"И пошёл Святогор по земле, да только не выдерживает его Мать-Сыра-Земля. Ступит - горы трещат, реки вспять текут..."
Святогор - не просто богатырь, но архетип невозможного. Его сила такова, что само мироздание отказывается её вмещать. В этом - первый философский парадокс: можно ли быть частью мира, который не способен тебя удержать?
1. Святогор как воплощение предельного
1.1. Титанизм и границы человеческого
В греческой традиции титаны - существа, превосходящие меру. Прометей даёт огонь людям - и обрекает себя на вечные муки. Атлант держит небо - и не может его отпустить.
Святогор - славянский Атлант, но его ноша - не небо, а сама земля. В былине он говорит:
"Кабы я нашёл тягу земную, так бы я всю землю поднял!"
Но "тяга земная" оказывается метафорой рока - сила, которая могла бы спасти мир, становится его гибелью.
С психоаналитической точки зрения, образ Святогора можно интерпретировать как проявление инфантильного всемогущества - того первичного ощущения, когда ребёнок ещё не отделяет себя от мира и верит в безграничность своих возможностей. Жак Лакан назвал бы это "стадией зеркала" в масштабах мифологического сознания - момент, когда герой осознаёт свою силу, но ещё не понимает её ограничений.
1.2. Неуместность в мире
Мартин Хайдеггер писал о "брошенности" (Geworfenheit) - человек оказывается в мире, который он не выбирал. Святогор - гипербола этой брошенности: он слишком велик для Яви, но не принадлежит Нави.
Его смерть в гробу - символ несовместимости абсолютного с относительным.
Здесь уместно вспомнить концепцию Карла Густава Юнга о "Самости" как архетипе целостности. Святогор представляет собой попытку психики воплотить идеал абсолютной силы, но эта попытка обречена на провал, ибо любая целостность требует признания своих границ. Его трагедия - это трагедия неразрешённого противоречия между стремлением к всемогуществу и необходимостью принять свою ограниченность.
2. Святогор и христианство: конфликт архаики и новой веры
2.1. Языческий бог, ставший богатырём
До христианства Святогор (Светогор) был солярным божеством, связанным с культом Рода. Его имя - от "свет" и "гореть", что роднит его с Даждьбогом.
Но в христианскую эпоху он превращается в "последнего великана", которого хоронит Илья Муромец. Это аллегория смены эпох:
"Старых богов не убивают - их забывают" (Мирча Элиаде).
С позиции психоанализа, этот переход можно рассматривать как смену доминирующих психических структур - от архаического, основанного на всемогуществе мышления, к более зрелому, признающему трансцендентное начало. Зигмунд Фрейд в "Тотем и табу" показал, как религиозное развитие повторяет этапы индивидуального психического созревания.
2.2. Сакральное и профанное
Рене Жирар в "Насилии и священном" пишет: жертва (козёл отпущения) нужна, чтобы сохранить порядок. Святогор - жертва перехода от язычества к монотеизму.
Психоаналитически это можно трактовать как процесс сублимации - преобразования примитивных энергий в культурно приемлемые формы. Святогор становится "жертвой" коллективного бессознательного, позволяющей обществу перейти на новый уровень развития.
3. Археология мифа: был ли Святогор реальным?
Б. А. Рыбаков обнаружил в Чернигове курган "Гульбище" с погребением воина-великана. Меч - 126 см (при норме 96 см), чара - "в полтора ведра".
Это наводит на мысль:
"Мифы - не выдумки, а кристаллизация памяти" (Карл Юнг).
Возможно, Святогор - обожествлённый вождь эпохи военной демократии, чьи подвиги стали слишком велики для истории и ушли в эпос.
С точки зрения глубинной психологии, такие фигуры представляют собой "культурные комплексы" - сгустки коллективных переживаний, которые продолжают жить в психике даже тогда, когда их исторические прототипы давно забыты.
Эпилог: Святогор сегодня
Мы живём в эпоху, где сила без меры ведёт к катастрофе (ядерное оружие, экологический кризис). Святогор - предупреждение:
"Абсолютное не должно становиться реальным - иначе оно раздавит нас".
В психоаналитической перспективе этот миф учит нас важности признания своих ограничений. Как писал Эрих Фромм, здоровое развитие личности требует отказа от инфантильных фантазий о всемогуществе и принятия своей человеческой меры.
Литература
1. Асов А. И. "Славянские боги и рождение Руси". - М.: Вече, 2009.
2. Хайдеггер М. "Бытие и время". - М.: Академический проект, 2015.
3. Элиаде М. "Аспекты мифа". - М.: Академический проект, 2020.
4. Жирар Р. "Насилие и священное". - М.: ББИ, 2010.
5. Рыбаков Б. А. "Язычество Древней Руси". - М.: Наука, 1987.
6. Юнг К. Г. "Архетип и символ". - М.: Канон+, 2018.
7. Фрейд З. "Тотем и табу". - СПб.: Азбука, 2019.
8. Лакан Ж. "Стадия зеркала". - М.: Гнозис, 2017.
9. Фромм Э. "Иметь или быть". - М.: АСТ, 2018.
(C) Философский анализ подготовлен [Андрей Нестеров], 2024