Самиздат:
[Регистрация]
 
[Найти] 
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|  |  |  | 
| Аннотация:galinalavrinenko.ru - мой сайт    Премьера состоялась в Осло, 31 мая 2015 года.
 | 
 
 
                                                                                         Г. Лавриненко
                                    УСПЕШНАЯ   ОПЕРАЦИЯ
                      ПО  РАССКАЗАМ  ВИКТОРИИ  ТОКАРЕВОЙ
   
   ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
   История первая:
   СЕРГЕЙ
   АЛИНА
   История вторая:
   ЕЛЕНА
   НЕ ОНИСИМОВ
   АЛЛА
   МУЖ АЛЛЫ
   
   Сцена поделена на два мира. Таких разных и таких схожих...
   С одной стороны мелькают мгновения  Сергея и Алины. С другой - Лены и Не Онисимова. Судорожный поиск личного счастья... Минуты отчаяния и пустоты... Сотворение личной Вселенной... 
                                               СЕРГЕЙ  И  АЛИНА
   Маленький провинциальный город. Гостиничный номер. На кровати раскрытый чемодан Сергея Тишкина. Сам он сидит в кресле у стола и набирает номер.
   СЕРГЕЙ (в трубку): Алло, родная? Температура спала? Ну, крепись! Твоя инициатива. Мне даром не дался этот грёбанный фестиваль! Ошибаешься. Знаменитым он меня точно не сделает. Лучше бы я остался с тобой и дочерью. Твоя мама - это твоя мама! Дочери нужен отец. Всегда. Каждую минуту. Всё она понимает - ей уже месяц. Смеётся. Открытие?  Было. Банкет... Говорят всякую хрень. Самоутверждаются. Не знаю. Мне скучно. Постараюсь. 
   Стук в дверь.
   Войдите! Хорошо дорогая!
   В номер заходит технический работник фестиваля Алина. Сергей жестом просит подождать.
   (в трубку) Поправляйся! И держи меня в курсе дел. Звони хоть ночью. Да. Ну, всё пока! Целую! (Алине) Что Вам?
   АЛИНА: Извините! Тут такое дело... Можно я подселю к Вам актера Гурина?
   СЕРГЕЙ: Он же голубой...
   АЛИНА: Что?
   СЕРГЕЙ: Гомосек. Гей.
   АЛИНА: Да Вы что?!
   СЕРГЕЙ: Это Вы "что". Не буду я с ним селиться.
   АЛИНА: А куда же мне его девать?
   СЕРГЕЙ: Не знаю. Куда хотите.
   АЛИНА: Я могу его только к Вам, потому что Вы молодой и начинающий.
   СЕРГЕЙ: Значит, селите ко мне.
   АЛИНА: А Вы?
   СЕРГЕЙ: А я буду ночевать у Вас.
   АЛИНА (не заметив иронии): У меня?
   СЕРГЕЙ: А что такого? Вы ведь, одна живёте?..
   АЛИНА: Да... Вообще-то... Ну, если Вы согласны...
   СЕРГЕЙ: Я согласен.
   АЛИНА: Хорошо. Я заберу Вас к себе. Но у меня один ключ. Нам придется уехать вместе.
   СЕРГЕЙ: Нормально. Будете уезжать, возьмите меня с собой!
   Несколько секунд Алина стоит в нерешительности, затем выходит из номера. Тишкин начинает закрывать чемодан. Эта сторона сцены становится темной. На другой появляется Елена.
                                            ЕЛЕНА  И  НЕ ОНИСИМОВ 
   Елена сидит за столом перед ноутбуком. Закрывает лицо руками. Потом резко встает. Берёт со стола диктофон, начинает говорить в него.
   ЕЛЕНА: Сегодня 5 января, 2015 года. Оля, если ты это слушаешь, значит, меня больше нет.  По причине, о которой мне не хотелось бы распространяться, я решила покончить с собой. Только не пугайся и не удивляйся. Простите меня! Маме привет.
   Лена снова садится за ноутбук.
   Так... Эмма Бовари отравилась. Насколько я помню, у Флобера -- это долго, мучительно и, учитывая состояние современной медицины, -- не наверняка. Спасут, а потом напишут письмо на производство. Так что травиться - не подходит, стреляться - нереально, вешаться - не эстетично. Бросаться из окна - страшно.
   Пауза.
   (читает) Замёрзнуть. Очевидцы говорят, что в начале бывает холодно, потом тепло, потом тебя посещают блаженные сны.
