Нестеров Андрей Николаевич
Диоген и Казимир Бобров или Немного философии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Казимир Бобров поэт-охранник

  Диоген и Казимир Бобров или Немного философии
  
  Однажды утром Диоген, высунувшись из бочки, чтобы позёвывая потянуться на восходящее солнце, увидел перед собой рослого мужчину в потрёпанном плаще, с лицом, на котором читались все скорби мира и три неоплаченных штрафа за хулиганство.
  
  - Здравствуй, философ! - мрачно произнёс незнакомец. - Я Казимир Бобров, поэт и ночной страж садов Афродиты.
  
  - А, поэт! - оживился Диоген. - Значит, днём спишь, ночью бродишь, а в перерывах страдаешь?
  
  - Страдаю, - кивнул Казимир. - Особенно когда ловишь воров, а они читают тебе стихи. Вчера поймал воришку фиников - а он, мерзавец, цитирует Сапфо! Что делать, спрашиваю?
  
  Диоген почесал бороду.
  
  - Ну, во-первых, финики всё равно гнилые в этом году. Во-вторых, если вор цитирует поэтов - это уже не вор, а несчастный романтик. Отпустил?
  
  - Отпустил, - вздохнул Казимир. - А потом начальник сказал, что я безответственный. А я ему - "Ты души не видишь за правилами!". Он меня в ночной дозор на склад отправил, крыс гонять.
  
  Диоген задумчиво ковырял пальцем трещину в боку бочки.
  
  - Знаешь, Бобров, твоя проблема в том, что ты и стражник плохой, и поэт так себе. Настоящий поэт должен либо писать так, чтобы начальство боялось его трогать, либо так плохо, чтобы его жалели. А ты - посередине.
  
  Казимир нахмурился.
  
  - То есть как?
  
  - Вот смотри. - Диоген вылез из бочки и поднял с земли камень. - Если бросить его в начальника - тебя накажут. Если написать о нём эпиграмму - тоже. Но если написать такую плохую эпиграмму, что все ревут от жалости к тебе - тебя оставят в покое. Потому что жалко.
  
  Казимир задумался.
  
  - Ты предлагаешь мне писать умышленно плохие стихи?
  
  - Нет, я предлагаю тебе быть честным, - сказал Диоген. - Если твои стихи и правда плохи - признай это и живи спокойно. Если хороши - бей начальство ими, как этим камнем. А если ни то ни сё - иди в стражники. Но тогда уж без поэзии.
  
  Казимир молчал. Потом вдруг хлопнул себя по лбу.
  
  - Чёрт! Да я же вообще не хочу быть стражником!
  
  - Ну вот, - удовлетворённо сказал Диоген и полез обратно в бочку. - Прогресс.
  
  На следующий день Казимир Бобров уволился из стражи, написал три ужасных стихотворения, прочёл их на площади - и был немедленно принят в общество местных поэтов.
  
  Потому что жалость - великая сила.
  
  А Диоген, тем временем, мёрз в своей бочке и был счастлив.
  Через неделю Казимир снова пришёл к бочке, но теперь в сопровождении ослика, гружённого свитками.
  
  - Диоген! - крикнул он. - Я последовал твоему совету! Написал столько плохих стихов, что меня из общества поэтов... повысили до председателя!
  
  Философ высунул голову:
  - Как так?
  
  - Они решили, что раз мои стихи настолько ужасны, значит, это "новая эстетика"! Теперь я руковоруковожу симпозиумами о "кризисе смысла". А ослик - мой гонорар.
  
  Диоген осмотрел животное:
  - Он хотя бы молчит?
  
  - Нет, он поёт. Гекзаметром.
  
  В этот момент ослик действительно затянул:
  "О-о-о, я несчастный осёл, меня муза сгубила..."
  
  Диоген закрыл бочку крышкой.
  
  
  Через три дня после истории с поющим ослом Диоген проснулся от необычной тишины. Никто не спорил под его бочкой о добродетели, не тыкал в него палкой, желая проверить, жив ли он. Даже осёл Казимира Боброва молчал - что было тревожнее всего.
  
  Покинув бочку, он увидел странное зрелище: на площади собрались все местные философы, но вместо того, чтобы препираться, они молча сидели на корточках, уставившись в землю.
  
  - Что случилось? - спросил Диоген у ближайшего мудреца.
  
  Тот медленно поднял на него глаза:
  - Забастовка.
  
  - Чего ради?
  
  - Нас обложили налогом на мудрость.
  
  Оказалось, городской совет, озабоченный бюджетом, постановил: "Кто умничает - платит по две драхмы в месяц. А кто умничает особенно много - по пять".
  
  - Но это же абсурд! - воскликнул Диоген.
  
