Мурыгин
Эстетика Николая Рериха

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

   По "Прекрасное", Николай Рерих
  
   ПОЗНАВАНИЕ ПРЕКРАСНОГО
   Платон заповедал в трактате о государственности: "Лучший метод воспитания может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря нему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасномыслящим... Он будет восхищаться прекрасным и согласовывать с ним свой быт".
   У афинян музыка имела глубокое и обширное значение как служение всем музам, обнимая не только гармонию тонов, но и поэзию и все формы творчества вообще. Служение Музам было воспитанием вкуса, который во всём познаёт прекрасное. Красота диалога Платона есть понятие о Прекрасном в себе. "Философская мораль" Платона одухотворена чувством прекрасного. Гимнастика Платона это тоже врата к Прекрасному, возвышение тела в одухотворённые сферы. Пифагор уже в пятом веке символизировал собой "жизнь Пифагорейскую" и утвердил музыку и астрономию как сестёр в науке.
   Мы предлагаем в школах введение курса Этики жизни, курса искусства мыслить(!). Но без воспитания навыка познания прекрасного, оба платоновых курса останутся мёртвой буквою. В наше время высокое служение музам обратилось в узкое умение игры на одном инструменте. Когда вы слышите слово "музей", вы понимаете его как хранилище. Между тем каждый эллин понял бы, что Музейон есть Дом Муз, Обитель всех родов Прекрасного.
   Точно так можно вспомнить заветы Пифагора, его законы о Прекрасном. Эллины дошли до того, что возглавили Пантеон Алтарём Неведомому Богу(!). В этом они приблизились к понятию древних индусов, которые произнося "Нети, Нети" ("Не То, Не То") лишь указывали несказуемое величие непризносимого Понятия. Притом эти великие понятия не были чем-то живущим в рассудке, а живущими в сердце как нечто живоносное и нетстребимое.
   Мы (*рериховцы) говорим о воспитании вкуса как об акте государственного значения. Час живой Этики должен стать любимым часом каждого ребёнка.
   В наши дни бытует мнение, что интеллектуальность является признаком вырождения. Конечно, если мы возьмём интеллектуальность как плод одного рассудка. На наших глазах создалось понятие - "Интеллигенция" как символ утончённого и расширенного сознания. Интеллектуальность и интеллигентность различаются как понятия Культуры и цивилизации. Понятие интеллигенции входит в состояние Культуры, когда действует сердце, Дух. Интеллигенция это аристократия Духа(!). Воспитание вкуса является её обязанностью, не выполняя которую она не имеет права на существование и сама себя обрекает на одичание. *"Советская интеллигенция" одичала до русофобии...
   Интеллигентность есть подвиг. Древние понимали именно так служение Прекрасному.
   Предлагая Этику как школьный предмет, мы предлагаем тем самым воспитание вкуса как защиту от безобразия. Андромеда говорит: "Я принесла тебе Огонь". И эллин понимает Эврипида, каков этот драгоценный Огонь. А мы наклеили понятие Света на спичку и зажигаем ею очаг, чтобы сварить похлёбку на сегодня.
   Мы утратили утончённый вкус к мечтам. Но ведь не умеющий мечтать не принадлежит к жизни будущей. А мечта о будущем есть первое отличие человека от животного. Некий отшельник оставил уединение и вышел, говоря каждому встречному: "Имеешь сердце". Поймём же, что без сердца (*без воспитания вкуса) мы - шелуха погибшая. Без познавания Прекрасного мы сделаем законы земного существования жестокими и человеконенавистническими (*рыночными).
   Гималаи. 1932
  
   ХУДОЖНИКИ ЖИЗНИ
   Много раз сопоставлялось так называемое "высокое искусство" с не менее замечательными продуктами отраслей художественной промышленности. Ещё раз повторим, что пуговица, созданная Бенвенуто Челлини, несомненно выше посредственных картин и кладбищенской скульптуры. Сфера прикладного искусства заклеймена постыдными понятием "коммерческого искусства", хотя совершенно ясно, что стиль жизни создаётся не единичными творцами, а массою художников прикладного искусства.
   Молодые люди жалуются: "Не могу существовать искусством, должен идти в коммерцию", точно в коммерческих изделиях художник обрекает себя на гибель. Для каждого предпринимателя важно, чтобы его изделие легко входило в обиход масс. Ведь и Рафаэль, получая заказ, был руководим прежде всего условием убедительности. Гоген расписывал своё жилище на Таити. Врубель изображал свою "Царевну-Лебедь" на блюде. Изысканное качество всегда даёт особую убедительность вещи. Мы утверждаем необходимость теснейшего сочетания промышленности и искусства в каждом городе и его части. Само физическое соседство промышленных и художественных мастерских будет помогать обоюдно. Потребность к творчеству среди учеников (*профтехучилищ) даст разнообразие и убедительность продуктам промышленности.
   Египтяне называли жудожников и ваятелей - "сеенех", то есть "оживитель", "воскреситель". Признаем же в каждом украшателе обихода "художника жизни"! Уйдёт из употребления уродливое понятие "коммерческого" искусства. Пифагор вычисляет и в ритме молится, ибо в числах небесная музыка - "музыка сфер". Математику Пифагору вторит богослов Св.Августин: "Pulchra numero placent"/"Числом пленяет красота". Этот магнит чисел и пропорций тоже проявление красоты. Страна, мыслящая о будущем, да убережёт всех тех, кому она будет обязана оправданием своим на великом судбище Культуры. *Рерих говорит о Страшном Суде Культуры для каждого народа и государства...
  
   МУЗЫКА СФЕР
   Ужас водворился бы на земле без Вышнего Звука! Ибо звук и свет неразрывно связаны между собою. В назидание всем поколениям оставлен миф об Орфее, чаиовавшем зверей своей дивною игрою. Даже змеи оставляют при музыке своё злобное намерение, а дикий тибетский як становится мирным и даёт людям молоко, если они подойдут к нему с песней. Без трубного гласа не рухнули бы Иерихонские стены!
   Мы возвышаем глаз свой созерцанием линий и красок, мы называем книгу другом. Разве мы не должны считать гармонию звука водителем к мирам высшим!? Невозможно представить себе Храм без созвучия голосов или инструментов. И царь Давид, Псалмопевец, создавая псалмы, имел в виду голосовое и инструментальное выполнение. Не случайно звук так подчёркнут в Библии. Что сделает сердце человеческое сострадательнее, если не музыка?
   Пусть же при звуках возвышающей музыки открываются для вас чудесные Врата в лучший путь жизненного прохождения. Смотрите на музыку как на раскрытие сердца вашего! Музыка делает людей не только слушателями. Они становятся соучастниками прекрасного действа. Музыка ведёт нас к подвигу, к лучшим проявлениям жизни. Под лучшие звуки и песни, в Труде и в Радости, спешите к Свету!
  
  Гималаи 1932

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"