Красных Татьяна
О законах морали, или Санта-Барбара по-русски
Самиздат:
[Регистрация]
 
[Найти] 
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
 
 
   О законах морали, или Санта-Барбара по-русски
   
   Жестокости гражданской войны, репрессии 30-х годов, 
   вообще насильственный характер социалистической революции в России 
   породили острые дискуссии по вопросу о соотношении цели и средств и - более широко - 
   о роли морали в истории. 
   Активным участником этих дискуссий был Л.Д.Троцкий, продемонстрировавший в теории 
   такую же доктриальность и последовательность, которыми была отмечена 
   его практическая революционная деятельность. 
   Взгляды Троцкого на проблемы этики получили цельное выражение 
   в его статье "Их мораль и наша".
   
   (А. А. Гусейнов "Этика Троцкого")
   
   
   Кто не хочет ни возвращаться к Моисею, Христу или Магомету, 
   ни довольствоваться эклектической окрошкой, 
   тому остается признать, что мораль является продуктом общественного развития; 
   что в ней нет ничего жизненного; что она служит общественным интересам; 
   что эти интересы противоречивы; что мораль больше, чем какая-либо другая форма идеологии, 
   имеет классовый характер
   <...>
   Высшей формой классовой борьбы является гражданская война, 
   которая взрывает на воздух все нравственные связи между враждебными классами.
   <...>
   Демократия казалась незыблемой. 
   <...>
   Создавалось впечатление все более свободного, справедливого и гуманного общества. 
   Восходящая линия прогресса казалась здравому смыслу бесконечной.
   <...>
   Вместо этого разразилась, однако, война, со свитой потрясений, кризисов, катастроф,
   эпидемий, одичания. 
   <...>
   Нужна поистине предельная интеллектуальная и моральная тупость, 
   чтоб отождествлять реакционно-полицейскую мораль сталинизма 
   с революционной моралью большевиков.
   <...>
   Мораль этих господ состоит из условных правил и оборотов речи, 
   которые должны прикрывать их интересы, аппетиты и страхи. 
   В большинстве своем они готовы на всякую низость - отказ от убеждений, измену,
   предательство - во имя честолюбия или корысти. 
   В священной сфере личных интересов цель оправдывает для них все средства. 
   Но именно поэтому им необходим особый кодекс морали, прочной, 
   и в то же время эластичной, как хорошие подтяжки.
   <...>
   Они ненавидят всякого, кто разоблачает их профессиональные секреты перед массами. 
   В "мирное" время их ненависть выражается в клевете, базарной или "философской"
   (Л.Троцкий "Их мораль и наша")
   
   kkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkkk
   
   zttt
   Развал СССР - расплата за разрушение церкви 
   
   14th-Jun-2010 
     
   Да-да. Я совершенно серьезен. И мои религиозные убеждения здесь совсем не при чем, 
   потому что я атеист.
   
   Церковь - это не только религия. 
   Она играла всегда важнейшую социальную функцию и не только (не столько) благотворительную, 
   сколько психотерапевтическую. 
   Как я уже писал ранее, тоталитарный стиль воспитания, исторически характерный для России, 
   формирует у граждан невротическое состояние. 
   Если некий человек разозлен действиями высшего сословия, 
   то он не может высказать напрямую свое недовольство, он вынужден подавить свое раздражение. 
   И это подавленное чувство постепенно сжигает его. 
   Рано или поздно накопившиеся чувства вырваются взрывным образом 
   и тогда происходит бунт в русском стиле: бессмысленный и беспощадный. 
   
   Но церковь как раз и несет ту самую психотерапевтическую функцию, 
   которая позволяет человеку спустить пар.
   
   Делается это несколькими нехитрыми приемами. 
   Во-первых, христианская религия требует всепрощения. 
   Это существенно меняет отношение человека. 
   Если в обычном случае на оскорбление он реагирует яростью - "Да как он смеет?!" -, 
   то в случае всепрощения отношение становится совсем другим - 
   "Не ведает барин что творит" 
   (типа глупый он, что с него возьмешь?). 
   
   Во-вторых, благотворно влияет молитва. Во время нее человек благодарит Бога за все то хорошее, 
   что у него есть (т.е. хорошее всегда есть и не все так плохо как может показаться 
   в запале), а также просит прощения за свои грехи 
   (снимается проблема чувства вины). 
   
