Липатов Владимир Евгеньевич
Понятие о когнитивном пространстве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагается многомерная пространственная многофакторная система оценок и рейтингов контента в целях улучшения поиска и классификации.

  Формулировка проблемы:
  В интернете человек погружается в океан информации. Однако существующие системы оценок, рейтингов, статистики, индексации и поиска дают линейные представления о контенте. Мы имеем безумную гонку за самую новую новость, самое литературное произведение, самый аналитический обзор, самую картинистую картину и т.п. Такая схема ущербна, потому что не учитывает многогранности человеческого восприятия, многомерности мышления, необъятность интересов и потребностей.
  В данной статье предлагается переход к многомерной системе оценок информации, даётся понятие о когнитивном пространстве.
  
  Когнитивное пространство - это информационная модель пространственного человеческого восприятия информации, дающая систему координат для классификации и оценки контента в целях последующего поиска и анализа человеком.
  Оценивать контент может либо группа экспертов, либо часть пользователей, либо все желающие, либо нейросеть, которая тренируется именно на материале первичных оценок.
  
  Что представляет собой когнитивное пространство? В первом приближении оно имеет 4 измерения:
  1. Весело - Грустно,
  2. Душевно - Жёстко,
  3. Умно - Глупо,
  4. Полезно - Вредно.
  
  Для каждого типа реакции восприятия уже существуют соответствующие эмодзи.
  
  Однако каждую ось можно рассмотреть более подробно.
  Градиенты накала страсти по эмоции и информации:
  1. Любовь, Интерес,
  2. Обожание, Хотение,
  3. Симпатия, Желание,
  4. Потребность, Вожделение,
  5. Зависимость, Насыщение,
  6. Необходимость, Сытость,
  7. Рабство, Пресыщенность,
  8. Ненависть, Отвращение;
  
  Градиент агрессия-ужас:
  1. Агрессия,
  2. Ненависть,
  3. Гнев,
  4. Возмущение,
  5. Неприязнь,
  6. Боязнь,
  7. Страх,
  8. Ужас;
  
  Эмоциональные оценки:
  1. Приятное, Болезненное,
  2. Привлекательное, Отвратительное,
  3. Полезное, Вредное,
  4. Целебное, Пагубное,
  5. Смешное, Страшное,
  6. Надёжное, Опасное,
  7. Созидательное, Разрушительное,
  8. Доброе, Злое;
  
  
  Градиент Отношения:
  1. Нежность,
  2. Мягкость,
  3. Податливость,
  4. Гибкость,
  5. Упругость,
  6. Твёрдость,
  7. Жёсткость,
  8. Жестокость.
  
  Градиент скоростей в жизни:
  1. Сон,
  2. Грёзы,
  3. Пробуждение,
  4. Зарядка,
  5. Бодрость,
  6. Поездка,
  7. Работа,
  8. Аврал.
  
  У каждого человека есть Свои собственные:
  1. Святыни и мерзости,
  2. Добродетели и грехи,
  3. Подвиги и пороки,
  4. Достижения и упущения,
  5. Сильные и слабые стороны,
  6. Радости и горести,
  7. Друзья и враги,
  8. Последователи и гонители...
  
  
  
  Классификация литературных произведений и стилей речи
  1. "Разговор или Письмо" (2 варианта);
  2. Возраст автора: "Детство, Юность, Зрелость, Старость" (4 варианта);
  3. Осведомлённость автора (должна соответствовать возрасту):
  "Новичок, Любитель, Профи, Эксперт" (4 варианта);
  
  Модель изложения:
  1. Гуманитарный,
  2. Исторический,
  3. Научный,
  4. Просветительский,
  5. Религиозный,
  6. Социальный,
  7. Управление,
  8. Пропаганда.
  
  О чём пишет автор:
  1. О будущем,
  2. О прошлом,
  3. О настоящем,
  4. Вымысел.
  
  Каков настрой автора:
  1. Доброжелательный,
  2. Юмористический,
  3. Саркастический,
  4. Сатирический.
  
  
  
  
  Какова цель автора:
  1. Информирование,
  2. Развлечение,
  3. Спекуляция,
  4. Реклама,
  5. Наставление,
  6. Поучение,
  7. Опровержение,
  8. Оправдание.
  
  Оценка литературного мастерства:
  1. Лаконичность, Многогранность,
  2. Точность, Образность,
  3. Ритмичность, Мелодичность,
  4. Чёткость, Благозвучие.
  
  Классификация в музыке
  1. Статичность, Динамичность,
  2. Цикличность, Уникальность,
  3. Структурность, Хаотичность,
  4. Мелодичность, Ритмичность;
  
  Пример из 8 стилей:
  1. Песенная,
  2. Танцевальная,
  3. Пение птиц,
  4. Звуки природы,
  5. Медитативная,
  6. Духовная,
  7. Классическая,
  8. Маршевая.
  
  Признаки: Происхождение, Назначение, Действие и Роль:
  1. Происхождение: Естественная, Искусственная,
  2. Назначение: Для души, Для тела,
  3. Действие: Успокаивающая, Возбуждающая,
  4. Роль: Самостоятельная, Сопроводительная.
  
  Время: Прошлое, Будущее, Реальность, Вымысел,
  Настрой: Серьёзное, Смешное, Сложное, Простое,
  Образ: Красивое, Страшное, Правильное, Уродливое,
  Цель: Объяснение, Загадка, Любовь, Злодейство;
  
  Вывод:
  Таким образом, построение когнитивного пространства - задача сложная и творческая. Она включает в себя следующие аспекты:
  выбор осей пространства,
  выбор семантических градиентов,
  выбор весовых оценок,
  привлечение экспертов,
  использование ИИ.
  
  Несмотря на некоторые трудности по внедрению когнитивной системы оценок на конкретных сайтах и сервисах, я уверен в том что такая система окупиться сполна.
  
  21.12.2025 г.
  Владимир Евгеньевич Липатов
  Использованы материалы монографии Семантическая алгебра.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"