|
|
||
В статье делается принципиальная оценка возможности полетов человека к другим планетам, и одновременно невозможности полетов на ближайшие 20 лет в связи с текущей ситуацией в мире. |
Марс, Умов, электрокинетический движитель, экономика.
Литвиненко В.А. 2025г. г.Саратов
(Бывший ведущий конструктор (разработчик), бывшего СО СКБ ИРЭ АН СССР.)
Человечество давно мечтает о полетах к другим планетам солнечной системы. Однако мечта это одно, научные исследования - другое, а необходимость - третье. Промышленное освоение космоса может сгладить надвигающуюся проблему 2033 года (условная дата начала исчерпания ресурсов на Земле, например на начальном этапе истощение энерго ресурсов - нефть, газ, уран.) Признаком приближающейся проблемы являются высказывание президента США о необходимости присоединения Канады и Гренландии. В теории можно пытаться заместить ресурсы Земли на ресурсы с других планет, но на текущий переходный период нет мировых согласованных действий по освоению космоса. На это есть две причины:
- Политическая - так как в большинстве стран общественный строй - капитализм в стадии империализма, каждая страна будет думать только о собственных интересах.
- Техническая - используя традиционные методы получаются длительные полеты и существенные экономические затраты не подъемные для одной страны.
Вытеснить человека из производственной цепочки не возможно, по той причине что кто-то должен принимать решение. Такой вывод можно получить из изучения науки управления - кибернетики. Из-за длительности полетов на текущий момент невозможно на практике простыми способами обеспечить жизнедеятельность человека в космосе. Скорость перемещения транспортного средства сильно зависит от двигателя и внутренней энергии на его борту.
Далее, с начало рассмотрим некоторые аспекты известных и перспективных двигателей для космических полетов. Затем сделаем сравнительный анализ их применения для целей регулярных полетов к планетам солнечной системы на примере Марса с упрощениями. Потом произведем экономические сравнения ориентируясь на количество ракетных запусков с Земли.
1. О реактивном движении.
В настоящее время для космических полетов человечество применяет принцип реактивного движения с отбросом собственной массы устройства в виде рабочего тела. Если рассматривать работу двигателей за малый промежуток времени, например за секунду, то будет очевидно что прирост скорости соответствует закону сохранения количества движения. За счет внутренней энергии содержащейся в космическом аппарате происходит разделение масс на остаток массы космического аппарата и массы рабочего тела. (Вспомните школьную задачку и опыт пережигания нитки между двумя шариками соединенных стянутой пружиной.) Внутренняя энергия космического аппарата преобразуется в кинетическую энергию аппарата и рабочего тела, что соответствует закону сохранения энергии и принципу перехода одного вида энергии в другой. (Потенциальная энергия сжатой пружины переходит в кинетическую энергию шариков.)
При непрерывном выбросе рабочего тела, более точно, прирост скорости остатков массы космического аппарата описывается формулой Циолковского. Импульс в момент разделения одинаков и отличается только знаком для космического аппарата и рабочего тела. А вот внутренняя энергия использованная для разделения начальной массы тела на две распределяется не равномерно. Больше энергии получает то тело, которое по массе меньше. (Шарик с меньшей массой получает больше энергии от пружины.) В текущих конструкциях реактивных двигателей большую часть энергии получает рабочее тело.
Рассмотрим различные виды ракетных двигателей исходя из энергетических характеристик. Известна такая энергетическая характеристика Кэ - сколько энергии требуется для создания силы тяги.
Кэ=W/F где W - энергия в Джоулях за секунду=Ватт, а F - тяга в милиНьютонах.
2. Химические двигатели.
Химические двигатели достигли предела своего совершенства. Одним из таких двигателей является РД-170. Исходя из открытых данных рассмотрим характеристики двигателя РД-170.
Тяга в вакууме 870т или 8 700 000Н.
Скорость истечения газов ~4 км/сек.
В некоторых источниках заявляется секундный расход смеси топлива окислитель 2,5 т/сек. Соотношение керосина к кислороду 2.6, тогда секундный расход керосина примерно ~1т или 1000 кг. Энерго содержание керосина нафтила РГ-1 43000 кДж/кг.
Тогда за 1 секунду выделяется 43 000 000 000 Дж или мощность 43 000 МВт.
В этом случае Кэ=43000 000 000Вт/8 700 000 000мН. Или Кэ=4,9Вт/мН.
