Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Глава первая
Вячеслав Иванович Тучкин сегодня проснулся засветло. До начала рабочего дня - ещё шесть часов, до звонка старинного будильника - три. Несмотря на это, в его голове прозвучал строгий, с хрипотцой, голос: "Славик, подъём! Опаздываешь!" И он по привычке подскочил. Так его всегда поднимала любимая бабуля, покинувшая этот мир ещё в прошлом году.
Вячеслав Иванович с обидой посмотрел на круглый стол с фигурными ножками, на котором стоял портрет суровой дамы с чёрной траурной ленточкой, и протянул: "Ну рано ведь, бабулечка! Я бы ещё поспал". Но пожилая дама продолжила глядеть на своего сорокашестилетнего внука так же сердито и нетерпимо, как и при жизни. Пришлось ему совать ноги в тапочки и идти под душ, бриться, словом, совершать утренний ритуал. Зато из ванной он вышел, как новенький, с хорошим настроением.
- Сейчас к тебе ранний гость придёт!
- Бабуля, я никого не жду. И вообще, у меня дела. Если уж проснулся в такую рань, лучше ещё раз отчёты просмотрю, - возразил Вячеслав Иванович.
- Я не спрашивала, чем ты будешь заниматься. - Голос стал ещё жёстче. - Я говорю, что нужно гостя встретить.
Кто-нибудь мог подумать, что заведующий культурно-просветительским Центром воображает разговор с умершей бабушкой. Такое случается с людьми, которые теряют единственного родного человека. Но на самом деле всё было не так. И Вячеслав Иванович был абсолютно здоров психически. Просто всю его жизнь можно счесть не совсем обычной.
Он родился в тысяча девятьсот семьдесят девятом году. А через месяц состоялось его знакомство с бабулей. Но он его не запомнил, конечно. Как и не мог понять, что остался сиротой, потому что родители погибли в автокатастрофе. Разве могли его младенческие глазёнки запечатлеть облик женщины в чёрном, которая прижала его к сердцу; а ушки - распознать слова "кровиночка моя единственная" и "вот же гадство!". Такие противоположные высказывания прозвучали лишь по той причине, что в то время ещё не было памперсов. Вот с тех пор началось совместное проживание Славика с бабулей.
Позже с её слов он узнал, что ей пришлось выдержать настоящий бой с опекой, потому что чинуши-крючкотворы не хотели отдать бабке собственного внука по причине её деликатного возраста, всего лишь восьмидесяти лет. Несмотря на документы, они не поверили, что сама бабуля родила дочь в пятьдесят пять.
- Почему так поздно? - спрашивали её.
Бабуля отвечала:
- А раньше мне было некогда!
Ей твердили: "Прежде всего, опекун должен работать, иметь приличный оклад, чтобы обеспечить ребёнка материально!"
Бабуля клала на стол чиновникам договоры с издательствами и выписку со счёта в сберегательном банке. А ещё собирала у врачей справки о состоянии здоровья. Она бы всё равно проиграла бой с советской системой опеки из-за возраста, но тут подоспела помощь из самой Москвы. Один звонок влиятельного лица, и переводчица Аделаида Христофоровна Терр была тут же признана официальным опекуном малолетнего Вячеслава Ивановича Тучкина.
Деликатный возраст больше не приносил проблем бабуле: пенсию она не оформляла, к врачам не обращалась. И только в прошлом году велела внуку:
- Славик! Я не сегодня-завтра помру. Не смей указывать на памятнике даты моей жизни и смерти!
- Почему, бабулечка? - спросил зарыдавший Славик, ведь он отчего-то считал, что бабушка будет с ним вечно.
- Да потому, что ни один ротозей не вздохнёт у моей могилы: "Как же рано она ушла из жизни!" Подумаешь, какие-то сто двадцать четыре года... Но люди такие ретрограды! И давай решим вопрос с портретом на надгробный камень. Хочу, чтобы ты взял снимок тысяча девятьсот семнадцатого года... Мой выпуск из Смольного института... Ты понимаешь, о каком снимке речь? Нет?! Как ты мог позабыть, это же был год отречения Его Императорского Величества от престола! Ах да, на снимке я в парадной форме смолянки, в шляпке и с косой через плечо.
- С косой через плечо... в шляпке... этот я помню... - ещё пуще залился слезами Славик.
Бабуля поступила так, как всегда: решила - сделала. Умерла в этот же день.
А следующим утром её настольный портрет, к которому Славик сам приклеил бархатную чёрную ленточку, поднял его требовательным голосом: "Славик, подъём! Опаздываешь!" Это было самое тяжёлое пробуждение в жизни. Внук никак не мог принять, что бабули больше нет...
... В калитку кто-то постучал. Вячеслав Иванович пошёл открывать, радуясь, что успел привести себя в порядок. Ранним гостем оказался Пётр Цветков, сосед с их улицы. По его лицу и сбивавшемуся дыханию сразу стало ясно, что он принёс известия о неприятностях.
- Славик... Славик, дорогой, снова!
Вячеслав сразу понял, о чём речь. Он вздохнул и пригласил соседа в дом, провёл на кухню, налил свежесваренного кофе и наконец спросил:
- Что в этот раз?
Пётр глотнул из старинной, костяного фарфора, чашечки и коротко сообщил:
- Труп! Вчера повёз свою родню на годины к мамке, заглянул, как всегда, к Аделаиде Христофоровне... А там... В общем, меня в полиции продержали полдня и весь вечер.
Внук Славик не удивился такому событию, хотя труп на могиле его незабвенной бабули обнаружили впервые. Дело в том, что памятник из глыбы белого мрамора, оплаченный неизвестным лицом, с портретом восемнадцатилетней красавицы-смолянки быстро стал предметом поклонения в городе. Обыватели разных возрастов знать не знали, помнить не помнили о знаменитой переводчице редких старинных книг. Бабулиными знакомыми были библиофилы из разных уголков мира. И когда на кладбище, на самой главной аллее, среди могил городских знаменитостей и монументальных изваяний братков девяностых появился беломраморный памятник с прелестнейшим портретом юной особы, все решили, что это захоронение наделено мистической силой, покровительствует влюблённым и вообще способствует исполнению желаний.
