Лобанов Владимир Алексеевич
Революция сознания
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Типография Новый формат
:
Издать свою книгу
Оставить комментарий
© Copyright
Лобанов Владимир Алексеевич
(
Mail.ru <pibarnov@mail.ru>
)
Размещен: 05/12/2025, изменен: 05/12/2025. 443k.
Статистика.
Статья
:
Мемуары
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Продолжение
Революция сознания Часть Iв
-202-
Старики рассказывали, что в начале войны с фашистами приходилось
ходить в атаку с одной винтовкой на пятерых, в то время как склады ломились
от новеньких ППШ (для них не было патронов)."Блюхер. Уборевич,
Якир, Тухачевский... Советская Армия-то, оказывается, была обезглавлена!
А не из-за этого ли пришлось отдать пол России и двадцать миллионов
жизней; а какие разрушения!.. И как следствие - я не могу сейчас
иметь жильё, чтобы жить со своей семьёй, ведь до сих пор приходится
восстанавливать разрушенное войной. Кто же в этом виноват?! Кто виноват,
что четвёртая часть всего рабочего населения России перед войной
погибала в советских сталинских лагерях?!"
Тысячи вопросов, сменяя один другого, возникали у меня в голове.
"Почему на двадцатом съезде КПСС только приоткрыли завесу неизвестности
над кошмаром тридцатых годов, а затем снова наглухо "закутали"
замалчиванием.?! Что же творится там - в нашем руководстве?! Но ведь
руководители наши - люди преклонного возраста, значит в тридцатые годы
каждый из них был зрелым человеком. Почему они молчали, когда уничтожались
невинные люди?! А сейчас, получается, сознательно скрывают все
преступления. А не значит ли это, что они сами преступники? Но тогда с
ними надо бороться, но как?!"
Один раз в месяц Участок сборки рулевых машин обязан был направлять
людей в дружину по охране общественного порядка. Рабочие шли на
это неохотно и чтобы не срывать мероприятие, находящееся под контролем
райкома партии, начальство за одно дежурство в дружине давало отгулять
один рабочий день. На таких условиях согласился и я побродить по вечернему
Ленинграду с красной повязкой на левой руке и в компании с двумя-тремя
товарищами по работе.
-203-
Перед выходом на дежурство нас инструктировал милицейский офицер.
Он сказал, что в районе иногда появляются антисоветские листовки,
наклеенные на стенах домов, и что если кто-то из нас такую листовку
обнаружит, то чтоб накрыл её газетой и, не допуская посторонних, позвонил
по телефону, который офицер тут же назвал. Ну, а если кому-нибудь удастся
задержать расклейщика, то такой дружинник получит награду и не малую
- может даже получит квартиру.
"Вот как, оказывается, в СССР люди-то борются!"- чуть ли не вскричал
я, но вслух сказал только первые три слова - во время опомнился. Милиционер
вопросительно взглянул на меня, а я уже в мыслях был далеко.
"Как бы здорово было если бы посчастливилось встретить хоть одного
их них..." "Хорошо бы мне попался хоть один расклейщик."- а это уже
мыслил вслух мой "товарищ" по работе,- за квартиру уж я бы от него не
отстал. " Меня удивило такое откровенное признание в готовности совершить
подлость, но я промолчал. Моё же услужливое воображение живо нарисовало
мне картину в которой я сцепился в рукопашной с этой продажной
сволочью.
К сожалению, ни одной антисоветской прокламации мне так и не удалось
обнаружить ни в тот день, ни позже.
В то же время я очень уставал и раздражался от всё пронизывающей
просоветской пропаганды. Газеты, журналы, телевидение, радио (в кино я
перестал ходить, а в театры - тем более) были нашпигованы расхваливанием
реального социализма. Тошно становилось на душе: "У меня всё рушится,
ничего не клеится в жизни, а они восхваляют..." И тут ни жданно, ни гаданно
на выручку мне пришёл Запад. Радиостанция "Немецкая волна из Кёльна",
которую я начал регулярно слушать, после того как узнал о ней от
-204-
друга и купил приёмник, протянула мне руку помощи. От них я узнал о
закрытых политических процессах в Союзе. От осознания, что не один я
страждущий в Стране Советов, ощущалось некоторое облегчение.
