Нестеров Андрей Николаевич
Святогор: миф, философия и метафизика силы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Святогор: миф, философия и метафизика силы
  
  Пролог: Тяга земная и бремя бытия
  
  "И пошёл Святогор по земле, да только не выдерживает его Мать-Сыра-Земля. Ступит - горы трещат, реки вспять текут..."
  
  Святогор - не просто богатырь, но архетип невозможного. Его сила такова, что само мироздание отказывается её вмещать. В этом - первый философский парадокс: можно ли быть частью мира, который не способен тебя удержать?
  
  1. Святогор как воплощение предельного
  
  1.1. Титанизм и границы человеческого
  
  В греческой традиции титаны - существа, превосходящие меру. Прометей даёт огонь людям - и обрекает себя на вечные муки. Атлант держит небо - и не может его отпустить.
  
  Святогор - славянский Атлант, но его ноша - не небо, а сама земля. В былине он говорит:
  "Кабы я нашёл тягу земную, так бы я всю землю поднял!"
  
  Но "тяга земная" оказывается метафорой рока - сила, которая могла бы спасти мир, становится его гибелью.
  
  С психоаналитической точки зрения, образ Святогора можно интерпретировать как проявление инфантильного всемогущества - того первичного ощущения, когда ребёнок ещё не отделяет себя от мира и верит в безграничность своих возможностей. Жак Лакан назвал бы это "стадией зеркала" в масштабах мифологического сознания - момент, когда герой осознаёт свою силу, но ещё не понимает её ограничений.
  
  1.2. Неуместность в мире
  
  Мартин Хайдеггер писал о "брошенности" (Geworfenheit) - человек оказывается в мире, который он не выбирал. Святогор - гипербола этой брошенности: он слишком велик для Яви, но не принадлежит Нави.
  
  Его смерть в гробу - символ несовместимости абсолютного с относительным.
  
  Здесь уместно вспомнить концепцию Карла Густава Юнга о "Самости" как архетипе целостности. Святогор представляет собой попытку психики воплотить идеал абсолютной силы, но эта попытка обречена на провал, ибо любая целостность требует признания своих границ. Его трагедия - это трагедия неразрешённого противоречия между стремлением к всемогуществу и необходимостью принять свою ограниченность.
  
  2. Святогор и христианство: конфликт архаики и новой веры
  
  2.1. Языческий бог, ставший богатырём
  
  До христианства Святогор (Светогор) был солярным божеством, связанным с культом Рода. Его имя - от "свет" и "гореть", что роднит его с Даждьбогом.
  
  Но в христианскую эпоху он превращается в "последнего великана", которого хоронит Илья Муромец. Это аллегория смены эпох:
  "Старых богов не убивают - их забывают" (Мирча Элиаде).
  
  С позиции психоанализа, этот переход можно рассматривать как смену доминирующих психических структур - от архаического, основанного на всемогуществе мышления, к более зрелому, признающему трансцендентное начало. Зигмунд Фрейд в "Тотем и табу" показал, как религиозное развитие повторяет этапы индивидуального психического созревания.
  
  2.2. Сакральное и профанное
  
  Рене Жирар в "Насилии и священном" пишет: жертва (козёл отпущения) нужна, чтобы сохранить порядок. Святогор - жертва перехода от язычества к монотеизму.
  
  Психоаналитически это можно трактовать как процесс сублимации - преобразования примитивных энергий в культурно приемлемые формы. Святогор становится "жертвой" коллективного бессознательного, позволяющей обществу перейти на новый уровень развития.
  
  3. Археология мифа: был ли Святогор реальным?
  
  Б. А. Рыбаков обнаружил в Чернигове курган "Гульбище" с погребением воина-великана. Меч - 126 см (при норме 96 см), чара - "в полтора ведра".
  
  Это наводит на мысль:
  "Мифы - не выдумки, а кристаллизация памяти" (Карл Юнг).
  
  Возможно, Святогор - обожествлённый вождь эпохи военной демократии, чьи подвиги стали слишком велики для истории и ушли в эпос.
  
  С точки зрения глубинной психологии, такие фигуры представляют собой "культурные комплексы" - сгустки коллективных переживаний, которые продолжают жить в психике даже тогда, когда их исторические прототипы давно забыты.
  
  Эпилог: Святогор сегодня
  
  Мы живём в эпоху, где сила без меры ведёт к катастрофе (ядерное оружие, экологический кризис). Святогор - предупреждение:
  "Абсолютное не должно становиться реальным - иначе оно раздавит нас".
  
  В психоаналитической перспективе этот миф учит нас важности признания своих ограничений. Как писал Эрих Фромм, здоровое развитие личности требует отказа от инфантильных фантазий о всемогуществе и принятия своей человеческой меры.
  
  Литература
  
  1. Асов А. И. "Славянские боги и рождение Руси". - М.: Вече, 2009.
  2. Хайдеггер М. "Бытие и время". - М.: Академический проект, 2015.
  3. Элиаде М. "Аспекты мифа". - М.: Академический проект, 2020.
  4. Жирар Р. "Насилие и священное". - М.: ББИ, 2010.
  5. Рыбаков Б. А. "Язычество Древней Руси". - М.: Наука, 1987.
  6. Юнг К. Г. "Архетип и символ". - М.: Канон+, 2018.
  7. Фрейд З. "Тотем и табу". - СПб.: Азбука, 2019.
  8. Лакан Ж. "Стадия зеркала". - М.: Гнозис, 2017.
  9. Фромм Э. "Иметь или быть". - М.: АСТ, 2018.
   (C) Философский анализ подготовлен [Андрей Нестеров], 2024

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"