   Лена встает, идет в ванную, через секунду мы слышим звук льющейся из крана воды. Через некоторое время она появляется, мокрая, завернутая в простыню. Открывает балкон, выходит на него. Стоит какое-то время. Вдруг, на балкон Елены залазит высокий мужчина в джинсах и свитере. Лена кричит. Мгновение они смотрят друг на друга. 
   МУЖЧИНА: Что Вы здесь делаете?
   ЕЛЕНА: А Вы?
   МУЖЧИНА: Я хотел бы пройти через вашу квартиру на лестницу. Это возможно?
   ЕЛЕНА: Идите.
   МУЖЧИНА: А Вы?
   ЕЛЕНА: Что я?
   МУЖЧИНА: Вы меня не проводите? Я не знаю ваших замков.
   ЕЛЕНА: Пошли! (уходят с балкона)
   МУЖЧИНА: Что Вы там делали?
   ЕЛЕНА: Жарко стало.
   МУЖЧИНА: Вы йог?
   ЕЛЕНА: Йог.
   МУЖЧИНА: А Вам не холодно?
   ЕЛЕНА: Нет. Я привыкла. А Вы случайно не Онисимов? Очень похожи.
   МУЖЧИНА: Нет, а это кто?
   ЕЛЕНА: Да так... Один... Моя первая любовь. У него были светлые волосы, овальное лицо и большие руки.  Он не знал о моей любви.
   МУЖЧИНА: Нет. Я не Онисимов. Но меня всегда с кем-то путают. Я всегда бываю на кого-то похож. До свидания! Извините, пожалуйста! (уходит)
    Темно.
                                                СЕРГЕЙ  И  АЛИНА
   Квартира Алины. С пола на диван, пытаясь отдышаться, заползают Алина и Сергей. Смеются.
   АЛИНА: Упала.
   СЕРГЕЙ: Бывает. Прости.
   Лежат в обнимку на диване. Пауза.
   СЕРГЕЙ: Друг у тебя есть?
   АЛИНА: Так, чтобы одного - нет. А много - сколько угодно.
   СЕРГЕЙ: И ты со всеми спишь?
   АЛИНА: Почему со всеми? Вовсе не со всеми...
   Пауза.
   СЕРГЕЙ: Каков твой отбор?
   АЛИНА: Ну... если нравится...
   СЕРГЕЙ: А я тебе нравлюсь?
   АЛИНА: Ужасно. С первого взгляда. Я тебя ещё на вокзале приметила. Подумала: что-то будет...
   СЕРГЕЙ (гладит Алину по волосам): Аля... Аля.
   АЛИНА: Вообще-то меня Линой зовут.
   СЕРГЕЙ: Пусть все зовут как хотят. Для меня ты - Аля.
   Пауза.
   СЕРГЕЙ: Те, с кем спишь, деньгами помогают?
   АЛИНА: Помогают. Я ведь мало зарабатываю.
   СЕРГЕЙ: Значит, ты продаешься?
   АЛИНА: Почему продаюсь? Благодарю. А как я ещё могу отблагодарить?
   СЕРГЕЙ: У меня нет денег.
   АЛИНА: А я и не возьму.
   СЕРГЕЙ: Почему?
   АЛИНА: Потому что ты красивый. И талантливый.
   СЕРГЕЙ: Откуда ты знаешь?
   АЛИНА: Говорили.
   СЕРГЕЙ: Кто?
   АЛИНА: Все говорят. Да это и так видно.
   СЕРГЕЙ: Что именно?
   АЛИНА: То, что ты талантливый. Я, например, вижу.
   СЕРГЕЙ: Как?
   АЛИНА: Ты светишься. Вот входишь в помещение и светишься. А от остальных погребом воняет.
   Тишкин крепче обнимает Алину.
   АЛИНА: Ты женат:
   СЕРГЕЙ: Женат.
   АЛИНА: Сильно или чуть-чуть?
   СЕРГЕЙ: Сильно.
   АЛИНА: Ты любишь жену?
   СЕРГЕЙ: И не только.
   АЛИНА: А что ещё?
   СЕРГЕЙ: Я хорошо к ней отношусь.
   АЛИНА: Но ведь любить - это и значит хорошо относиться.
   СЕРГЕЙ: Не совсем. Любовь - это зыбко. Может прийти, уйти... А хорошее отношение - навсегда.
   АЛИНА: А тебе не стыдно изменять?
   СЕРГЕЙ: Нет.
   АЛИНА: Почему?
   СЕРГЕЙ: Потому что это не измена.
   АЛИНА: А что?
   СЕРГЕЙ: Это счастье.
   АЛИНА: А у нас будет продолжение?
