Основные тезисы современной историографии (на 2025 год):
1. Отсутствие единого "государства": Не существовало единого политического образования типа "Славии" или конфедерации племен в строгом смысле. Общественный строй характеризовался как "complex chiefdoms" (сложные вождества) или "протогородские общности" вокруг племенных и торговых центров.
2. Ключевая роль Приильменья и Волхова: Ядро формирования будущей Новгородской земли - не только будущее Городище (Рюриково), но и целая сеть укрепленных поселений-центров: Старая Ладога (с 750-х гг.), Любша, Холопий городок, Рюриково Городище, Псков, Изборск. Они контролировали ключевые узлы на пути "из варяг в греки" и в Поволжье.
3. Мультиэтничный характер: Регион был зоной активного взаимодействия и ассимиляции славян (ильменские словене), финно-угров (весь, чудь, меря) и скандинавов (варягов). Археология не подтверждает массовых переселений славян, скорее, инфильтрацию и культурную экспансию.
4. "Призвание варягов" как отражение внутренних процессов: Легенда о Рюрике, по мнению большинства современных исследователей, отражает реальный процесс приглашения наемной военной силы (дружины) для прекращения внутренних конфликтов и защиты торговли в середине IX века. Это была не "создание государства", а институционализация уже существовавшей власти.
5. Археология против летописи: Данные раскопок опережают первую дату Новгорода (первое упоминание в летописи под 859 г., традиционная дата основания - 862 г.). Рюриково Городище (в 2 км от будущего Новгорода) возникает как скандинавско-славянский торгово-ремесленный и военный центр не позднее середины IX века, то есть до "призвания Рюрика". Сам Новгород как городская структура формируется не ранее 930-х - 950-х годов в результате "схождения" (слияния) нескольких соседних поселений.
Цитаты из ключевых современных исследований:
1. Об этногенезе и археологии:
"Формирование культуры сопок (VIII-X вв.), которую связывают с ильменскими словенами, происходило на основе местных традиций при сильном влиянии балтийских славян и, в меньшей степени, скандинавов. Это был длительный процесс симбиоза, а не вытеснения одного населения другим" (Е.Н. Носов, ведущий специалист по археологии Новгородской земли).
2. О характере власти до Рюрика:
"Социально-политическая организация словен ильменских накануне появления Рюрика может быть определена как "племенное княжение" или "сложное вождество", состоявшее из нескольких территориальных общин, конкурирующих между собой за контроль над торговыми путями. Легенда о "призвании" маркирует переход от этой формы к наследственной власти князя-династа" (П.В. Лукин, специалист по древнерусскому политогенезу).
3. О Рюриковом Городище и Ладоге:
"Городище под Новгородом (будущее Рюриково) возникает в середине - третьей четверти IX века как опорный пункт княжеской власти, напрямую связанный с аналогичными центрами в Ладоге и Скандинавии. Его материальная культура с самого начала носит гибридный характер, свидетельствуя не о завоевании, а о включении в уже сложившуюся межэтничную среду" (С.В. Трояновский, руководитель раскопок на Рюриковом Городище).
4. О летописной традиции:
"Повесть временных лет, созданная в начале XII века, проецировала на IX век современные ей понятия о государственности и княжеской власти. Поэтому реконструкция доряриковых институтов требует критического анализа летописного текста и опоры, прежде всего, на данные археологии" (А.А. Гиппиус, лингвист и источниковед).
Вывод: картина дорюриковой эпохи на 2025 год
Современная историография, опираясь на комплекс материалов, рисует картину не "темных веков" или пустоты, ожидающей правителя, а динамичного, конкурентного и высокоорганизованного мира Северо-Запада Руси.
1. Не государство, а "сеть вождеств" (complex chiefdoms).
" Пример: Поселения-центры не были подчинены единому центру. Ладога (с 750-х гг.) контролировала вход с Балтики в речную систему. Рюриково Городище (с сер. IX в.) доминировало в Приильменье. Псков и Изборск охраняли западные рубежи. Они конкурировали между собой за ресурсы и контроль над транзитной торговлей. Летописное "и не было у них правды, и встал род на род" - возможно, отголосок памяти об этих междоусобных конфликтах среди местной элиты.
2. Экономический двигатель - международная торговля, а не земледелие.
" Пример: Клады арабских дирхемов, найденные в округе будущего Новгорода и датируемые 780-840-ми годами (то есть за десятилетия до Рюрика), красноречиво свидетельствуют об активном движении серебра по Волжскому пути. Славяне, финны и скандинавы выступали как партнеры в этой торговле. Их поселения были не просто деревнями, а эмпориями - торгово-ремесленными факториями. Так, в Старой Ладоге найдены мастерские по обработке цветных металлов и изготовлению бус, чья продукция расходилась на огромной территории.
3. Культурный синтез и военно-дружинная интеграция.
" Пример (археология): В погребальных памятниках культуры псковских длинных курганов и сопок находят как славянскую лепную керамику, так и скандинавские фибулы, мечи франкской работы и финно-угорские подвески-"шумящие". В ранних слоях Рюрикова Городища присутствуют характерные скандинавские вещи (расколотые надвое игральные фишки из моржового клыка, овальные фибулы), но сама керамика - преимущественно местная, славянская. Это не следы "завоевания", а материальное доказательство совместного проживания и создания общей военно-торговой аристократии.