Славик даже боялся представить, что подумала бы об этом дама ста двадцати четырёх лет, которая никогда не связывала себя узами брака, с презрением отвергала обычные человеческие традиции и отличалась редкостным вольнодумием обо всём на свете.
Кто-то выдумал, что на могилу Аделаиды нужно приносить исключительно белые розы, символ печали и невинности. И вскоре веников из этих роз - относительно свежих, увядавших и вовсе сухих - там стало немерено. Славик же знал, что любимыми цветами бабули были изображённые Ван Гогом и Полем Гогеном подсолнухи, а к живым цветам она была равнодушна. Внуку пришлось подружиться с рабочими кладбища, которые выдавали ему тележку сначала для вывоза букетов, потом подарков. Дошло дело и до спиливания замков, которыми влюблённые скрепляли свои чувства, вешая их на оградку.
Дальше всё стало только хуже. Жаждущие исполнения желаний выцарапывали свои имена прямо на могильной плите, уносили мраморную крошку в качестве талисмана. Кто-то додумался оставлять кровавые отпечатки пальцев или ладоней. Славик впал в отчаяние. Содержать могилу в порядке стало практически невозможно. И однажды, когда он сидел, обхватив голову руками, услышал наставительный голос бабули:
- Негоже забывать старых друзей. Вспомни о Роде.
Славик глянул на портрет, и на какую-то секунду ему показалось, что бабуля подмигнула ему.
Внука осенила идея привлечь к благому делу бывшего однокурсника, строчившего в местную газету всяческую желтуху. Над статьями Родьки посмеивались, но благодаря ему газета все увеличивала тиражи. Он тут же позвонил товарищу, и вскоре вышел номер со статьёй о Белой Деве, умершей больше ста лет в Италии и только недавно перезахороненной на родине. Славик посмеялся сам и представил, как повеселилась бы его любимая бабушка, если бы могла прочесть опус Роди, который был чистейшим плагиатом рассказа Чехова "Цветы запоздалые". За небольшую мзду Родя прозрачно намекнул, что Белая Дева действительно помогает людям, но ценит исключительно покой, отсутствие цветов, венков, подарков, замков, цельность дорого камня и, уж конечно, не терпит кровавых отпечатков. Нужно просто постоять возле могилы, предаться элегическим размышлениям о бренности живого. И всё исполнится само собой.
К весне могила приобрела приемлемый вид, Славик успокоился. Однако тут же возникла городская легенда о том, что лунными ночами Белая Дева гуляет по кладбищу. Славик заподозрил Родю, но тот клялся и божился в своей непричастности. Пришлось поверить: при жизни Роде однажды здорово досталось от Аделаиды, и журналист не посмел бы даже вообразить её ожившей и разгуливающей под луной.
И вот теперь на могиле бабули найден труп.
Вячеслав долил соседу кофе, немного подумал и плеснул в его чашку коньяку. Элитная выпивка в доме хранилось с незапамятных времён. Бабуля часто получала подарки от своих почитателей и даже оппонентов, её навещали при жизни. Но Аделаида предпочитала побаловать себя пивком и папиросами во время работы и свои привычки тщательно скрывала. Так что её внуку сейчас было впору открывать магазин раритетного алкоголя. Он спросил:
- Расскажи, что случилось на могиле.
И приоткрыл дверь в свою спальню, где стоял бабулин портрет. Это было глупо: если Аделаида - всего лишь подзадержавшийся на земле дух, то она услышит рассказ Петра из любого места дома. Но внуку почему-то показалось уместным предоставить бабуле прямой обзор. А может, ему самому думалось легче в присутствии портрета.
Пётр рассказал, что его семейство помянуло матушку чисто по-русски: с блинами, водочкой и другой закуской, а уборку захоронения он заказал рабочим заранее. Потом он отправился на центральную аллею отдать дань памяти своей бывшей соседке. Это стоило сделать, так как Аделаида несколько лет назад ссудила его деньгами на открытие автосервиса. Да и вообще, была хоть затворницей-нелюдимкой, но дамой широкой души. С ней было приятно выпить ледяного пивка под лианами декоративного винограда и поговорить по душам о тупости и жадности клиентов, о зловредности разных городских комиссий и проблемах с доставкой деталей. Учёная дама могла высказаться в выражениях, принятых среди автослесарей и жестянщиков. Короче, Петру действительно не хватало её в этой жизни.
Он вышагивал по асфальтированной аллее, глядя только на белоснежное надгробье, блестевшее от июньской росы, в который раз поражался тому, какой красавицей была Аделаида в молодости. И вдруг заметил, что в оградке стоит на коленях и молится девушка в наряде невесты. Он ускорил шаг, мечтая о том, как шуганёт с могилы дурковатую девицу, которая приняла странную позу: опустилась на колени спиной к надгробью, лицом прижалась в ограде. Одна её рука оказалась примотана к чугунным завиткам атласной лентой, другая просунута через узор к плиткам, грязным после ночного дождя. Чудное дело: руки молящейся были в тёмных перчатках, фата, обтянувшая лицо, вымазана косметикой.
- Совсем народ с ума посходил! - гаркнул Пётр, но наглая осквернительница захоронения не шевельнулась.
Владелец автосервиса не терпел непослушания ни на работе, ни дома. Поэтому он наддал эмоций:
- А ну, вали отсюда, прошмандовка. Ишь, невестой вырядилась!
Девица не отреагировала на оскорбление.
Пётр подошёл ближе и увидел, что перчаток на руках невесты нет. Просто они темны покойничьей синевой. А под изжёванной, испачканной помадой фатой угадывается чёрный вывалившийся язык.
На вопль Петра выбежали сторож и технические работники. Он, тыча в труп пальцем и мыча, ничего толком рассказать не смог. Ветерок шевельнул красиво уложенную на спине фату, и бодренькому, привыкшему ко всему сторожу Михеичу показалось, что невеста дышит.
- Мать-перемать! - воскликнул он. - Девка-то жива ещё!
Михеич попытался откинуть голову девицы, но не смог из-за трупного окоченения. Зато обнаружил, что её шея обмотана синтетической верёвкой так плотно, что не то что говорить, но и думать о сохранении жизни глупо. Он тут же позвонил сначала начальнику кладбища в контору, то бишь в администрацию кладбища, а потом в милицию.