  - А ты как думал? - хмуро ответил философ. - Вот мы и бастуем. Ни одной умной мысли - пока налог не отменят.
  
  Диоген задумался. Потом вернулся обратно в бочку, вытащил свою старую чашку для подаяний и поставил её перед собой. Нацарапал на ней углём: "Фонд поддержки безмозглых политиков".
  
  К полудню чашка была полна.
  
  Горожане, увидев, что философы перестали давать советы, тут же запаниковали:
  - Как теперь жить? Кому задавать вопросы? Кто скажет, в чём смысл?
  
  Совет отменил налог к вечеру.
  
  На радостях Казимир Бобров сочинил оду, но осёл, прослушав первые строки, лягнул его так, что свитки разлетелись по всей площади.
  
  - Вот и справедливость, - удовлетворённо пробормотал Диоген и залез в бочку спать.
  
  А наутро налог ввели снова. Но теперь уже для ослов.
  
  ОДА ОСЛИНОМУ ВОЛЮ
  
  (Сочинено Казимиром Бобровым, выправлено ослом, записано Диогеном на стенке бочки)
  
  О вы, хвостатые, копытные, свободные,
  Не вам ли достаются пинки благородные?
  Не вы ль, упрямые, в ярме трясясь столетия,
  Везёте мудрость веков, как мешки с просом?
  
  О, не склоните вы могучих вый,
  Когда чиновник кричит: "Налог плати!"
  Вы лишь зальётесь медлительным ржаньем,
  Что разобьёт любой дурацкий указ!
  
  Пусть скачут кони в пыли сражений,
  Пусть льют герои напрасно кровь -
  Вы, ослы, мудры, как Эпименид,
  И знаете: сено дороже славы!
  
  Вот он - идеал! Вот свободы суть:
  Жуй, когда хочешь, реви, когда дух веселит,
  Лягай поэтов (особенно плохих),
  И спи спокойно под звёздами Парнаса!
  
  Примечание Диогена:
  "Этот идиот Бобров забыл, что гекзаметр требует шестистопного размера.
  Но осёл утверждает, что так лучше - ибо "в искусстве главное искренность, а не правила".
  Чёрт бы побрал их обоих. Хотя про сено он прав."
  
  На следующий день город проснулся от громкого ослиного ржания. Налог для ослов вызвал беспрецедентные последствия - все ослы Афин собрались на главной площади и объявили забастовку.
  
  Казимир Бобров, с фингалом под глазом (после вчерашнего удара копытом), в панике прибежал к Диогену:
  
  - Они организовали профсоюз! Мой осёл избран председателем!
  
  Через неделю после налогового бунта в Афинах случилось невероятное. Ослиный профсоюз, окрылённый успехом, выдвинул новые требования:
  
  1. Равное представительство ослов в городском совете
  2. Переименование Акрополя в "Окрополь"
  3. Право голосовать копытом
  
  Казимир Бобров, теперь официальный поэт при ослином профсоюзе, читал свои оды на площади, но его постоянно перебивали:
  
  "И-а-а-а! (то есть "браво!")
  "И-а-а-а-а! (то есть "автор - осёл!")"
  
  Диоген, наблюдая эту вакханалию из своей бочки, вдруг заметил нечто странное. Все городские ослы начали... философствовать!
  
  Старый осёл по кличке Аристотель (так его назвали за привычку методично жевать один и тот же куст) доказывал:
  "Человек - это всего лишь недоразвитый осёл. Взгляните: у него нет ни копыт, ни хвоста, ни благородных ушей!"
  
  Молодая ослица Гераклита утверждала:
  "Нельзя войти в одну и ту же лужу дважды. Потому что после первого раза её уже выпьют."
  
  Даже ослёнок-сосунок заявил:
  "Я мыслю, значит, я и-а-а-а!"
  
  Город погрузился в хаос. Без ослов перестали работать мельницы, остановились строительные работы. Афиняне в отчаянии приползли к Диогену:
  
  "Сделай что-нибудь! Эти... эти твои ослы совсем с ума сошли!"
  
  Философ вздохнул, вылез из бочки и подошёл к председателю ослиного профсоюза (бывшему ослу Казимира).
  
  "Послушай," - сказал Диоген, - "ты действительно хочешь управлять этим городом?"
  
  Осел задумался. Затем медленно покачал головой.
  
  "И-а... (то есть "нет, если честно")"
  
  "Потому что?"
  "И-а-а-а... (то есть "слишком много работы, а сено само себя не съест")"
  
  На следующий день ослы добровольно сложили полномочия, оставив только одно право - не платить налоги. Афиняне с облегчением согласились.
  
  Казимир Бобров написал эпическую поэму "Ослиада", но её съели сами герои произведения. Что было расценено как высшая форма литературной критики.
  
