Сегодня хотелось бы прикоснуться к самой сути исихастской антропологии и духовного опыта - к тишине.
Исихия (тишина) является ключевым и непременным условием для достижения цели на духовном пути каждого христианина.
Эта тишина есть не просто отсутствие звуков, а глубокое состояние внутреннего покоя, которое служит необходимым условием для встречи человека со своим Отцом Небесным.
Слова Христа: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8) как раз о том, что очищение сердца от "шума" помыслов позволяет Богу действовать, то есть речь о
Божественном присутствии в сознании человека.
Чтобы осознать почему же тишина настолько важна, надо вспомнить следующие слова
из Откровения:
"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною"
Чтобы услышать голос Христа необходима тишина.
Тишина ума.
Христос указывает, что путь к Нему, к Царству Небесному, не открывается через внешние действия или знания, а через внутреннее слышание.
Чтобы настала тишина, необходимо умолкнуть в одиночестве, то есть успокоить собственный ум, который непрерывно находится в болтовне - либо с кем-то воображаемым, либо сам с собой.
Только после остановки внутренних диалогов, суждений, планов и беспокойств приходит состояние исихии.
Ценностная суть внутренней тишины в том, что она переводит ум из режима "вещателя" в режим "слушателя", то есть в состояние, когда человек перестает навязывать Богу свою волю и свои представления о мире, а возрождает позабытую способность воспринимать Живое Слово Христа, которое звучит только в глубочайшей тишине молчаливого, а значит и смиренного сердца.
Если же вести речь об умном делании, то можно сказать, что умное делание это делание ума безмолвным, то есть - создание молчаливого ума. Затем вхождение в процесс слышания Христа, и пребывание в Нём.
Умное делание это постоянный труд, причём безконечный, поскольку Христос говорит:"будьте совершенны как Отец ваш Небесный", что подразумевает совершенствование без конца и края, так как достичь совершенства Бога невозможно, а вот стремится к нему не только можно, но и жизненно необходимо, так как в этом цель и предназначение человеческой жизни.
Ну и если цели достичь невозможно, а надо, то для этого и дана вечная жизнь, то есть - вечное совершенствование.
Постоянный труд умного делания есть постоянное усилие на пути обожения.
Именно об этом усилии и говорит Христос:
"От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его".
Постоянное усилие - это постоянное принесение в жертву своего "права говорить" для получения права "слышать голос Христа - Премудрости Божьей!". По сути в этом усилии вся сущность духовной жизни человека!