Наумова Ада
Классификация попаданцев в современном фэнтези

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
Оценка: 5.49*9  Ваша оценка:

  Автор статьи заранее предупреждает, что восприятие всех книг, на которые он ссылается, сугубо субъективно, а также, что он весьма придирчив к понятию Мэри Сью, которое затронет ниже. Если он нелестно отозвался о ком-то из ваших любимых писателей - помните, что на вкус и цвет цветные мелки всегда разные.
  
  Прежде чем начинать классифицировать попаданцев в современной литературе, стоит узнать, что такое, собственно, попаданец.
  
  Итак, попаданец - это один или несколько персонажей художественного произведения, попавшие неизвестно куда (чаще всего в прошлое или другой мир), чаще всего неожиданно, а в фэнтези еще и исключительно магическим или просто никак не объясняемым и не комментируемым по ходу текста путем.
  
  Классификацию любого попаданца следует начинать с простого определения: истинный ли попаданец перед нами или Мэри Сью, избравшая его личину, дабы пробраться в книгу? Чтобы дать ответ на этот вопрос, прежде всего следует узнать, что это вообще такое - Мэри Сью.
  
  Мэри Сью (англ. Mary Sue) или Марти Стю (англ. Marty Stu) - принятое в англоязычной среде (с недавних пор - и в русскоязычной) обозначение персонажа (в зависимости от пола), которого автор наделил гипертрофированными способностями. Автор произведения, как правило, ассоциирует себя со своей "Мэри Сью". Создание таких персонажей обычно считается плохим тоном. (C) Википедия.
  
  Разумеется, Мэри Сью также поддаются классификации, и качества, благодаря которым попаданцев можно распределить в отдельные категории, зачастую выражены в них даже ярче, чем в попаданцах, Мэри Сью не являющихся, но, тем не менее, данный критерий автор статьи находит наиболее важным.
  
  
Итак, рассматриваемый критерий: мэрисьюшность персонажа.
  
  По этому критерию мы можем выделить два типа персонажа:
  - Мэри Сью;
  - попаданец обыкновенный.
  
  Отличительными признаками Мэри Сью являются:
  - невероятное в своей сложности ("красоте", не соответствующей данному миру лингвистике, пафосе, нужное дописать) имя;
  - столь же невероятная внешность или обаяние, действующее безотказно на представителей всех рас, которых Мэри повстречает по ходу сюжета;
  - возраст с любым количеством нулей, не мешающий Мэри вести себя как трудный подросток;
  - древний род, из которого она происходит, королевские, эльфийские и любые другие корни на выбор (особенно, если это совершенно несочетаемые корни);
  - "язвительный" характер или характер типа "о, я такая стерва!", а также сомнительное чувство юмора и поведение, абсолютно не соответствующее культуре эпохи и страны, в которой она находится;
  - полная бесчувственность, неспособность к состраданию и прощению и равнодушие к чужим чувствам (видимо, в силу отсутствия собственных. Да и какие чувства у цветного картона?);
  - сверхспособности (любые и в любом количестве), которыми она поражает любое количество противников любой силы;
  - ехидное животное или артефакт;
  - половая распущенность;
  - свадьба в финале с молодым человеком "изумительной красоты, неуловимо напоминавшим тигра".
  
  Если вы видите в тексте хотя бы один из вышеуказанных признаков, вам следует насторожиться. Если вы видите их хотя бы три - вы можете смело вышвырнуть книгу в окно. Это исключительно ради вашего же душевного здоровья.
  В качестве яркого примера Мэри Сью можем привести книгу "А обещали сказку..." О. Мяхар.
  Просим вас также осторожно относиться к литературе типа "Пародии на Мэри Сью". Там вы можете найти Мэри Сью еще более отвратительную для ваших эстетических и умственных взглядов и губительную для вашего рассудка. Впрочем, бывают пародии и весьма удачные, в качестве одной из таких мы можем назвать, например, "Чертов меч" Далина М. А. Как вы можете увидеть, Мэри Сью здесь перестает быть Мэри Сью, а становится вполне реальной героиней повести.
  Как вы понимаете, Мэри Сью может быть не только дамой, но и мужчиной, и тогда именуется Марти Сью. В данном случае свадьба, как правило, заменяется стремительным взлетом по иерархической лестнице. Несмотря на то, что такой же стремительный взлет обычно наблюдается и в случае с Мэри Сью, но краеугольным камнем ее биографии становится все же любовная линия. Примером образцово-показательного Марти Сью является "Ричард Длинные Руки" Гая Юлия Орловского. Травиться им также категорически не советуем.
  На этом мы оканчиваем обсуждать Мэри Сью, как наиболее ядовитый и распространенный вариант попаданца, и переходим к попаданцам обыкновенным.
  