В памяти всплывает детство:
Я на вишенке сижу
Не могу накушаться.
Дядя Сталин говорит
Надо маму слушаться.
Очень быстро запоминались эти нехитрые стишки, повторенные нес-
колько раз матерью и потом часто читаю их напамять, чтобы отделаться от
назойливых подвыпивших взрослых, просящих рассказать "...какой-нибудь
стишок".
Школа.
Странные взрослые - учат беречь книги, а в учебниках, оказывается,
на некоторых фотографиях можно рисовать усы, бороды, рога, очки - вобщем,
всё что душе угодно. Это фотографии врагов народа; эти люди мои
враги. Только не понятно - как тогда их фотографии попали в учебник?
Что могут объяснить эти отрывочные воспоминания из детства? Ничего!
Только ещё тяжелее становится на душе от сознания, что безвозвратно
прошло то счастливое время, когда непонятные вопросы можно было просто
отбросить, забыть.
Домой я приходил измученный и своими мыслями, и духотой в цеху,
и толчиёй в общественном транспорте. Жена не понимала моего состояния,
хотя многими мыслями я с ней делился. Её волновали хрусталь, посудные
сервизы, тряпки. Баба - есть баба. Как ей объяснишь, что между политикой,
экономикой и её благосостоянием - прямая связь.
-205-
То было время душевного кризиса. Рождался новый человек, и как всё
новое - рождался в муках.
По складу характера в то время я был человеком дела - функционером.
Определив причину той или иной неприятности и выработав меры борьбы
с ней, я начинал действовать. Нехватка выдержки - мой основной недостаток.
Часто после исполнения задуманного, для меня вдруг становилось
ясно, что всё сделанное только что - неправильно. Тогда и наступали душевные
муки. Но что же было делать, если до опыта я был не в состоянии
увидеть истину. Да, я постоянно и очень скоро после содеянного убеждался,
что мои поступки ошибочны: увольнение с завода из "старших инженеров"
- ошибка; увольнение из пароходства - ошибка, и ребёнок родился
преждевременно; устройство на завод рабочим - тоже ошибка; всё ошибка
- вся моя жизнь!!! Но мог ли я прийти к такому выводу до совершения
поступков? При условии, что рядом был бы человек способный убедить меня
в моей неправоте - конечно, мог. Однако, такого человека рядом не оказалось.
Чувство подсказывало, что очередной поступок неверен, но я усилием
воли побеждал это чувство и совершал действие. Расплата за ошибки - душевные
муки. Здесь, мне кажется, есть глубокий философский смысл: человек
совершивший какое-то действие неминуемо должен прийти к выводу о неверности
его; это может произойти и через минуту, и через пять лет, но
еcли человек прогрессирует, если его мозг под воздействием совершаемой
работы развивается, то он обязательно должен прийти к выводу о неправильности
предыдущего поступка. Но есть же вечные истины, открытые человеком:
например, число "П"(пи) - отношение длины окружности к диаметру;
ведь человек(!) открыл эту истину. Значит всё-таки я был глупцом, так
как умник учится не на своих, а на чужих ошибках; но кому-то надо же
-206-
совершать ошибки, чтобы умные люди их не делали и сохранили силы на
отыскание вечных истин. С другой стороны: настоящий писатель, композитор
(одним словом - творец), создав произведение, никогда не может сказать,
что творение абсолютно совершенно и как только появляется возможность
доработать, усовершенствовать произведение - он это делает. И если
такая возможность будет возникать постоянно, то человек творчества постоянно
способен улучшать своё произведение, ибо творческий процесс -
бесконечен. Также бесконечен он и в житейском творчестве.
Под воздействием новой информации, нескончаемым потоком лившейся
на мою голову, и в результате долгих размышлений, я в очередной раз
пришёл к выводу о необходимости действовать.
"Я должен стать сознательным карьеристом, должен по служебной
лестнице добраться до Кремлёвской трибуны и с неё выступить - развенчать,
доказать, убедить..." План принят - надо его осуществлять. Я поступил
на подготовительные курсы в Заочный политехнический институт, а
когда подвернулась вакансия, перешёл на должность заместителя начальника
планово-диспетчерского бюро в этом же - сборочном цехе.
