Нечипуренко Виктор Николаевич
Природа как первоначальное Откровение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

Природа как первоначальное Откровение

Концепция сакральной природы в традиционалистской философии

Фритьоф Шуон (1907-1998) утверждает, что для человека примордиальной эпохи девственная природа функционировала не как пассивная среда обитания, но как непосредственная теофания живое откровение метафизических принципов. В рамках философии вечной традиции (philosophia perennis), природа представляла собой неискаженную "Книгу Божественного Откровения", доступную для прямого созерцательного познания. Современный человек, утративший эту способность к непосредственному считыванию сакральных символов, компенсирует онтологический разрыв через создание вторичных сакральных пространств храмов, икон, мандал.

Школа интегрального традиционализма (Рене Генон, Ананда Кумарасвами, Титус Буркхардт) последовательно отвергает эволюционистскую парадигму "примитивности" дописьменных культур. В их интерпретации, отсутствие письменности и монументальной архитектуры у архаических народов компенсировалось непосредственным доступом к Sophia Perennis через природный символизм. Каждый элемент ландшафта функционировал как естественная янтра геометрический паттерн, воплощающий космологические принципы.

Концепция иерофании Мирчи Элиаде (1907-1986) систематизирует эту интуицию: для homo religiosus архаических обществ природные феномены представляли собой кратофании манифестации сакральной силы. Гора выступала не геологическим объектом, но axis mundi космической осью, обеспечивающей communicatio между уровнями бытия. Водные потоки символизировали не только физическое очищение, но инициатическую смерть и возрождение, переход между онтологическими состояниями.

В шаманском мировоззрении эта парадигма достигает максимальной интенсивности. Ландшафт становится полноправным актором социальных отношений каждый топографический элемент обладает персонифицированной духовной агентностью. Шаманское путешествие представляет собой навигацию по многомерной сакральной географии, где физическое и метафизическое пространства взаимопроникают друг друга. Эдуардо Вивейрос де Кастро назвал это "перспективизмом" онтологией, где различные существа (люди, животные, духи) воспринимают реальность через свои специфические телесные матрицы.

Для Шуона эта холистическая парадигма противостоит картезианскому дуализму res cogitans / res extensa. В традиционной метафизике все уровни реальности от минерального до ангелического представляют собой теофанические модальности единого Принципа (Al-Haqq в суфизме, Brahman в веданте). Человек как микрокосм содержит в себе все космические уровни, реализуя герметический принцип "что вверху, то и внизу" (Tabula Smaragdina).

Космическая солидарность и ритуальная экология традиционных обществ

Концепция космической целостности Мирчи Элиаде раскрывает фундаментальный принцип архаического мировоззрения: каждое человеческое действие резонирует во всех планах бытия. Охотничьи ритуалы циркумполярных народов иллюстрируют эту парадигму с особой ясностью. Убийство животного никогда не было профанным актом добычи пропитания это было космическое событие, требующее восстановления онтологического равновесия. Инуитский охотник, преподнося убитому тюленю глоток пресной воды, признаёт его inua дух (душу) животного и молит его вернуться, поддерживая священную взаимность между людьми и природой. Сибирские эвенки практикуют ритуал нимат церемониальное распределение добычи, через которое они воздают честь духу зверя и восстанавливают баланс между человеческим и животным мирами.

Шаманская парадигма представляет апогей этой интеграции. Шаман функционирует как психопомп проводник душ и медиатор космических уровней. В терминологии Карлоса Кастанеды, он "человек знания", владеющий искусством "сдвига точки сборки" восприятия. Болезнь интерпретируется как онтологическая дисгармония: потеря души (susto в Мезоамерике), вторжение чуждого духа, нарушение табу. Терапевтическая практика шамана это космическая дипломатия, восстановление pax deorum через переговоры с духами-хозяевами (эжен у монголов, хат у хантов).

Трансспецифическая коммуникация шамана его способность говорить на "языке всей природы" (Мирча Элиаде) демонстрирует радикальную онтологическую пластичность. В состоянии экстатического транса границы между человеческим и нечеловеческим становятся проницаемыми. Шаман может принимать зооморфные формы, вступать в мистические браки с духами природы (как в эпосе о Гэсэре) и становиться мостом между мирами живых и мёртвых, земного и небесного, видимого и невидимого.