3. Электроракетные двигатели.
Попытки улучшить некоторые характеристики двигателей привело к созданию электрореактивных двигателей использующих энергию электрического источника. Из формулы Циолковского следует, за счет увеличения скорости истечения рабочего тела в десятки раз по сравнению с химическими двигателями можно получить некоторые улучшения технических характеристик, например по массе . (Более подробно о электроракетных двигателях можно прочесть в работе - Роль и место электроракетных двигателей в Российской космической программе Ю.Г. Гусев, А.В. Пильников)
В настоящее время был разрекламирован двигатель VASIMR (VF-200) как двигатель для межпланетных перелетов.
Заявляемая тяга ~6 Н при потреблении 200 КВт.
Тогда его эффективность Кэ=35Вт/мН. Скорости истечения рабочего тела от 30 до 300 км/с.
Если верить Википедии, то этот двигатель НАСА планирует для перемещение 34 т полезного груза от Земли до Луны. Для того, чтобы совершить такое путешествие на химических двигателях, должно быть сожжено около 60 тонн кислород/водорода. Сопоставимый космический буксир требовал бы 5 двигателей VF-200, потребляющих 1 МВт электроэнергии, получаемой от солнечных батарей или от ядерного реактора. Для того, чтобы проделать такую же работу, подобный буксир потратил бы только 8 тонн аргона как рабочего тела. Пустой буксир при возвращении от Луны к Земле должен покрывать это расстояние за 23 дня.
Можем оценочно посчитать секундный расход рабочего тела. Предположим что общая длительность работы двигателей 46 суток. Тогда можем посчитать, что секундный расход рабочего тела примерно 8т/46сут. =2 гр/сек для пяти двигателей.
Выигрывая в чем то одном, проигрываем в чем то другом.
Начальная масса уменьшается за счет того, что в первую очередь не нужен окислитель. Во вторую очередь масса уменьшается за счет увеличения скорости выброса рабочего тела.
С другой стороны начальная масса увеличивается за счет массы электрического источника.
Сейчас разрабатываются атомные реакторы для космического применения. Характеристики ядерная энергодвигательная установка мегаваттного класса (взято из РУВИКИ).
Электрическая мощность - 1 МегаВатт
Срок работы - 100000 часов - ~11 лет
Масса - 7 тонн.
При использовании такого источника питания выигрыш в массе 45 тонн при полетах к Луне на двигателях VASIMR.
Получается некоторый выигрыш за счет общего уменьшения массы на орбите, поэтому электроракетные двигатели считаются перспективными.
Чтобы получить у электрореактивных двигателей тягу как у химических, необходимо увеличивать мощность электрического источника. Сейчас говорят уже о десятках мегаватт за счет увеличения КПД ядерных реакторов.
Однако недостатки используемого принципа реактивного движения сохраняются. Время работы двигателя зависит как от источника энергии, так и от массы рабочего тела. Если время работы источника питания десяток лет, то рабочего тела 8 тонн хватает только на 46 суток в проекте НАСА.
Без внутреннего источника энергии обойтись нельзя, но встает вопрос, а вот без рабочего тела обойтись можно или нет?
Прежде чем ответить на этот вопрос надо задуматься есть ли другой раздел физики позволяющий использовать другие принципы для создания сил тяги. Химические и электроракетные двигатели объединяет наука газовая динамика. Но в газовой динамике чаще используется принцип взаимодействия со средой, воздушные и гребные винты. Но в вакууме нет непосредственно весомой материи. Тем не менее кроме устройств работающих на принципах газовой динамики в нашей жизни мы чаще встречаемся с устройствами работающих на принципах электродинамики. Электродинамические устройства взаимодействуют в первую очередь с вакуумом, а материальные среды могут как улучшать так и ухудшать работу устройств. Посмотрим что можно использовать.
4. Направленные антенны.
К реактивным двигателям можно отнести направленные антенны. Если условно считать электромагнитную волну рабочим телом, то скорость ее истечения равна скорости света. Антенны способны излучать все время пока их работу поддерживает электрический источник питания, то есть, нет зависимости от рабочего тела.
В конце 19 века и начале 20 века опыты Лебедева П.Н. экспериментально подтвердили перенос энергии и импульса в электромагнитными волнами. (Лебедев П.Н.. Экспериментальное исследование пондеромоторного действия волн на резонаторы.)