   СЕРГЕЙ: Нет.
   АЛИНА: Почему?
   СЕРГЕЙ: Потому что я должен снимать новое кино.
   АЛИНА: Одно другому не мешает...
   СЕРГЕЙ: Мешает. Если по-настоящему, надо делать что-то одно. И я выбираю работу.
   АЛИНА: Странно...
   СЕРГЕЙ: Я в туалет. (уходит)
   Алина садится на кровати. Прячет лицо в ладони.
   СЕРГЕЙ (из туалета): Ты что, не любишь Антонова?
   АЛИНА: Почему?
   СЕРГЕЙ: А что же ты его в туалет повесила?
   АЛИНА: Там штукатурка облупилась. Я, конечно, наклеила обои. Но это бесполезно. Всё равно, что наряжать трупака.
   СЕРГЕЙ: Кого? 
   АЛИНА: Покойника... Этот дом надо сбрить, а на его месте новый построить. А ещё лучше взорвать тротилом...
   СЕРГЕЙ (заходит): Что ты злишься? (залез под одеяло)
   АЛИНА: Я у подруги была в Германии, город Саарбюкен. Она туда уехала на постоянное проживание. Замуж вышла. Так там всё для человека. Всё здорово. Жить можно.
   СЕРГЕЙ: Ты хочешь в Германию?
   АЛИНА: Куда угодно. Только отсюда. Я больше не могу это видеть. Кран вечно течет... В раковине след от ржавой воды. И так будет всегда.
   СЕРГЕЙ: Перестань. Всё хорошо.
   АЛИНА: Что хорошего?
   СЕРГЕЙ: Вон какая ты красивая... Молодая. У тебя всё впереди. 
   АЛИНА: Ну, да... Когда мне было пятнадцать - всё было впереди. Сейчас двадцать пять - тоже впереди. Потом стукнет пятьдесят - молодая старуха. И что впереди? Старость и смерть? Чем так жить, лучше не жить вообще...
   СЕРГЕЙ: Дура! (нежно обнимает Алину)
   Темнота.
                                         ЕЛЕНА  И  НЕ ОНИСИМОВ 
   Из ванной появляется Елена. Она в свадебном платье. Идет на кухню, открывает бутылку шампанского, наливает в бокал, пьет. Включает газ, садится,  закрывает глаза. 
   Раздается звонок в дверь. Елена открывает. На пороге - Не Онисимов. С секунду он смотрит на Елену, потом решительно идет на кухню, закрывает газ, открывает окна.
   НЕ ОНИСИМОВ: Зачем вы открыли газ?
   ЕЛЕНА:  Грелась.
   НЕ ОНИСИМОВ: То вам жарко, то вам холодно
   ЕЛЕНА:  А ваше, какое дело? Что вы шастаете туда и обратно? То в окно, то в дверь?
   НЕ ОНИСИМОВ: Потому что вы мне не нравитесь. Ну почему вы так себя ведете? Вас обидели?
   ЕЛЕНА: Я же не задаю вам вопросов.
   НЕ ОНИСИМОВ: Можете задавать.
   ЕЛЕНА: Почему вы удрали через балкон? Муж пришел?
   НЕ ОНИСИМОВ: Да. А вы откуда знаете?
   ЕЛЕНА: Из анекдотов. Типичная ситуация. Он пришел -- и не вовремя.
   НЕ ОНИСИМОВ: Да. Мы не договаривались.
   ЕЛЕНА: Это понятно. Это можно не объяснять.
   НЕ ОНИСИМОВ: Я не хотел его видеть. Дело в том, что я убил его жену.
   Пауза. Елена одевает очки, долго смотрит на Не Онисимова.
   ЕЛЕНА: Из ревности?
   НЕ ОНИСИМОВ: Я врач. Хирург. Я сделал ей операцию.
   ЕЛЕНА: Ах, вот что... Неудачная работа. Брак. Ну что ж... Это бывает во всяком деле.
   НЕ ОНИСИМОВ: Неудачная работа? Это операция века! Такую операцию делал только Дебейки! Вы слышали это имя?
   ЕЛЕНА: Нет. 
   НЕ ОНИСИМОВ: Дебейки -- первый хирург в мире, который предложил вшивать в сердце клапан из тефлона. Знаете, что такое тефлон?
   ЕЛЕНА: Нет.
   НЕ ОНИСИМОВ: Вы ничего не знаете. Это сверхпрочный синтетический материал, из него делают сковородки, на которых можно жарить без масла. Тефлоновый клапан практически не изнашивается.
   ЕЛЕНА: Вы вшили такой же клапан?