Природа как первичное святилище и теофаническая матрица

Шуон проводит принципиальное различие между первичными и вторичными сакральными пространствами. Девственная природа представляет собой "нерукотворный храм" (templum naturale), где каждый элемент функционирует как естественный символ. Вертикальность древа соединяет axis mundi с принципом духовного восхождения; циклы луны манифестируют ритмы становления и растворения; полет орла символизирует трансценденцию временного.

Элиаде вводит понятие "иерофанического пространства". В изотропном профанном континууме возникают точки разрыва омфалосы, пупы мира, где происходит кратофания (явление силы). Гора Кайлас для индо-тибетской традиции, Улуру для австралийских аборигенов, Чёрные Холмы (Paha Sapa) для народа лакота это не географические объекты, но онтологические полюса, структурирующие космос и придающие ему интеллигибельность.

Эпистемологический разрыв: от созерцания к репрезентации

Цитируемое Шуоном высказывание вождя сиу ("Вы, белые, странные люди; вы уничтожаете красоты природы, затем мажете доску красками и называете ее шедевром") выражает фундаментальную критику западной эстетической парадигмы. Для традиционного сознания произведение искусства, отделённое от сакрального контекста, представляет собой онтологическую деградацию. Живой бизон это не просто животное, но теофания Wakan Tanka, воплощение космической силы и щедрости. Его изображение на холсте это simulacrum (в терминах Бодрийяра), знак, потерявший связь с референтом.

Эта критика резонирует с хайдеггеровским различением между poiesis (выведением в присутствие) и современной Gestell (постав). Для архаического человека природа сама осуществляет poiesis непрерывное самораскрытие Бытия. Музейное искусство, напротив, представляет собой "эстетизацию" в негативном смысле отрыв красоты от истины и блага, распад средневековой триады pulchrum-verum-bonum.

Природа как источник интегрального знания

Утверждение Шуона о природе как источнике "всей пищи для души" указывает на холистический характер традиционного понимания познания. В отличие от современной компартментализации знания, архаическое восприятие природы было синестетическим и полисемантическим. Созерцание заката одновременно давало:

- Эстетический опыт (красота);

- Этическое наставление (смирение перед величием);

- Метафизическое озарение (циклы манифестации);

- Практическое знание (ориентация во времени).

Эта интегральность утрачена в "расколдованном мире" (Entzauberung der Welt Макса Вебера), где природа редуцирована до "постоянного резерва" (Bestand) для технологической эксплуатации.

Энергетическая экология шаманизма: природа как резервуар духовной силы

Понятие нуминозной силы оренда у ирокезов, мана в Полинезии, ци в даосизме, баракат в суфизме представляет собой универсальную интуицию о существовании тонкой энергии, пронизывающей космос. Для шаманской парадигмы эта сила не абстрактна, но топографически локализована: она концентрируется в "местах силы", накапливается в ритуальных объектах, передается через инициатические линии.

Практика поиска видения у равнинных индейцев демонстрирует прямую связь между дикой местностью и откровением. Неофит, проводящий дни в одиночестве на священной горе, получает не только личного духа-покровителя, но и песню силы, уникальную мелодию, становящуюся его духовной подписью. Австралийские аборигены во время прогулки следуют "песенным тропам", где каждый элемент ландшафта кодирует мифологическое знание Времени Сновидений (Tjukurpa).

Парадокс "лебединой песни": сакральное искусство как компенсация онтологической утраты

Шуоновское понятие "лебединой песни" представляет собой радикальную переоценку истории сакрального искусства. В этой перспективе готический собор не триумф средневековой духовности, но симптом её кризиса. Когда непосредственное восприятие нуминозного в природе ослабевает, возникает потребность в искусственных теофаниях иконах, статуях, витражах.

Эта диалектика резонирует с геноновской доктриной космических циклов. В Сатья-юге (Золотом Веке) вся реальность прозрачна для духовного видения; храмы не нужны, ибо весь космос храм. По мере нисхождения через юги, духовная плотность материи возрастает. В Кали-юге (Железном Веке) требуются всё более мощные "духовные технологии" тантрические практики, сложные литургии, монументальная архитектура чтобы пробить завесу материальности.

