Нестеров Андрей Николаевич
Деконструкция власти: Как Жак Деррида читал Маркса и критиковал капитализм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

  Деконструкция власти: Как Жак Деррида читал Маркса и критиковал капитализм
  
  Жак Деррида не предлагал прямолинейной "критики" в привычном смысле этого слова - он не был ни ортодоксальным марксистом, ни либертарианцем. Его подход заключался в деконструкции самих оснований, на которых строятся обе системы, вскрытии их внутренних противоречий, апорий и подавляемых элементов.
  
  Его отношение к марксизму и капитализму можно разделить на два ключевых аспекта.
  
  1. Деконструкция марксизма
  
  Деррида не отвергал марксизм, а скорее работал с ним и против него одновременно, что является классическим жестом деконструкции. Он считал марксизм неотъемлемой и неустранимой частью интеллектуального наследия, которую нельзя просто отбросить, но которую необходимо переосмыслить.
  
   Критика метафизики в марксизме: Деррида утверждает, что марксизм, несмотря на свой революционный потенциал, во многом остается в рамках западной логоцентрической метафизики. Он указывает на:
   Телеологию: Идея о неизбежной победе коммунизма, о конце истории (как у Гегеля) - это линейный, предопределенный нарратив (смысловая схема), который деконструкция призвана оспорить.
   Бинарные оппозиции: Марксизм часто работает через жесткие противопоставления: базис/надстройка, пролетариат/буржуазия, угнетенные/угнетатели. Деррида показывает, что эти оппозиции иерархичны и нестабильны, их границы размыты. Он не отрицает существование угнетения, но ставит под вопрос чистоту и простоту этих категорий.
   Присутствие (Presence): Марксистская теория часто апеллирует к некоей аутентичной, "полной" сущности человека (например, понятие "родового бытия" у раннего Маркса), которая была отчуждена. Деррида же отрицает саму возможность такого "полного присутствия" и изначальной идентичности.
   "Призраки Маркса": Это главная работа Деррида, посвященная марксизму. Он вводит понятие "спектра" или "призрака". Марксизм, по Деррида, - это не мертвая догма, а "призрак", который продолжает бродить по миру. Этот призрак - нечто неуловимое, не-настоящее, но и не-несуществующее. Он оказывает реальное воздействие. Деррида призывает не "изгнать" этот призрак (как пытался сделать капитализм после распада СССР, провозгласив "конец истории"), а вступить с ним в диалог, научиться "жить с призраками" - то есть с наследием, которое никогда не было полностью чистым и ясным.
  
  Вывод по марксизму: Деррида не уничтожает марксизм, а "деконструирует" его - показывает его внутреннюю сложность, его метафизические предпосылки и призывает к его обновленному, более гибкому и не-догматическому прочтению.
  
  2. Деконструкция капитализма и "Дух Маркса"
  
  Если марксизм Деррида подвергает деконструкции, то капитализм он подвергает радикальной критике, но делает это, опираясь на некоторые элементы марксистской традиции, а точнее - на ее "дух".
  
  В книге "Призраки Маркса" Деррида выделяет то, что он называет "духом Маркса" - это не конкретная доктрина, а набор этических и политических интуиций, которые остаются актуальными. Этот "дух" включает в себя:
  
  1. Критика идеологии: Анализ того, как доминирующие дискурсы (СМИ, реклама, политическая риторика) создают "реальность" и маскируют отношения силы.
  2. Критика капитализма как религии: Деррида развивает мысль Вальтера Беньямина о том, что капитализм - это культовая религия, возможно, самая жестокая из когда-либо существовавших, поскольку она не дает искупления, а лишь порождает вину и долг.
  3. Анализ отчуждения и фетишизма товара: Деррида признает силу анализа Маркса, показывающего, как социальные отношения маскируются под отношения между вещами.
  
  Однако Деррида идет дальше классического марксизма. Он критикует современный капитализм (и глобализацию) за:
  
   Новый мировой порядок: Доминирование западной модели, которая претендует на универсальность, подавляя иные голоса и возможности.
   Власть медиа и телетехнологии: Капитализм контролирует не только средства производства, но и средства производства "реальности" через СМИ, создавая гиперреальность, где невозможно отличить событие от его спекулятивного образа.
   Власть международных институтов: Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, "Большая семерка" (G7) - которые, по словам Деррида, действуют не в интересах демократии, а в интересах могущественных государств и корпораций, усиливая неравенство и долговую зависимость.
  
  Ключевое понятие: "Грядущая демократия" ( democracy to come - à-venir)
  
  Это центральный ответ Деррида на кризис обеих систем. Это не конкретная политическая модель или утопия.
  
   Это не "демократия в будущем": Это не цель, которую можно достичь и на которой история остановится.
   Это постоянное обещание и ожидание: "Грядущая демократия" - это идея о том, что подлинная демократия всегда впереди, она всегда "грядет". Она является тем, что постоянно требует пересмотра, улучшения, включения новых голосов, которые были исключены.
   Критика наличной демократии: Любая существующая демократия (либеральная, социалистическая) всегда несовершенна, всегда содержит в себе элементы несправедливости и исключения. Поэтому ее необходимо постоянно оспаривать и деконструировать во имя того, что "грядет".
   Альтернатива "концу истории": Противопоставление Фукуяме, который объявил о победе либеральной демократии как конечной форме правления. Для Деррида история открыта, и будущее демократии непредсказуемо и радикально иное.
  
  Итог
  
  Деррида не выбирает между марксизмом и капитализмом. Он показывает, что:
  
  1. Марксизм - это мощный, но внутренне противоречивый инструмент критики, который нуждается в освобождении от своих метафизических и догматических элементов.
  2. Капитализм (особенно в его неолиберальной, глобальной форме) - это система, порождающая чудовищные формы несправедливости, контроля и исключения, которую необходимо неустанно критиковать.
  3. Путь вперед - это не возврат к ортодоксальному марксизму и не принятие капиталистического статус-кво, а радикальная открытость "Грядущему" - этическому императиву, который требует бесконечной работы по деконструкции любой существующей системы во имя большего равенства и справедливости. Его критика - это не критика с внешней позиции, а критика изнутри, вскрывающая внутренние разрывы и противоречия самих этих систем.
  
  
  Список литературы для дальнейшего чтения:
  
  Основные работы Деррида:
  
  1. Деррида Ж. Призраки Маркса. - М.: Издательство "Логос-Альтера", 2006. - (Основная работа, посвященная этой теме).
  2. Деррида Ж. Поля философии. - М.: Академический Проект, 2012. - (Содержит ключевые тексты о деконструкции и differánce).
  3. Деррида Ж. О грамматологии. - М.: Ad Marginem, 2000. - (Фундаментальный труд, закладывающий основы его метода).
  
  Критические работы и исследования:
  
  1. Спивак Г. Ч. Может ли подчиненный говорить? // В кн.: Вестник ЛГУ. Серия 6. Вып. 1. 1992. - (Статья известной исследовательницы и переводчицы Деррида, развивающая его идеи в постколониальном ключе).
  2. Беньямин В. Капитализм как религия. // В кн.: Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. - М.: РГГУ, 2012. - (Работа, на которую прямо опирается Деррида в своей критике).
  3. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: АСТ, 2004. - (Текст, выступающий главным оппонентом для Деррида в "Призраках Маркса").
  4. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. - М.: Русское феноменологическое общество, 1996. - (Взгляд на наследие Деррида с позиций прагматизма). 5. Великовский С. И. Грани "несчастного сознания". - М.: Искусство, 1973. - (Классическая работа, помогающая понять интеллектуальный контекст французской мысли XX века).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"