| 
 | 
| 
 | ||
| 
 В настоящей статье проведено аналитическое определение набора приоритетов свойств как автомобильных кранов - вездеходов ведущих российских марок грузоподъемностью 25 тонн с колесной формулой 6х6, так и автомобильных кранов ведущих российских марок грузоподъемностью 25 тонн с колесной формулой 6х4, так и автомобильных кранов зарубежных марок грузоподъемностью 25 тонн с колесной формулой 6х4 и 4х4. | ||
Аналитическое определение набора приоритетов свойств автомобильных кранов
на российском рынке.
Характеристики (краткие) рассматриваемых автомобильных кранов с грузоподъёмностью 25 тонн:
| 
 | колесная формула | количество секций стрелы | масса крана в кг | высота подъема в метрах основной стрелой | габаритные размеры длинна в мм | габаритные размеры высота в мм | габаритные размеры ширина в мм | среднерыночная стоимость в руб. | 
| 6х4 | 5 | 31 700 | 39 | 12700 | 3450 | 2500 | 5 450 000 | 
| "XCMG QY25K" серии "K" | 6х4 | 4 | 29 400 | 33 | 12360 | 3380 | 2500 | 4 560 000 | 
| "Grove 325 на шасси Coles-Grove" | 4х4 | 3 | 22 210 | 23,5 | 8800 | 3650 | 2500 | 
 | 
| "КС-45717-1 на шасси УРАЛ -4320" | 6х6 | 3 | 22 210 | 21,3 | 10900 | 3650 | 2500 | 5 590 000 | 
| "КС-45721 на шасси МАЗ-630303" | 6х4 | 3 | 22 100 | 21,9 | 12000 | 3850 | 2500 | 4 350 000 | 
| "КС-55713-6 на шасси МАЗ-63038" | 6х4 | 3 | 22 200 | 21,9 | 12000 | 3750 | 2500 | 4 400 000 | 
| "КС-45717-1Р на шасси УРАЛ -4320" | 6х6 | 4 | 21 930 | 30,7 | 11987 | 3817 | 2500 | 5 990 000 | 
| "КС-55713-6В на шасси МАЗ-6303А3" | 6х4 | 4 | 24 240 | 28,3 | 11800 | 3950 | 2500 | 4 850 000 | 
| "КС-55713-5К-3 на шасси КАМАЗ-43118" | 6х6 | 4 | 22 350 | 28,3 | 11800 | 3980 | Для удобства условимся применять четыре усредненных показателя, одинаково применимые ко всем типам автомобильных кранов:
1.	марка используемой стали и/или сплавов, применяемых в агрегатах и оборудовании;
2.	качество сборки агрегатов и оборудования;
3.	расход топлива л/100км = 40;
4.	начальная точка расчета стоимости равна 4 000 000 рублей;
Также условимся применять понижающие и/или повышающие коэффициенты, влияющие на расчет стоимости:
К (коэффициент) количества секций стрелы с учетом количества метров каната стального и литров ВМГЗ (всесезонное масло гидравлическое загущенное применяется рабочая жидкость в системах гидропривода и гидроуправления)  равный при трех секциях Ксекц.=3;
К (коэффициент) количества ведущих мостов с учетом количества карданных валов и литров масла заливаемого в редуктор моста равный при трех мостах Кмост.=3;
К (коэффициент) удорожания ТОиР (технического обслуживания и ремонта) в зависимости от количества Кмост. и Ксекц. равный при Кмост.=3 и Ксекц.=3  Кто_р.=6;
Применяемая в статье начальная точка расчета стоимости равная 4 000 000 рублей определена из условий, что цена для потребителя не равна цене для производителя. А приоритеты свойств товара определяются на основании мнения потребителя. 
Из выше приведенной таблицы 'Характеристики (краткие) рассматриваемых автомобильных кранов с грузоподъёмностью 25 тонн' наблюдается очевидная закономерность изменения массы и высоты автомобильного крана от показателя количества секций стрелы и типа применяемого шасси.