   НЕ ОНИСИМОВ: Не вшил. Вклеил. Я пошел дальше Дебейки. Я пять лет вместе с учеными разрабатывал органический клей, который потом постепенно рассасывается. Клапан вживляется без единого шва, без травмы сердечной мышцы. А главное -- время. Раньше такая операция шла пять часов. А теперь сорок минут. Как при удалении аппендикса. Я шагнул на сто лет вперед. Я практически избавил людей от страха перед сердечными заболеваниями. Сердца можно будет ремонтировать, как моторы в ремонтных мастерских. Я звонил Дебейки. Он меня ждет вместе с моей больной. А она не выздоравливает.
   ЕЛЕНА: Почему?
   НЕ ОНИСИМОВ: Не борется. Говорит, что устала. А когда человек не хочет жить -- это смертельно опасно. Потому что все в голове. У меня был случай: я оперировал очень тяжелую язву, совершенно не верил в успех. Больной -- шофер грузовика, обслуживал рыбный холодильник. Ел одну рыбу, как кот. И пил, по-моему... Но это не важно. Я боялся, что он умрет на столе. Но обошлось. Довел операцию до конца. Через час пошел посмотреть его в реанимации, а койка пуста. Я заглянул под койку: думал, упал. Никого нет. Побежали искать. Я захожу в туалет, смотрю -- он сидит и курит. Мозг не принял тяжести агрессии. И, представляете, он выздоровел... А здесь... Такая операция в Америке стоила бы полтора миллиона долларов.  (наливает шампанское, пьет) Хотите?
   ЕЛЕНА: Спасибо. (пьют)  Но ведь Вы не причем, Вы сделали всё, что от Вас зависело. А как она... это уже её дело.
   НЕ ОНИСИМОВ: Операция сама по себе, в отрыве от больного, не существует. Лучше пусть он выживет после плохой операции, чем умрет после хорошей... А тут еще муж пришел "спасибо" говорить. Коньяк принес. Французский.
   ЕЛЕНА: Значит, это ваша квартира?
   НЕ ОНИСИМОВ: Конечно. Я живу в соседнем подъезде.
   ЕЛЕНА: Я вас никогда не видела.
   НЕ ОНИСИМОВ: И я тоже никогда вас не видел.
   ЕЛЕНА: А муж, значит, у вас сидит?
   НЕ ОНИСИМОВ: Не знаю. Наверное.
   ЕЛЕНА: А почему нельзя было уйти через дверь?
   НЕ ОНИСИМОВ: Неудобно уходить, когда к тебе пришел человек. А так я просто исчез. Без объяснений. 
   ЕЛЕНА: И все-таки неудобно.  Вы должны вернуться.
   НЕ ОНИСИМОВ: Я должен быть в больнице.
   ЕЛЕНА: А который час?
   НЕ ОНИСИМОВ: Это не важно. Я должен быть возле нее. Вернее, не должен. Я просто не могу быть ни в каком другом месте.
   ЕЛЕНА: Так идите...
   НЕ ОНИСИМОВ: Я не могу вас бросить.
   ЕЛЕНА: Почему?
   НЕ ОНИСИМОВ: Я уже сказал: вы мне не нравитесь.
   ЕЛЕНА: Но вы же не можете быть сразу в двух местах.
   НЕ ОНИСИМОВ: Пойдемте со мной.
   Елена обувает валенки и дубленку поверх платья.
   ЕЛЕНА: А Вы? Так пойдете? В одном свитере? Дать Вам что-нибудь?
   НЕ ОНИСИМОВ: А что у Вас есть?
   ЕЛЕНА: Ничего. У меня нет мужских вещей.
   НЕ ОНИСИМОВ: Тогда одеяло. Одеяло у Вас есть?
   Елена выносит из комнаты одеяло. Не Онисимов укутывается. Уходят.
   Темнота...
                                           СЕРГЕЙ  И  АЛИНА
   В своей комнате на кровати, укрывшись с головой одеялом,  лежит Алина. На улице, у её дома (авансцена) стоит Сергей и набирает номер. В комнате Алины раздается звонок, она берёт трубку. Весь последующий разговор мы видим только её руку и часть лица. 
   АЛИНА: Аллё?
   СЕРГЕЙ: Привет! Ты меня узнаёшь? Хотя вряд ли. Четыре года прошло после того фестиваля. Часто вспоминал. Хотел позвонить, но... что я скажу? "Привет!", "Пока"... 
   АЛИНА (равнодушно): Ты откуда?
   СЕРГЕЙ: Из Америки.