Пётр загнал семейство в минивэн и велел шофёру везти охающих, но любопытствующих родных домой, а сам остался дожидаться ментов. Тем более что было интересно обсудить с техперсоналом некоторые факты.
Во-первых, тёмно-синий палец покойницы вывел на разводах песка и земли на плитке букву "Б" весьма чётко и уверенно. А что это могло означать? Либо имя убийцы, либо ходящую по ночам Белую Деву. Поскольку ночью был дождь, прогулки покойницы, а стало быть, и её действия, исключались. Значит, имя преступника начиналось с буквы "Б".
Во-вторых, убийца одну руку привязал бантом, как говорится, намертво, чтобы жертва не сопротивлялась. А вторую потом развязал, как будто бы специально, чтобы умирающая смогла написать букву. Или он это сделал сам её пальцем?
В-третьих, туфли покойницы валялись в стороне, мраморная крошка была разворочена в борьбе. Но преступник специально придал её телу позу приникшей к оградке. Всё это лишало смысла его действия.
И самое главное, собаки Михеича, злобные овчарки, всю ночь лишь слегка потявкивали, не поднимали, как обычно, злобный лай.
Прибыли следователь, криминалист со стажёром, два опера. И Петра вместе с Михеичем сопроводили в контору и там чуть не довели до кондрашки тупыми вопросами. Следака особенно интересовал вопрос, какое отношение имеет Пётр к могиле. Отпустили опрашиваемых только к вечеру.
И вот сосед, с вечера приняв чуток водочки, чтобы уснуть, поднялся ни свет ни заря и помчался к Славику.
Вячеслав Иванович поблагодарил Петра, посочувствовал ему и выпроводил досыпать. Никто и никогда не мог узнать об истинных чувствах заведующего культурным Центром, потому что с детства он был выдрессирован, то есть воспитан, невозмутимой бабулей. Но сейчас его щёки запылали от гнева: кто посмел осквернить место упокоения любимой бабушки? Задушенную невесту, конечно, жаль. Но пусть ею занимается полиция. Его же до глубины души возмущала наглость преступника. И внук присел к круглому столу, с печалью глядя на траурный портрет.
И тут состоялся разговор.
- Попал ты, Славик, - послышалось ему.
- С какой это стати? - спросил внук. - Если и попал, то только на деньги, могилу после следствия нужно будет прибирать. Впрочем, я и сам всё сделаю. Вопросов следствия ко мне нет и быть не может.
Славику показалось, что на брови портрета упала тень, и они сдвинулись.
- Ошибаешься. Вопросы появятся.
- Откуда? - изумился Славик.
- Это не последнее убийство.
- Бабуля, ты всегда была женщиной исключительного ума, а сейчас, наверное, вообще... вообще знаешь всё, что недоступно смертным. Но скажи, откуда тебе известно, что убийство повторится?
- Эх, внук, если бы ты хоть чуть интересовался моим делом раньше, ты бы тоже понял, что это преступление не простое. В нём участвовали двое: неизвестный убийца и хорошо знакомый мне Исаак Лейдеман.
Вячеслав Иванович так откинулся на спинку стула, что она жалобно скрипнула.
Заочно Исаак Лейдеман был знаком и ему. Сын управляющего банком питал нежные чувства к бабуле в её бытность смолянкой и после. Делал предложение руки и сердца трижды: в шестнадцатилетие Аделаиды, в Париже в тысяча девятьсот двадцать четвёртом, в тридцатые годы в России. Но урождённая венгерская баронесса Терр отвечала потомку финансиста обидными отказами. Причиной тому были не сословные предрассудки, а чисто научные: молодые люди по-разному переводили, трактовали и определяли время создания "Ключа царя Соломона", одного из старинных Гримуаров, то есть учебников магии. Но Лейдеман умер в начале двадцатого века, и решающего сражения так не последовало... И как же он может быть соучастником событий на кладбище?
- Ты глуп, мой единственный любимый внук, - резко прозвучало в голове Славика. - Выпутывайся сам, иначе не поумнеешь.
Вячеслав Иванович принялся перелистывать отчёты для сегодняшней планёрки, но перед глазами мелькали не перечни проведённых за квартал мероприятий, а картинки событий, поведанных соседом. А потом отправился на службу. Пешком, чисто для моциона, потому что всякие пробежки и новомодные упражнения считал пустой тратой времени. Вот его бабуля всю жизнь просидела, склонившись над книгами, а потом прильнув к монитору компьютера, и ничего, до самой смерти сохранила стройность и прекрасную осанку. Правда, по её рассказам, юную Аделаиду гувернантка лупила линейкой по спине, чтобы не сутулилась, а в Смольном были другие наказания...
Вячеслава Ивановича, разменявшего пятый десяток, очень любили в старой части города, где был так называемый частный сектор, называли Славиком, встречали улыбками:
- Привет, Славик!
Сотрудники Центра культуры, который он возглавлял, обращались к нему по имени-отчеству, но в глазах охранников, уборщиц, заведующих отделами и секретарши он видел всю ту же радушную улыбку: "Привет, Славик!" Причиной такого хорошего отношения были неизменные вежливость и добродушие, умение видеть в каждом человеке только хорошее, готовность прийти на помощь любому и некий внутренний свет, который недоступен глазам, но ощущается сердцем. Сам Вячеслав Иванович считал, что такое всеобщее хорошее отношение - всего лишь то чувство, которое идёт от его безвременно погибших родителей-байкеров, которые покинули своего малыша в месячном возрасте. И вместе с тем Вячеслав Иванович не был мистиком или верующим человеком. Он просто сам любил этот мир.
После совещания, на котором Вячеслав Иванович одобрил все программы мероприятий на следующий квартал с мягко высказанными поправками, секретарша Ясмина доложила о визите капитана полиции Виталия Недогонова, который жаждал беседы с ним. Понятно, его интересовало место преступления. И этот интерес нужно удовлетворить.
Виталий Недогонов задал ожидаемый вопрос:
- В документах указывается, что ваша бабушка умерла в сто двадцать четыре года. Это правда?
Внук кивнул.
- Странно, что в городе, где усилиями вашего же Центра чествуются долгожители, этот факт не освещался. Более того, на памятнике - портрет совсем юной девицы. Почему?