  Попаданцы обыкновенные (как, впрочем, и Мэри Сью) бывают двух видов:
  - попаданцы добровольные;
  - попаданцы невольные.
  
  
Критерий: добровольность
  
  Попаданцы добровольные, как правило, точно знают, что планируют попасть в иной мир, а примерно в половине случаев даже представляют себе, в какой именно. Зачастую попаданцы добровольные специально готовятся к переходу в иной мир, имеют с собой специальные навыки, а также некоторое количество полезных предметов. У попаданцев добровольных могут быть разные причины для перемещения в иной мир, как то:
  - жажда приключений;
  - жажда встретиться с некими людьми, ждущими по ту сторону;
  - утрата всего, составляющего некий смысл жизни, в их родном мире;
  - проблемы в их родном мире и др.
  Возвращаться в свой родной мир попаданец добровольный в большинстве случаев не хочет. Ярким примером попаданца добровольного является Саймон Трегарт, герой цикла Андрэ Нортон "Колдовской мир".
  
  Попаданцы невольные, как это следует из их названия, попадают в иной мир случайно или насильственным путем. Зачастую попаданцы невольные являются вызываемыми сущностями, как то:
  - демонами;
  - духами;
  - суккубами;
  - пробужденными героями древности и др.
  В противном случае он может оказаться в ином мире благодаря:
  - случайному прикосновению к некому артефакту;
  - случайному срабатыванию некоего заклинания;
  - случайному открыванию неких дверей и замков, которые открывать не следует;
  - собственной смерти в родном мире;
  - неким сумасшедшим магам и богам;
  - безо всяких объяснений и др.
  В случае, если попаданец невольный - человек, он сильнейше рискует трансформироваться в Мэри Сью. Полезными в данной эпохе и стране навыками и вещами, как правило, не обладает. Спасается исключительно за счет умной головы, невысовывания на глаза местной инквизиции\другим органам управления и дружелюбия, чем от Мэри и отличается. Всеми способами в большинстве случаев пытается вернуться в свой мир. В качестве примера можно привести Егора из "Рыцаря Ордена" С. Садова. Данный персонаж близок к понятию Марти Сью, но все же не тождественен ему.
  
  Также попаданцев можно разделить на:
  - тех, кто попросту попадает в иной мир;
  - на тех, чей привычный мир по каким-то причинам перестает быть таковым, и им приходится приспосабливаться к новому.
  
  
Критерий: характеристики нового мира
  
  Характерным примером попаданцев первого типа можно назвать Ирену Хмель, героиню романа М. и С. Дяченко "Казнь". Это типичное попаданчество, свойственное романам жанра фэнтези и НФ.
  
  Довольно яркими представителями другого являются Влад Кукаш и Чайка из романа С. Логинова "Имперские ведьмы". Несмотря на то, что персонажи не перемещаются за пределы знакомого им мира, все жизненные устои, к которым они привыкли, оказываются невозможными и бесполезными, и персонажам приходится приспосабливаться к жизни в новых обстоятельствах, что тоже можно назвать вариацией попаданчества. Наиболее характерно такое попаданчество, впрочем, для романов психологических или социальных фантазий, что не относится к жанру фэнтези, поэтому подробно мы этот вариант не рассматриваем.
  
  
Критерий: способ реализации попадания
  
  Очень интересен также способ реализации попадания - нет, речь не о том, как именно попаданец оказывается в ином мире (способов бесчисленное количество, наиболее популярные из которых были рассмотрены выше), речь идет о том, в каком виде. Всего таковых видов можно выделить три:
  - попаданец оказывается в чужом мире в своем теле и одетый в чем был;
  - попаданец, оказавшись в чужом мире, превращается в существо популярной там расы;
  - попаданец, оказавшись в чужом мире, подселяется в сознание одного из жителей этого мира.
  
