Слово "свобода" давно стало мантрой западного капитализма, его идеологическим оправданием и главным товаром на рынке политических идей. Однако, как верно замечает Ноам Хомский, это - старое мошенничество. Капитализм, претендующий на звание системы, основанной на свободе, на деле оказывается системой, требующей жесткого контроля, государственного вмешательства и подавления подлинной рыночной конкуренции.
Миф о свободном рынке
Идея "свободного капитализма" - это утопия, которая никогда не существовала в чистом виде. С самого начала промышленной революции крупные корпорации и финансовые институты зависели от государственной поддержки: субсидий, протекционистских законов, военных интервенций для защиты интересов бизнеса. Даже Адам Смит, которого часто цитируют как апостола свободного рынка, предупреждал об опасности монополий и сговора предпринимателей против общества.
Современные корпорации не выжили бы в условиях подлинной рыночной конкуренции. Они требуют "сильного правительства" - но не как гаранта справедливости, а как инструмента подавления конкурентов, рабочих движений и любых форм сопротивления их власти. Государство становится не столько "ночным сторожем" капитализма, сколько его вооруженной охраной.
Капитализм против рынка
Парадоксально, но крупный бизнес - главный враг свободного рынка. Настоящая рыночная конкуренция подразумевает равные условия, свободный вход на рынок и отсутствие монополий. Однако капитализм в его современной форме стремится к обратному: к концентрации богатства, к установлению барьеров для мелких игроков, к превращению рынка в олигополистический картель.
Корпорации не хотят дисциплины рынка - они хотят гарантий. Они требуют спасения за государственный счет в случае кризисов ("too big to fail"), патентных законов, ограничивающих инновации, и налоговых льгот, перекладывающих бремя на общество. В этом смысле капитализм давно перестал быть системой свободного предпринимательства - он стал системой привилегий для избранных.
Свобода как идеологический конструкт
Когда капитализм говорит о свободе, он имеет в виду не свободу человека, а свободу капитала. Свобода корпораций увольнять работников, свобода избегать налогов, свобода загрязнять окружающую среду - все это подается как "естественное право". Но свобода человека - право на достойную жизнь, на образование, на медицинскую помощь - объявляется "социалистической утопией".
Таким образом, риторика о свободе становится инструментом манипуляции. Она скрывает реальное положение вещей: чем больше "экономической свободы" у корпораций, тем меньше свободы у людей.
Заключение: свобода после капитализма
Если свобода - это не пустой лозунг, а реальная возможность человека распоряжаться своей жизнью, то капитализм в его нынешнем виде не может быть ее воплощением. Подлинная свобода требует не ослабления государства в интересах корпораций, а демократического контроля над экономикой, перераспределения власти и ресурсов.
Как писал Хомский, "свобода без социализма - это привилегия, несправедливость; социализм без свободы - это рабство, варварство". Возможно, будущее свободы - не в мифе о "свободном рынке", а в поиске новых форм экономической демократии, где свобода одного не будет строиться на порабощении другого.