   АЛИНА: А слышно хорошо, как будто ты рядом.
   СЕРГЕЙ: Ты вышла замуж?
   АЛИНА: За кого?
   СЕРГЕЙ: За шефа, например.
   АЛИНА: А... Нет. Я одна.
   СЕРГЕЙ: Хорошо.
   АЛИНА: Очень...
   СЕРГЕЙ: Ладно, я приду, поговорим. (кладет трубку, уходит) 
   АЛИНА: Стой! Нет! Не приходи. 
   Алина снова укрывается одеялом с головой. Через мгновение раздается звонок в дверь. Она лежит. Звонок раздается снова... И снова... Алина встает. Она очень бледна, на голове косынка. Идет, открывает дверь. В квартиру заходит Сергей. Долго смотрят друг на друга.
   АЛИНА: Изменилась?
   СЕРГЕЙ: Есть немного.
   АЛИНА: Меня химили и лучили. Все волосы выпали. Но они вырастут. Врачи обещают.
   СЕРГЕЙ: Вырастут, куда денутся...
   АЛИНА: Проходи, если не боишься.
   СЕРГЕЙ (раздевается): А чего мне бояться?
   АЛИНА: Ну... рак все-таки. Некоторые боятся заразиться. Ко мне никто не ходит, да я никого и не зову. В таком-то виде...
   Алина и Сергей сели друг напротив друга.
   СЕРГЕЙ: Рассказывай.
   АЛИНА: А чего рассказывать? Я оформлялась в поездку. Во Францию. Заодно решила пройти диспансеризацию. Врач сказал: "Никуда не поедите у Вас рак". А я ему: "Фиг с им, с раком".  Очень хотелось в Париж.
   СЕРГЕЙ: Раньше ты хотела в Германию.
   АЛИНА: Сейчас уже никуда не хочу. Операция была ужасная. Я думала, грудь срежут и все дела. А они соскоблили половину тулова, под мышкой и везде. Теперь руку не поднять. 
   СЕРГЕЙ: Это пройдет.
   АЛИНА: Ага... Пройдет вместе со мной. Я договорилась с Маринкой: когда умру, пусть придет ресницы мне покрасит. На меня ненакрашенную смотреть страшно.
   СЕРГЕЙ: Не умрешь.
   АЛИНА: Ага... У меня мать от этого померла. И бабка. Почему это они умерли, а я нет?
   СЕРГЕЙ: Потому что медицина сейчас сильно продвинулась вперёд. Сейчас другие препараты. Выживаемость девяносто процентов.
   АЛИНА: А ты откуда знаешь?
   СЕРГЕЙ: Это известно. Наука движется вперёд.
   Пауза. Сергей берёт руку Алины и начинает целовать её пальцы.
   АЛИНА: Тебе не противно? Ты не боишься, что рак на тебя переползет?
   СЕРГЕЙ: Он не переползет. И потом его нет. Его же отрезали...
   АЛИНА: Да? Действительно. Пауза. Хочешь поесть что-нибудь? Если не боишься, конечно. 
   Сергей берёт пакет с которым пришел, выкладывает на стол коньяк, фрукты, ветчину, шоколад.
   АЛИНА: А у меня курица вареная есть.
   Алина одной рукой пытается накрыть на стол. 
   СЕРГЕЙ: Не трогай ничего. Я сам за тобой поухаживаю. Начинает расставлять посуду. Что у тебя в жизни ещё?
   АЛИНА: Рак.
   СЕРГЕЙ: А кроме?
   АЛИНА: Ты говоришь как дилетант. Кроме - ничего не бывает.
   СЕРГЕЙ: Ну всё-таки... Какая-то мечта.
   АЛИНА: Сейчас у меня мечта - выжить. И всё. Каждый прожитый день - счастье. Если бы меня поставили на подоконник десятого этажа, сказали: "Стой, зато будешь жить", - я бы согласилась.
   СЕРГЕЙ: Не говори ерунды.
   АЛИНА: Это не ерунда. Я утром просыпаюсь, слышу, как капает вода из крана. Это жизнь. В раковине желтое пятно от ржавчины. Я и ему рада. За окном зима. Люди куда-то торопятся. Я их вижу из окна. Какое счастье... Я согласилась бы жить на полустанке, смотреть, как мимо бегут поезда, спать на лавке, накрываться пальто. Только бы видеть, слышать, дышать...
   СЕРГЕЙ: Садись за стол. То на подоконнике, то на полустанке...
   АЛИНА: Ты не понимаешь. Говорят, что душа бессмертна. Но мне жаль именно тела. Как оно без меня? Как я без него?