Согласно данным науки биологическое равенство людей в социальном обществе превращается в неравенство. В ходе индивидуального развития человека в известных условиях реализуется лишь одна из заложенных генетических возможностей, биологически универсальный мозг развивается односторонне - как мозг охотника или скрипача. В хромосомах (наследственная информация) не записано, какие возможности мозга надо развивать, а какие - подавлять, развитие индивидуума зависит от случайностей рождения и обстоятельств его жизни. Природа не определяет, кем кому быть, какую специализацию приобрести, специализация - следствие социальных факторов, но не биологических процессов (есть и исключения). Эту ситуацию (наряду с другими проблемами развития) уловили древние мыслители и создали социальный институт - РОД, в котором с момента рождения, человек подвержен воздействию (обучение и воспитание) и направляется в жизни жесткой системой разделения труда.
Каждая система разделения труда формирует в соответствии с нуждами конкретного общества организацию воспитания и образования, которая воспроизводит именно таких людей и в определенных пропорциях, какие устанавливаются в ходе совокупного производства, что естественно делается не "автоматически", а в ходе "притирки" производства людей и предметов, перемалывая при этом жизни отдельных людей.
В отличие от родоплеменных обществ Европы времени крушения Римской империи, еврейский народ вошел в этот период, обладая наилучшей организацией общества: развитой системой образования, воспитания, ремесла и торговых отношений, разветвленной финансовой системой (любая идея должна быть, поддержана материально, иначе погибнет) и уникальной идеологической программой развития общества - Библией. Всё это было заимствовано племенными формированиями Европы, и со временем, изменив некоторые положения иудаизма - ФОРМУ, но, не затронув его СУЩНОСТЬ, племена успешно развились в народности и нации.
Естественно, что процесс заимствования (присвоения) иудаизма не мог произойти без изменения примитивных языков племенного мира. В ходе иудейского религиозного влияния на пространстве Европы в IX-XI вв. возникли новые иудеохристианские языки, в которых основной словарный фонд составили понятия (образы-сигналы) иудаизма; одним из заимствованных понятий стало слово - РОД.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень - род. Значение: организация людей в первобытном или патриархальном обществе; совокупность всех поколений людей, происходящих от одного предка; категория систематики, совокупность нескольких видов схожих элементов; разновидность какого-либо явления, объекта.
Этимология декларируется по Максу Фасмеру (праслав. - вставка)
(Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: - вставка) др.-русск., ст.-слав. родъ (греч. γένος, γενεά, ἔθνος; génos, geneá, éthnos), русск. род, укр. рiд (род. п. роду), белор. род, болг. род, сербохорв. род (род. п. рода), словенск. rọd (род. п. rodа, rоdа̑), чешск., словацк. rod, польск. rod (род. п. rodu), в.-луж. rod, н.-луж. rod.
Связано чередованием гласных с церк.-слав. редъ (βρῶσις, vró̱sis - поедание), словенск. rediti, redím, "кормить, растить". Родственно лит. rasme "урожай", латышск. rads "родственник, род", rasma "процветание, плодородие, урожай", rаzа (radi̯a) "обильный урожай, многочисленная семья", др.-инд. vradhant- "поднимающийся", vardhati, vardhatē, vr̥dhati "растет, умножается, набирается сил", vardhas м. "споспешествование", vardhayati "растит, множит", vr̥ddhas "выросший, большой, старый", авест. vǝrǝđaiti "растет", varđaitē - то же, греч. ὀρθός, orthos - исправить; дор. βορθός vorthos"прямой, правильный, истинный", др.-инд. urdhvas "поднятый", возм., алб. rit "расту, увеличиваю". * Трубачев считает, что слово восходит к праслав. оrdъ, которое не связано с индоиранск, греч. и др. формами на v-. (???)
б) Словарь Владимира Даля
Различает кровное родство (родовое) по общему родоначальнику (по Святому Закону связь одного лица с другим посредством рождения): "Кровное родство определяется по близости и дальности своей, линиями и степенями; каждое колено или поколение составляет степень".
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVIIвв., РАН, М., 1997 г.; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_22.pdf
Родъ. 1. Рождение, "ныне размысли о роде нашем...", XVI в. 2. Роды. 1097 г. 3. Потомство, дети. Изб. Свят. 1073 г. 4. Род - совокупность разных поколений, кровные родственники. 1057 г. 5. Происхождение. 1073 г., и т.д.
б) Национальный корпус русского языка
* Изборник (сборник 1076, часть текстов создано в Болгарии в X веке): "грѣси оц҃ь на чѧда · на третии и четвьртыи родъ: ѿвѣтъ".
* Повесть временных лет (XII век) "и по сеи братьи почаша дѣржати родъ ихъ кнѧжение в полѧхъ. а въ деревлѧхъ".
3) Обобщение и вывод
* Викисловарь ссылается на праславянский, славянский (нет текстов) и другие языки, связь между ними (носитель-этнос, литература, письменность) не установлена; язык общей идеологии не выделен.
* Род (клан, колено) - группа людей, возводящих своё происхождение к общему предку - основателю рода или родоначальнику; родоначальником мог быть человек, или мифический герой, божество и даже животное. Форма организации общества в эпоху средневековья, в качестве законов использовалась родовая традиция, передаваемая устно.
В обыденной жизни род связывают прямые контакты, например, отец-сын-внук составляют поколение, их жизнедеятельность укладывается в период времени, отпущенном природой для жизни одного человека, они встречаются во времени (50-60 лет), однако редко люди доживали до возраста прадеда (70-90 лет), родовая информация теряется или извращается в третьем поколении. При разрастании родов появляются боковые ветви, как правило, теряющие общую родословную историю (мифологию) и образующие свою.
Итак, РОД - поколение совместно живших людей, обладавших одними мировоззренческими установками.
Вывод
Термин РОД применялся в переводах Библии, богослужебных текстах и светской литературе, есть логико-историческое и литературно-богословское основание. Целесообразно содержание и этимологию слова-понятия искать в лексике древнего иврита, в языке идеологии иудеохристианства.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот и найдем корень.
Общий вид
русск. РОД = наоборот ДОР = ивр. ДОР דוֹר род, поколение, обитание; МИДОР ЛЕДОР לְדוֹר מִדוֹר из рода в род.
б) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H1755&k=Jr...
Hомер Стронга: H1755. Оригинал: דּוֹר. Произношение: дор дор. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H1752 - 1. род, поколение; 2. жилище, место обитания.
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_100.htm
в) Библейский образ
* В еврейской традиции понятие ДОР (РОД) имеет широкое значение: подразумевает поколение современников: "В четвертом РОДЕ (ивр. ДОР) возвратятся они сюда" (Быт. 15:16); "Род (ивр. ДОР) проходит и род (ивр. ДОР) приходит, а земля пребывает вовеки" (Еккл. 1:4).
* Выражение "из рода в род" (из поколения в поколение) может означать не имеющее пределов время - "всегда", "бесконечно", "беспрерывно"; например: Исх. 3: 15: "Вот вам имя Мое на веки и памятование о Мне из рода (ивр. ДОР) в род (ивр. ДОР)";
* Словом ДОР могут также обозначаться похожие по складу ума и характера люди - как нечестивые: "ибо отверг Господь и оставил РОД (ивр. ДОР), навлекший гнев его" (Иер. 7:29), так и праведные: "РОД (ивр. ДОР) правых благословится" (Пс. 111:2).
Таким образом, очевидно, что русское понятие РОД - идея социальной организации общества, заимствовано из библейской литературы и лексики иврита.