Отечественные автомобильные краны установлены на обычные автомобильные шасси КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ, КРАЗ, УРАЛ и др. И эта низкозатратная тенденция для российских производителей автомобильных кранов продолжает сохраняться и в последнее время. И это происходит несмотря на то, что изготовители автокранов во всем мире отдают предпочтение шасси специально созданным для установки на них крановой надстройки, это так называемые специальные крановые шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой.
Благодаря низкому центру тяжести, достигается высокая устойчивость и высокая скорость движения автокрана. Для примера возьмем раму Grove 325  на шасси Coles-Grove: в основе шасси мощная П-образная опорно-несущая рама, коробчатого сечения, постоянного профиля и ширины по всей длине, замкнутая с обоих сторон, герметичная, изготовленная из высокопрочных сталей. Толщина стенки лонжерона 24 мм с эффективной толщиной 48 мм. Ширина полки лонжерона 240 мм, высота лонжерона 490 мм. Расстояние между лонжеронами рамы 980 мм. Поперечины рамы трубчатые.
Применение в конструкции шасси ZOOMLION QY25V532 и XCMG QY25K, специальной опорно-ходовой рамы, также позволило существенно снизить высоту центра масс автомобильного крана, что улучшило их устойчивость на дороге по сравнению с автомобильными шасси.
Рама шасси базовых отечественные автомобильных кранов остается самым слабым местом в тандеме автомобиль-кран. Остаются обычной практикой в эксплуатации, трещины рамы. Трещины заваривают, усиливают накладками, это обычное явление для рамы шасси базовых отечественных автомобильных кранов. Но и это помогает не надолго.
Длительный период российские производители автокранов пытаются снизить нагрузку, передаваемую от крановой надстройки на раму. Это у них получается за счет снижения массы используемых сталей и сплавов. А самый низкозатратный способ добиться результата, это уменьшить толщину конструкций автомобильных кранов. 
Попробуем подвести доказательную базу под мое высказывание, на примере данных таблицы 'Характеристики (краткие) рассматриваемых автомобильных кранов с грузоподъёмностью 25 тонн'.
Масса 'КС-45717-1Р на шасси УРАЛ -4320' с колесной формулой 6х6 оснащенного 4х секционной стрелой с высотой подъема 30 метров составляет21 930 кг, при длине 11987мм и 
высоте 3817мм.
Масса 'КС-45717-1 на шасси УРАЛ -4320' с колесной формулой 6х6 оснащенного 3х 
секционной стрелой с высотой подъема 21 метр составляет 22 210 кг, при длине 10900мм и 
высоте 3650мм.
Разница по массе достигает 280 кг! И это при том, что 'КС-45717-1Р на шасси УРАЛ -4320' стал на 1087мм длиннее и на 167мм выше! За счет чего достигнут эффект? Применение затратных и дорогостоящих в настоящее время нанотехнологий? Но среднерыночная стоимость 'КС-45717-1Р на шасси УРАЛ -4320' составляет 5 990 000 рублей (данные http://sba-sba.ru/ivmarka), а 'КС-45717-1 на шасси УРАЛ -4320' составляет 5 590 000 рублей (данные http://sba-sba.ru/ivmarka). Разница 400 000 рублей. Следовательно, одна секция стрелы и 9 метров увеличения высоты подъема стоят 400 000 рублей, при снижении массы на 280 кг. 
Данный подход к снижению нагрузки привел к снижению качества продукции, что можно наблюдать как в ломающихся выносных опорах предназначенных для повышения устойчивости крана при работе с грузами, так и в треснутых или гнутых выдвижных секциях телескопических стрел. Это относиться к автомобильным кранам выпущенным период пика спроса в 2007 - 2008 годах на отечественную технику с колесной формулой 6х6.
