Нестеров Андрей Николаевич
Родовая сущность человека в философии Людвига Фейербаха

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Родовая сущность человека в философии Людвига Фейербаха: концепция, истоки и влияние
  
  Введение
  Людвиг Фейербах (1804-1872) - немецкий философ, совершивший радикальный поворот от идеализма Гегеля к антропологическому материализму. Его учение о родовой сущности человека (Gattungswesen), изложенное в "Сущности христианства" (1841), стало важнейшим этапом в развитии европейской философской мысли и оказало значительное влияние на формирование марксизма.
  
  1. Сущность концепции родовой сущности
  Фейербах понимал под родовой сущностью совокупность качеств, отличающих человека как представителя человеческого рода. Ключевые характеристики:
  
  - Сознание: способность к абстрактному мышлению и самопознанию
  - Чувства: любовь, сострадание, стремление к единению
  - Творчество: создание культуры, искусства, религии
  - Социальность: потребность в общении и совместной деятельности
  
  "Человек для себя - это человек в единстве с другим человеком, это Я и Ты" ("Основы философии будущего")
  
  2. Философские истоки концепции
  2.1. Влияние Гегеля
  - Заимствование диалектического метода
  - Переосмысление гегелевского понятия "род" (Gattung)
  - Инверсия системы: на место абсолютного духа ставится чувственный человек
  
  2.2. Влияние Спинозы
  - Идея единства человека и природы
  - Натуралистический подход к пониманию человека
  - Критика теологического мировоззрения
  
  2.3. Французские материалисты (Гольбах, Гельвеций)
  - Критика религии как продукта человеческого страха
  - Идея естественного происхождения морали
  - Материалистическое понимание природы человека
  
  2.4. Античная философия
  - Аристотелевское понимание человека как "политического животного"
  - Стоическая концепция всеобщего братства
  - Эпикурейский сенсуализм
  
  3. Критика религии и теория отчуждения
  Фейербах рассматривал религию как форму отчуждения родовой сущности человека:
  
  - Человек проецирует свои лучшие качества на вымышленное божество
  - Бог становится носителем тех качеств, которые принадлежат человеческому роду
  - Религия обесценивает реального человека в пользу иллюзорного божества
  
  "Бог есть отчуждённая сущность человека" ("Сущность христианства")
  
  4. Влияние и критика
  4.1. Маркс и Энгельс
  - Заимствование концепции отчуждения
  - Перенос проблемы в сферу материального производства
  - Критика созерцательного характера фейербаховского материализма
  
  4.2. Другие критики
  - Ницше: упрёк в "розовом гуманизме"
  - Современная антропология: признание прозрений Фейербаха
  
  5. Современное значение
  Концепция Фейербаха сохраняет актуальность для:
  - Понимания природы религиозного сознания
  - Анализа социальных отношений
  - Критики современных форм отчуждения
  
  Заключение
  Фейербаховская концепция родовой сущности человека представляет собой синтез различных философских традиций, переосмысленных в антропологическом ключе. Его идеи продолжают влиять на современную философскую и социологическую мысль.
  
  Список литературы
  
  1. Основные работы Фейербаха:
  - "Сущность христианства" (1841)
  - "Основы философии будущего" (1843)
  - "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842)
  
  2. Источники влияния:
  - Гегель Г.В.Ф. "Феноменология духа"
  - Спиноза Б. "Этика"
  - Гольбах П. "Система природы"
  
  3. Критические работы:
  - Маркс К. "Тезисы о Фейербахе"
  - Энгельс Ф. "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" - Löwith K. "From Hegel to Nietzsche"

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"