Последним толчком к такому решению явилась одна встреча, о которой
я должен рассказать потому, что считаю день этой встречи - днём моего
второго рождения.
Всё произошло 13 ноября 1976 года. В то время я превратился в
архивариуса. Куда бы я ни приходил, с кем бы ни разговаривал - всюду я
искал факты связанные с культом личности Сталина. Я объехал всех
родственников, чем вызвал большое удивление у последних, так как раньше я их
не баловал визитами. Везде тема разговоров сводилась мной к теме о
тридцатых годах. Меня интересовало всё: как воспринял мой собеседник
-207-
известия о репрессиях, какие случаи арестов или тому подобных действий
он знает, что сам слышал от первых или даже десятых лиц. А главное -
меня интересовала литература шестидесятых годов - периода "хрущёвской
оттепели" (но у родственников такой литературы не оказалось). Меня
интересовало как человек относится к современной политической обстановке
внутри страны. Как относился к хрущёвскому периоду и т.д. и т.п. С каждой
встречей, после каждого разговора (вот вам советская педагогика: и
в политике приходилось сбирать информацию по крупицам точно также как
я её собирал по половым вопросам) я всё ближе подходил к заключению,
что страна наша тем и жива, что на неё напали фашисты. Я всё больше
уверялся, что если бы не было этой войны - мы развалились бы сами. Война
спасла и руководство, и общественную систему вцелом от краха. Фашизм
своим нападением спас нас от новой гражданской войны. Мучительные
противоречивые думы переполняли меня. Вот одна из них: "К власти в России в
силу обстоятельств, пришли авантюристы, преступники, уничтожившие миллионы
своих соотечественников. Среди репрессированных оказались тысячи
коммунистов - соратников Ленина, военачальников, проливавших кровь за
дело рабочих, победивших и контрреволюцию и интервентов..."
(Из записной книжки)
Находясь под впечатлением всё новых и новых открытий, я в то время
походил на очумевшего. В разговорах меня интересовала единственная тема
- политика. С любым я шёл на откровения, хотя никогда не забывал, что в
былые времена люди за подобные откровения платили жизнью. Но для меня
тогда не было выбора: не понимая я жить не мог, а для того, чтобы понять,
нужна информация; а если будешь хитрить с собеседником, то очень скоро
оттолкнёшь его от себя, а информация была нужна мне как пища или, я
-208-
чувствовал. что погибну.
Так вот,13 ноября забрёл я в пивной бар. Уселся за свободный столик,
пью пиво, размышляю. Официант подсаживает ко мне человека - внешность
ничем не привлекательная: с виду интеллигент, среднего роста,
правильные, но мелкие черты лица. Через некоторое время мы разговорились
и, конечно, разговор был сведён к политической теме. Видимо, я ему
внушил доверие так как то, что он говорил мне можно было назвать
антисоветской агитацией... Я всё-таки в глубине души старался, силился не
верить, что в стране Великого Октября так же как при царе за слово сажают
в тюрьму и даже ссылают. Мне казалось, что ссылка, как мера наказания,
исключительно атрибут царского законодательного института, но упорные
слухи всё-таки подтачивали неумолимо мою веру в справедливость советской
действительности. И этот человек ещё более её разрушил. Поразительно,
но мой собеседник спокойно за кружкой пива толковал мне мои же
страшные мысли: после сталинщины преемственность в руководстве не
может допустить к власти людей не запятнавших себя кровью, пусть косвенно,
пусть молчанием, но способствовавших тому кошмару - уничтожению миллионов
людей ради так называемой идеи. "Что же делать?!"- чуть ли не
вскричал я в конце четырёхчасовой беседы. Он ответил, что ничего здесь
не сделаешь... Но вот тут я с ним не согласился: не может быть безвыходного
положения.
Моё решение действовать, после такой беседы, утвердилось окончательно.
"Если к власти пришли подлецы, то порядочные люди должны вести с
ними борьбу, обязаны их оттеснить, нейтрализовать. Не может быть, чтобы
человек вооружённый такой благородной идеей не победит какого-нибудь
гнусного карьериста, доказав людям свою правоту." Одним из таких борцов
-209-
за правду я назначил себя.