Конечно же необходимо принимать во внимание, что относительно слабая развитость дорожной инфраструктуры в зоне грузоподъемных (строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных) работ, при освоении новых территорий нефте - газо добывающими компаниями в 2007 - 2008 годах, велось с грубейшими нарушениями технологии применения автомобильных кранов, что и привело к серьезным поломкам основного оборудования описываемой техники. В лесотундровых зонах Западно-Сибирской низменности до сих пор можно наблюдать ржавеющие 'УРАЛы' с колесной формулой 6х6, стоящие в болоте с вырванным передним мостом, с разграбленным навесным оборудованием. И без малейшей возможности провести их эвакуацию и транспортировку к месту ремонта нет прибегая к помощи вертолета. 
Продолжим доказывать мое высказывание, на примере данных таблицы 'Характеристики (краткие) рассматриваемых автомобильных кранов с грузоподъёмностью 25 тонн', проведя аналогии между АК 'Челябинец' и АК 'Галичанин'.
Масса 'КС-45721 на шасси МАЗ-630303' с колесной формулой 6х4 оснащенного 3х 
секционной стрелой с высотой подъема 21 метр составляет 22 100 кг, при длине 12000мм и 
высоте 3850мм, среднерыночная стоимость составляет 4 350 000 рублей (данные http://kran-chel.ru/avtokran_ks-45721-33.html).
Масса 'КС-55713-6 на шасси МАЗ-63038' с колесной формулой 6х4 оснащенного 3х 
секционной стрелой с высотой подъема 21 метр составляет 22 200 кг, при длине 12000мм и 
высоте 3750мм, среднерыночная стоимость составляет 4 400 000 рублей (данные http://www.gakz.ru/rus/catalog/25tonn/model15/params/).
Можно заметить, что при относительно равных технических данных, в приведенном типе автомобильных кранов ценовая определяющая одинакова.
Однако, при сравнении с другим классом рассматриваемого типа автокранов, на примере
'КС-55713-6В на шасси МАЗ-6303А3':
Масса 'КС-55713-6В на шасси МАЗ-6303А3' с колесной формулой 6х4 оснащенного 4х 
секционной стрелой с высотой подъема 28 метров составляет 24 240 кг, при длине 11800мм и 
высоте 3950мм, среднерыночная стоимость составляет 4 850 000 рублей (данные http://www.gakz.ru/rus/catalog/25tonn/model76/params/).
Имея разницу по массе между КС-45721 и КС-55713-6 в сравнении с КС-55713-6В, 2040 кг, при том, что высота подъема увеличилась на 7 метров. Следовательно, 2040 кг, одна секция стрелы и 7 метров увеличения высоты подъема стоят 450 000 рублей. Что так же соответствует полученным нами 400 000 рублей разницы между классами 'КС на шасси УРАЛ -4320'.
При проведении сравнительных аналогий автокранов российского производства с приведенными в таблице 'Характеристики (краткие) рассматриваемых автомобильных кранов с грузоподъёмностью 25 тонн' ZOOMLION QY25V532 и XCMG QY25K, явно заметна увеличение массы автомобильного крана до 29 400 кг при оснащении 4х секционной стрелой с высотой подъема 33 метра и длинной 12360мм, высотой 3380мм, до массы крана 31 700 кг при оснащении 5х секционной стрелой с высотой подъема 39 метров и длинной 12700мм, 
высотой 3450мм. Несмотря на значительное увеличение массы до усредненных 8 тонн, мы видим снижение высоты автомобильного крана. Это достигнуто за счет применения в основе шасси мощной П-образной опорно-несущей рамы, коробчатого сечения, постоянного профиля и ширины по всей длине, замкнутой с обоих сторон, герметичной, изготовленная из высокопрочных сталей. Она не подвержена 'детским болезням' в виде трещин и изгибов профиля рамы российских автомобильных кранов.