4. "Призвание Рюрика" как институциональное решение внутреннего кризиса.
" Конкретный сценарий (по реконструкции А.А. Фетисова, П.В. Лукина): К середине IX века конкуренция между центрами-вождествами (Ладога, Городище, возможно, какие-то центры в Приильменье) могла достигнуть точки, когда она стала угрожать общей экономической стабильности региона. Возможно, участились грабежи купеческих караванов или внутренние стычки. В такой ситуации племенная верхушка ("старейшины") могла прийти к решению пригласить нейтральную внешнюю силу - профессиональную дружину во главе с признанным предводителем (конунгом Рюриком), - чтобы она выступила в роли "третьей стороны", арбитра и гаранта порядка. Важно, что его "сажают" не на пустое место, а на уже существующий и стратегически важный Городище.
"Приглашение Рюрика - это не начало русской истории, а этап в истории Балтийского региона, типичный пример найма военного специалиста (конунга с дружиной) для защиты торговых операций. Аналогичные процессы мы видим в это же время в других частях Балтики" (Т.Н. Джаксон, скандинавист).
5. Формирование Новгорода - итог, а не начало.
" Пример (дендрохронология и стратиграфия): Самые древние мостовые на Неревском конце Великого Новгорода датируются 930-ми годами. Это на 70 лет позже "призвания Рюрика". Город возникает не как княжеская резиденция (ею остается Городище), а как самоуправляемый торгово-ремесленный посад, результат синойкизма - слияния нескольких небольших, но уже существовавших славянских поселений (например, на территории будущих Славенского и Неревского концов). Возникновение Новгорода - это следствие успешной стабилизации и экономического роста региона под властью новой династии, а не его причина.
Итоговая формулировка (2025):
История новгородских славян до Рюрика - это история формирования в бассейне Волхова и Ильменя сложной протогородской агломерации, встроенной в трансконтинентальные торговые сети ("путь из варяг в греки" и Волжский путь). К середине IX века эта система, объединявшая разноэтничные общности (словен, кривичей, финно-угров, скандинавов), столкнулась с внутренними противоречиями, связанными с контролем над ресурсами. Легендарное "призвание варягов" отражает не "рождение государства", а приглашение военного лидера со стороны для нейтрализации этих конфликтов и защиты общих экономических интересов. Таким образом, Рюрик пришел не в "дикие племена", а в сложный, богатый и конфликтный мир, который сам создал предпосылки для появления власти, подобной его собственной. Последующее возникновение Новгорода в X веке стало логическим завершением этого процесса урбанизации и консолидации, начавшегося за столетие до него.
Список современной литературы (основные работы 2000-2025 гг.):
Монографии и коллективные труды:
1. Носов Е.Н., Горюнова В.М., Плохов А.В. "Рюриково Городище. Новые этапы исследований". - СПб.: Дмитрий Буланин, 2017-2022. (Фундаментальное многотомное издание по результатам раскопок главного предшественника Новгорода).
2. Макаров Н.А. (ред.) "Русь в IX-X веках: археологическая панорама". - М.; Вологда: Древности Севера, 2012. (Содержит ключевые главы по Северо-Западу, включая разделы Е.Н. Носова о Приильменье и В.Я. Конецкого о становлении Новгородской земли).
3. Петрухин В.Я. "Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры". - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Форум; Неолит, 2014. (Классическая работа, суммирующая комплексный подход к проблеме образования Древнерусского государства).
4. Лукин П.В. "Новгородское вече: исторический обзор и источниковедческие очерки". - М.: Индрик, 2018. (Содержит глубокий анализ догородских институтов и их трансформации).
5. Джаксон Т.Н., Климович А.А. (сост.) ""Призвание варягов" - легенда или факт?" (в серии "Древнейшие государства Восточной Европы"). - М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2023. (Сборник статей с самым современным критическим анализом источника).
6. Конецкий В.Я. "Вопросы истории Новгородской земли в раннесредневековый период". - Великий Новгород: 2018. (Сборник работ одного из ведущих новгородских археологов).
Статьи в научных журналах (доступны в основном через eLibrary, Academia.edu, ResearchGate):
1. Трояновский С.В. "Рюриково Городище в системе расселения Приильменья (по материалам новых исследований)" // Российская археология, No 4, 2020. - С. 28-42.
2. Гиппиус А.А. "Доязыковая ситуация в Новгороде и его округе: лингво-археологическая реконструкция" // Вопросы языкознания, No 6, 2019. - С. 7-36.
3. Петрухин В.Я. ""Сказание о призвании варягов" и начальные летописи: историографический контекст и историческая реальность" // Славяноведение, No 5, 2021. - С. 4-15.
4. Фетисов А.А., Щавелев А.С. ""Варяжский вопрос": что могут сказать археология и нумизматика?" // Stratum plus, No 5, 2019. - С. 245-260.