  Если в более ранней литературе о попаданцах они практически всегда оказывались в ином мире в том виде, в каком исчезли из своего родного (согласно совершенно справедливому замечанию О. Громыко в ее "Схема гениального произведения "Туда и отсюда"", лидируют кроссовки и джинсы (пример - персонаж А. Меррита в рассказе "Три строчки на старофранцузском")), то теперь наиболее популярны два других варианта: персонаж, появляясь в новом мире, либо превращается в существо популярной там расы (Тим Крокетт у Генри Каттнер и Кэтрин Л. Мур в их рассказе "Жил-был гном"), либо вовсе вселяется в тело одного из обычных жителей мира, в который вторгся. В отдельных случаях сознание этого существа оказывается вытеснено в тело попаданца, оставшееся в родном для него мире, и тогда, как правило, мы можем отслеживать две параллельные линии событий. Наиболее часто варианты с обменом телами или же превращением в существо иной расы выдают в персонаже Мэри Сью.
  
  
Критерий: роль попаданцев в произведении
  
  Обычно выделяют четыре вариации попаданческих сюжетов, как то:
  - попаданец-изменяющий;
  - попаданей-мессия;
  - попаданец-поселянин;
  - попаданец-накопитель.
  
  Попаданец-изменяющий действует, как правило (хотя существуют и исключения), во благо мира, в который попадает. Причем, периодически, благо мира он оценивает исключительно со своей попаданческой точки зрения, и его попытки все исправить могут сделать все еще хуже. Впрочем, попаданец может приносить и реальную пользу. Изменения в окружающий мир он умудряется вносить обычно с помощью мышления, отличающегося от мышления жителей мира, в который попадает, или после своего появления оказываясь неким заключительным элементом, который должен активировать перемены. Зачастую попаданец-изменяющий получает шанс, и не один, вернуться в свой родной мир. В большинстве случаев отказывается, иногда же - вернувшись, рвется уже из своего мира в иной мир. Попаданца-изменяющего довольно часто путают с попаданцем-мессией, но, тем не менее, это принципиально разные вещи. Классический пример: Ярослав из "Голубятни на желтой поляне" В. Крапивина.
  
  Попаданец-мессия, как уже было указано выше, частенько оказывается спутан с попаданцем-изменяющим. Причина этого в том, что мир, в котором очутились, меняют они оба, но разница
  - в предназначении;
  - в методах.
  Попаданец-мессия изначально предназначен на роль некоего существа, которое должно изменить порядки, существующие в мире, в котором он оказывается, - для этого его, как правило, и выдергивают из его родного мира. В то же время попаданец-изменяющий начинает менять мир случайно и исключительно по собственному желанию, находя неприемлемыми существующие в мире порядки. У попаданца-мессии, как правило, нет шансов вернуться в родной мир, пока не будет выполнено то, для чего он предназначен. Более того, попаданец-мессия - это именно тот сорт попаданцев, которые действительно хотят вернуться домой, и обычно возвращаются при первом же удобном случае. Книги, в которых фигурируют такие попаданцы, построены по квестовому типу: убьешь Чорного Властелина, выполнишь миссию - получишь в конце плюшку, билет до дома.
  Методы, которыми действуют такие попаданцы, существенно отличаются от методов попаданцев-изменяющих, прежде всего тем, что, если попаданцы-изменяющие добиваются результата с помощью умственных усилий, то попаданцы-мессии в большинстве случаев используют силы магические или военные, рискуя превратиться в Мэри Сью, что с ними чаще всего и происходит.
  Классический пример - Виктор из книги С. Лукьяненко и Н. Перумова "Не время для драконов".
  
