОТ עֲגָלוֺת воз, телега, повозка; круглый. Этот термин переводят как "колесница" в русских изданиях Библии, ранние переводчики не имели сведений о существовании телег в Египте и "облагородили" слово, дополнив его, понятием колесница (так традиционно и переводят).
* Далее в стихе 45:21 говорится об АГАЛОТ - телегах, а перевод - колесница, в ст. 45:27 также фигурирует термин АГАЛОТ (отец Иосифа увидел телеги, перевод - колесницы); в ст. 46:5 Иаков посадил своих домочадцев на АГАЛОТ, перевод - колесницы.
* А вот Иосиф (Быт.46:29), как и положено высшему лицу в Египте, встречает своего отца и родственников на МЭРКАВЕ - колеснице.
Скорее всего, АГАЛОТ - одно осевые повозки (арба), внешним видом напоминающие колесницу (2 колеса), с Иаковом в Египет вышло 70 человек (жен и детей), согласно Библии Иаков забрал также своё имущество. На колесницах (легкое транспортное средство, персональное, для фараона и высших чинов, грузоподъемность 2-3 чел.) увезти 70 человек и их имущество - проблематично.
б) Терминология
Современные комментаторы Библии так и толкуют АГАЛОТ - повозки (http://mmgitik.com, Авторская программа р. Менахема-Михаеля Гитика):
"И пересказали они ему все слова Йосефа, которые он говорил им. И когда увидел он ПОВОЗКИ, которые послал Йосеф, чтобы везти его, воспрянул духом Яаков, отец их"
(Берейшит, 45:26-27).
Как бы там не было, очевидно, что АГАЛОТ - колесницы-телеги, указанные в Библии применялись для перевозки людей и грузов.
Общий вид
Читатель уже очевидно догадался, что слово ТЕЛЕГА прочитано наоборот = АГЕЛЕТ = АГАЛА, ЕГЛАТ, АГАЛОТ עֲגָלָה, עֶגְלַת воз, телега, подвода; ИГЕЛ עִגֵּל катить.
В совокупности со словом ЕГЛАТ (ЕГЕЛАТ, если читать все знаки) и уточняющими словами в иврите образован комплекс специальных понятий, например ЕГЛАТ ГАРИРА גרירה עגלת ломовая телега, ЕГЛАТ ЙАД - ручная тележка и др.
В нашем анализе мы определили, что русское слово ТЕЛЕГА и еврейское слово АГАЛОТ являются тождественными, оба имеют одно значение - ТЕЛЕГА.
Как проверить? Уберем из слов гласные буквы - ТЕЛЕГА = ТЛГ; АГАЛОТ = ГЛТ (наоборот - ТЛГ), очевидна одна корневая структура иврита, сакрального языка иудеохристианства - ТЛГ. Мы ответили на основные вопросы философии слова - что это, какового назначение предмета, где это возникло, кто автор понятия о предмете?