   И третий важный элемент - исповедь. Во время исповеди человек имеет возможность 
   выразить накопившиеся эмоции, просто выговорив все свои проблемы, которые его тревожат, 
   и даже выплакать их. 
   Кроме того, сами священники ведут себя с прихожанами поддерживающе и утешают, 
   если требуется. 
   Все это создает чувство облегчения после посещения церкви и человеку снова хочется жить.
   
   За сотни лет христианства в России церковь прочно вплелась в культуру народа. 
   Она исправно выполняла свои функции. Конечно случались бунты, 
   но их число могло бы быть значительно больше, если бы не она. 
   
   Но был и другой эффект: благодаря эффективной централизованной психотерапии
   народ утратил собственные навыки борьбы с невротическими состояниями.
   
   И что произошло после разрушения церкви. 
   Народ потерял институт психотерапии, а своих навыков справляться с ними - нет. 
   В результате, в народе стали накапливаться противоречия. 
   Эти противоречия снимались в тяжелые годы становления СССР: 
   разруха, репрессии, войны. 
   Ведь среднестатистический невротик себя гораздо лучше чувствует в момент опасности, 
   чем в годы благоденствия. 
   И вот когда в 60-х годах жизнь начала налаживаться, 
   противоречия стали неудержимо накапливаться. 
   Навыков борьбы с ними у людей не было.
   
   Типичная реакция на подавленные чувства - уход от действительности и агрессия. 
   Уход от действительности вылился в повальное пьянство и наркоманию. 
   Агрессия, будучи ни к чему не приложенной, направилась на руководство страны 
   примерно по такому сценарию. 
   Женщина (продавщица) поссорилась со своими детьми и вся на взводе. 
   Приходит на работу в магазин и выплескивает эмоции (раздражение, ярость, агрессию) 
   на покупателей. Покупатели, не умея справляться с обидой, думают:
   "Ужасная продавщица, ужасный магазин, ужасная система снабжения, ужасная страна, 
   ужасное правительство".
   
   И вот приходит к власти Горбачев и резко дает людям свободу. 
   Все, что они сдерживали годами из страха перед системой, все это море эмоций
   вдруг резко выплеснулось наружу как кипящая вода из скороварки. 
   И естественно, что оно потопило самого "освободителя".
   
   Естественно, что нужно извлечь какую-то мораль из всего этого повествования. 
   И мораль такова, что единственный способ справться со многими сейчас насущными 
   социальными проблемами, в том числе пьянством, наркоманией и др., можно лишь 
   воссоздав какой-то институт массовой психотерапии наподобие церкви. 
   
   По крайней мере для тех, кто в бога не верит и не может (не хочет) 
   воспользоваться ее услугами.
   
   Помимо этого, необходимо так же обучать людей самостоятельно
   справляться с невротическими состояниями (депрессией, нервозностью и т.д.) 
   и вводить такие навыки в культуру народа.
   
   Comments 
   
   v_och
   А распад Российской империи - расплата за что?
   
   zttt
   За деградацию элит. 
   Революции 17-го года были устроены дворянами,
   хоть и руками пролетариев.
   
   v_och
   Тогда можно сказать, что и распад СССР - расплата за дерградацию элит. 
   Даже с еще большим основанием.
   
   zttt
   Можно конечно. Вообще, массовые такие трагедии случаются как правило по стечению
   множества обстоятельств. 
   Даже если брать деградацию элит, этого конечно недостаточно. 
   Ведь элиты могут призывать к чему угодно, но происходит революция лишь тогда, 
   когда недовольный мужик с печки слезет и надоет барину промеж глаз. 
   Так вот почему этот мужик слез и чем он недоволен - это и есть фундаментальный вопрос.
   
   v_och
   Я не спорю с основной идеей, правда, не совсем корректно
   сформулированной с точки зрения верующего человека. 
   
