Самиздат:
[Регистрация]
 
[Найти] 
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
 
 
   
   О морали
   
   Жестокости гражданской войны, репрессии 30-х годов, 
   вообще насильственный характер социалистической революции в России 
   породили острые дискуссии по вопросу о соотношении цели и средств и - более широко - 
   о роли морали в истории. 
   
   Активным участником этих дискуссий был Л.Д.Троцкий, продемонстрировавший в теории 
   такую же доктриальность и последовательность, которыми была отмечена 
   его практическая революционная деятельность. 
   Взгляды Троцкого на проблемы этики получили цельное выражение 
   в его статье "Их мораль и наша".
   
   (А. А. Гусейнов "Этика Троцкого")
   
   
   Кто не хочет ни возвращаться к Моисею, Христу или Магомету, 
   ни довольствоваться эклектической окрошкой, 
   тому остается признать, что мораль является продуктом общественного развития; 
   что в ней нет ничего жизненного; что она служит общественным интересам; 
   что эти интересы противоречивы; что мораль больше, чем какая-либо другая форма идеологии, 
   имеет классовый характер
   <...>
   Высшей формой классовой борьбы является гражданская война, 
   которая взрывает на воздух все нравственные связи между враждебными классами.
   <...>
   Демократия казалась незыблемой. 
   
   Создавалось впечатление все более свободного, справедливого и гуманного общества. 
   Восходящая линия прогресса казалась здравому смыслу бесконечной.
   <...>
   Вместо этого разразилась, однако, война, со свитой потрясений, кризисов, катастроф,
   эпидемий, одичания. 
   <...>
   Нужна поистине предельная интеллектуальная и моральная тупость, 
   чтоб отождествлять реакционно-полицейскую мораль сталинизма 
   с революционной моралью большевиков.
   <...>
   Мораль этих господ состоит из условных правил и оборотов речи, 
   которые должны прикрывать их интересы, аппетиты и страхи. 
   В большинстве своем они готовы на всякую низость - отказ от убеждений, измену,
   предательство - во имя честолюбия или корысти. 
   В священной сфере личных интересов цель оправдывает для них все средства. 
   Но именно поэтому им необходим особый кодекс морали, прочной, 
   и в то же время эластичной, как хорошие подтяжки.
   <...>
   Они ненавидят всякого, кто разоблачает их профессиональные секреты перед массами. 
   В "мирное" время их ненависть выражается в клевете, базарной или "философской"
   (Л.Троцкий "Их мораль и наша")
   
   
   =======================================================
   
   Атлант расправляет плечи
   
   Nick Sakva    
   23 апр 2011 10:31 
   
   Michael Ermak писал(а):
   Книга в свое время рулила, автор книги стессно русский иммигрант и философ.
   Тот самый, именем которого назван институт Рэнда. 
   
   Когда три года назад я впервые услышал это имя, то подумал точно так же. 
   Тем более что услышал его в невероятном контексте:
   Библиотека Конгресса США провела обширный социологический опрос, пытаясь определить, 
   какая книга оказывает самое глубокое влияние на американцев.
   Первое место, разумеется, заняла Библия, а вот второе - "Атлант расправил плечи"! 
   Глазам своим не поверил. Что же это делается?!
   (Сергей Голубицкий)
   
   Не так давно прочел, после чего подбил на прочтение и довольно длинное обсуждение Юлию Полежаеву 
   ( http://www.juwing.sp.ru/ )
   По-моему результат довольно любопытный, чтобы его здесь выложить.
   
   Обсуждение велось offline (в письмах), но для удобства я его перекомпоновал в
   виде обмена репликами.
   J. - July (Юля), N. - Nick (я).
   
   <....>
   
   N.: А я тут недавно с большим удовольствием прочел "Атлант расправляет плечи" Айн Рэнд. 
   Это такая крутая американская писательница и философ, 
   пропагандист американской версии "разумного эгоизма". 
   Вообще-то это псевдоним Алисы Розенбаум, которая окончила Петроградский университет в 1924, 
   а в 1925 эмигрировала в США.
   
   Книга толстенная - три тома толще "Войны и мира". 
   <...>
   Я уже второй раз натыкаюсь на забавный эффект. "Эффект одной аксиомы".
   Человек строит некую жизненно-филосфско-социологическую концепцию, опираясь
   на некие аксиомы-постулаты, очень близки к моим собственным. 
   За исключением одной. 
   В результате мы с этим человеком как правило приходим к противоположным выводам 
   почти по всем практическим вопросам. 
   Что, в общем, логически объяснимо: что называется "с точностью до знака".
   
   Вот и с "разумным эгоизмом" американского разлива точно так же получилось...
   