- Такова была воля покойной, - скорбно ответил Вячеслав Иванович.
- И теперь народ чудит на могиле. Может, кому-то выгодно поддерживать ажиотажный интерес к ней?
Вячеслав Иванович сразу определил, куда гнёт капитан. Ну что ж, он в своём праве, ему нужно отработать все версии. И он честно рассказал, как достают и оскорбляют его все "чудачества" и что это подтвердят работники кладбища. Даже пришлось вмешаться и заказать статью Родиону Мешалкину с чистой дезинформацией, но она помогла ненадолго...
Вячеслав Иванович по презрительному взгляду капитана понял, что о статье и Роде ему известно.
И вдруг Недогонов задал непредвиденный вопрос:
- А где вы были в ночь убийства и кто это может подтвердить?
Ага, этот Недогонов счёл Вячеслава Ивановича начинающим маньяком: человек холостой, всю жизнь проживший с бабушкой, вдруг сбрендил и решил принести кровавую жертву своей воспитательнице и, чего греха таить, благодетельнице, обеспечившей его небывало богатым наследством... И в образ маньяка он прекрасно вписывается как раз тем, что никто не заподозрит в нём убийцу... Но внук Аделаиды только тяжко вздохнул, потому что всего так сразу не расскажешь, и ответил честно: находился дома один, читал отчёты, смотрел детективный сериал, лёг спать. И никто не может подтвердить этого.
Впрочем, был один человек, звонивший ему в половине первого ночи. Это секретарша Ясмина, которая считала его не только боссом, но и другом, вроде душевного поверенного. У неё был русский жених, а она сама по родне считалась мусульманкой. И вопрос союза людей разной веры её очень волновал. Девушка часто заводила с начальником разговоры на эту тему, а Вячеслав Иванович их сочувственно поддерживал. Но настоящий мужчина не может раскрыть душевные тайны юной девушки, так ведь?
Кроме того, в голове изворотливым таракашкой вертелся разговор с портретом бабули. Рассказать об этом Вячеслав Иванович вовсе не мог. Он был не готов стать подозреваемым пациентом психушки.
Капитан Недогонов интуитивно понимал, что Тучкин что-то недоговаривает, и пытался нанести удары вопросами с разных сторон. Но у него ничего не получилось, и он откланялся, навесив на Вячеслава Ивановича обязательство связаться с ним, если он что-то-то вспомнит.
Вечером Славик даже не зашёл в спальню, где на столе стоял портрет бабули. Он вовсе не рассердился на её критику, просто последовал совету - быть самостоятельным в рассуждениях. Готовя холостяцкий ужин, тушёную куриную грудку с брокколи, он пришёл к некоторым выводам.
Ни одна психически нормальная невеста не пойдёт ночью в свадебном наряде на кладбище. Значит, её личность нужно устанавливать по спискам пациентов соответствующих клиник. Если допустить, что ненормальным был жених, который настоял на извращённых клятвах в верности, то проверка клиник окажется единственным способом установить преступника. Однако... склонность к агрессии и гомицидомания, то есть стремление уничтожать себе подобного, может до поры до времени дремать во многих с виду порядочных людях, никогда не обращавшихся к врачам.
А если невеста вовсе не была чьей-то невестой, а всего лишь ряженой девицей? И так достала предмет своих брачных намерений, что пришлось убить её? А ведь ещё могут быть чудовищные обряды, предписывающие умерщвлять девушек в свадебном наряде...
Думы Славика прервал стук в калитку такой силы, что мужчина было подумал, что к нему ломится полиция.
Но это оказался Пётр, как говорится, "на бровях", то есть сильно выпивший. Он уселся за стол, с недоумением посмотрел на тушёную брокколи и попросил колбасы.
Славик сокрушённо развёл руками. Аделаида приучила его к здоровой пище. Тогда Пётр потребовал чего-нибудь смочить горло, потому что разговор будет важным. Славик принёс ему давешнего коньяка.
Оказалось, что Пётр сегодня передал в руки заказчику дорогую и сложную в ремонте машину. И эти руки принадлежали начальнику районного ОВД, который был постоянным клиентом и участником застолий. Он сообщил, что покойница по базам не проходила, была признана неопознанной. В морге ей подправили лицо, сфотографировали и с завтрашнего дня фото будут крутить в новостной ленте телевидения с просьбой горожан откликнуться, если её кто-то узнает. Салоны свадебных нарядов и ЗАГС его "лоси", то есть бравые опера, уже перевернули, сейчас работают с областными и городскими архивами клиник. А "лось" Недогон, ну, погоняло такое у оперативника, обеспечил прорыв в следствии: он не "слез" с криминалиста, пока тот не исследовал туфли. Они были неношеными, но грязными. К каблукам-шпилькам прилипли выцветшие искусственные хвоинки от венков. Недогон рванулся к мусорным ящикам и обнаружил за ними одежонку, в которой жертва пришла на кладбище. Тряпьё было китайского производства и низкого качества. Опер ринулся на вещевой рынок под названием "Шанхайка" и нашёл продавца, которому удалось впарить неликвид какой-то деревенщине. Заплатил, похоже, "папик", нацелившийся на девчонку.
Тогда Пётр сфокусировал глаза и мысли, спросил о следах и отпечатках пальцев. Но начальник важно заявил: "Тайна следствия!" А Пётр подумал: "Ну погоди, придёшь ты ко мне ремонтироваться... или на рыбалку станешь напрашиваться..."
Славик вручил Петру бутылку коньяка и выпроводил. Одно его предположение оказалось верным, стало быть, нужно до сна подумать ещё. Он улёгся в бывшем кабинете бабули на огромный кожаный диван, ещё раз напомним, сугубо для самостоятельности мышления, а не из-за обиды на бабулю.
Его воображение рисовало картинки: вот нищая девчоночка из провинции соглашается за небольшую сумму позировать в свадебном платье на кладбище...
Вот одурманенная веществами зумерша на спор изображает из себя невесту... Или просто пугает свою тусовку чисто ради пранка...
Вот фотомоделька без будущего просит сделать ей портфолио...
Вот нимфетка исполняет роль для папика, у которого уже есть не одна жена и куча детей. Но дурочке так хочется побыть невестой...
