Самиздат:
[Регистрация]
 
[Найти] 
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
 
 
   Программа террора
   
   Чтобы разобраться в смысле понятий "открытые системы" и "свободное ПО",
   нам потребуется сформулировать два свойства компьютерных программ: 
   
   Очень часто, хотя и не обязательно, программа существует в двух видах:
   "производится она в одной форме" в виде "исходного текста", а распространяется и используется 
   в другой - в виде скомпилированной "двоичной программы", машинных кодов, 
   по которым невозможно однозначно восстановить исходный текст.
   
   (Программное обеспечение: право и свобода)
   
   
   Жизни вечный бег, не найти ответ - для чего же создан человек.
   Выполнить обет, и оставить след, прожитых невозвратимых лет.
   Бренный мир суров, испокон веков, свыше обращён священный зов.
   И всегда готов ты решиться вновь - вырваться из призрачных оков.
   
   (Тимур Муцураев)
   
   Итак, Муцураев. О чём он поёт?
   
   Если брать историческую перспективу песен этого барда, то она очень широка - 
   от ветхозаветного Соломона до будущих  райских садов для  правоверных. 
   Доминирующим  эмоциональным  настроем большинства песен  является  чеченская гордость  
   и  чеченский патриотизм. Затем - фатализм как состояние предопределенности событий, 
   наличие  Божьего  промысла.  Мотив  мести  стоит  на третьем месте.
   
   имеет смысл обратить внимание на проблему в самооценке героев  (и  адресатов)  
   песен  Муцураева  -  то  есть  об  их восприятии себя как социальных, национальных аутсайдеров.
   
   Снижение  самооценки   в   общественном   сознании   идеологи сепаратизма  
   пытаются   компенсировать,   или   скорее   даже гиперкомпенсировать, 
   с помощью создания национальной героики, а  также  формирования  мифа  
   о  новом  богоизбранном  народе ("чеченская  миссия").   
   Последнее  предполагает   расширение традиционного  чеченского  ислама   
   до  доктрины   всемирного значения -  единственной  надежды "праведной  части  мира"  
   в войне  с  грехом  и   враждебными  идеологиями  (западной  - потребительской).   
   
   Что касается  идеологии  Муцураева,  то  её  обычно  называют "исламистской".  
   Это  слово  удобно   тем,  что  отсылает   к привычным образам "исламского терроризма", 
   по сути ничего  не объясняя. Скажем несколько слов об этом.
   
   Сепаратистская  кавказская   русскоязычная  Муза   предлагает слушателю два  основных  лейтмотива: 
   "война  за  свободу"  и "война за веру".
   
   Это разные  вещи.  "Война  за свободу"  -  это  война  наций
   "Война за  веру" - это джихад,  война мусульман  с   неверными.  
   Эти   две  войны   могут   вестись одновременно,  но  всё-таки  они  различаются,  
   хотя  бы   по риторике, "на словах".  
   Например, если в  "войне за  свободу" поэты-ваххабиты  признают   допустимыми   "крайности"   
   вроде захвата больницы  с беременными  женщинами,  то в  "войне  за веру" таким поступкам 
   как будто не должно быть места.  
   
   Различны и цели  этих войн....
   
   Здесь  мы  переходим  к  следующей  теме:  
   противостоянию   с современностью, вызов,  бросаемый  "растленному  современному миру", 
   "мировой Системе"
   
   --------------------------------------   
   
   Терроризм, как архаическая  поведенческая модель, есть  ответ традиционного общества 
   на вызов современности.
   
   "Человек террористический" принципиально чужд  современности, с которой он борется. 
   В этом случае поле данной борьбы  также должно быть традиционным.
   
   Мироощущение носителя традиции характеризуется  определенными пространственными  представлениями  
   -  прежде  всего   фактом наличия   противостояния    пространства   "сакрального"    и "профанного".
   Сакральное -  реально, ради него  стоит жить  и умереть. 
   Профанное -  мнимо, ложно,  это всего  лишь тень  на поверхности  бытия.  
   И  тем  не  менее,  эта  тень   способна поглотить истинную реальность:  
   "конец цикла" в  традиционном обществе  понимается  именно   как  угасание  и   растворение
   сакрального в профанном.
   
   Поэтому периодическое  проявление  насилия,  внелегитимности, террора,  изначально  присуще  
   традиционной   социокультурной системе.  Цикличное  угасание  и  возрождение   сакральности,
   чередование "Вызова"  и  "Ответа"  есть  непременное  условие развития системы.
   
   Несоизмеримость   "Вызова"   "Ответу"   вызывает   к    жизни антисистему - 
   упрощенный социокультурный космос  (терроризм).
   В таких условиях герой,  воссоздающий таким образом  систему,
   "превращается" в антигероя. 
   Образ  антигероя, "тени" героя  - трикстера  -  имманентно  содержится  в  возможностях   самой
   системы, периодически испытывающей циклические кризисы. 
   Герой и его  функциональный  антипод -  трикстер,  отражая  базовую дуальность:   
   сакральное   -   профанное,    святое/скверное,
   верх/низ, правое/левое  обеспечивают  существование  общества
   как в стабильные, так и в кризисные периоды.
   
   Но  не  стоит  переоценивать  "традиционность"   современного террористического  проекта.  
   По  сути,  он  является   скорее органической частью современного мира, чем её отрицанием.
   
   "Важным  является  вопрос   террористического  топоса,   того специфического пространства, 
   в которым становится возможным и реализуется терроризм,  -  утверждают  В.П.  Р.  и  С.Н.Б.
   "общества спектакля". 
   - Презентация террористического проекта как альтернативы  существующей реальности  происходит 
   в  силу "дефицита реальности" и обусловливает публичность  проявлений терроризма. 
   Террористический  акт есть  та точка,  в  которой происходит   "диалог"    
   "человека    террористического"    и "массового": не только  террорист, но  и общество  
   становится субъектом террора, и  именно таким  путем "новая"  реальность вторгается 
   в  повседневность  системы.  
   Причина,  по  которой становится  возможным  появление  альтернативы  реальности  - системы, 
   - утрата этой системой реальности, утрата подлинного основания составляющего истинность сакрального.  
   Террорист ставит под сомнение прежде всего легитимность, 
   но также право на существование системы"
   <...>
   Жесткая  табуизация  насилия   внутри  "золотого   миллиарда" оборачивается 
   "миротворческими  акциями" в  "странах-изгоях"...
   <...>
   Антигерой-террорист  выступает  как  определенный   посредник между  мирами   традиционализма  
   и модерна/постмодерна  (рафинированное секулярное  современное  общество,  
   лишенное   сакральности).
   Пространство   террора   как   бы   выпадает   из   реального пространства 
   и переносится в область символов и мифов  (неких искусственных идеологич конструктов).
   
   Как следствие, неприятие насилия сменилось неким интересом  и влечением к нему, 
   на деле оборачивается безразличием.
   
   На  смену   сакральным   запретам   пришел   новый   механизм подавления: 
   безразличие и  поощрение, преувеличение,  которое делает бесполезным любой протест,  
   как и желание вообще.  Нет смысла  больше   ограничивать  насилие,   
   вытеснять  его   на периферию социума, локализовывать в сакральном, когда зритель
   буквально    становишься     соучастником     новой     формы жертвоприношения, 
   что позволяет сделать телеэкран.
   (Александр Люсый - Агентство  Политических Новостей)
   
   
   
   
   
Связаться с программистом сайта.