Нестеров Андрей Николаевич
Легизм и Макиавелли: сравнительный анализ философии власти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Легизм и Макиавелли: сравнительный анализ философии власти
  
  Легизм (Древний Китай, IV-III вв. до н. э.) и политическая теория Никколо Макиавелли (Италия, XV-XVI вв.) разделяют идеи жесткого прагматизма в управлении государством. Несмотря на разницу эпох и культур, оба учения предлагают схожие принципы: примат силы закона, опора на страх и контроль элит.
  
  1. Верховенство закона и сила государства
  
  Легизм:
  
  - "Когда законы сильны, государство могущественно; когда законы слабы, государство приходит в упадок" (Шан Ян).
  - "Закон должен быть одинаков для знати и простолюдинов" (Хань Фэй).
  
  Макиавелли:
  
  - "Государь должен заботиться о том, чтобы страх перед наказанием преобладал над любовью подданных" ("Государь", гл. XVII).
  - "Законы - это основа порядка, но они бессильны без силы" ("Рассуждения о первой декаде Тита Ливия").
  
  Сходство:
  
   Оба учения отвергают моральные ограничения власти, если они мешают стабильности.
  
  
  2. Роль правителя: жестокость vs. добродетель
  
  Легизм:
  
  - "Милосердие правителя ведет к беспорядку; жестокость - к порядку" (Шан Ян).
  
  Макиавелли:
  
  - "Государь должен избегать ненависти, но если выбор между любовью и страхом - пусть лучше боятся" ("Государь", гл. XVII).
  
  Различие:
  
  - Легисты видели в правителе безличный инструмент закона.
  - Макиавелли допускал гибкость: "Государь должен быть львом и лисой" (хитрость + сила).
  
  
  3. Управление элитами
  
  Легизм:
  
  - "Чиновников надо проверять так, как кузнец проверяет металл" (Хань Фэй).
  
  Макиавелли:
  
  - "Знать следует либо уничтожить, либо сделать зависимой от твоей воли" ("Государь", гл. IX).
  
  Сходство:
  
   Оба подчеркивают необходимость подавления аристократии ради централизации власти.
  
  
  4. Критика традиций
  
  Легизм:
  
  - "Древние обычаи бесполезны, если не служат укреплению государства" (Шан Ян).
  
  Макиавелли:
  
  - "Кто меньше полагается на милость судьбы, тот дольше удерживает власть" ("Государь", гл. XXV).
  
  Различие:
  
  - Легисты отвергали традиции полностью.
  - Макиавелли допускал их использование для легитимации власти.
  
  
  Выводы
  
  1. Общее: Оба учения оправдывают жесткие методы ради стабильности.
  2. Разное:
   - Легизм - тотальный контроль через закон.
   - Макиавелли - прагматизм с учетом обстоятельств.
  3. Влияние: Легизм стал основой китайской бюрократии, а идеи Макиавелли - теорией Realpolitik в Европе.
  
  
  Цитаты
  
  - Легизм: "Государство должно быть как тигр: безжалостным к врагам и четким в действиях" (Хань Фэй).
  - Макиавелли: "Цель оправдывает средства, если речь идет о сохранении власти" ("Государь").
  
  Литература
  
  1. "Хань Фэй-цзы" / пер. Л. С. Переломова. М., 1999.
  2. "Государь" Никколо Макиавелли / пер. Г. Муравьевой. СПб, 2020.
  3. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм: политическая борьба в Китае. М., 1981.
  4. Skinner Q. Machiavelli: A Very Short Introduction. Oxford, 2000. 5. Schwartz B. The World of Thought in Ancient China. Harvard, 1985.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"