Самиздат:
[Регистрация]
 
[Найти] 
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|  |  |  | 
| Аннотация:психологический этюд
 | 
 
 
   Состояние и позиция
   
   Психолог
   столкнулся с интересным вопросом, хочу посоветоваться.
   Почему иногда говорится о эго-состоянии, о внутреннем Взрослом 
   (или внутреннем Ребенке, о внутреннем Родителе), 
   а когда-то - о Позиции Взрослого (или позиции Ребенка, позиции Родителя)? 
   В чем разница между этим словоупотреблением, что за ним стоит?
   
   Кажется, это связано с разностью психотерапевтического и психолого-педагогического подхода (типа Синтона). 
   Психотерапевты чаще говорят о состояниях (психоаналитики - эго-состояниях), 
   психологи-педагоги - чаще говорят о позициях.
   Например, разговор о внутреннем Взрослом (или позиции Взрослого?):
   Если Взрослый в нас случается сам, если это происходит само - говорится о находящемся
   в нас внутреннем Взрослом. 
   Если мы сами сделали себя взрослым, если мы были в активной позиции - 
   говорится о позиции Взрослого. 
   Мы выбрали позицию Взрослого, мы встали во взрослую позицию. ..
   Похоже, разговоры о внутреннем взрослом чаще ведутся психотерапевтами, 
   работающими с клиентами без привычки к активной и ответственной позиции. 
   Ставят вопрос о позиции чаще психологи и педагоги, 
   приучающие людей к активной и ответственной позиции.
   Аналогично, когда говорят о состоянии Жертвы, 
   далее предлагают работать с этим состоянием, изучать корни этого состояния, 
   принять в себе это состояние, далее проходить процессы и процедуры, 
   чтобы избавиться от этого состояния... 
   Это - психотерапия. 
   А когда говорят о позиции Жертвы, далее предлагают ее просто заменить 
   на позицию авторскую и деятельную. 
   Без всякой психотерапии.
   Что думаете? Это так или вы это видите по другому?
   
   
   ответ 1
   Я Вас поняла так.
   Иными словами, состояние и позиция отличаются наличием Ответственности.
   Если я этакий ёжик в тумане растерянный Ребенок, когда я не подозреваю, 
   что это мой выбор и вообще-то можно из тумана выйти, то это Состояние.
   
   А если есть понимание, что это роль, мой выбор, 
   способ получить желаемое, то это Позиция.
   
   Правильно?
   
   Психолог
   Спасибо, Адма, меня ты поняла правильно. 
   А насколько мое понимание - адекватно? 
   В нашей культуре у этих понятий именно такие смыслы? 
   И то, что разговоры про Состояния более характерны 
   для психотерапевтического подхода - 
   это так или должны быть более точные формулировки? 
   
   Ответ 1
   Мне более точных формулировок не надо. 
   Для меня очевидно, что тот, кто плавает в Состоянии, 
   пойдет к психоаналитику или психотерапевту. 
   Чтобы выговориться, поплакаться, утешиться, услышать, что он достоин любви, внушиться.
   
   А тот, кто хотя бы в курсе, что есть такие Позиции 
   как Ребенок, Взрослый, Родитель и умеет их включать, выберет тренера. 
   
   Ответ 2
   Я хочу заметить, что даже если человек и придёт с таким запросом, 
   то ему всё равно придётся работать. Терапевт не работает утешителем.
   
   Следовательно, полагаю, что противоставление 
   психотерапевта и тренера в данном контексте - некорректно.
   
   согласен с тем, что "состояние" - это психотерапия 
   (правда, не всякая, а лишь процесс-ориентированная). 
   Однако я не согласен с противопостевлением "состояния" "позиции". 
   На мой взгляд, это об одном и том же, просто на языке разных школ. 
   Учитывая, что единого языка пока нет, то и происходит разночтение 
   (от "по разному читают").
   