Вот какие-нибудь сектанты приносят жертву своему кровожадному богу...
Внезапно Савик ощутил лунный свет. Не увидел широко распахнутыми в темноту глазами, а именно ощутил, как холодное призрачное касание. По большому дому пронёсся сквозняк: открылась одна дверь, другая...
Следующая вела в бабулин кабинет. То есть туда, где замерев на кожаном диване, который почему-то имел запах старых, прошедших через многие руки денежных купюр, лежал сейчас Вячеслав Иванович. Он не испугался, просто насторожился: нет ли в доме чужого?.. Ведь обычно сквозит по прямой, а сегодняшний поток воздуха избрал уж слишком извилистую траекторию.
Дверь в кабинет с шумом распахнулась. Славик приподнялся на локте, другой рукой хватая мобильник. Но вместо чужака ворвался суровый крик бабули:
- Я же предупреждала тебя об Исааке Лейдемане! А ты, как всегда, пропустил мои слова мимо ушей! Быстро звони удачливому оперу! Пусть он скажет...
И тут бабуля выдала короткую фразу, которую бы Славику не запомнить ни в жизнь. Увы, ему передались гены отца, матери, неведомого деда и наградили редкостной языковой невосприимчивостью.
Славик набрал дрожавшей рукой номер Недогонова Виталия. На вызов никто не ответил.
- Вот же гадство! - гулко прозвучал голос бабули. - Ещё набирай!
Наконец-то вызов приняли, но вместо мужественного баритона раздалось хрипение:
- Хххооо...
- Пусть опер скажет фразу, иначе ему не жить! - рявкнула бабуля.
- Я не запомнил, - жалобно проблеял Славик.
Бабулин голос чётко повторил высказывание чёрт знает на каком языке.
- Виталий Ильич, - сказал Славик. - Вы в большой беде. И окажетесь ещё в большей, если не произнесёте...
Что тут поделать, Славик снова не смог повторить бабулины слова. А хрипение из трубки становилось всё громче. Стало вполне ясно, что опера Недогона душат, и сопротивляться он больше не в силах. Когда Славик подумал, что уже всё пропало и смерть мента близка, пришла на помощь бабуля. Её голос сам по слогам продиктовал в трубку, что должен сказать Виталий.
С большим трудом, с перерывами на борьбу и на хрипы, он повторил фразу вслед за ним.
Тут же послышались вздохи облегчения и глубокое дыхание Виталия. Звонок он сбросил. Сквозняк подул в обратную сторону. Двери захлопнулись одна за другой.
А Славик остался на диване переживать о своей никчемности.
Но таким уж он уродился, что не мог долго предаваться унынию и тем более самобичеванию. Через пятнадцать минут Славик решил, что умерщвлённой на могиле девушке пришлось хуже и что он обязан далее анализировать всю доступную ему информацию. А про Лейдемана он расспросит бабулю завтра, предварительно принеся ей извинения за свою твердолобость.
Звонок от Недогонова прозвучал, когда Славик уже проваливался в сон.
- На меня только что напали. Кто это был? - спросил, сипя и откашливаясь, опер.
- Э-э... - промямлил со сна Славик. - Доброй ночи. На вас напали, не на меня. Стало быть, вам виднее...
- Нет уж, говорите правду. Вы всё знали. Откуда?
- Приснилось, - ляпнул Славик, не подумав. А потом ему пришлось маленькую ложь прикрывать более крупной, как это всегда происходит при отвязном вранье: - Сплю, вижу сон, якобы вас душат. И тут в мозгу вспыхивает: нужно сказать определённые слова, и душитель от вас отстанет. Решил, что вас нужно предупредить.
- Повторите, пожалуйста, слова, которые меня освободили от напавшего.
- Э-э... я забыл.
- А мне показалось, что их произнёс совсем другой человек. Другие дикция, тембр, высота звуков, интонация. Сколько вас там было из тех, кто спал и видел во сне нападение на меня?
- Я, я один!.. - с отчаянием сказал Славик. - Со мной такое бывает во сне или после. Иной раз как запою ночью...
- И есть свидетель вашего ночного пения?
- Бывают иногда... свидетели, то есть свидетельницы... - скромно сказал Славик, в этот раз чистую правду.
Недогонов закашлялся, захрипел, помолчал и неожиданно спросил:
- Вы не против, если я приду к вам домой, скажем, часов в пять утра? Мог бы раньше, но сейчас мне нужно осмотреть свою квартиру, съездить в дежурную аптеку за каким-нибудь средством от боли в горле.
- Конечно, буду рад... - обречённо согласился Славик.
После разговора он посидел, обхватив голову руками, и прошлёпал в свою спальню.
- Что делать, бабуля? Ты спасла опера, а мне за это отвечать, - сказал он, глядя на портрет.
- Что ж, по-твоему, ему нужно было помереть? Или я виновата в том, что ты не мог запомнить несколько слов на древнем арамейском языке?
- Нет, конечно. Но кто напал на Недогонова? Неужели Лейдеман?
Бабуля фыркнула презрительно и замолчала. Её внук всё так же сидел перед портретом, глядя на игру света на глянце фотографии и ожидая того, что бабуля всё же смилостивится и хоть что-то пояснит. Примерно через час он услышал:
- И как ты, человек, закончивший университет, можешь считать, что уже сгнивший мертвец способен напасть на живого? Ты в своём уме? Лейдеман не только переводил Гримуары, но и практиковал вызов духов и демонов. Из-за его занятий мы в тысяча девятьсот тридцатом году объявили друг другу войну. Он не одолел меня, но после его смерти противостояние продолжили вызванные им сущности. Они коварны и жестоки, но им может противостоять ум - исключительное свойство живого человека. Смышлёный опер вызвал недовольство одной из них и должен был поплатиться за разгаданную хитрость.
- Прости меня, бабуля. Я действительно глуп и невнимателен с детства, - покаянно произнёс внук, обдумывая, как всю эту чепуху объяснить Недогонову.
- Нет, внук, ты сильнейший медиум. Это я при жизни была глупа и невнимательна, раз только после смерти поняла суть твоих способностей. Помнишь, сколько раз я наказывала тебя в детстве, когда ты не хотел изучать хотя бы древнегреческий язык?
