Зырянов А.
Избранные комменты, #1. "Женщины и их глаза"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мысли из обсуждений к стихотворению "Модильяни, его женщины и их глаза"

  тему для данного эссе создал О.П. Лешев, озадачив меня следующими вопросами:
  А вот кто создаёт лучшие женские портреты: поэты или художники?
  На каком же невидимом холсте пишет портреты своих героев поэт? Каким органом чувств видит эти портреты читатель?
  
  
  так же как книга всегда интересней экранизации, так и поэтическое описание, по идее, должно быть прекраснее, чем живописное.
  ибо: читатель видит словесный портрет как плод своей фантазии - то есть творит самыми живыми красками запечатлёнными до сего момента в его представлениях о жизни, а может быть, - даже и за пределами этих представлений.
  поэт в данном случае даёт только волнительные "опорные пункты" для воображения: зацепки, занозы. далее всё зависит только от полёта "внутреннего зрения" читателя.
  вот тебе опорный пункт от Набокова, стихотворение "Глаза"
  
  ...
  так говорил поэт смеющейся царевне:
  
  "Напев сквозных цикад умрет в листве олив,
   погаснут светляки на гиацинтах смятых,
  но сладостный разрез твоих продолговатых
   атласно-темных глаз, их ласка, и отлив
  чуть сизый на белке, и блеск на нижней веке,
   и складки нежные над верхнею,- навеки
  останутся в моих сияющих стихах,
   и людям будет мил твой длинный взор счастливый..."
  
  "длинный взор" - каково?.. один раз услышал и представил - ни в жисть не забудешь.
  
  кста-ати... что за поэта описывает нам Набоков?
  неужели это Хайям с моей любимой цитатой:
  "уныл и бессмысленен круговорот жизни, и
  единственная отрада в нём газелеокие красавицы..." ?
  
  .....
  ...О!
  вспомнил, что я недавно уже писал об этом стихотворении Заболоцкого и перешёл от него - на обсуждение портрета Модильяни!
  поэтому приведу всю цитату полностью::
  
  'У Николая Заболоцкого есть известное стихотворение, посвящённое ещё более известному портрету Александры Петровны Струйской работы Ф.С. Рокотова. Поскольку его все мало-мальски читающие люди знают, приведу здесь только неполную цитату:
  
  Её глаза - как два тумана,
  Полу-улыбка, полу-плач,
  Её глаза - как два обмана,
  Покрытых мглою неудач.
  Соединенье двух загадок,
  Полу-восторг, полу-испуг,
  Безумной нежности припадок,
  Предвосхищенье смертных мук.
  
  В этом стихе, на мой взгляд, ключевое сравнение:
  "Её глаза - как два тумана", и это восхитительная находка поэта.
  Однако же, рассматривая недавно свои "новые поступления" (интернет-копии картин), я подумал, что этот женский портрет от Амедео Модильяни (модель: Элизабет Фусс-Аморе), ничуть не менее подходит к строке Заболоцкого, чем и предлагаю насладиться вам вместе со мной.
  PS
  У Модильяни вообще часто мы можем видеть "затуманенные" глаза, это его отличительная черта, факсимильный художественный приём, feature (что на русский переводится довольно грубо , но так же и точно: "фишка"), иногда туман такой сплошной, что вспомнишь даже, как его иногда именуют "молоко".'
  
  портрет Элизабет разместил в общем файле иллюстраций раздела под номером 08.
  
  А вообще, будем помнить, что начинаем стихотворение посвящённое портрету Струйской, Заболоцкий отдавал приоритет живописи:
  "Любите живопись, поэты!
  Лишь ей, единственной, дано
  Души изменчивой приметы
  Переносить на полотно..."
  
  ....
  .... PS я хотел бы продолжить тему поэтов изображающих красоту женщин "и их глаз" -) зачем далеко ходить - подумал я? - вот же рядом у нас прекрасный образец от Бошетунмая: стихотворение "Асем".

его особенность - это портрет с натуры. по-видимому Константин провёл определённое время, беседуя со своей моделью и находясь на расстоянии вполне доверительном.
читаем:
  "Восточной сладости налёт
  на взгляде тёмном и бездомном
  который чаще предаёт,
  чем предстаёт чудны́м и томным..."
ещё:
  "В зрачках непроницаем, глух
  живёт просторный и надменный
  рассказ, но тщетно ищет слух
  в нём признак сути или темы..."

и:
  "Ресницы, словно тетивой
  изгиб брови соединяя,
  следят надменно за тобой
  ..."
  
и наконец:
  "и сок цветов, и жизни мёд -
  лишь пыль на смуглой, тонкой, тыльной
  сухой стране её кисти. ..." интересно, что в отличие от, например, Набокова, который, вглядываясь в модель, замечает и описывает микродетали вплоть до голубых тонов белка, К.И. недолго задерживается на графике деталей, но очень скоро переходит к опосредованности - связи характера с окружающей средой, т.е. его портрет как бы растворяется, или срастается - с миром, со средой обитания. это интересный приём, обеспечивающий более широкое восприятие субъекта.
АСЕМ
....
.... PPS
перечитал ещё раз... и не согласился сам с собой. "недолго задерживается на деталях?.."
Боже, но какое описание кисти руки!.. вы только посмотрите:

   "...лишь пыль на смуглой, тонкой, тыльной
   сухой стране её кисти."

четыре определения подряд! и ни одно не повторяет другое, даже в малой доле, - все самостоятельны, все дополняют образ! мало того, здесь ещё кроется маленькое чудо! если смотреть поверхностно, то "страна кисти" - это ловкое использование темы беглых гласных в русском языке, позволяющее прекрасно поместиться в заданный размер стиха. но! это и восхитительная метафора - ибо тыльную сторону кисти (как, впрочем, и ладонь) можно долго и трепетно (при определённых условиях) рассматривать на предмет линий и рельефных особенностей - и в этом можно утонуть, как в разглядывании карты страны!..

подумал ещё чуть-чуть...

"сухой страны"... mamma mia! сухая страна - это же Казахстан, где и происходит действие!..

"ксти-Кст..." это и звукопись!
даже если автор написал это на одном подсознании, - это всё равно шедевр. .


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"