Нестеров Андрей Николаевич
Саженец

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

  Короткометражный фильм: "САЖЕНЕЦ"
  
  Логлайн: Молодой учитель истории в умирающем промышленном городке пытается донести до своих циничных учеников мысль, что менять нужно не место, а время, в котором живешь. Его тихая борьба за умы подростков обретает неожиданную форму.
  
  Жанр: Драма
  
  Место действия: Россия, небольшой промышленный городок (моногород) где-то в регионах. Серые панельные дома, заброшенный завод на окраине, обшарпанная школа.
  
  Время: Наши дни. Поздняя осень, переходящая в раннюю зиму.
  
  ПЕРСОНАЖИ:
  
  АНДРЕЙ (30 лет): Учитель истории. Приехал из большого города по программе "Земский учитель". Идеалист, но без розовых очков. Усталый, но не сломленный взгляд.
  ДИМА (16 лет): Ученик. Умный, но язвительный, циничный. Лидер мнений в классе.
  МАША (16 лет): Ученица. Тихая, наблюдательная. Внутри борется с апатией.
  ДИРЕКТОР (55 лет): Прагматичная, уставшая женщина. Главная забота - отчетность и чтобы "все были живы-здоровы".
  
  
  СЦЕНАРИЙ
  
  СЦЕНА 1
  
  ИНТ. ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС. ДЕНЬ
  
  Класс обычный, но обветшавший: потрескавшаяся краска, портреты классиков, которым давно нужна реставрация. За окном - серые многоэтажки и трубы завода, из которых уже не идет дым.
  
  У доски - АНДРЕЙ. Перед ним - класс старшеклассников. Они в смартфонах, смотрят в окно, безразличны.
  
  АНДРЕЙ
  (закрывает учебник)
  Так. Восемнадцатый век, пугачевщина, крестьянские войны... В общем, вы всё проходили. Давайте поговорим о другом.
  
  Несколько голов поднимается. Дима скептически хмыкает.
  
  АНДРЕЙ
  Вот смотрите.Кризис, завод встал, город загибается. Родители многих из вас без работы. Будущее туманно. Стандартная реакция? "Время такое", "страна такая", "власть виновата". Знакомо?
  
  Класс молчаливо соглашается. ДИМА поднимает голову.
  
  ДИМА
  А что, разве не так? Здесь делать нечего. Одно спасение - валить в Москву или Питер. Здесь всё равно ничего не изменить.
  
  АНДРЕЙ
  Популярная точка зрения. Но бесплодная. Один умный человек сказал: "Человек не должен сетовать на свою среду, на свое время, это - бесплодный труд..."
  
  Он медленно проходит между рядами, глядя на учеников.
  
  АНДРЕЙ
  ...если человеку приходится жить в скверные времена, то он должен стремиться к тому - и в этом смысл его жизни - чтобы сделать их хорошими".
  
  Наступает тишина. Кто-то усмехается.
  
  ДИМА
  Красиво. А как? Пойти митинговать? Так закроют тут же. Писать петиции? Их в мусорке читать будут. Это сказки для наивных.
  
  АНДРЕЙ
  (останавливается напротив Димы)
  Не обязательно менять всё и сразу. Можно начать с малого. Сделать хорошим свой ближний мир - ближайшее время. Прямо здесь. Прямо сейчас.
  
  ДИМА
  Например? Посадить дерево?
  
  АНДРЕЙ
  (с лёгкой улыбкой)
  Например. Это уже что-то.
  
  Звенит звонок. Класс резко оживает, начинается шум, стук стульев.
  
  СЦЕНА 2
  
  ИНТ. КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА. ДЕНЬ
  
  Андрей стоит перед директором. Та сидит за столом, смотрит на него поверх очков.
  
  ДИРЕКТОР
  Андрей Николаевич, мне поступила... информация. Про "скверные времена" и прочее. У нас в программе нет уроков по философии. Есть история. Факты, даты. И подготовка к ЕГЭ.
  
  АНДРЕЙ
  Я просто хотел их расшевелить, заставить думать. Они живут с ощущением безысходности.
  
