В городе Горьком, где великая река Волга несёт воды с Севера на Юг, был Университет имени великого учёного-геометра Николая Ивановича Лобачевского.
В одной из его аудиторий, где пахло мелом и пылью вековых истин, шёл разговор о силах, невидимых глазу. Профессор, человек с лицом, изборождённым морщинами глубокомыслия, объяснял таинственное ускорение Кориолиса. Мелом, похожим на указку судьбы, он водил по доске, рисуя векторы, и говорил о том, как это незримое ускорение заставляет могучую Волгу подмывать свой правый берег.
"Почему правый?" – спросил он, окидывая взглядом студентов. – "Потому что Земля вращается с запада на восток! И для реки, текущей с Севера на Юг в нашем полушарии, сила Кориолиса направлена... куда?" Он искал понимания в глазах слушателей.
"Вправо!" – хором ответили многие. Профессор кивнул, довольный.
"Именно. Теперь представьте: стоите вы на берегу Волги, лицом по течению. Вода бежит оттуда," – он махнул рукой на северную стену аудитории, – "туда," – махнул на южную. – "Справа от вас – правый берег, он и страдает от подмыва. Слева – левый, более пологий. Все ясно?"
Студенты закивали. Казалось, истина вошла в их головы, как вода реки в русло.
Но профессор, заметил студента Сергеева, смотревшего в окно, будто искавшего подтверждение словам лектора в плывущих облаках.
"Сергеев, подойди к доске. Покажи нам, где здесь Юг? Куда течёт Волга?"
Сергеев встал.
В аудитории воцарилась тишина, ожидание простого жеста, простого слова. Он оглядел стены, потолок, окно, за которым виднелся лишь кусочек неба и угол соседнего корпуса. Лицо его озарилось внезапной уверенностью. Он гордо выпрямился и ткнул пальцем... не на южную стену, не в сторону окна, ведущего к реке, а куда-то вглубь города, за пределы университетских стен.
"Вон там! Юг – там!" – провозгласил Сергеев.
Профессор нахмурился: "Там? Откуда ты взял? По каким приметам?"
Студенты замерли, предвкушая нелепость или гениальность.
Сергеев улыбнулся, как человек, открывший великую тайну мироздания: "Да очень просто! Юг там, где я живу. Я живу на Южном Шоссе!"
Тишина взорвалась смехом. Звонким, чистым, студенческим смехом. Профессор сначала опешил, его брови поползли вверх, но потом и на его губах дрогнула улыбка. Он понял. Перед ним был студент, заблудившийся в координатах, живой пример того, как великие абстракции мира – Север, Юг, Восток, Запад – обретают плоть и кровь в личном опыте человека.
"Ах, Южное Шоссе!" – вздохнул профессор, когда смех утих. – "Вот она, истинная точка отсчёта для Сергеева. Не географический полюс Земли, не магнитный полюс, а родной дом, вывеска на улице, дорога, ведущая к ужину. Сила Кориолиса может сдвигать берега рек, но сила дома, сила своего места – она сдвигает целые системы координат в душе человека!"
Он посмотрел на доску с векторами, на схему течения Волги, а потом снова на студента, который стоял, слегка смущённый, но все ещё уверенный в своей правде.
"Запомните, – сказал профессор уже всему курсу, – Мир огромен и подчиняется строгим законам, как течение Волги и сила Кориолиса. В этом мире есть один Северный полюс и один Южный полюс. Но каждый из нас смотрит на этот мир со своего Южного Шоссе. И иногда, чтобы понять друг друга и даже великие истины, нужно сначала узнать – а где же Юг у человека? Где его дом, его точка опоры в этом вращающемся мире?"
И смех в аудитории сменился задумчивой тишиной. А за окном Волга, не ведая ни о шоссе, ни о студенческих спорах, продолжала своё вечное движение с Севера на Юг, подмывая правый берег по неумолимым законам физики, которые все же оставляли место для маленького человеческого "Юга" на Южном Шоссе.