   J: Прочитала пока немного, и понимаю, что начинать спорить рано :-), хотя
   язык чешется :-)), пока основное чувство - легкое недоумение.
   
   N: Рано, рано. Я это сам проходил.
   
   J: Мне все время кажется, что я читала буквально десятки подобных книг, 
   вся эта романтика уходящих вдаль рельсов, пафос первой плавки, гнусные
   ретрограды, сопротивляющиеся внедрению новой технологии - вызывают
   настойчивое чувство дежавю... Нормальный такой советский "производственный
   роман" - и даже не только советский, например, если вспомнить Артура Хэйли. 
   И не только производственный, если вспомнить, скажем, "Брат мой, враг мой" или
   "Иду на грозу"... С единственной разницей: здешний герой утверждает, 
   что его единственная цель - делать металл и делать деньги - 
   а все прочие подобные герои, которые мне в связи вспомнились, 
   ограничились бы в подобном высказывании только металлом :-)
   
   N: Ага. Мне тоже сразу вспомнилось:
   
   Глядишь, роман, и все в порядке:
   Показан метод новой кладки,
   Отсталый зам, растущий пред
   И в коммунизм идущий дед;
   Она и он - передовые,
   Мотор, запущенный впервые,
   Парторг, буран, прорыв, аврал,
   Министр в цехах и общий бал.
   (Твардовский. За далью - даль).
   
   И поначалу было очень любопытно, как же далеко зайдет эта аналогия.
   
   Но дальше пошло все совсем не так. 
   На каких-то сайтах я встречал ее роман в разделе "Фэнтези", 
   и в чем-то я с ними согласен... ;)
   Читай дальше.
   
   J: Дочитала я, наконец, этот мегаопус. Я бы сказала, это не фэнтези - это
   сферический конь в вакууме :-).
   
   N: Не, по-моему это сравнение несправедливо по отношению к сферическому коню.
   Конь все-таки подчиняется каким-то законам, логике и причинно-следственым связям, 
   пускай другим, "вакуумным". А тут даже внутренняя логика никуда не годится.
   
   J: Автор искренне уверена, что описывает объективную реальность, но исходит из предпосылок, 
   в реальности не существующих, и пренебрегает в своих рассуждениях существенными факторами, 
   которые изменили бы результат на противоположный. 
   Не замечать здесь логических дыр может только человек,
   которому очень-очень нравятся выводы :-)).
   
   N: Во-во!
   
   J: Мне было интересно попытаться вычислить ту единственную аксиому, в которой
   ты расходишься с Айн Рэнд - но, боюсь, у меня слишком много на этот счет вариантов. 
   Лично я бы с удовольствием подписалась под начальной частью речи Галта, 
   в которой, собственно, формулируются именно общефилософские аксиомы
   насчет объективности реальности и т.п. - но в пресловутой клятве, 
   в которой формулируются основные выводы, я бы согласилась разве что со второй частью,
   но не с первой. При этом я так сходу затрудняюсь назвать ту конкретную аксиому, 
   которая к этой части вывода привела - или она не была сформулирована явно. 
   Теоретически это могло быть представление о человеке как абсолютно независимой 
   и самодостаточной единице, которой никто не нужен, кроме, разве что, партнеров по товарообмену - 
   а я думаю, что человек, будучи самостоятельной единицей и личностью, 
   все равно одновременно является звеном цепи, ячейкой структуры, 
   частью многих взаимосвязанных систем - в общем, во многих отношениях частью целого. 
   Поэтому некоторые моральные нормы, которые "единице" кажутся искусственными цепями, 
   которые ей незаконно и силой навязывают окружающие - 
   мне кажутся результатом саморегулирования этого целого, направленного на его выживание. 
   Вообще, строгое бинарное противопоставление "личность-общество" с точки зрения, 
   чьи интересы важнее, в чем-то столь же глупо, как и противопоставление "тело-дух", 
   которое в речи Галта многословно осуждается. 
   Чьими интересами можно пожертвовать - печени или всего организма? 
   При любом ответе в чью-то пользу - погибнут оба 
   
   Предпосылкой (не аксиомой), отсутствующей в реальности, мне кажется её представление 
   о якобы господствующей в обществе морали, которая предписывает обеспечивать 
   всех нуждающихся независимо от причин, по которым они нуждаются.
   Откуда она это взяла?
   
   N: С тридцатых по шестидесятые "социалистическая мораль" была очень популярна
   и активно распространялась.
   Так что в этом смысле понятно, почему Рэнд ополчилась именно на нее. 
   Страшнее кошки зверя нету.
   