А что же со стоимостью на импортируемую из-за рубежа технику, подлежащую в том числе и 'растаможке', что несет в себе дополнительные финансовые затраты, увеличивающую стоимость продажи. По данным http://zoomlion.amobil.ru/new/others/?id=1651045 стоимость QY25V532 составляет 5 450 000 рублей.
По данным http://avito.ru/items/habarovsk_avtobusy_gruzoviki_spetstehnika_xcmg_qy25k_70010194 стоимость XCMG QY25K составляет 4 560 000 рублей. Следовательно среднерыночная стоимость 'КС-55713-6В на шасси МАЗ-6303А3' с колесной формулой 6х4 оснащенный 4х секционной стрелой с высотой подъема 28 метров и массой крана 24 240 кг составляет 4 850 000 рублей, а среднерыночная стоимость XCMG QY25K с колесной формулой 6х4 оснащенный 4х секционной стрелой с высотой подъема 33 метра и массой крана 29 400 кг составляет 4 560 000 рублей. Разница сразу не столько очевидна, но при сравнивании высоты подъема стрелы, с разницей в 5 метров, становится понятным, что предполагаемый ЗАКАЗЧИК, потребитель услуг автокрановой техники, отдаст предпочтение технике с большей высотой подъема груза. А для владельца такой техники означает увеличение количества заказов, и как следствие увеличение прибыли.
Неслучайно, что если на сегодняшний момент производство автокранов-вездеходов более 1500 автокранов в год и на протяжении последних двух лет этот сегмент автокранов растет быстрее рынка кранов на шоссейных шасси, то роста реализации автокранов с формулой 6х6 в сравнении с реализацией автокранов с формулой 6х4 на этом сегменте российского рынка мы не наблюдаем. Это очевидно является высокой стоимостью автокранов-вездеходов в сравнении с автокранами с формулой 6х4 и более дорогими затратами на обслуживание и ремонт. Среднерыночная стоимость 'КС-45717-1Р на шасси УРАЛ -4320' составляет 5 990 000 рублей (данные http://sba-sba.ru/ivmarka), а 'КС-45717-1 на шасси УРАЛ -4320' составляет 5 590 000 рублей (данные http://sba-sba.ru/ivmarka).
Немаловажным фактором в низкой динамике продаж автокранов-вездеходов и снижением их эксплуатационной надежности является, для повышения проходимости, обеспечение низкой массы крановой установки и оптимальные нагрузки на оси. Однако как мы можем наблюдать, современные решения российских производителей автокранов направляются на сохранение внедорожных свойств шасси при увеличении грузоподъемности крановых установок, с удлиненными стрелами, что приводит к перегрузке шасси и как правило к поломке рамы. 
Только потребитель должен диктовать цену товара, а не производители. Важно, что приоритеты свойств товара определяются на основании мнения потребителя. 
Несмотря на попытки российских производителей, отечественные автомобильные краны существенно не стали отличаться друг от друга. Потребителю заметны лишь изменения наименования и окраски кранов. Стало очевидным, что увеличение длинны стрелы, использование новых (специальных) крановых шасси, кабины, массе и нагрузкам на оси, комфортабельности работы оператора крана, возможности индивидуализации крана, не является приоритетным направлением для ведущих российских производителей. Основным источником преимущества в российских условиях продолжают оставаться только вездеходные качества автокрана. Мы можем наблюдать лишь стандартный набор с небольшими вариациями, предлагаемый российскими производителями в виде устройств вагонного типа, со сдвинутой вперед передней оси кабиной и расположением двигателя в пределах колесной базы автомобиля. Двигатель расположен выше рамы, в самом защищенном месте, что исключает любые контакты с дорожной поверхностью.
Так что говорить о дифференцированном позиционировании, обусловленном конкурентными преимуществами для каждого, отдельно взятого, потребителя отечественной специальной грузоподъемной техники еще рано.2500 | 
| 
 |