Философия Мо-цзы (Мо Ди) и его последователей (моистов) занимает важное место в древнекитайской мысли, конкурируя с конфуцианством и даосизмом. Основные идеи моизма включают универсальную любовь, прагматизм, отрицание судьбы и пацифизм.
Основные особенности философии Мо-цзы
1. Универсальная любовь (兼爱, "цзянь-ай")
Мо-цзы критиковал конфуцианскую идею иерархической любви, утверждая, что истинная добродетель - это любовь ко всем без различий.
"Любить других - как себя самого. Кто любит других, тот будет любим другими" ("Мо-цзы", гл. 15).
Этот принцип был направлен на устранение вражды и войн. В отличие от конфуцианства, где привязанность зависела от социальных связей, Мо-цзы проповедовал равенство в любви.
2. Отрицание судьбы (非命, "фэй мин")
Мо-цзы отвергал фатализм, утверждая, что человек сам определяет свою судьбу через действия.
"Если правитель усерден в делах, народ будет богат; если ленив - беден" ("Мо-цзы", гл. 35).
Этот подход противостоял конфуцианской вере в "Небесное предопределение" (天命) и даосскому принятию естественного хода вещей.
3. Прагматизм и польза (功利, "гун-ли")
Мо-цзы оценивал все с точки зрения практической пользы для общества. Он критиковал роскошь, излишние ритуалы и даже музыку, считая их бесполезными.
"Тратить ресурсы на украшения - значит воровать у народа его благополучие" ("Мо-цзы", гл. 20).
4. Почитание Неба (天志, "тянь чжи")
Хотя Мо-цзы отвергал фатализм, он верил, что Небо (天) является источником морального порядка.
"Небо желает, чтобы люди любили друг друга и приносили пользу" ("Мо-цзы", гл. 26).
Это отличалось от конфуцианского взгляда на Небо как на абстрактный принцип.
5. Отрицание войны, но защита обороны (非攻, "фэй гун")
Мо-цзы осуждал агрессивные войны, но поддерживал оборону. Моисты славились как искусные защитники городов.
"Нападать на других - величайшая несправедливость, защищаться - величайший долг" ("Мо-цзы", гл. 17).
6. Логика и аргументация
Моисты разрабатывали методы убеждения, используя аналогии и классификации. Их логические построения, однако, не получили такого развития, как в античной традиции.
Влияние и упадок моизма
Моизм был популярен в V-III вв. до н. э., но после объединения Китая при династии Хань утратил влияние. Конфуцианство стало официальной идеологией, а строгая организация моистов не смогла конкурировать с более гибкими учениями.
Список литературы
1. "Мо-цзы" (трактат школы моистов).
2. Кобзев А. И. Философия древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм. М.: Наука, 2018.
3. Graham A. C. Disputers of the Tao: Philosophical Argument in Ancient China. Open Court, 1989.
4. Ivanhoe P. J., Van Norden B. W. Readings in Classical Chinese Philosophy. Hackett Publishing, 2005.
5. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия, 1998.
Философия Мо-цзы остаётся важной частью китайской мысли, а её идеи - универсальная любовь, отрицание войн и прагматизм - сохраняют актуальность и сегодня.