  А Диоген вернулся в свою бочку, пробормотав:
  "Лучший правитель - тот, кто не хочет править. Особенно если он осёл."
  
  С тех пор в Афинах установился обычай: каждый год в день освобождения от ослиной власти самые уважаемые горожане на день менялись местами с ослами. Чтобы помнить, кто в этом городе действительно главный.
  
  
  Следующей ночью Казимир Бобров, шатаясь от выпитого неразбавленного вина (что он называл "поэтическим экстазом"), наткнулся на Диогена, который бродил по пустынному рынку с зажжённым фонарём.
  
  - Опять ищешь честного человека? - усмехнулся Бобров, едва не споткнувшись о пустую амфору.
  
  - Нет, - ответил Диоген, не останавливаясь. - Ищу осла.
  
  - Какого осла?
  
  - Своего.
  
  - Ты что, завёл осла?
  
  - Нет. Но он завёл меня.
  
  Бобров почесал затылок, пытаясь понять, философский ли это афоризм или Диоген просто пьянее его.
  
  - И как, находишь?
  
  - Пока нет. Зато нашёл тебя. Это хуже.
  
  Бобров обиделся, но ненадолго - потому что в этот момент из-за угла выскочил тот самый осёл, таща на спине полуразбитую статую Гермеса.
  
  - А-а-а! - воскликнул Бобров. - Вот же он! И... он грабит храмы?!
  
  - Не грабит, - поправил Диоген. - Он переосмысливает искусство.
  
  Осел гордо поднял голову, как бы говоря: "Именно так", и продолжил тащить статую в сторону бочки Диогена.
  
  - И что теперь? - спросил Бобров.
  
  - Теперь, - сказал Диоген, гася фонарь, - мы будем пить вино и наблюдать, как он объяснит это жрецам.
  
  - А если жрецы придут с вопросами?
  
  - Тогда скажем, что это перформанс.
  
  Бобров задумался, потом достал из-под плаща ещё один кувшин вина.
  
  - Знаешь, Диоген, иногда мне кажется, что ты единственный, кто понимает этот мир.
  
  - Это потому что ты редко вылезаешь из своих стихов, - ответил философ. - А я живу в бочке. Отсюда всё лучше видно.
  
  Они сидели до утра, наблюдая, как осёл пытается закинуть статую Гермеса на бочку.
  
  Жрецы так и не пришли.
  
  (На следующий день на стене храма появилась новая надпись: "Если боги молчат - значит, им нравится. Или они просто ослы. Диоген. При участии Казимира Боброва и одного осла.")
  
  На рассвете, когда первые лучи солнца позолотили крыши Афин, Диоген и Бобров сидели у бочки, наблюдая, как осёл принял причудливый гибрид бога и животного.
  
  - Знаешь, - хрипло произнёс Бобров, вытирая вино с подбородка, - я начинаю думать, что мы последние настоящие люди в этом городе.
  
  Диоген, чей фонарь теперь едва теплился в утреннем свете, усмехнулся:
  - Ты ошибся дважды. Во-первых, ты не человек, а ходячее недоразумение. Во-вторых, настоящих людей не бывает.
  
  Фонарь окончательно погас.
  
  В этот момент к ним подошёл городской стражник:
  - По приказу архонта, вы арестованы за... - он осекся, увидев осла с головой Гермеса, - ...за что, собственно, я вас арестовываю?
  
  Диоген поднял потухший фонарь:
  - За то, что искали. И нашли.
  
  Бобров, внезапно протрезвев, вскочил:
  - Но мы же ничего не нашли!
  
  - Именно за это, - кивнул стражник и развёл руками.
  
  Осел громко заржал, и странное эхо разнеслось по пустым улицам. Казалось, смеётся сам город - над ними, над стражами, над всем этим бессмысленным спектаклем.
  
  Когда их вели по улице, Бобров спросил:
  - И что теперь будет с твоим фонарём?
  
  Диоген посмотрел на пустые руки:
  - Я думаю, он уже сделал своё дело.
  
  На площади их ждала неожиданная развязка - толпа горожан, потешавшихся над ослино-божественным гибридом неиствовала. Архонт, увидев это, махнул рукой:
  - Да отпустите их. Таких, как они, всё равно не наказать.
  
  Так закончилась последняя ночь Диогена. На следующий день бочка стояла пустой. Говорили, что философ ушёл на восток, Бобров последовал за ним, а осёл остался в городе - новым символом Афин.
  
  А фонарь... Фонарь, говорят, до сих пор иногда видят в лунные ночи - блуждающий огонёк среди развалин, который то появляется, то исчезает, будто всё ещё ищет. Хотя никто уже не помнит, что именно. Конец?

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"