Сейчас известны уточненные количественные величины какой импульс получает антенна при излучении. По современным данным тяга направленной антенны при излучении 3 Вт равна 10-8Н (Валитов. Пондеромоторное действие электромагнитного поля.1975г. ).
Её эффективность Кэ=300 000Вт/мН.
Направленная антенна мала по массе и обходится без рабочего тела, что уменьшает массу космического корабля. Однако ее эффективность создания силы тяги за счет энергии настолько мала, что для реальных полетов такой тип двигателей не рассматривается даже при наличии электрических источников мегаваттного класса на борту. (Гидродинамический аналог такого движителя это возбуждение волны на поверхности воды за кормой лодки, обычно легкой модели для детей. На практике тоже не применяется из-за своей малой эффективности. Принцип волнообразования не путать с образованием вихрей Гемгольца при колебательном движении весла за кормой на подобии как у рыб.)
То есть в теории - без рабочего тела обойтись можно, хоть и нельзя воспользоваться на прямую. Но далее встает вопрос, принцип реактивного движения единственный? Есть ли более-менее эффективная альтернатива?
5. О движении энергии и вектор Умова Н.А.
Прежде чем ответить на выше заданный вопрос, отвлечемся. А что общего в разных типах двигателей и движителей для разных физических сред. Общее то, что происходит процесс преобразование одного вида энергии в другой и движение энергии в среде. Этот процесс в общем и в частностях был описан Умовым Н.А. ( Н.А.Умов - "Уравнения движения энергии в телах" 1870г., "Прибавление к статье уравнение движения в телах", "Теория взаимодействия на расстояниях конечных и ее приложение в выводу электростатических и электродинамических законов" 1873г. ) Движение энергии в разных средах связывается с кинетическим видом энергии и количеством движения.
Примеры использования вектора Умова в электродинамике:
- движение энергии при постоянном потоке - от постоянного электрического источника к резистору.
- движение энергии при колебаниях - переток энергии в LC контуре, от конденсатора в индуктивность и обратно.
- при волновых процессах - перенос энергии и импульса электромагнитной волны.
- электрические двигатели, преобразующие электрическую энергию в механическую кинетическую, с проявлением момента количества движения.
Можем сделать вывод, не зная среду, но понимая как движется энергия и импульс можно создать устройства создающие силу тяги. Например по аналогии с известными устройствами, воспроизводя энергетические потоки в среде. В электродинамике мы хорошо можем считать электромагнитную энергию и ее движение, поэтому подобные устройства возможно спроектировать.
В начале 20 века Н.Тесла писал о возможности создания устройств, преобразующих электрическую энергию источника в кинетическую, с проявлением количества движения и использованием их в транспорте. То есть устройства формирующих поступательную силу тяги, без образования момента количества движения как в электродвигателях.
В конце восьмидесятых начале девяностых годов в СССР было изготовлен первый рабочий образец такого устройства под названием - пондеролет. Автор профессор, доктор технических наук Игнатьев Г.Ф. Работу своего устройства автор описывал через вектор Умова. Декларируемая тяга 60Н при весе 600Н. (Для наших рассуждений к сожалению энерго эффективность пондеролета нельзя посчитать, из-за отсутствия некоторых технических данных.)
Кроме пондеролета таких конструкций известно много (например, другая топология в заявке на изобретение 2011140466), тогда думаю уместно использовать в дальнейшем название электрокинетические движители (от слов электрический и кинетический).
Конструкции электрокинетических устройств создают около собственных элементов изменяющиеся индукционные электромагнитные поля, то есть поля в пространстве связанные с токами и зарядами формирующихся при работе устройства. При этом вокруг элементов движителя образуются потоки энергии и импульса, подобно потокам от воздушного или гребного винта описанному в гидродинамике. (см. - Принцип работы электрокинетического движителя на основе гидродинамической аналогии.)
От направленных антенн отличаются тем, что излучение электромагнитной волны является для них побочным эффектом, то есть потерями, такими же как и тепловые потери при работе радиотехнических устройств. (Волновые потери есть и при работе воздушного и гребного винтов.)
То есть на выше поставленный вопрос есть ответ - альтернативой реактивного принципа с отбрасыванием части устройства, является устройства взаимодействующие со средой. В нашем случае средой является - вакуум.
