Образ Бабы-яги - уходящей натуры прошедшего времени
"В неслыханной мути, в невиданной гнили встает, как спрут, столетний бабий культ" (А. Блок, по мотивам).
В истории каждой культуры есть свои "тёмные века" - эпохи, окутанные мифами, суевериями и страхом перед неизведанным. Именно в такой период, среди дремучих лесов и тотального невежества, сформировался один из самых противоречивых образов русского фольклора - Баба-яга. Её избушка на курьих ножках стояла на самой границе миров: между светом и тьмой, порядком и хаосом, прошлым и будущим. Сегодня этот образ можно рассмотреть не просто как сказочного антагониста, а как архетип "уходящей натуры прошедшего времени", черты которого удивительным образом проецируются на современность, обретая новую жизнь в феномене "бабья-ягизма".
При ближайшем рассмотрении образ Бабы-яги оказывается глубоко диалектичным, сочетающим взаимоисключающие качества.
Положительные черты:
Смелость. Нельзя отрицать невероятную отвагу этой героини. Она в одиночку живёт в глухом лесу, окружённая нечистой силой, которой не только командует, но и держит в ежовых рукавицах. Её знаменитая фраза "Фу-фу, русским духом пахнет!" говорит не о страхе, а о готовности дать отпор любому непрошеному гостю.
Связь с народом. Несмотря на изолированность, Баба-яга - хранительница знаний. К ней идут за советом, она указывает путь, даёт волшебный клубок и раскрывает тайны. Как писал филолог Владимир Пропп, "Яга передает герою свой магический опыт, снабжает его чудесными средствами, дает совет, как вести себя дальше". Это говорит о её глубокой, хоть и своеобразной, связи с народной жизнью.
Вера в будущее. Парадоксально, но именно она, представительница тёмных сил, часто помогает герою совершить переход в новое качество. Испытывая Ивана-царевича, она верит, что он выдержит испытания, и в конечном счёте способствует светлому будущему, помогая победить Кощея.
Отрицательные черты:
Трусость. Вся её смелость испаряется при столкновении с настоящей силой. Когда герой ведёт себя уверенно и по-хозяйски ("Встань ко мне передом, к лесу задом!"), Яга сразу же становится услужливой. Это признак глубокой приспособленческой трусости.
Эгоизм. Мировоззрение Бабы-яги крайне эгоцентрично. Весь мир вращается вокруг её избушки и ступы. Она готова "зажарить" непрошеного гостя не из злобы, а из-за нарушения её личного пространства.
Пессимизм. Весь её облик и образ жизни пропитаны упадничеством. Котёл, ступа, помело, забор из черепов - всё это атрибуты конца, а не начала. Она консерватор, цепляющийся за отжившие формы.
Костяная нога. Этот физический признак является ключевой социально-философской характеристикой. Он символизирует окостенение, неспособность к развитию, движение вперёд лишь с помощью волшебной силы (ступы), но не своими собственными силами. Это метафора застоя.
Бабья-ягизм в наши дни: современные примеры
Дух "бабья-ягизма" оказался удивительно живуч. Мы встречаем его повсюду в современном обществе, политике и культуре.
1. Коррупционный "бабья-ягизм": Чиновник на высокой должности (часто в летах - "уходящая натура"), который создаёт видимость бурной деятельности ("смелость"), обладает обширными связями ("связь с народом" в виде клановости) и на словах ратует за развитие региона ("вера в будущее"). Но при первой же проверке его трусость и эгоизм выходят на первый план. Он всеми силами пытается сохранить свой "уютный мирок" - коррупционную схему, мешая развитию (пессимизм), а его мышление полностью "окостенело" - он не способен предложить ничего нового, только тормозить прогресс.
2. Культурный "бабья-ягизм": Некоторые деятели искусства, достигшие признания в прошлом, становятся ярыми ретроградами. Они громко кричат о падении нравов ("смелость"), апеллируют к "простому народу" ("связь с народом"), но при этом их творчество бесплодно и наполнено пессимизмом. Они трусливо отвергают любые новые формы искусства, видя в них угрозу, а их эстетические взгляды превратились в "костяную ногу" - окаменелый догмат.
3. Бытовая "Баба-яга": Это классическая жительница соседней квартиры, которая "всё про всех знает" ("связь с народом"), обладает недюжинной смелостью делать замечания кому угодно и искренне верит, что её советы помогут молодёжи. Но её мировоззрение построено на диком эгоизме ("не шумите, мне мешаете"), трусости (панический страх перед всем новым) и глубочайшем пессимизме ("раньше и трава была зеленее"). Её сознание - та самая "костяная нога", с которой она неподвижно стоит в прошлом.
Заключение
Таким образом, Баба-яга - это не просто сказочный пережиток, а архетип, социальное явление, вечный спутник любого переходного периода. "Бабья-ягизм" - это законсервированное прошлое, которое пытается утащить за собой будущее, пугая его и предлагая вместо движения вперёд замкнутый круг в тесной, но привычной избушке. Пока в обществе есть силы, цепляющиеся за отжившее, этот образ остаётся актуальным. И, как и в сказке, единственный рецепт против него - это воля, знание и решительность сказать: "Встань к лесу задом, а ко мне передом!" - открывая тем самым дверь в новое время.
Список литературы и источников:
1. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1946. - Фундаментальный труд, анализирующий образ Бабы-яги как мифологического персонажа.
2. Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки: В 3 т. - М.: Наука, 1984-1985. - Первичный источник, собрание текстов, где представлен канонический образ героини.
3. Лихачёв, Д. С. Смех в Древней Руси. - М.: Наука, 1984. - Работа, помогающая понять место гротескных и демонических образов в народной культуре.
4. Блок, А. А. Стихотворение "Новая Америка" (1913). - Источник эпиграфа.