Славик было засмеялся, причём ему вторил смех бабушки, но вдруг пришёл в смятенное состояние духа.
- Медиум?! Да на что мне это? Помилуй, бабушка, я вовсе не желаю, чтобы у меня вдруг изо рта и ушей повалила эктоплазма! Я видел фейковые фотографии в передаче про этих медиумов. И потом... Я ни разу не встречал ни одного мертвеца, слоняющегося среди живых! Никто не вселялся в меня! Никакой я не медиум!
- Да во имя Мельхиора, Каспара и Валтасара, не хочешь - не считай себя медиумом! - сказала бабуля. - Как ты себя назовёшь или не назовёшь, не имеет никакого значения. Главное - что ты сделаешь в этой жизни.
- В этой жизни я хочу наказать урода, осквернившего твою могилу убийством, - заявил Славик. - И ещё найти убийцу девушки.
- Я же говорила, дорогой внук, что уродов было два. Один неизвестный, другой - сам Лейдеман. Вернее, его воплощение в каком-то демоне или духе. Он решил, что я счастлива, так как люди уделяют внимание яме с моими останками, закопанными в ней. И нанёс удар, так сказать, по моим чувствам и репутации. Но учёность не всегда равна уму. Исаак недопонял, что я всего лишь хотела выглядеть молодой и красивой. А почести, поклонения, паломничество народа и их просьбы мне ни к чему. Но Недогонову нужно помочь. Это будет справедливо.
- Это будет справедливо, - эхом отозвался внук. - А как мы ему поможем?
- Элементарно. Ты пойдёшь завтра на кладбище и опросишь свидетелей.
- Каких ещё свидетелей?
- Да тех, что стояли и стоят рядом.
- А-а... - догадался Славик. - А почему бы не начать с тебя? Ведь именно ты - главный свидетель. На твоей могиле произошло убийство.
Послышался долгий протяжный вздох.
- Увы, мой дорогой внук. Я здесь, в этом портрете. А та девочка-смолянка, что на кладбище, это далёкое прошлое, более чем вековой давности. Она не видит ничего дальше своих восемнадцати лет.
- Как же мне объяснить всё это Недогонову, который скоро будет здесь?
- Это не мои проблемы, любимый внук, - отрезала бабуля.
Вячеслав Иванович Тучкин принял душ, привёл себя в порядок и вышел на веранду дожидаться опера. Как же он любил совершенно одичавший сад, пятачки разросшихся трав вместо клумб, щебет птиц на рассвете! Нежные зори, первые лучи солнца... Соседского кота, который с цирковым искусством преодолевал кованые штыри поверх забора... Да, это всё нужно защитить от зла, в каком бы облике оно не скрывалось.
Подъехала машина, и Вячеслав пошел открывать.
- Можно мне осмотреть дом? - вместо "здравствуйте" спросил опер.
Вячеслав радушно провёл его в своё жилище, которое мог назвать родовым. В позапрошлом веке здесь были дачи, а потом город вырос, и они стали его придатком.
Недогонов обошёл все комнаты, заглянул даже в кладовые и спросил:
- Вы сейчас живёте один?
- Да.
- Я хочу поговорить о вчерашнем.
Вячеслав с готовностью провёл его в комнату с портретом, собираясь честно признаться, кто спас опера от злобного демона. Недогонов уселся в кресло, с любопытством всмотрелся в портрет суровой старухи. И вдруг его скальп, покрытый коротко, почти под "ноль" стриженными волосами, дёрнулся, а вместе с ним уши сделали движение вверх-вниз. А глаза округлились.
- Бабушка поздоровалась с вами, - начал неуверенно Вячеслав.
- Что? Портрет со мной поздоровался? - со злой иронией спросил опер.
- Именно так. Признайтесь, вы что-то слышали.
- Ну да... Вроде как мысли вслух...
Уши опера вновь пришли в движение.
- Это она вчера вам назвала фразу, которая спасла вас от нападения демона.
Недогонов упёрся кулаками в колени, бросил зверский взгляд на Вячеслава Ивановича и грозно произнёс:
- Значит так... Раз в ход пошли демоны, кому-то придётся пройти обследование в больнице.
- Только в вашей компании, - парировал Вячеслав Иванович. - Вы сами вчера пережили нападение демона. В каком облике он был? Вы уверены, что вас поймут правильно? И объяснять появление на вашей шее чёрных пятен, царапин и травму голосовых связок придётся вовсе не терапевту.
- Не вешайте мне лапшу на уши, - ещё больше разъярился опер. - Вчера я отчётливо слышал голос другого человека. А сейчас... возможно, просто в ушах шумит. И ещё вопрос: портретов я видывал немало, особенно в наших базах беглых, подозреваемых, неопознанных. Но ни один со мной не говорил.
- Это потому, что рядом не было медиума, - скромно заметил Вячеслав Иванович.
- И кто у нас медиум?
- Я. Сам вчера оказался в шоке, когда узнал.
Недогонов зло расхохотался, стукнул себя кулаками по коленям, а потом призадумался. Дураком он точно не был. Ни случайностью, ни подставой-инсценировкой нельзя назвать удушение, которое сразу прекратилось только после одной фразы на какой-то тарабарщине.
Вячеслав предупредил его следующую мысль:
- Вчера вы услышали слова бабули очень ясно, потому что все находились в ситуации крайнего душевного волнения, по сути, это был вопрос жизни и смерти. Надеюсь, я объяснил вам всё, что произошло. И ещё: умерших я не вижу, могу лишь обменяться мыслями с портретами недавно усопших людей. И сейчас прошу вас съездить со мной на кладбище, чтобы опросить вечно молчащих свидетелей преступления. Ведь они могли видеть убийцу.
Уши Недогонов снова шевельнулись, шея и щёки покраснели. Но сказал:
- Сумасшествие какое-то. Собирайтесь, поехали.
И вежливо поклонился портрету бабули:
- До свидания.
В машине опер открыл рот лишь дважды.
- А почему ваша бабушка такая сердитая?
- По своему опыту знаю, что она злится, когда кто-то тупит, - признался Славик.
- Интересно, за что на меня взъелся этот... демон.