Далее будем рассматривать технические характеристики электрокинетического движителя построенного с применением плоско спиральных резонаторов.
6. Электрокинетические движители.
Простейший электрокинетический движитель на плоско спиральных резонаторах выглядит так как на фотографии.
Фиг.1 Взвешивание устройства содержащего электрокинетический движитель (движитель - четыре верхние печатные платы) и генераторы высокой частоты (нижние платы) перед проведением экспериментов.
Частота работы 20 МГц. Масса 370 гр. Развиваемая тяга 1*10^-5 Н. Потребляемая мощность от первичного источника электрического источника 45 Вт. Эффективность устройства Кэ=4500 Вт/мН, что примерно на два порядка эффективней направленной антенны (Кэ=300 000Вт/мН).
Тяга такого устройства сила тяги определяется формулой -
F=K*0*C^2*U^2*f^2 ,где
K - численный коэффициент отражающий топологию,
0 - магнитная постоянная,
C - емкость спирального резонатора,
U - напряжение на емкости спирального генератора.
f - резонансная частота спирального резонатора.
Для такой конструкции при увеличении частоты уменьшаются размеры
Фиг.2
При этом сила тяги такого элемента сохраняется.
Из таких ячеек можно составлять линейные, плоские и объемные решетки.
Фиг.3 Формирование объемной решетки.
Плоская матрица на кубических элементах 3*3 развивала тягу 7*10^-5 Н. Энергетическая эффективность составила Кэ=2142 Вт/мН.
Для матрицы с другой топологией Кэ=153 Вт/мН. Это примерно в четыре раза хуже чем двигатель VASIMR (VF-200, Кэ=35Вт/мН).
Использование некоторых видов оптимизации может привести (например как в заявке RU2560918C2 и др.) к сравнимым характеристикам с электрореактивным двигателями.
Существенные отличия электрокинетических устройств:
- нет механически движущихся элементов,
- нет существенно температурно нагруженных элементов,
- нет рабочего тела,
- есть реверс вектора тяги (изменение тяги на противоположное электрическим способом),
- величина силы тяги может меняться (например широтно-импульсной подачей напряжения от первичного источника питания.),
- возможность длительной работы (так как нет рабочего тела и температурно нагруженных элементов длительность работы ограничена только источником питания и электронным генератором). Следствие - возможность полета по управляемой траектории.
(- была высказана гипотеза, что при определенных условиях за счет концентрации электромагнитных полей движитель может выступать как ослабитель космического излучения.)
После проведения экспериментов с разными моделями был сделан вывод, что объемная решетка в объеме 1куб.м., при работе на частоте 200Мгц, способна создать силу тяги 10Н.
7. Полет на Марс.
7.1 Пусть для решения некоторой проблемы стоит задача каждые два года отправлять экспедицию на Марс и обратно. Схема полета - С орбиты Земли полет к Марсу, облет Марса, полет к Земле и выход на орбиту Земли. Экипаж - один космонавт. Постараемся опереться на известные и перспективные технические решения которые могут быть реализованы технически. Экономическую оценку сделаем ниже.
7.2 В качестве прообраза много разового космического корабля возьмем модуль Салют 9. По данным РУВИКИ :
- Российский служебный модуль включает все системы, необходимые для работы в качестве автономного обитаемого космического аппарата и лаборатории.
- Он позволяет находиться в космосе экипажу из трёх космонавтов, для чего на борту имеется система жизнеобеспечения и электрическая энергоустановка. Кроме того, служебный модуль может стыковаться с грузовым кораблём Прогресс, который раз в три месяца доставляет на станцию необходимые припасы и корректирует её орбиту.
- Жилые помещения служебного модуля оборудованы средствами обеспечения жизнедеятельности экипажа, имеются персональные каюты отдыха, медицинская аппаратура, тренажёры для физических упражнений, кухня, стол для приёма пищи, средства личной гигиены. В служебном модуле находится центральный пост управления станцией с аппаратурой контроля. Здесь также есть беговая дорожка с системой виброизоляции, кухня с холодильником/морозильной камерой и столом, велосипед для упражнений, туалет и другие средства гигиены. Сточные воды и водный конденсат экипажа из воздуха кабины рециркулируются. Модуль оснащён средствами пожарообнаружения и пожаротушения.
- Его масса ~20 тонн. В составе МКС отработал более десяти лет.