Парадокс заключается в том, что величайшие произведения сакрального искусства Шартрский собор, Боробудур, иконы Андрея Рублёва появляются именно в моменты духовного заката, как последние вспышки угасающего света. Они одновременно свидетельствуют о глубине традиции и о неспособности современников воспринимать священное без посредничества артефактов.

Дзен как via negativa: возвращение к непосредственности через искусство

Выбор Шуоном дзен-буддизма как парадигматического примера неслучаен. Дзен представляет собой уникальную попытку использовать искусство не для создания новых репрезентаций священного, но для деконструкции самого механизма репрезентации. Это апофатическое искусство, указывающее на то, что находится за пределами форм.

Сад камней как онтологическая диаграмма

Карэсансуй (, "сухой пейзаж") Рёан-дзи не изображает природу он манифестирует её глубинные принципы. Пятнадцать камней, из которых одновременно видны только четырнадцать, воплощают буддийскую доктрину шуньяты (пустотности). Белый гравий, расчёсанный в концентрические круги, не символизирует воду он являет принцип mujo (, непостоянства).

Созерцание этого сада не эстетическое любование, но медитативная практика. Зритель не "читает" символы, но входит в состояние mushin (, не-ума), где субъект-объектная дихотомия растворяется. Сад становится упайя (искусным средством), катализирующим прямое постижение природы реальности.

Суми-э: феноменология одного жеста

Монохромная живопись тушью (sumi-e, , суми-э) доводит принцип редукции до предела. Мастер Сэссю мог одним движением кисти передать сущность сосны не её внешний облик, но её сосновость (shsei, , сёсэй). Это требует не столько технического мастерства, сколько онтологической синхронизации с объектом.

Процесс создания sumi-e это духовная практика. Художник входит в состояние самадхи (медитативного погружения), где его qi (яп. ki, , ки; китайское ци) сливается с qi изображаемого. Удар кисти становится не репрезентацией, но презентацией явлением самой жизненной силы в её динамике. Пустые пространства (ma, , ма) на свитке не менее важны, чем заполненные: они воплощают k, , ку (пустоту), из которой рождаются все формы.

Хайку как вербальная эпифания

Трёхстишие хайку представляет собой предельную концентрацию поэтического высказывания:

Furuike ya / kawazu tobikomu / mizu no oto

(Старый пруд / лягушка прыгает / звук воды)

Басё

В семнадцати слогах (5-7-5) кристаллизуется сатори момент пробуждения, где временное и вечное, конкретное и универсальное совпадают. Хайку не описывает природу оно участвует в её самораскрытии. Это не литература в западном смысле, но dharma gate врата в реальность.

Синтез: искусство как возвращение к истоку

Дзенское искусство демонстрирует возможность преодоления дихотомии природа/культура через радикальное упрощение. Оно не добавляет к природе искусственные смыслы, но очищает восприятие до такой степени, что сама природа начинает говорить. Это искусство кеносиса (опустошения), создающее пространство для непосредственного откровения.

В этом смысле дзен реализует то, что Фритьоф Шуон называет метафизической прозрачностью (transparence mtaphysique) состоянием, где каждый феномен становится теофанией, не нуждающейся в символической надстройке. Это возвращение к примордиальному видению, но не через регрессию, а через трансценденцию культурных наслоений.

Дзен как метаноэтический поворот: от репрезентации к презентации

Дзенское искусство представляет собой уникальный случай преодоления шуоновского парадокса лебединой песни. Оно функционирует не как компенсаторный механизм, но как искусное средство (упайя) для демонтажа концептуальных барьеров между сознанием и реальностью. В терминологии Китаро Нисиды, это искусство абсолютно противоречивой самоидентичности (zettai mujunteki jiko ditsu, ), где форма становится пустотой, а пустота формой.

Принципиальное отличие дзенской эстетики от западного сакрального искусства заключается в её индексальности, а не символичности. Если готический витраж символизирует Небесный Иерусалим, то дзенский сад указывает на природу реальности здесь и сейчас. Это различие между sign (знаком) и index (индексом) в семиотике Чарльза Пирса: знак отсылает к отсутствующему, индекс выявляет присутствующее.

Эпистемологическая катастрофа модерна: от прозрачности к непрозрачности

Шуоновская метафора метафизической прозрачности природы для традиционного человека перекликается с тем, что Павел Флоренский называл прозрачностью бытия или диафаничностью мира. В традиционном космосе каждый феномен был диафаничен пропускал через себя свет высшей реальности. Лист дерева был одновременно ботаническим объектом и космологической диаграммой, демонстрирующей принципы роста, фрактальности, связи микро- и макрокосма.