И тут Славик, которому никогда не нравилось иронизировать над людьми, неожиданно для себя сказал:
- К сожалению, я всего лишь медиум. Найдите демона и допросите его.
На кладбище Славик бросил печальный взгляд на могилу, с которой ещё не сняли жёлтую ленту, поморщился при виде беспорядка. Как хорошо, что юная смолянка не увидела того, что произошло позапрошлой ночью... Напротив её захоронения находилась огромная полированная гранитная плита с портретом молодого красавца во весь рост, в смокинге, галстуке бабочкой. Рукой в перстнях он опирался на капот BMW шестой модели. Рядом были плиты поменьше со слезливо-хвалебными эпитафиями, громадные вазоны. И ещё гигантская фотография. Короче, дорого-богато.
Славик обратился к Расточкину Владимиру Геннадьевичу, которому удалось прожить только двадцать пять лет:
- Уважаемый Владимир, что вы можете сказать о преступлении, совершённом недавно на могиле напротив?
Ему никто не ответил. Славик повторил вопрос. В уши лезли только кладбищенская тишина и чириканье птичек. Опер Недогонов хмыкнул презрительно, потоптался и сказал:
- Пошли отсюда, прямо в участок. Там ещё поговорим. Да и что взять с Точка? Мелкая сошка. Торпедой под Коростой бегал, в рейдерских захватах участвовал. А погиб тупо, в аварии.
Видимо, чтобы портрет ответил медиуму, требовалась ситуация, которая могла взволновать усопшего. И в головах Славика и опера раздался голос:
- А ты, голопуз, сильно крупная сошка? Многого в своей ментарне достиг? Как был голопузом, так и остался.
Опер побагровел, а Славик быстро повторил вопрос.
Точок разразился гневной речью:
- Мечтал, чтобы напротив меня Короста встал, это ведь он, сцуко, подстроил аварию. А тут эту белую моль втиснули. И чего народ суетится? Девка-то ни рожи ни кожи, ни сисек. Ни одной цацки, голытьба. Такая могила - самое место пацану шмару пришить.
Славик понял только одно: его бабулю-смолянку назвали белой молью. Конечно, в девятнадцатом веке среди дворянства были другие идеалы красоты: тонкие черты лица, маленький ротик, одухотворённый взгляд, одежда, отражающая сословное положение. Где уж братку оценить пелеринку смолянки, вообще скрывающую грудь; настоящую, без шиньона, косу... Да и красавицы позапрошлых веков упали бы в обморок от накачанных губ современных красоток.
Пока Славик рефлексировал, Недогонов шепнул ему:
- Спроси про пацана, пришившего шмару.
Славик спросил. А Точок не стал скрытничать:
- Да он не пацан вообще-то, подссывала газетный. Всё о кладбищах видосики снимает.
Опер подхватил Славика под локоть и поволок прочь. В машине он грустно сказал:
- Мы же с Точком вместе росли, в одном дворе. Мама одна меня и братьев воспитывала, вечно за ними одежду донашивал... Точок сызмальства в криминал ушёл, над бедностью потешался.
- Да уж... - откликнулся Славик. - В Смольном украшения были под запретом, у девиц воспитывали скромность. А кто в городе снимает видео о кладбищах?
- Знаем такого. На ютубе полно его роликов. Всё, Вячеслав Иванович, спасибо за помощь. Дальше мы сами.
Глава вторая
Дома первым делом Славик бросился к портрету бабули. Ему показалось, что её глаза необычно блестят от любопытства. Да и в неподвижном лице явно чувствовалось напряжение. Славик раздвинул шторы и увидел, что нетерпение ещё чётче отразилось в чертах старой леди. Он не стал томить бабушку ожиданием и вывалил всё с ходу:
- Точок сказал, что девушку убил тафофил, то есть любитель кладбищ. Он постоянно снимал ролики о нашем погосте. И Недогонову он известен. Значит, нужно ждать ареста. И вроде бы ролики преступника есть на ютубе.
- Во-первых, кто такой Точок и насколько ему можно верить? - прозвучал вопрос бабули.
Славик, как сумел, перевёл на общеупотребительный язык слова погибшего в начале века Расточкина Владимира, утаив самую малость. Однако бабуля сразу это почувствовала и выдавила правду: её собственное захоронение и портрет бывшему братку не нравятся. Но не обиделась, лишь хмыкнула. Гораздо больше её взволновало, что преступник был один.
- Не может этого быть! Лейдеман должен был находиться рядом и контролировать действия убийцы! - возмущённо сказала она.
И тут внук решил блеснуть, насколько он самостоятелен в мышлении:
- Бабуля, такие люди, как Точок, напрочь лишены воображения. Они говорят только то, что видят. Не было там ни демона, ни Лейдемана. Возможно, это как раз срабатывает твоё воображение на почве вражды с твоим оппонентом. На минуточку, мёртвым с начала века.
- А как же ночное нападение? - пошла в атаку бабуля.
- Сонный паралич! - выпалил Славик. - Недогонов очнулся бы не только от заклинания, но и от стишка "Жили у бабуся три весёлых гуся...".
Подкованная во многих вопросах Аделаида стала возражать: сонный паралич всего лишь временное состояние на границе сна и яви, когда человек не может шевельнуться, а в это время ему чудятся разные мерзости. На человека с расстроенной нервной системой опер вообще не похож, он даже отбивался от душителя, да и не растерялся, схватился за мобильник. Внук возразил, мол, ненормированный рабочий день, вечный недосып, опасная работа кого хочешь сделают невротиком, а гиперактивный Недогонов среагировал на видение по-своему: стал драться. Чтобы не затягивать спор, в теме которого был слаб как раз Славик, он предложил:
- Давай уж посмотрим ролики и полюбуемся на убийцу. И отправился за ноутбуком.
И внук, и бабушка поразились той широте, с которой представлена в сети тафофильная тематика. Они хором сказали: "Делать людям больше нечего!" Наконец ни наткнулись на канал "Прогулки Некрополиста", который предоставлял материал о погостах их старинного города. С удивлением узнали, что вёл его... Мешалкин Родион!
- Вот стервец! - выругалась бабуля. - Значит, всё же слухи о Белой Деве распространял он. Вот чувствовала я его гнилую натуру, но верила словам... Надо было сразу заявить на него в полицию!