Это и есть хорошая и реалистичная модель много разового корабля работающая более 10 лет.
7.3 Для вариантов с использования электрических двигателей, для их питания возьмем атомный источник на 2 мегаватта, массой 7 тонн и сроком службы 10 лет. Таких источников сейчас в космосе нет, но существуют реалистичные проекты.
7.4 Для вывода на орбиту много разового межпланетного корабля и других модулей будем использовать Ангару-5, успешно летавшую два раза. Доставляющую 20 тонн на низкую орбиту.
7.5 Будем считать что обслуживание корабля на начальном этапе и после возращения с Марса при разных типах двигательных систем примерно одинаков. Это примерно четыре полета кораблей Союз или Прогресс для обслуживания межпланетного корабля. Поэтому экономически важно обратить внимание сколько стартов ракет будет произведено для сборки двигательной системы корабля и дальнейшего его обслуживания для следующих полетов.
7.6 Произведем сравнения возможности полетов с разными типами двигателей.
Для химических двигателей.
Использование химических двигателей это типовое решение и об этом написано много. При полете к Марсу и обратно корабль должен выполнить 4 основных маневра разгона и торможения. Масса корабля и четырех ступенчатой ракеты по разным проектам разная, от 350 тонн до 750 тонн при возвращаемой массе 20 тонн. Возьмем массу 360 тонн.
Часто в литературе говорят о том, что время полета от Земли до Марса ~ 250 суток. При облете Марса и возращении обратно к Земле - 500 суток. При скорости 12 км/сек пройденный путь ~259 млн.км. Это значительно больше чем минимальное расстояние до Марса. Объясняется это тем, что такова баллистическая кривая для полета.
Фиг.4 Один из вариантов траекторий полетов на Марс и обратно.
Для начальной сборки потребуется 1 запуск для вывода корабля, для двигательной системы массой 340 тонн, что потребует 17 запусков с Земли при доставке по 20 тонн груза на орбиту.
Для электрокосмических двигателей.
Пускай корабль дополняется с энергетической установкой 2МВт и электрокосмическими двигателями общей массой в 10тонн.
Общая масса комплекса будет состоять из -массы корабля 20т, масса энергетической установки с двигателями 10т, массы рабочее тело 30т. Итого масса комплекса 60т. Для начальной сборки потребуется 4 запуска.
Электрокосмические двигатели 10 шт с общей тягой ~60Н расходом 4гр/сек.
Тогда ускорение a=F/m =60/ 60 000= 0.001м/сек^2.
Посчитаем время за которое корабль приобретет дополнительную скорость 2км/сек.
Скорость v=a*t, следовательно t=V/a = 2000/0.001=2 000 000сек. Или ~23 дня.
Расход рабочего тела 2 000 000*0,004=8000кг или 8тонн. Столько рабочего тела необходимо для маневра ускорения и перехода со скорости 10 км/сек до 12 км/сек.
Превышение второй космической скорости необходимо для перехода полета к другой планете. Запас рабочего тела 30 тонн, что позволяет сделать только четыре таких маневра. Полет между маневрами происходит по баллистической траектории. Время полета примерно такое же как при полете на химических двигателях.
Выигрыша во времени нет, полет будет длинней на 23*4=92 дня или три месяца. Но есть преимущество в целях подготовки к следующему полету.
Для следующего полета, доставка рабочего тела может быть осуществлена 2 транспортными кораблями. В нашем случае это на 15 стартов с Земли меньше, чем при использовании химических двигателей.
С экономической точки зрения значительно выгоднее использование электрокосмических двигателей.
С технической сложней из-за увеличенной длительности полета.
Для электрокинетических движителей.
Корабль с энергетической установкой тот же, но установлены электрокинетические движители. Так как не требуется рабочего тела, то масса корабля на 30 тонн меньше и составит 30 тонн. Для начальной сборки потребуется 2 запуска (корабль и энергетическая установка с движителями).
При тяге электрокинетического движителя 60 Н как и электрокосмических двигателях, время перехода ко второй космической скорости составит 12 дней. Это понятно, за счет уменьшения общей массы вдвое происходит увеличение ускорения a=60Н/ 30 000кг=0.002м/сек.
Так как не требуется рабочего тела, то движители могут работать и дальше после достижения второй космической скорости. Посчитаем время за которое корабль пройдет 125 млн.км., чуть меньше половины пути к Марсу. Из школьной программы известно что s=v0*t+(a/2)*t^2.