  ДИРЕКТОР
  Они живут так, как живут. Наша задача - дать им аттестат. А не... сеять разумное, доброе, вечное. Это не прописано в ФГОСах. Давайте без лишней инициативы, ладно?
  
  Андрей молча кивает, сжав губы.
  
  СЦЕНА 3
  
  ЭКСТ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР. НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ СПУСТЯ
  
  Поздний вечер. Темнеет рано. Андрей один выходит из школы, закутавшись в пальто.
  
  Он видит, как у забора школы ДИМА с парнями курит. Андрей собирается пройти мимо, но останавливается.
  
  АНДРЕЙ
  Домой не спешите?
  
  ДИМА
  А там что, лучше? Телевизор смотрят, олигархов ругают. Весело.
  
  Андрей смотрит на него, потом оглядывается. Его взгляд падает на маленький, чахлый саженец, подвязанный к колышку. Его, видимо, посадили ещё весной, но он засох.
  
  АНДРЕЙ
  Вот видишь? Кто-то тоже пытался. Но бросил. Не полил, не ухаживал. Так и стоит, как памятник чьему-то равнодушию.
  
  ДИМА
  Ну и что? Одно дерево мир не спасёт.
  
  АНДРЕЙ
  А ты уверен? Мир и не одним деревом спасают. Но это дерево могло бы спасти чей-то вид из окна. Дать тень. Очистить воздух, в конце концов. Просто сделать этот кусок мира чуть лучше. Это и есть то самое "ближайшее время".
  
  Андрей поворачивается и уходит. Дима смотрит ему вслед, потом на засохший саженец. Затягивается сигаретой.
  
  СЦЕНА 4
  
  ЭКСТ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР. УТРО
  
  Неделя спустя. Идёт первый мокрый снег. Андрей, ссутулившись, идёт на работу.
  
  Он подходит к школе и замирает.
  
  У забора стоит ДИМА. Рядом с ним - МАША и ещё несколько учеников. Они поставили новый, крепкий колышек и аккуратно подвязывают к нему тот самый засохший саженец. Рядом валяется пакет из садового магазина.
  
  Но это не всё.
  
  Рядом с этим саженцем воткнута в землю табличка, на которой корявым маркером выведена та самая цитата:
  
  "Не сетовать на время, а сделать его хорошим".
  
  Андрей останавливается в метре от них. Дима, заметив его, оборачивается. Он немного смущён, но смотрит прямо.
  
  ДИМА
  Он не засох. Корни ещё живые. Просто его забыли. Мы... решили вспомнить.
  
  Маша смотрит на Андрея и тихо улыбается.
  
  Андрей не говорит ничего. Он подходит, снимает перчатку и трогает кору саженца. Потом смотрит на табличку, на ребят.
  
  В его глазах - не торжество, а глубокое, молчаливое уважение и надежда.
  
  АНДРЕЙ
  (очень тихо)
  Спасибо.
  
  Он поднимает взгляд на школу. Окна класса освещены тёплым светом. Снежинки медленно падают на оживающее деревце, на плечи ребят, которые не уехали, а остались, чтобы сделать свое "сейчас" чуть лучше.
  
  ФИНАЛЬНЫЙ КАДР: Крупный план саженца. Хлопья снега ложатся на его ветки. Он больше не выглядит мёртвым. Он просто ждёт весны.
  
  НАДПИСЬ: "Посвящается тем, кто растит сады даже в скверные времена."
  
  КОНЕЦ ФИЛЬМА
  
  
  Режиссёрские заметки:
  
  Визуальный ряд: Постоянный контраст между серостью, унынием городка и маленькими островками тепла (свет в окнах класса, улыбка Маши, зелёный саженец на фоне бетона).
  Звук: Приглушённые звуки города, шум ветра, тишина в ключевые моменты диалогов. В финале можно добавить очень тихую, простую мелодию (гитара, виолончель) - музыку надежды, а не победы. Актерская игра: Важна сдержанность. Главные эмоции - во взглядах, в паузах, а не в словах. Цинизм Димы должен быть естественным, а не карикатурным.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"