Картезианская революция привела к тому, что Альфред Норт Уайтхед назвал "бифуркацией природы" расщеплению на первичные качества (математически измеримые) и вторичные (субъективные). Природа стала непрозрачной, непроницаемой для метафизического света. Макс Вебер зафиксировал это как Entzauberung расколдовывание мира, где лес превращается из обители нимф и дриад в "древесную биомассу".

Культура как протез: диалектика компенсации

Создание "второй природы" культуры можно интерпретировать через призму того, что Арнольд Гелен называл "институциональной компенсацией биологической недостаточности". Но в метафизической перспективе Шуона это компенсация не биологическая, а онтологическая. Утратив способность к непосредственному считыванию теофанических знаков в природе, человек создаёт искусственные теофании храмы, иконы, священные тексты.

Эта диалектика имеет трагическое измерение. Чем величественнее собор, тем глубже отчуждение от космического храма. Чем изощрённее теология, тем дальше от непосредственного гнозиса. Вождь сиу, о котором упоминает Шуон, артикулирует эту трагедию с пронзительной ясностью: музейное искусство белого человека это таксидермия духа, попытка сохранить видимость жизни в том, что уже мертво.

Анамнезис как духовная стратегия: припоминание утраченного рая

Платоновская концепция anamnesis (припоминания) обретает в традиционалистской философии новое измерение. Сакральное искусство в своих высших проявлениях служит инструментом припоминания примордиального состояния. Григорианский хорал, византийская икона, суфийская каллиграфия это не просто эстетические объекты, но мнемонические устройства, активирующие глубинную память о in illo tempore времени истоков.

Однако существует опасность того, что Рене Генон называл "инверсией символов". Когда символ перестаёт быть прозрачным для трансцендентного и становится самодостаточным объектом, происходит то, что можно назвать "идолатрией форм". Искусство из средства превращается в цель, из окна в стену с нарисованным окном.

Via positiva и via negativa: два пути возвращения

В истории духовности можно выделить два основных подхода к восстановлению утраченной связи:

1. Via positiva (катафатический путь) умножение сакральных форм, создание всё более сложных литургий, иконографических программ, теологических систем. Барокко представляет апогей этого подхода тотальное произведение искусства (Gesamtkunstwerk), стремящееся воссоздать небеса на земле.

2. Via negativa (апофатический путь) радикальное упрощение, очищение, молчание. Исихазм, дзен, некоторые формы суфизма идут этим путём. Здесь меньшее становится большим, пустота полнотой, молчание красноречивее слов.

Экологическая эсхатология: природа как последнее откровение

В контексте современного экологического кризиса размышления Шуона обретают профетическое измерение. Уничтожение девственной природы это не просто экологическая катастрофа, но метафизическое преступление, разрушение последнего естественного храма. Каждый исчезающий вид это утраченная строфа в космической поэме, каждый вырубленный первобытный лес сожжённая страница из Книги Природы.

Парадокс современности: чем больше мы знаем о природе научно, тем меньше понимаем её метафизически. Мы можем секвенировать геном, но не можем услышать "музыку сфер". Мы изучаем экосистемы, но не видим в них теофании.

Заключение: возвращение к истоку через трансценденцию

Шуон не призывает к примитивистскому отказу от культуры это невозможно и нежелательно. Но он указывает на необходимость метаноэтического поворота изменения самого способа восприятия. Нужно научиться видеть в каждом подлинном произведении сакрального искусства не замену природе, но указатель на неё, не объект поклонения, но инструмент пробуждения.

Современному человеку предстоит совершить то, что Мартин Хайдеггер называл Kehre (поворот) от технологического отношения к миру (Gestell) к поэтическому обитанию (dichterisch wohnen). Это не регрессия к архаическому, но движение по спирали возвращение к истоку на новом уровне осознанности, где природа вновь становится прозрачной для священного, но уже не наивно, а через преодоление отчуждения.

В этом смысле экологическое сознание может стать началом новой духовности не эклектики "Нью-Эйджа", но подлинного восстановления связи с Sophia Perennis, вечной мудростью, говорящей через безмолвие гор, шелест леса и сияние звёзд.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"