Нестеров Андрей Николаевич
Древнеславянская философия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Древнеславянская философия, как она могла бы быть
  
  1. Мировоззрения, отраженного в фольклоре, языке и реконструируемой мифологии.
  2. Социального устройства древних славян (вече, община, отсутствие сильной централизованной жреческой касты).
  3. Природной среды (лес, река, поле, циклы земледелия).
  
  Проведя параллели с античностью, можно представить следующие возможные "школы" или направления древнеславянской мысли:
  
  1. "Лесная" или "Космогоническая" школа (аналог досократиков)
  
  Эти мыслители искали первоначало (архе) мира не в воде или апейроне, а в стихиях своего ландшафта.
  
  " Первосубстанция: не вода (Фалес) и не огонь (Гераклит), а, возможно, Древо (Мировое Древо), Земля-Мать (Мать Сыра Земля) или Вода как источник жизни и чистоты. Это начало было бы живым, органическим, порождающим.
  " Диалектика: центральной могла бы стать не борьба противоположностей, а цикличность: жизнь-смерть-жизнь (как зерно), свет-тьма (день/ночь, лето/зима), порядок-хаос (Правь-Явь-Навь как тройственная структура мироздания).
  " Главный вопрос: Как из единого ствола Мирового Древа рождается многообразие мира (листьев)?
  
  2. Этико-социальная школа "Правды" (аналог сократиков)
  
  Философия сместилась бы с космоса на человека и общину. Ключевым понятием стала бы "Правда" - не просто истина, а гармоничный космический и социальный порядок, справедливость.
  
  " Герой-мыслитель (аналог Сократа) ходил бы по городам и вечам, задавая вопросы: "Что есть Правда? Как жить по Правде?". Он исследовал бы понятия "Воля" (личная свобода), "Судьба" (Доля/Недоля) и "Совесть".
  " "Платон" этой традиции создал бы учение об идеальном граде - "Граде Правды", где правит не тиран, а соборное решение, согласное с природным законом. Его "государство" было бы основано на круговой поруке, уважении к старшим и гармонии с землей.
  " "Аристотель" скрупулезно классифицировал бы не камни и животных, а типы людей, ремесел, обрядов и песен, создав "Этику общинности" и "Поэтику" славянского фольклора.
  
  3. "Вечевой" прагматизм и риторика (аналог софистов)
  
  В условиях вечевой демократии расцвело бы искусство убеждения.
  
  " Софисты учили бы молодежь красноречию (баять), искусству строить речь на вече, отстаивать свою правду. Они бы развивали идею относительности: "Мера всех вещей - человек (общинник?)". Их упрекали бы в том, что они учат "кривде" (хитроумной лжи), а не "правде".
  
  4. "Сакрально-обрядовая" школа (аналог пифагорейцев/орфиков)
  
  Здесь философия сливалась бы с тайным знанием волхвов.
  
  " Пифагорейский элемент: мистика чисел и ритмов (число 3 - Триглав, 4 - стороны света, 7 - сакральное число славян), вера в очищение души через определенные ритуалы (бани, пост, прыжки через костер).
  " Орфический элемент: учение о переселении душ, возможно, в образе цикла перерождений, связанного с природными силами. Цель жизни - вырваться из круговорота и достичь Ирия (рая) не через аскезу, а через жизнь в ладу с природой и предками.
  
  5. "Стоицизм" в славянском варианте
  
  Схожесть со стоицизмом была бы поразительной, но со своим колоритом.
  
  " Логос был бы заменен на Правь - всеобщий закон, управляющий всем.
  " Идеал мудреца: не апатия, а спокойная внутренняя стойкость (твердь духа), принятие своей Доли. Мудрец живет в гармонии с природным циклом, не ропщет на мороз или засуху, а следует им. Его девиз: "Что свершилось - то свершилось" (аналог amor fati).
  
  Чем отличалась бы от греческой философии?
  
  1. Абстрактное vs. Конкретное: Греки стремились к абстрактным категориям (Бытие, Идея). Славянская мысль, вероятно, осталась бы более образной, привязанной к природным явлениям и практической жизни общины.
  2. Индивидуальное vs. Соборное: В центре был бы не атомарный гражданин полиса, а член общины (мира), его связи с родом и природой. Философия была бы более коммунитарной.
  3. Диалог с письменностью: Греческая философия расцвела с алфавитом. У славян философская мысль, вероятно, дольше оставалась бы устной, в форме притч, поучений, загадок и былин, что повлияло бы на ее форму.
  4. Отношение к мифу: Греки рано начали критиковать миф. Славянские "философы", скорее, углубляли и систематизировали миф, находя в нем скрытые смыслы, а не отвергали его.
  
  Вывод: Гипотетическая древнеславянская философия была быфилософией Жизни как части природного цикла, укорененной в этике общинности и поиске Правды-Гармонии. Это органическая, а не логико-рациональная философия, где мудрость - не в отвлеченном знании, а в умении жить в ладу с миром, предками и собственной душой. Она стала бы уникальным синтезом пантеизма, этики и социальной практики, отличным, но равновеликим по глубине ответом на вечные вопросы, которые задали древние греки.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"