   Ответ 3
   Как мне кажется, вопрос в том, насколько челоек способен, 
   и насколько устойчиво способен вставать в рассматриваемые позиции, 
   то есть в развитости состояния, соответствующего позиции.
   
   Скажем, если Взрослый во мне слаб, я могу, конечно, 
   усилием воли его активизировать, 
   но он смотрит вокруг мутным взглядом, болезненно вопрошает: 
   "Где я? Кто все эти люди? Что вы от меня хотите?" и падает в бессилии. 
   
   Ответ 4
   Жертва - это как-то мелко и неинтересно. 
   Давайте лучше поговорим о позиции Старости. Без всякой психотерапии.
   Когда говорят о состоянии Старости, далее предлагают работать с этим состоянием, 
   изучать корни этого состояния, принять в себе это состояние, 
   далее проходить процессы и процедуры, чтобы избавиться от этого состояния... 
   Но это типа не по Синтоновски.
   А вот что нам скажут о Старости синтоновские психологи-педагоги? 
   Неужто предложат её "просто заменить на позицию авторскую и деятельную"?
   
   
   Ответ 3
   Вообще-то лучше отдельной темой.
   Я не вижу никакой беды в этой позиции. 
   Я стар, дряхл, мудр, ехиден, сижу, накрывшись пледом в кресле с чашкой чаю 
   и котом на коленях, претендую на уважение и удовлетворен прожитой жизнью. 
   В чем проблема?
   
   Ответ 4
   Проблема на мой взгляд состоит в том, что среди синтоновских "психологов-педагов", 
   распространено активное нежелание замечать тот факт, что существуют состояния, 
   в которых синтоновские методы работают плохо. 
   И это нежелание вы, собственно, сейчас и продемонстрировали.
   
   Это я собственно к тому, что состояния - 
   когда надо "изучать корни" и "проходить процессы и процедуры" - они реально бывают. 
   И в связи с этим хотелось бы понять - у "психологов-педагогов" есть чёткие критерии, 
   позволяющие отличать состояния от позиций, 
   или такие критерии надо прямо сейчас брать и вырабатывать?
   
   Ответ 3
   Объясняю: в стартовом посте темы сказано, что если мы посмотрим на Состояние как на Позицию, 
   то мы сможем "ее просто заменить". 
   Мне хотелось бы уточнить условия, при которых данное высказываение является верным. 
   Я правильно вас понял, что это как-то связано с тем, 
   насколько "объективно" состояние отражает "реальность"? 
   
   Ответ 4
    Совершенно правильно. 
    Если состояние адекватно, функционально и конструктивно, 
    то попытки его заменить будут натыкаться на сопротивление.
    
   Ответ 5
   Для себя я понятия позиции Взрослого/Родителя/Ребенка 
   и внутреннего Взрослого/Родителя/Ребенка различаю очень четко 
   (хотя и не уверен, что мое понимание этого вопроса 
   как-то соотносится с каноническим мнением какой-либо отрасли психологии).
   
   Внутренние Взрослый/Родитель/Ребенок - 
   это мои неотъемлемые составные части. 
   Каждая из этих частей мне дорога и вообще - необходима для жизни. 
   Мой внутренний Ребенок - это мои настоящие желания и мое творческое начало. 
   Без него, соответственно, я бы ничего не хотел 
   и даже в качестве дворника был бы весьма неадекватен. 
   Мой внутренний Родитель - это то, что я откуда-то знаю, хотя сам не проверял. 
   Без этого знания у меня не будет никаких оснований считать, 
   что завтра будет среда, а у термодинамики три начала - 
   т.е. без внутреннего Родителя жизнь вообще невозможна (даже в качестве дворника). 
   Внутренний Взрослый - это такой осмысливатель окружающего. 
   У меня внутренний Взрослый включается редко 
   (в силу почему-то отсутствующего внутреннего диалога), 
   но без него само понятие 'жизнь' (равно как и все прочие понятия) как-то утрачивает смысл.
   
   Форум Синтона
Связаться с программистом сайта.