| 
 | 
| 
 | ||
| 
 Хочется еще раз вспомнить как Большие Мастера каждый по своему видели образ Иисуса и Его судьбу... | ||
Для меня путь к Иисусу начинался 
  с Булгакова.                                                   
  ...Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором 
  город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, 
  опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский 
  дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим 
  -- великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая 
  все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу 
  дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана...
Я читал "Мастера и Маргариту" 
  не так, как положено.                                                          
  То есть я, конечно, читал сам роман. В очередной раз. А потом открывал три заветные 
  закладочки и читал снова и снова историю Иисуса из Гамалы. По кругу. Только 
  ее. Историю прокуратора Пилата и Иуды из Кириафа. Историю предательства и любви.
  Вновь и вновь читал я эту историю внутри романа.                                               
  И магия Булгаковских слов не отпускала.                                                          
  
  Не отпускает и до сих пор.                                                           
  
С чего вообще все начиналось?                                                         
  История Христианских апокрифов начинается с одного из Никейских Соборов, где 
  высшие церковные Иерархи решили оставить каноническими четыре Евангелия и запретить 
  остальные Евангелия: от Марии, от Фомы и прочие. Справедливости ради, надо сказать, 
  что четыре канонических Евангелия (от Луки, Марка, Матфея и Иоанна) наименее 
  противоречат друг другу. Выверенность и духовность каждой фразы в них поражает 
  и ныне.
  Голосование иерархов на долгие столетия сделало запретными апокрифы- остальные 
  Евангелия. Насколько возможно, их тексты уничтожались всеми конфессиями. Католиками, 
  Православными и Протестантами... Но...
  Рукописи не горят... Что подсказало Автору эту гениальную фразу? Возможно 
  то, что Михаил Булгаков был знатоком запрещенной церковной литературы и помнил 
  историю о расправе с Орденом Тампльеров. Именно книга Великого Магистра ордена 
  много часов не поддавалась огню...
  Потому что: рукописи не горят!                                                          
  
