Аннотация: Предлагается многомерная пространственная многофакторная система оценок и рейтингов контента в целях улучшения поиска и классификации.
Формулировка проблемы:
В интернете человек погружается в океан информации. Однако существующие системы оценок, рейтингов, статистики, индексации и поиска дают линейные представления о контенте. Мы имеем безумную гонку за самую новую новость, самое литературное произведение, самый аналитический обзор, самую картинистую картину и т.п. Такая схема ущербна, потому что не учитывает многогранности человеческого восприятия, многомерности мышления, необъятность интересов и потребностей.
В данной статье предлагается переход к многомерной системе оценок информации, даётся понятие о когнитивном пространстве.
Когнитивное пространство - это информационная модель пространственного человеческого восприятия информации, дающая систему координат для классификации и оценки контента в целях последующего поиска и анализа человеком.
Оценивать контент может либо группа экспертов, либо часть пользователей, либо все желающие, либо нейросеть, которая тренируется именно на материале первичных оценок.
Что представляет собой когнитивное пространство? В первом приближении оно имеет 4 измерения:
1. Весело - Грустно,
2. Душевно - Жёстко,
3. Умно - Глупо,
4. Полезно - Вредно.
Для каждого типа реакции восприятия уже существуют соответствующие эмодзи.
Однако каждую ось можно рассмотреть более подробно.
Градиенты накала страсти по эмоции и информации:
1. Любовь, Интерес,
2. Обожание, Хотение,
3. Симпатия, Желание,
4. Потребность, Вожделение,
5. Зависимость, Насыщение,
6. Необходимость, Сытость,
7. Рабство, Пресыщенность,
8. Ненависть, Отвращение;
Градиент агрессия-ужас:
1. Агрессия,
2. Ненависть,
3. Гнев,
4. Возмущение,
5. Неприязнь,
6. Боязнь,
7. Страх,
8. Ужас;
Эмоциональные оценки:
1. Приятное, Болезненное,
2. Привлекательное, Отвратительное,
3. Полезное, Вредное,
4. Целебное, Пагубное,
5. Смешное, Страшное,
6. Надёжное, Опасное,
7. Созидательное, Разрушительное,
8. Доброе, Злое;
Градиент Отношения:
1. Нежность,
2. Мягкость,
3. Податливость,
4. Гибкость,
5. Упругость,
6. Твёрдость,
7. Жёсткость,
8. Жестокость.
Градиент скоростей в жизни:
1. Сон,
2. Грёзы,
3. Пробуждение,
4. Зарядка,
5. Бодрость,
6. Поездка,
7. Работа,
8. Аврал.
У каждого человека есть Свои собственные:
1. Святыни и мерзости,
2. Добродетели и грехи,
3. Подвиги и пороки,
4. Достижения и упущения,
5. Сильные и слабые стороны,
6. Радости и горести,
7. Друзья и враги,
8. Последователи и гонители...
Классификация литературных произведений и стилей речи
1. "Разговор или Письмо" (2 варианта);
2. Возраст автора: "Детство, Юность, Зрелость, Старость" (4 варианта);
3. Осведомлённость автора (должна соответствовать возрасту):
"Новичок, Любитель, Профи, Эксперт" (4 варианта);
Модель изложения:
1. Гуманитарный,
2. Исторический,
3. Научный,
4. Просветительский,
5. Религиозный,
6. Социальный,
7. Управление,
8. Пропаганда.
О чём пишет автор:
1. О будущем,
2. О прошлом,
3. О настоящем,
4. Вымысел.
Каков настрой автора:
1. Доброжелательный,
2. Юмористический,
3. Саркастический,
4. Сатирический.
Какова цель автора:
1. Информирование,
2. Развлечение,
3. Спекуляция,
4. Реклама,
5. Наставление,
6. Поучение,
7. Опровержение,
8. Оправдание.
Оценка литературного мастерства:
1. Лаконичность, Многогранность,
2. Точность, Образность,
3. Ритмичность, Мелодичность,
4. Чёткость, Благозвучие.
Классификация в музыке
1. Статичность, Динамичность,
2. Цикличность, Уникальность,
3. Структурность, Хаотичность,
4. Мелодичность, Ритмичность;
Пример из 8 стилей:
1. Песенная,
2. Танцевальная,
3. Пение птиц,
4. Звуки природы,
5. Медитативная,
6. Духовная,
7. Классическая,
8. Маршевая.
Признаки: Происхождение, Назначение, Действие и Роль:
1. Происхождение: Естественная, Искусственная,
2. Назначение: Для души, Для тела,
3. Действие: Успокаивающая, Возбуждающая,
4. Роль: Самостоятельная, Сопроводительная.
Время: Прошлое, Будущее, Реальность, Вымысел,
Настрой: Серьёзное, Смешное, Сложное, Простое,
Образ: Красивое, Страшное, Правильное, Уродливое,
Цель: Объяснение, Загадка, Любовь, Злодейство;
Вывод:
Таким образом, построение когнитивного пространства - задача сложная и творческая. Она включает в себя следующие аспекты:
выбор осей пространства,
выбор семантических градиентов,
выбор весовых оценок,
привлечение экспертов,
использование ИИ.
Несмотря на некоторые трудности по внедрению когнитивной системы оценок на конкретных сайтах и сервисах, я уверен в том что такая система окупиться сполна.
21.12.2025 г.
Владимир Евгеньевич Липатов
Использованы материалы монографии Семантическая алгебра.