Почему Ольга Рыжова в "Служебном романе" бегала за Самохваловым? Реплика
Больше часа я читал сейчас комментарии к статье об Ольге Рыжовой в "Служебном романе", где главным мотивом поведения Ольги Петровны, а именно её настойчивого преследования Юрия Самохвалова, был назван, кажется, тот, что она "липучка".
Ну, такой вроде тип женщины (не спрашивайте с меня строго - пока я был погружён в комментарии с самыми противоположными взглядами на ситуацию - основную мысль статьи мог и подзабыть).
Читать эти комментарии было интересно. Люди вкладывали свой жизненный опыт, глубоко проникали в мотивы героев, а разброс мнений был от самых крайних до диаметрально иных. Есть над чем поразмышлять, особенно для таких любителей погрузиться в анализ психологии людей, как я.
Но от заданного Рязановым мнения, что Самохвалов - пoдлец, некоторые доходили до полного отрицания Рязановской позиции и провозглашали Самохвалова чуть ли не деликатным интеллигентом, который всё делал правильно, но вот "друзья" у него были не те: один устроил дебош в гостях у Самохвалова (а потом ещё и дал по мopде самому Юре, защищая подругу Олю), другая - прилипла как банный лист, и не хочет отстать "по-доброму, по хорошему"...
Ну нет, такого уж точно терпеть нельзя! Чтобы Самохвалов отделался всего лишь ярлыком "избегающего конфликтов" и чувствительного к теням на его репутации?
Нет, он был именно тем, кем показал его Рязанов - карьеристом, циником, чуждым былых юношеских сентиментов хватким типом.
Но на самом деле я тоже, когда смотрел "Служебный роман", чувствовал какую-то двойственность в образе Ольги Рыжовой. Замужняя женщина бегает за женатым былым поклонником - и мы должны считать её жертвой, а её "обидчика" клеймить позором?
Иллюзии и мечты Ольги Петровны у меня как-то не вызывали понимания, но я добросовестно считал её "жертвой", потому что было очевидно, что именно эту идею последовательно воплощает и проводит Э. Рязанов.
Тут надо, как говорится, довериться автору... Тем более, такому мощному и заслуженно авторитетному, как Рязанов.
А вот почему это "довериться" так трудно нам даётся, я понял тогда, когда узнал о вырезанной сцене из отснятого авторами фильма материала. Рязанов с Нахабцевым (оператором) наснимали материала на 4 часа 40 минут, но им не разрешили оставить фильм настолько продолжительным, и многие сцены и эпизоды пошли под нож.
И в том числе тот, который сильно исказил смысл последующих событий.
В начале фильма был фрагмент, где Самохвалов нежно приобнамает Ольгу Петровну и что-то шепчет ей на ушко - вот это, по всей вероятности и было "триггером", тем, что снесло Ольге Петровне крышу.
Мы-то, беспристрастные зрители, видим, что Юрию Петровичу важно опираться на "своих" людей в коллективе, которых он готов создать из внезапно обнаруженных в Учреждении былых сокурсников, и, танцуя с Олей на вечеринке у себя дома, он занят выпытыванием у неё сведений о новых коллегах, но Оля-то этого не понимала!
Ну, а дальше происходило то, что все мы видели, вот только Юрий Петрович с учётом вырезанной сцены уже не выглядит таким белым и пушистым, такой невинной жертвой чужих страстей.
И даже надрывные стихи Беллы Ахмадуллиной (истинной "королевой драмы"! - как назвали бы её сейчас), которые читает про себя героиня С. Немоляевой, становятся как-то более уместными и оправданными.
Напомню лишь последние строфы:
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
На мой взгляд, в этом Эльдар Александрович слегка просчитался. Вырезать без ущерба для основного замысла фильма можно было что-то другое, а вот эта купюра, с Самохваловым, подающем надежды Ольге Петровне, сильно исказила смысл их отношений.
Одного Юриного "Я помню всё!" с томным прикрыванием глаз (на вопрос встрепенувшейся Оли: "А ты что, помнишь, какая я была?") - оказалось недостаточно.
Если спустя почти полвека после выхода фильма зрители всё ещё не могут окончательно встать на сторону Ольги Петровны, которую авторы фильма призывали понять и пожалеть.