Бабуля искренне расстроилась и ушла в себя, то есть прекратила общение, пока Славик со свойственным ему добродушием пытался защитить университетского товарища, отмечал попытки призвать граждан поддерживать порядок на кладбищах и бережно относиться к памяти о людях, которые закончили жизненный путь. Родя даже показывал личный пример, наводя порядок на заброшенных могилах. Но и сплетен об ушедших людях, и самого отвязного вранья о попытках связаться с мёртвыми, а также разных баек было предостаточно...
Славик вскоре замолчал, вспоминая пять лет жизни Роди в их доме. На первом курсе он пригласил пожить к себе общительного, любознательного одногруппника, который пришёл в восторг при виде комнат, заставленных шкафами с антикварными книгами. Часами он беседовал с Аделаидой, легко обучался древнегреческому... Славик не ревновал: бабуля на время отстала от него, и ладно. Идиллия закончилась быстро. Аделаида, обладавшая феноменальной памятью, заметила отсутствие двух книг. Родя признался, что продал их, чтобы помочь больному раком отцу. Бабуля с её связями быстро установила, что ни страшной болезни, ни отца нет - Родя был детдомовцем. Только из-за сочувствия к положению круглого сироты она позволила ему жить в своём доме, заявив: ври где угодно, только не здесь. Славика поступок друга не возмутил, потому что он не видел толку в таком количестве макулатуры, до которой никто не дотрагивался десятилетиями. На окончание университета бабуля подарила новоиспечённым журналистам картонные квадратики со странными буквами, которые должны были приносить удачу. Родя же опередил Славика в ответном подарке, преподнёс Аделаиде принт картины Ван Гога Парижского периода. Конечно, с подсолнухами, на которые и глядеть было неприятно. Но бабуля обрадовалась и повесила подарок в кабинете.
Родя через год купил на какие-то средства квартиру, через два - машину, стал средней руки корреспондентом местной газеты. В городе его не уважали, но всё, что бы он ни написал, пользовалось успехом.
И вот сейчас Славик услышал, как где-то в доме треснуло стекло, и осколки с печальным звоном посыпались на пол. Он сразу догадался, что принт на стене кабинета испорчен. Однако бабуля вдруг вышла из зоны молчания и заявила: "Родька не мог убить. Будут спрашивать - стой на этом". Славик по привычке кивнул, но в душе не согласился: следствие не может руководствоваться принципами "мог - не мог". Оно и суд опираются на факты. Свою роль он не мог причислить к доказательствам. Счёл всего лишь нестандартной помощью правосудию.
В этот момент Славику позвонили из прокуратуры, поинтересовались, нужна ли повестка, пригласили к четырнадцати часам на беседу со следователем Бобровской. Он сказал, что явится всенепременно, никаких повесток не требуется. Нужно сказать, что Вячеслав Иванович мог свободно распоряжаться рабочим временем, имея лишь дважды в неделю обязательные часы приёма. Однако опер Недогонов не оставил его в покое: в приказном порядке пригласил ещё раз съездить на могилу Расточкина Владимира для уточнения данных. Славик спросил:
- Корреспондент Мешалкин Родион арестован?
- Разумеется, - буркнул Недогонов и отключился.
Хмурый молчаливый опер снова привёз Славика на кладбище, сунул ему фотку Роди и сказал:
- Спроси, этот ли подссывала убил девушку. И, если получится добиться ответа, пусть расскажет, как всё было.
Славик задал резонный вопрос:
- А в первый-то раз нельзя было спросить, как он убил её?
Опер отмахнулся. Понятно, ранним утром он ещё не доверял медиуму, а вот сейчас что-то сдвинулось в его мыслительных процессах. И Недогонова это очень расстраивало.
Точок откликнулся сразу:
- Задолбали... Чё ещё надо?
Славик показал Родину фотку, но спросить не успел. Точок сразу вывалил всю информацию, доступную ему:
- Он это, он. Зуб даю. Привёл шмару, почирикал с ней о чём-то, руки ей лентами привязал. Пофоткал. А потом хлобысь на плитки! Поднялся, наклонился к трупёшнику, рот руками зажал и как порысил куда-то! Снова дождик начался, и я тоже отключился. Когда вода в морду льёт, муторно как-то, вроде как спать хочется...
Недогонов сгрёб фотографию Роди и зашагал прочь. Но Точок обратился к Славику, и опер остановился послушать.
- Слышь ты, белобрысый! Звиняй, что твою родню молью назвал. Но она и вправду на белую моль похожа. Ты чё, не мог ей памятник не гипсовый или... как его... алебастерный, что ли, а нормальный поставить? Срам ведь...
- Это итальянский мрамор! - обиделся Славик.
- Да?.. А чё стоит?
Славик помолчал, потому что навскидку переводил стоимость мраморной столешницы на кухне в цену глыбы, плюс доставку и работу... Он памятником не занимался, так как был сражён горем, а в подсунутые ему квитанции не смотрел.
- Не меньше ста тысяч долларов, - наконец назвал он, конечно, выдуманную цену. С математикой у него всегда было плохо.
Точок тоже помолчал, но уважительно, а потом попросил:
- Ну я ж не знал, что ты конкретный пацан, при делах... Слышь, если у тебя баксы водятся, закажи тому криворукому мастырке, который мне памятник делал, пачку сигарет на капоте моего меринка. Курить хочется, уши вянут. И крышку какую-нибудь сверху, чтобы башку прикрыть. Никто, сцуко, меня не слышит, кроме тебя. Будешь мне керей.
Славик, хоть и не был чужд употреблению в речи сленга, недоуменно посмотрел на Недогонова. Тот перевёл:
- Точок попросил, чтобы ты заказал выгравировать пачку сигарет на капоте машины и козырёк поверх плиты. Обещал свою дружбу. Пошли отсюда.
- Ну ты, ментяра, за Точка щачлом поплатишься! - сказал браток.
Не успели Славик и Недогонов пройти до поворота к сторожке и воротам, как бравый мент неловко растянулся на земле, разбив губу о бетонное основание оградки. А Славик перешёл через шоссе к мастерским, занимавшимся похоронными делами, сделал заказ, оплатив немалую сумму картой. Потом добавил ещё за срочность.