Помню ещё один вопрос, который я задал своему духовному отцу в
конце разговора: "А не успели ли они извратить, подделать под свои интересы
ленинское литературное наследие? Если - нет, то тогда их будет
легко уличить в преступлениях." На этот вопрос, он вполне серьёзно сказал,
что не знает ответа. Здесь я распрощался с ним, чтобы никогда больше
не встретиться. Он помог мне утвердиться в направлении, которое я нащупал
самостоятельно, но в котором не решался идти. Этот человек не знал
что делать, его хватило только на критику, на бесплодную критику, поэтому
я почувствовал, что дальше он для меня станет только обузой и, к его
удивлению, распрощался с ним, прямо сказав, что это даже хорошо, что мы
больше не встретимся. Я помню удивленное выражение его лица, когда мы
таким образом расстались.
Итак, изучить Ленина (Маркса изучать, мне казалось, не придётся,
ибо, я знал, что Ленин развил марксизм, создав свою теорию - ленинизм
на основе марксизма) и имея на вооружении знания, - воевать с подлецами.
Вот - то руководство к действию, которое принял 27 летний юнец.
Воодушевление, азарт, ощущение ясности мысли и определённости - всё
это переполняло меня. "Наконец-то страдания кончились (думал я ) вот -
причина, вот - следствие, вот - цель, вот - голова и здоровье - действуй!
Ты будешь сильнее любого карьериста потому, что ты сознательный, идейный
карьерист."
Да, такой радости я не испытывал со времён своего детства. Это был
месяц счастья. Душевное равновесие - вот что такое счастье! И я обрёл
это равновесие на целых тридцать дней. Но вашего покорного слугу ожидал
удар, который выбил его из "седла арабского скакуна целеустремлённости"
-210-
и бросил на "ослиную спину растерянности".
Воистину - жизнь интересная штука, но только тогда, когда не сидишь
и не ждёшь от неё милости. Живи, действуй, не бойся ошибок, только в такой
жизни ты найдёшь удовлетворение.
Философы всех поколений искали что первее, искали первоисточник
жизни. Одни говорили, что это вода, другие - огонь, третьи - материя,
четвёртые - дух и т.д. Я думаю - первоисточник это "движение". Нет
движения - нет жизни. Жизнь вообще есть разного рода, степени, вида
"движение". Человек живёт, грубо говоря, двумя видами движения: физическим и
духовным, тяготея к духовной жизни как к высшему виду. Духовная жизнь -
это работа человеческого мозга, продукт которой есть высшая форма
движения высшей материи - мысль. Мы - люди, вводим условные определения:
"высшая" степень или "низшая" в зависимости от того насколько явление
познано нами. Чем меньше мы знаем в какой-либо области, тем выше
для нас её ранг. Сейчас мы очень мало знаем о форме движения
"мысль", поэтому её считают высшей формой. Нельзя сомневаться, что есть
ещё более высокие формы движения о которых мы даже не подозреваем. Я
много раз убеждался, что нельзя рассматривать жизненные явления в отрыве
от жизни вообще. Необходимо их рассматривать в связи с окружающим и
чем глубже ты проникаешь в это окружающее, и чем шире ты охватываешь
его мысленным взором - тем правильнее будет вывод о частном явлении,
которое тебя интересует в данный момент. Я пришёл к таким выводам и
определениям сам, через свой жизненный опыт, который действительно стал
"...сыном ошибок трудных..." Но, оказывается, задолго до меня всё это
было открыто и опубликовано умными людьми: Спинозой, Гёте, Гегелем и
другими, но об этом я узнал позже, а сейчас был "...тяжёлый труд познавания
-211-
собственным умом" давно открытых истин.
Я жил полной жизнью, я действовал, но мои определения и связанные с
ними поступки, оказывались неправильными потому, что глубина и ширина
моих взглядов оказалась ничтожной.
Дальше же произошло следующее. Под напором восторженных чувств я и
находился в тот момент, когда приступил к исполнению новых обязанностей
в качестве диспетчера цеха (так фактически именовалась должность
зам.начальника ПДО*). Моим новым начальником стал склонный к полноте
молодой человек; даже моложе меня на один год. Увлечённый своими мыслями,
радостью, что миновал тот кошмар непонимания и неопределённости, я