Нестеров Андрей Николаевич
Хаотичность сущего в философии Тимоти Мортона

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Хаотичность сущего в философии Тимоти Мортона
  
  Идея хаотичности сущего занимает важное место в философии Тимоти Мортона, тесно связанной с его экологической мыслью, концепцией гиперобъектов и критикой традиционных представлений о природном порядке.
  
  1. Хаос как фундаментальное свойство реальности
  
  Мортон отвергает классические представления о природе как о гармоничной и уравновешенной системе. Вместо этого он утверждает:
  - Природа не подчиняется человеческой логике - в ней есть катастрофы, вымирания, мутации и непредсказуемые взаимодействия.
  - Гиперобъекты вносят хаос - такие явления, как изменение климата или пластиковое загрязнение, действуют в масштабах, которые человек не может полностью осознать, создавая эффект неконтролируемого влияния.
  - Сетчатость (mesh) вместо порядка - реальность состоит из бесконечных, запутанных связей, где нет четкой иерархии или стабильности.
  
  2. "Странные странники" и непознаваемость
  
  В книге "The Ecological Thought" Мортон вводит понятие "странного странника" - сущности, которую невозможно до конца понять или классифицировать.
  - Любой объект частично хаотичен - будь то вирус, дерево или гаджет, он всегда ускользает от полного понимания.
  - Экология - это встреча с Другим, а не попытка подчинить природу рациональным схемам.
  
  3. Темная экология: жизнь в хаосе
  
  В "Dark Ecology" Мортон развивает мысль о том, что экологическое мышление должно принять тёмную, амбивалентную сторону реальности:
  - Нет "хорошей" природы - пандемии, извержения вулканов, массовые вымирания тоже часть экологии.
  - Антропоцен как хаотическая эпоха - человечество стало геологической силой, но не может контролировать последствия своих действий.
  
  4. Хаос и искусство
  
  Мортон считает, что искусство (особенно сюрреализм, спекулятивный реализм, хоррор) лучше науки передает хаотичность сущего:
  - Искусство показывает гиперобъекты - например, картины Босха или Дали визуализируют непостижимые явления.
  - Эстетика ужаса - страх перед непознаваемым помогает осознать реальность без иллюзий порядка.
  
  Вывод
  
  Для Мортона признание хаотичности сущего - это шаг к настоящей экологической этике:
  - Отказ от контроля - человек не "управляет" природой, а существует в сложной, непредсказуемой сети.
  - Этика солидарности с хаосом - вместо страха или отрицания, нужно учиться жить в неустойчивом, странном мире.
  
  Список литературы
  
  1. Morton, T. The Ecological Thought. Harvard University Press, 2010.
  2. Morton, T. Hyperobjects: Philosophy and Ecology after the End of the World. University of Minnesota Press, 2013.
  3. Morton, T. Dark Ecology: For a Logic of Future Coexistence. Columbia University Press, 2016.
  4. Morton, T. Being Ecological. MIT Press, 2018. 5. Morton, T. Humankind: Solidarity with Nonhuman People. Verso, 2017.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"