С чего начинались современные апокрифы? Давайте рискнем так назвать обращения мастеров культуры к образу Христа... И вспомним некоторые из них.
Сначала музыка...
Первым 
  был Бах. Иоганн Себастьян Бах сочинил удивительное произведение для оркестра: 
  "Страсти по Матфею". Кто хоть раз слышал арию альта из "страстей".... 
  никогда не забудет эту гениальную музыку... Зато сам Бах был забыт. Официально 
  забыт на долгие сто лет... и в значительной степени из-за неприятия иерархами 
  церкви "Страстей по Матфею". 
  Лишь в начале XIX века это произведение обнаружил композитор и дирижер Феликс 
  Мендельсон и впервые познакомил с ним французскую и немецкую публику. Просто 
  время признания Баха и время апокрифов пришло.
В начале XX века уже Сергей Рахманинов обратился к текстам православной Всенощной. Он потрясающе разложил голоса и очень бережно сохранил идущий из глубины веков, традиционный дух этого церковного празднества, посвященного страстям Господним. Используется классический Знаменный распев, но там где это необходимо Рахманинов обращается к другим, в частности к Греческому распеву. Это гениальное по высоте Духа вокальное произведение нужно слушать полностью. От "Прийди и поклонимся" до "Взбранному воеводе". Фантастическое очищение души. Катарсис.
В конце XX века появилась рок опера 
  Ллойда Уэббера "Jesus Christ Superstar". О ней уже сказано немыслимое 
  количество как гадостей так и восхищенных слов. Я не осуждаю автора за откровенную 
  ересь использованного текста. Музыка гениальна и оправдывает все. И когда в 
  одной из киноверсий оперы Пилат вздрагивает с каждым ударом бича по телу Иисуса... 
  И потом прокуратор плачет, обнимая своего узника... Когда же снимают тело с 
  креста музыка столь пронзительно стучится в сердце, что вышибает слезу даже 
  из такого сорокалетнего пня как я.
  Иуда в опере предает Учителя не за деньги: как борец за свои идеи. Его идеи 
  тоже заслуживают уважения. И Иуда гибнет, когда идеи и любовь к Христу создают 
  неразрешимое противоречие в его душе.
Кинематограф подарил миру замечательные 
  шедевры на темы Нового завета.                   
  Джон Хейман "Иисус" (Евангелие от Луки)                                                                                          
  Мартин Скорсезе "Последнее искушение Христа"                                                                           
  Паоло Пазолини "Страсти по Матфею"                                                                                          
  Я не берусь их обсуждать и комментировать.                                                                                          
  Нужно идти и смотреть эти фильмы. Каждый из них... 
  Как вновь и вновь стоит смотреть "Андрея Рублева" Тарковского, где 
  есть потрясающей силы эпизод казни Иисуса...
Давайте вернемся к литературе...
В начале века, уже после революции 
  Леонид Андреев написал своего "Иуду Искариота". После Булгакова читать 
  это, несколько скучновато, но давайте вспомним, что текст написан гораздо раньше 
  романа о Мастере.
  Предлагаю посмотреть наиболее удачные отрывки: читать
Разумеется, потом был сам Михаил 
  Булгаков. Пачкать его святое имя комментариями у кого поднимется рука?
  Это вершина, к которой прикасаться можно только исключительно бережно. 
  Решусь лишь на несколько слов о "Мастере и Маргарите"...
  Для меня было открытием сопоставить, кого и за что ждет казнь в романе Булгакова. 
  Их двое. М.А.Берлиоз попал под трамвай, собираясь "настучать"... Та 
  же судьба постигла некоего барона Майгеля, посетившего квартиру 50 с шпионскими 
  целями ... Если в романе о Понтии Пилате гибнет прежде всего невинный Иисус, 
  то в Большом романе Булгаков восстанавливает справедливость. Стукачи и предатели 
  долго не живут. Но это к слову... Каждый, кто читает "Мастера и Маргариту", 
  по своему открывает своего Булгакова... Давайте вернемся к теме...
  Избранные главы: те самые, заветные... о Понтии Пилате: Читать
Перед самой перестройкой была Айтматовская 
  Плаха. Авторская боль Айтматова поднявшаяся на вершину духовности в страшной 
  повести "Прощай, Гюльсары!" помогла ему взять и эту... мистическую 
  вершину. 
  Тогдашнее время заставляло писателей скрывать подтексты. Но Чингиз Айтматов 
  решился изложить в "Плахе"свою версию Евангелия и сделал это смело 
  и добротно, как и все, что он делает в этой жизни: Читать
Потом А. и Б.Стругацкие опубликовали 
  "Отягощенные злом". Я безумно люблю их и готов простить им даже то, 
  что их версия Евангелия самая еретичная. У них Иуда конечно предает... Но по 
  чьему именно поручению? И предательство ли это было? Наверное, придумать подобный 
  вариант событий смогли бы только фантасты: Читать
  Стругацкие профессионалы, и хотя можно спорить с содержанием "ОЗ", 
  но как всегда бесспорен их талант. Кстати, чтобы освежить в памяти их версию 
  жизнеописания Иоанна Богослова, нужно перечитать все произведение... что конечно 
  же стоит сделать.
Зачем я вообще все это пишу?                                                                                            
  Потому что хочется еще раз вспомнить как Большие Мастера музыки, кинематографа 
  и литературы каждый по своему видели образ Иисуса и Его судьбу. Наше суетное 
  время требует этого! Когда, как не сейчас? Давайте просто поставим рядышком... 
  еще ближе к сердцу... те произведения, в которых гениям прошлого удалось приблизиться 
  к своему пониманию Христа. 
  Зачем все это нужно?                                                                                                               
  Чтобы мы еще раз задумались ... что же было главное в личности Христа? 
  Для кого-то... это факт Его воскрешения... И надежда на личное бессмертие....
  Но хочется надеяться, что главное и самое великое в христианстве это все таки 
  Нагорная проповедь Христа. 
  Не важно, было ли все так, как описано в официальных или неофициальных Евангелиях. 
  
  Быть может, даже не главное решить: был ли он Сыном Бога.                                
  Главное: это проповедь Иисусом всеобщей любви и добра.                                  
  Выше этого просто ничего нет.                                                                        
  Это вершина Духа.                                                                                                                               
Александр Лобков http://lobkov.com
| 
 |