   J: Я бы не сказала, что тут "социалистическая мораль" - ее основной принцип
   "Кто не работает, тот не ест", у нас тунеядство (и даже что-нибудь типа рантье) 
   считалось уголовным преступлением! 
   Даже коммунистический принцип "От каждого по способностям, каждому по потребностям" 
   сам по себе не предполагает, что кто-то может претендовать на удовлетворение своих потребностей 
   лишь на основании самих потребностей, ничего не делая - такую трактовку она придумала сама. 
   Кроме того, упомянутый принцип даже в теории предлагался в комплекте со своим моральным кодексом, 
   который предположительно устранял возможность его мошеннического применения в свою пользу 
   в ущерб другим. По сути, ее обвинения в адрес даже ею самой придуманного "общепринятого" 
   морального кодекса сводятся именно к тому, что те, кто требует его выполнения от других, 
   сами могут ему не следовать.
   ( Как говорил Оскар Уайльд, "Чувство долга - это то, что мы хотели бы видеть у других" :-)).) 
   Никакой "социалистический" моральный к одекс до такого не доходил!
   
   N: На мой взгляд корень проблем в представлении, что существует 
   Единственная Истинная и Неизменная Обязательная для Всех Мораль.
   А кто этой этой Морали не придерживается или приерживается другой Морали, тот бяка-бука. 
   Ну и она пытается эту саму Единственно Верную изобрести и изложить.
   
   J: Вот в этом я с тобой не совсем согласна. 
   По моим представлениям, мораль - это такая штука типа ПДД, т.е., по сути, соглашение. 
   Не существует никаких "единственно верных и неизменных" ПДД, да - но весьма существенно, 
   чтобы в данном обществе (городе, стране, времени и т.д.) именно ВСЕ им следовали -
   если это не так, само существование ПДД теряет смысл. 
   Знаешь, аналогичные правила движения на море называются ППСС - 
   "правила предупреждения столкновений судов", что очень точно отражает суть дела. 
   Вот, и я думаю, что мораль - это такие исторически выработанные обществом ППСЛ :-) - правила, 
   как люди должны действовать по отношению друг к другу, чтобы минимизировать
   потери на внутренних столкновениях с целью выживания общества. 
   А кто действует не так - тот, да, бяка-бука 
   
   Но это выводы как раз из предпосылки, что мораль - порождение общества 
   и для человека на необитаемом острове не существует
   
   А он (то бишь, Рэнд) полагает, что мораль существует для одиночки сама по себе, 
   что она самодостаточна и ни от кого другого не зависит - поэтому ей и приходится задавать 
   ее положения чисто аксиоматически - а как еще? 
   Откуда она взялась? Там не только насилие - а что такое честность, например? 
   Почему разорить конкурента, выпуская лучшую продукцию - это хорошо и правильно, 
   а подтолкнуть запретительный для него закон - это подло и неправильно? 
   Еще неизвестно, что дороже обойдется :-). 
   Или почему заставить покупателей покупать твою продукцию нужно только повышая качество - 
   почему бы не устроить монополию, и пусть довольствуются тем, что есть? 
   Это все тоже из ее фундаментальных принципов никак не выводится - 
   и даже никак не декларируется в пресловутой речи, потому что тут бы она и увязла.
   
   N: Насколько понимаю, имеется в виду нечто вроде тезиса Эйрела Форкосигана 
   о чести и репутации:
   "Честь - это то, что ты сам о себе знаешь, а репутация - то, что о тебе знают другие".
   То есть мораль основывается на чести, а не на репутации.
   Но то, что понятие чести закладывается все тем же обществом по-разному в зависимости 
   от "исходных данных", просто не учитывается.
   Или учитывается, как "неправильная мораль неправильных людей".
   
   Фокус в том, что общество довольно сильно расслоено, и для каждого слоя свой набор "ПДД". 
   Кодифицируются обычно "ПДД" верхних слоев (не обязательно даже "классов"). 
   Однако, поскольку слои взаимодействуют, существует пересечение этих "ПДД", 
   что запутывает все окончательно.
   
   J: Строго говоря, тут имеется терминологическая путаница насчет самого понимания, 
   что такое мораль. Пресловутый "человек на необитаемом острове"
   может либо опустить руки и тихо сдохнуть в отчаянии, либо руководствоваться в
   своих действиях соображениями "я же не трус!", "я не сдамся!" и т.п.,
   которые, очевидно, имеют отношение к самоуважению, т.е. к той самой чести 
   в определении Форкосигана. 
   Можно ли это назвать моралью? Я бы сказала, что на необитаемом острове 
   отсутствуют категории "добра и зла", но есть "правильно-неправильно" - 
   и критерием является, действительно, только выживание. 
   Но в обществе, кроме выживания индивида, начинает еще действовать критерий выживания общества, 
   и некоторые поступки, очевидно правильные с точки зрения чисто выживания 
   (типа "Боливару не снести двоих" :-) ) начинают оцениваться как зло с точки зрения общества.