Чтобы найти время t надо решить квадратное уравнение a*t^2/2+ v0*t-s=0 или
0.001*t^2+12000*t-125 000 000 000=0
Воспользуемся калькулятором, получим t = 6 688 577 сек или ~77 дней.
То есть время полета с учетом отрыва от Земли и торможением у Марса будет 154+24=178 дней.
Полет на Марс с возращением к Земле займет 356 суток или меньше года. На 144 дня время полета короче, чем на текущий момент возможно с применением химических двигателей. Максимальная скорость которая будет достигнута V=V0+a*t. V=12000+0.002*6 688 577 = 25377 м/сек или 25 км/сек.
После возращения с Марса не надо дополнительных запусков для восстановления транспортной системы, так как нет рабочего тела.
С экономической точки зрения это эффективней чем применение электроракетных двигателей.
С технической проще из-за уменьшенной длительности полета.
7.7 Затраты на обслуживание и выводы.
Для следующего полета к Марсу потребуется для:
- электрокинетических движителей - 4 старта с Земли для обслуживания корабля,
- электрокосмических двигателей - 6 стартов с Земли для обслуживания корабля и загрузки рабочего тела,
-химических двигателей -21 старт с Земли для обслуживания корабля и сборки новой двигательной системы.
Из этих данных можем сделать предварительный выводы о применении электрокинетических движителей:
- позволит сделать полеты экономически существенно менее затратными,
- уменьшение времени полетов существенно уменьшит технические проблемы связанные с обеспечением жизнедеятельности космонавтов,
Уменьшение экономических и технических проблем приводит к тому, что одна страна самостоятельно сможет при необходимости осуществлять экономическую деятельность в солнечной системе.
7.8 Реальные перспективы.
При увеличении мощности электрического источника до 4 мегаВатт и использовании электрокинетических движителей, многоразовый космический корабль может составлен из двух модулей типа Салют-9. При этом получаем полный дублирующий комплект оборудования обеспечивающий надежность пребывания людей на корабле. А это уже вполне реалистичный межпланетный корабль для экипажа из 3 членов. Экономическое предпочтение использования электрокинетических движителей возрастет еще примерно в два раза.
8. О перспективах межпланетных полетов.
На текущий момент в мире происходит процесс деления на территориальные, научные и технологические кластеры. Поэтому с большой вероятностью полетами человека к планетам будут инициироваться отдельными странами. Чтобы определить какие страны могут сделать это, надо ответить какие страны уже имеют следующие компетенции :
- в атомных технологиях,
- в радио физике и микроэлектроники (250-120 нанометров),
- в химических технологиях,
- в авиационных технологиях,
- в строительстве и запуске ракет,
- в долговременном обслуживании орбитальных станций.
Стран имеющих все перечисленные технологии очень мало.
8.1
- На текущий момент времени наибольшими компетенциями для полетов человека к другим планетам обладает Россия. Но в ближайшие 5-10 лет движения в этом направлении не будет, из-за текущей гео политико-экономической обстановки и текущего общественного бытия (фактически очень низкое воспроизводство человека - инженера, не путать с названием профессии.)
- Примерно через 10 лет Китай будет обладать необходимыми компетенциями, если не потеряет темпы из-за проблем с другими государствами.
- США также как и Китай может нарастить свои компетенции через 10 лет, но будут ли они этим заниматься пока не понятно. Скорее всего США тоже не будут серьезно этим заниматься по тем же причинам что и Россия (сейчас многим кажется что они- могут, но им выгодней сохранять свой кажущийся престиж, тем самым маскировать свою немощь).
- Четвертой страной может стать Индия, примерно через 15-20 лет, если будут сохранять текущие темпы развития космической отрасли.
- Остальные страны и содружества типа ЕС, не в состоянии будут получить необходимые компетенции даже через 20-25 лет.
8.2 Несмотря на то что научная и техническая база принципиально готовы, но ближайшие 20 лет полетов человека к другим планетам не будет. Из-за проблемы 2033, окно возможностей полетов к другим планетам и начала экономической деятельности в солнечной системе начнет закрываться после 2070 года.
8.3 Думаю несогласных с этим прогнозам будет много. Пусть живут долго и сами убедятся.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"