  Попаданец-поселянин резко отличается и от тех, и от других. Он, как правило, не пытается ни менять мир, в котором очутился, ни совершать некие эпические подвиги. Попаданец-поселянин чаще всего стремится приспособиться к миру, в который попал, и жить в нем максимально мирно и комфортно. Иногда в его поведении все же проскальзывают черты попаданца-изменяющего - зачастую это свойственно попаданцам-поселянам, оказавшимся в прошлом или в мире магического Средневековья и привносящим туда мелкие новаторства из нашего времени. Попаданцы-поселяне иногда бывают учеными, изучающими мир, в который попали. В этих случаях они, обычно, и очутились в ином мире именно ради этого.
  Попаданцы-поселяне, как правило, не умеют воевать, обладая при этом достаточно твердым характером, и чрезвычайно дружелюбны и разумны. В классическом фэнтези встречаются редко, наиболее часты в социальных фантазиях, а также в тех случаях, когда попаданчество происходит в пределах одного мира, когда персонаж оказался резко выброшен из своей родной культуры в иную.
  При резкой необходимости попаданец-поселянин может мгновенно и правдоподобно мутировать в попаданца-изменяющего. Мэри Сью при разумном употреблении из него сделать довольно трудно.
  Яркий пример: Жанна-Яблоня из книги "Корона, огонь и медные крылья" М. А. Далина.
  
  Попаданец-накопитель отличается от всех предыдущих типов своими целями и методами. Это именно тот попаданец, который чаще всего мутирует в Мэри Сью. Этот попаданец также рассматривает свое попаданчество как некий квест, но квест без конечной великой цели. Фактически все его существование в новом для него мире подчинено страсти к накопительству - средств, титулов, экзотических любовников - значения не имеет. Чем больше имеет попаданец-накопитель, тем больше он хочет - или хочет для него автор. Процесс чтения таких книг, как правило, напоминает список "Так, эльф в героиню влюбился, дроу есть, гном есть, человек сейчас будет..." или "Адепт уже был, маг уже был, сейчас станем архимагом и всех согнем в бараний рог, а там и до бога недалеко...". В средствах, как правило, неразборчив и зачастую глуп, вульгарен и жаден. Изучать культуру мира, в который он попадает, обычно не хочет. Невероятно ясным примером такого попаданца является упомянутый выше "Ричард Длинные Руки", дамский вариант, сейчас довольно популярный - Лейна из одноименного юмористического романа Елены Петровой. Если вы обратите внимание, оба этих персонажа являются Мэри Сью, но весьма наглядны как пример попаданца-накопителя.
  
  Интересен также тот факт, что, в завимости от пола, попаданцы наиболее "привержены" к определенным их типам. Так, женские персонажи, как правило, избирают вариант попаданца-мессии, мужские наиболее сильно привержены к роли попаданца-изменяющего и попаданца-поселенца. Надо заметить, что для роли попаданца-накопителя пол абсолютно незначим, и участвуют в книгах в роли попаданцев такого типа как мужские, так и женские персонажи.
  
  
Критерий: возраст
  
  Важную роль в классификации попаданцев играет также возраст персонажа. Наиболее распространенный в современной литературе возраст попаданцев - от двенадцати до двадцати пяти лет. Конечно же, встречаются попаданцы и старше, но значительно реже.
  Следует обратить внимание, что различные возрастные промежутки обычно имеют некое "притяжение" к тому или иному типу попаданчества из рассмотренных с помощью предыдущего критерия. Примерное разделение будет выглядеть следующим образом:
  - 12-20 лет;
  - 20-25 лет;
  - 25-... лет.
  
  Заметим, что попаданцы до двадцати лет наиболее часто выступают в роли попаданцев-изменяющих.
  
  Попаданцам до двадцати пяти в большей степени свойственна роль попаданцев-накопителей. И тем и другим весьма свойственна роль попаданцев-мессий.
  
  Попаданцы взрослее в свою очередь обычно предпочитают роль попаданцев-поселенцев. Это, разумеется, не абсолютное правило, но, как правило, эта закономерность встречается во многих книгах современной литературы.
  
  В наше время типаж девушки от двадцати до двадцати пяти лет почти стопроцентно определяется как Мэри Сью, что является ошибочным мнением, несмотря на то, что именно в этой "социальной группе" персонажей Мэри появляется наиболее часто.
   Разумеется, это отнюдь не единственно возможные классификации попаданцев, и можно предложить еще большое количество критериев, согласно которым создать иные принципы разделения, но мы коснулись практически всех основных категорий и считаем нужным на этом остановиться.

Оценка: 5.49*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"