|
|
||
СКАЗКИ НАШЕГО МУЗЕЯ.
"МЕСТЬ ПРИДВОРНОГО ДЕДА."
Музейный Домовой решил ночью обойти вокруг музея. Он считал себя ответственным за порядок, поскольку появился в музее с самого начала - с 1885 года.
Домовой посмотрел на музей: такое красивое здание, и у него своя особенная история.
Трудно себе представить, но до появления нашего музея в 1885 году в стране музеев не было. Если кто-то и собирал коллекции, то они хранились в домах самих коллекционеров.
Алексею Петровичу Боголюбову, который собирался подарить нашему городу свою коллекцию картин и других произведений искусства, было ясно, что нужно для этого строить здание по
особому проекту. Художник мечтал прославить имя своего великого деда - Александра Николаевича Радищева, которое до сих пор было под запретом. Когда Боголюбов рассказывал об
открытии художественного музея в Саратове, он сразу оговаривал его посвящение Радищеву.
Художник обратился к своему другу, петербургскому архитектору Ивану Васильевичу Штрому с просьбой сделать проект для будущего музея. И как же это было сложно: впервые
спроектировать и построить целый дворец, в котором по всем правилам должны были разместиться картины, скульптуры, гобелены, керамика, книги и другие предметы коллекции.
Боголюбов и Штром обсуждали, каким же будет этот дворец - музей в Саратове. Он должен быть с просторными залами, с высокими потолками, с большими окнами.
Поскольку картины лучше рассматривать при дневном освещении, решено было часть потолка сделать стеклянным. Кроме того, Алексей Петрович думал и об открытии в Саратове
рисовальной школы. Он заботился о будущих саратовских художниках, которые могли бы развить свои способности и получить специальность.
Архитектор Штром блестяще справился с поставленной задачей, и мечта - дворец для картин - была воплощена в чертежах.
В то же время в Саратове городские власти искали место , где лучше всего начать строить музей. Рассматривали несколько вариантов, и наконец, решили разместить его на Театральной
площади.
Городская Дума постановила построить музей и содержать его на средства города . Но от этого постановления до закладки первого камня здания прошло пять долгих лет, все это время
власти откладывали начало стройки.
Боголюбов долго ждал начала стройки, но однажды у него кончилось терпение, и он пригрозил саратовским властям, что передаст свое собрание в другой город. И только после этого
были найдены средства на стройку.
Ах, какое было открытие! Музейный Домовой остановился перед парадным входом. Он сам прибыл сюда из Санкт-Петербурга перед открытием с упакованными картинами.
Алексей Петрович был счастлив: его мечта сбылась. Он привез свою коллекцию и сам распоряжался, где и что разместить.
В день открытия музея 29 июня 1885 года у входа собралась толпа людей в предвкушении праздника.
Было много торжественных речей и цветов, пришли многие известные горожане.
И ведь событие было неординарное: впервые в нашей стране открывался художественный музей, в который мог прийти любой человек. Гораздо позже открылась в Москве Третьяковская
галерея, но все же саратовский музей был первым!
Музейный Домовой улыбнулся, вспомнив открытие, и продолжил обход вокруг музея.
Но что это? Сверху с карниза посыпались кирпичи. Домовой моментально оказался наверху. Почему вдруг кирпичи начали падать? Там, где они были, зияла дыра. Он заглянул внутрь: в
темноте сверкнули горящие красным огнем глаза.
Это же Придворный Дед! Когда-то они боролись за корону императрицы, и тогда Музейный Домовой победил этого злобного беса.
Да, это был самый настоящий бес - страшный, черный, с хвостом и копытами. Он не простил Домовому своего поражения, потому-то и решил вернуться и отомстить.
Для любого домового самое дорогое - это его дом. И вдруг этот дом начал разрушаться!
Музейный Домовой подпрыгнул и вцепился в Придворного Деда (бес так всегда представлялся, он еще наряжался в богатую одежду, чтобы его не узнали). Силы были неравными:
маленький Домовой уступал в силе крупному Придворному Деду.
Бес разозлился, у него из-под красного камзола выпал длинный крысиный хвост, который закручивался и щелкал, как кнут.
Незваный страшный гость схватил маленького человечка в старинном костюме и швырнул его в стену. Раздался треск и новые кирпичи посыпались на улицу.
В глазах у Домового потемнело, он упал.
"Надо этого беса любой ценой удалить из музея, он же здесь все разрушит! Пусть я погибну, но мой любимый дом - музей не должен пострадать!"- Решил Музейный Домовой. Из
последних сил он бросился на противника и увлек его в окно.
Раздался звон стекла, и они выпали из окна. Из музея к разбитому окну выбежала охрана, тишину нарушил милицейский свисток.
Придворный Дед, которому почти удалось уничтожить противника, оглянулся и разжал свои мохнатые лапы. Охрана музея не могла видеть домовых, но все бежали именно к тому месту,
где они боролись.
Бес отряхнулся, с него посыпались стекла. Он злобно глянул своими горящими глазами на лежащего Домового, угрожающе зарычал, щелкнул хвостом и пропал.
Невидимый людям Музейный Домовой, побитый и обессилевший в драке, начал отползать в свой любимый музейный тайник. Ему не верилось, что все кончилось. У него даже не было
сил, чтобы порадоваться своей победе. Но неужели бес опять вернется?
А люди пришли утром смотреть, замерять, фотографировать разрушения, которые появились ночью.
Потом появились инженеры с техникой, которые пытались выяснить причины разрушений. Они бурили на глубину шурфы, замеряли влажность фундамента и стен, проводили сложные
расчеты.
Наконец, было озвучено заключение о проблемах грунта и еще целый список других технических причин, повлекших разрушения. Серьезные люди с бумагами говорили сложно и
непонятно, и в конце звучала тема ремонта и реставрации музея.
Музейный Домовой ходил невидимкой за ними по пятам, поскольку переживал за свой родной музей.
Он хотел рассказать людям, что виноват во всем Придворный Дед, который начал разрушать музей. Но передумал. Люди думают, что Домовых не бывает. Значит, они Музейного
Домового не увидят и не услышат. А если все-таки увидят, не поверят своим глазам.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"