   Ваши объяснения о психотерапевтическом значении Церкви,
   вероятно, имеют какая-то основу, но очень локально.
   Особенно забавно про исповедь - что это возможность выговориться...
   Ну и насчет всепрощения Вы загнули...
   
   zttt
   "Но главное - Церковь уже есть. К чему создавать квази-Церковь?"
   Я сказал зачем - для терапии.
   
   v_och
   Тут можно расплыться вширь, поэтому скажу о том, что мне представляется главным. 
   О психологии и религии...
   
   zttt
   Спасибо. Интересные наблюдения у вас. Сам я не настолько глубоко залазил 
   в вопросы технологий церкви. 
   Тут по вопросу влияния веры на психическое здоровье я просто сошлюсь на тех психологов, 
   с которыми мне доводилось общаться и обсуждать вопросы религии.
   Вот еще на что я хочу обратить внимание.
   
   1. Сравнивая церковь с современной психотерапией, нужно учитывать, 
   что церковь очень сильно опиралась именно на веру.
   Это очень важный факт. Когда вы обсуждаете проблемы с психотерапевтом, 
   то он под вашу психическую конструкцию создает решение. 
   
   Они действовали наоборот: сначала человек должен принять веру и все ее догмы, 
   а потом со стандартной психической конструкцией они уже работают как рабочие на конвейере.
   
   2. Религиозным технологиям что-то около полутора тысяч лет (по крайней мере части из них). 
   Естественно, никто тогда не понимал человеческой психологии на нынешнем уровне:
   сознательное-бессознательное и т.д. 
   Поэтому нет смысла ожидать от нее того же результата, что от современной психотерапии.
   
   3. Помимо социальной роли, церковь еще была встроена в государственную систему. 
   Поэтому она обеспечивала не только душевное здоровье, но и интересы власти. 
   А интересы власти - это полное смирение народа со своим положением,
   беспрекословное подчинение государю и т.д.
   
   4. Служба в храмах - это единое театрализованное действие, где каждый элемент по-отдельности 
   (тот же пономарь) может не играть никакой роли и выглядеть ненужным, 
   но все вместе оставляют неизгладимое впечатление. 
   
   v_och
   Если о анти-психологичности православной молитвы, то это не наблюдение, а факт.
   Любой священник вам скажет примерно то же самое.
   О религии и государстве, властях и пр., думаю, здесь этот вопрос, думаю, 
   поднимать не стоит - это отдельная большая тема.
   
   Основное вот, в чем. Вы пытаетесь объяснить нечто вам незнакомое 
   с позиции имеющегося у вас опыта - по принципу некоторого сходства. 
   Разумеется, мы все опираемся на собственный опыт, но дело в том, 
   что вы полагаете, будто вашего опыта в данном случае - достаточно, 
   и нет нужды изучать, что же такое Церковь. 
   Но это не так - недостаточно.
   Иначе бы вы не говорили о конвейере, театрализованном действии и пр.
   
   Театрализованное действие - это когда кто-то изображает кого-то. 
   На церковной службе никто никого не изображает, и в этом принципиальное отличие. 
   Если же говорить, о том, что в церковной службе у каждого человека есть своя функция, 
   то с большим основанием можно сравнивать не с театром, а, к примеру, с заводом.
                                       
   Но церковная служба и не завод, потому что конвейера здесь нет - 
   каждый человек рассматривается индивидуально, поскольку в большинстве случаев 
   священники знают своих прихожан и, соответственно, относятся к ним индивидуально.
   <...>
   Вывод: религия и психотерапия - принципиально разные вещи.
   Психотерапия в какой-то мере - псевдо-религия для атеиста. 
   Не скажу, что верующих невротиков не бывает совсем, но лично я их не встречал.
   
   Поэтому не стоит судить о Церкви с позиции психоанализа или еще чего-то такого.
   
   kubkaramazoff
   Поддерживаю вывод. ....В любом случае имеет место вера в определенные личностью ценности.
   
   v_och 
   Дело не только в ценностях, как таковых, но и в том, на чем они основаны. 
   ...если Бога нет, то эти ценности держатся на честном слове...
   
   kubkaramazoff
   Лукавство коммун. идеологии состояло в том, что она,
   декларируя отсутствие Бога, на самом деле была богоборческой...
   
   v_och 
   Основной смысл поста, как я его понял, был в том, что с разрушением Церкви 
   исчезла структура, которая занималась психотерапией населения, 
   отчего пошли неврозы, и СССР распался. Это упрощенно.
   Эту тему я и старался обсуждать...